Содержание курса по окружающему миру с 1 по 4 классы по ПНШ
рабочая программа по окружающему миру по теме

Данное описание курса по окружающему миру поможет учителям составить рабочую программу для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.1-4_kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

1 класс (66часов)

Человек и природа (46 ч)  

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают)

     Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое – лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.    

Растения — часть живой природы. Разнообразие растений.  Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): корень, стебель, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные травы. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.

     Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

     Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

     Примеры явлений природы. Смена времен года.

     Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

     Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.

     Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).

     Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.

Человек и общество (15ч)

     Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.

     Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу. Приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.

     Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.

     Труд людей в осенний период года.

     Наша Родина – Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия — многонациональная страна. Москва – столица России. Достопримечательности столицы - Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный флаг России, Государственный герб России,  Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Правила безопасного поведения (5ч)

     Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила  безопасного поведения на улице.

     Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).

     Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).

     Правила поведения при сборе лекарственных трав.

     Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы).

2 класс (68 часов)

Человек и природа (40 часов).

    Планеты и звезды. Солнце — ближайшая  к нам звезда, источник тепла и света для планеты Земля.

   Земля - планета. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Вращение Земли как причина смены сезонов года на нашей планете.

    Взаимосвязь живой и неживой природы. Условия жизни на планете Земля.

    Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.

    Вода — источник жизни на Земле.  Свойства воды.  Значение воды в природе и жизни человека.

    Цветковые растения. Части растений. Условия, необходимые для жизни растений (вода, воздух, тепло, свет). Дыхание и питание растений.  

    Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения.

Размножение растений семенами, усами, луковицами, корнями, клубнями.  Продолжительность жизни растений. Значение растений в жизни человека.  Охрана растений.  Красная книга России.            Растения родного края.

    Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах).

    Животные Земли. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. Защитные приспособления у животных.

Значение диких и домашних животных в жизни человека. Живой уголок. Бионика. Охрана животного мира.   Животные родного края.

Человек и общество (24 часа).

    Обмен письмами как одно из средств информации.

Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

    Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Родословная семьи. Уважение к старшим, к членам семьи. Семейные традиции.

    Младший школьник. Школьный и классный коллективы.

    Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Профессии людей.

    Родной край – частица России. Название, основные предприятия города, достопримечательности.

     Россия — наша Родина. Конституция России. Важнейшие права граждан. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции.

     Государственная символика России: флаг, герб, гимн, узаконенные Конституцией.

     Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы. Имена великих князей.

Правила безопасного поведения (4 часа).

    Режим дня школьника.  Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения здоровья. Режим питания. Предупреждение простудных заболеваний. Номера телефонов экстренной помощи.

     Правила безопасного поведения на улице. Правила дорожного движения. Переход железной дороги.

     Правила безопасного поведения в быту.

3 класс (68 часов)

Человек и природа (52 часа).

    Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.

    Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.

    Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

    Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Природные тела – человек, животные. Грибы, растения, микробы. Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы - мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

    Разнообразие веществ. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.

    Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.  Растворы в природе. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

     Кругооборот воды в природе.

     Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

     Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Наблюдение за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки дневника.

    Горные породы: магматические и осадочные. Полезные ископаемые. Их свойства. Использование и охрана полезных ископаемых.

    Почва. Образование почвы и состав, цепи питания. Значение почв.

Природные сообщества.  Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.

Человек и общество (12 часов).

    Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды. Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России.

    Лента времени.

    Города России. Города «Золотого кольца». Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи.

    Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Правила безопасного поведения (4 часа).

   Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом.

   Повышение температуры тела как повод обратиться за помощью.

   Соблюдение правил безопасности при гололеде.

   Быстрая помощь человеку, на котором загорелась одежда.

   Правила безопасного поведения в лесу, у водоемов весной, летом.

   Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной Войны. Телефон службы спасения МЧС.

4 класс (68 часов)

Человек и природа (40ч)

      Общие представления о Вселенной, Солнечной системе. Оно из теоретических предположений ученых о возникновении солнца. Планеты Солнечной системы. Вращение Земли вокруг своей оси

и   движение вокруг Солнца.

     Общие представления о природных зонах России. Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне.

       Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Заповедные места. Московское время, часовые пояса.

       Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.

Личная гигиена и укрепление здоровья.

Человек и общество (24 часа).

Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика России. Конституция – Основной закон РФ. Права ребенка. Президент РФ. Правительство и Парламент страны.

     Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык –государственный язык РФ. Родной город, регион. Название. Расположение края на карте России. Карта родного края. Особенности труда людей. Народные промыслы.

       Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих сухопутные границы с Россией. Морские границы. Морская граница с Аляской и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии.

      Страны и народы мира. Япония, США, Великобритания, Франция.

      Терроризм – международная опасность.

      История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события. Крещение Руси. Выдающиеся люди разных эпох.

       Традиционные российские религии. Отличия народов друг от друга.

       Сохранение традиционной обрядовости. Современные сезонные праздники – дань традициям. Историческое и культурное наследие каждого народа.

       Москва как летопись истории России, исторические памятники и события, связанные с ними.

Правила безопасного поведения (4 часа)

      Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема.

      Соблюдение правил безопасного поведения во время  прогулок в лес. В парк, на луг.

      Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.

      Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование 4 КЛАСС ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ОБЖ

4 КЛАССИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ОБЖ (учебники : А.А. Плешаков, А.В. Гостюшин )...

Содержание курса по окружающему миру за 3-ий класс

В этой публикации я покажу вам содержание курса по биологии за 3-ий класс, дабы болеющие дети могли знать что проходят их сверстники в школе. Информация взята с http://www.school2100.ru/uroki/elementa...

Содержание курса по математике за 3-ий класс

Тут приводится содержание курса по математике за 3-ий класс, которое может помочь при изучении данного предмета.Информация взята http://www.school2100.ru/uroki/elementary/izo.ph...

Содержание курса по информатике за 3-ий класс

Тут представлено содержание курса по информатике за 3-ий класс. Информация взята http://www.school2100.ru/uroki/elementary/izo.ph...

Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе

Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса     по окружающему миру  в3 «б»  классе...

Рабочая программа учебного курса по окружающему миру для 3го класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Данная рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Разработка и презентация урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экологическая безопасность» по курсу «Окружающий мир»; автор А. А. Плешаков

Разработка  и презентация урока "Экологическая безопасность" в 3 классе по курсу "Окружающий мир" А. А. Плешакова с вопросами и предполагаемыми ответами обучающихся....