Окружающий мир. "Лес - природное сообщество"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

 

сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов и, на основе этого, развивать представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_-_prirodnoe_soobshchestvo.docx46.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Лес – природное сообщество

Цель: сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов и, на основе этого, развивать представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Задачи:

  1. Показать красоту леса и разнообразие растений леса;
  2. Расширить и уточнить знания учащихся о животных леса;
  3. Познакомить с особенностями образа жизни типичных представителей животного мира;
  4. Показать связи животных леса с растениями и друг другом;
  5. Убедить учащихся в бережном отношении к природе и её охране.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, эвристическая.

Оборудование: учебники, карта Ростовской области, карта «Природные зоны, телевизор, компьютер, гербарий, выставка книг.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы совершим с вами прогулку. Куда? Догадайтесь!

 Есть у меня зелёный друг,

Весёлый друг, хороший

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Слайд 2

- Кто сможет объяснить, что такое лес? Давайте посмотрим толкование этого слова в интернете. Итак, учёные называют лес – природным сообществом. (Щелчок)

- А что это значит? (Это значит, что все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)

2. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы попытаемся с вами доказать связь, которая существует в лесном сообществе. Слайд 3

3. Работа над темой урока

Слайд 4

Учитель: Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, сумрачные ели, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина – лес.

- Какие растения растут в лесу? (Деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи, лишайники)

Учитель: Не мешают ли растения друг другу расти? Почему? Растения в любом лесу располагаются этажами или ярусами. Главное, они не должны мешать друг другу.

Верхний или первый ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету: дуб, липа, старая берёза.

Под ними второй ярус: рябина, черёмуха.

Третий ярус – кустарники: орешник, малина.

Четвёртый – травянистые растения.

Пятый ярус – грибы, мхи, лишайники.

- А кто из вас знает особенности лишайников? (Растут только там, где чистый воздух) Ни к одному из ярусов нельзя отнести лишайники, которые поселяются на стволах деревьев. Интересно, что они не причиняют вреда деревьям, а только используют их как место для жизни. Самым низким ярусом является почва, со всеми населяющими её живыми организмами.

В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше. В лучшем случаи под высокими деревьями растут теневыносливые кустарники черники и некоторые травянистые растения: майник, кислица.

Но чем больше ярусов в лесу, тем больше тень. Даже самые лёгкие воздушные листочки , например, у берёзы, всё же дают тень.

- Вы знаете, что растения не могут жить без света. Как же природа решила этот вопрос?(Растения приспособились к разному освещению. Есть растения тенелюбивые, есть растения теневыносливые.)

В лесу тень определяет время цветения растений нижних ярусов. Ранней весной, когда только сойдёт снег, вырастают теневыносливые раннецветущие растения: медуница, гусиный лук, ветреница.

- Как вы думаете почему? (Они спешат расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.)

- Среди первоцветов есть и деревья- ива; кустарники – орешник. Жизнь растений в лесу обеспечивается условиями неживой природы.  Слайд 5

Но и лес влияет на состояние неживой природы. Каким образом?

Ученик: В жаркий день в лесу прохладно. Зимой лес защищает нас от холода и сильного ветра. Значит, летом в лесу температура воздуха ниже, а зимой выше, чем на открытом месте.

Учитель: В сухую погоду возьмём комочек почвы в лесу и на открытом месте, сожмём их в кулак – и убедимся, что в лесу почва более влажная, чем на открытом месте. Лес охраняет влагу в почве. Солнечные лучи, ветер, дождь тоже несут информацию. Солнце указывает растениям, когда, надо распускать почки, а когда сбрасывать листву.

Слайд 6

(Хорошо читающий ученик читает с экрана телевизора)

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, стряхая капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Привет тебе, приют покоя и свободы,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И сколько  у тебя загадок и чудес!

Роберт Рождественский

Учитель: На какие группы можно разделить  деревья по их внешнему виду, упомянутые автором этих строк? (Щелчок)

- Чем отличается хвоя от листьев? (формой, количеством, хвоя покрыта восковым налётом)

-Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?

-А какой лес, по вашему мнению, выглядит «веселее», хвойный или лиственный? Почему? (В лиственных лесах больше разных видов деревьев, у них разная форма листьев, плодов, цветов, они светлее и наряднее. В лиственных лесах много пищи для насекомых и поэтому больше птиц и зверей.)

- Лес полон звуков – голосов птиц. Давайте послушаем музыку леса  и представим, что мы находимся в лесу. И попробуем определить, какое растение к какому ярусу относится.

Работа в парах. На столах у детей лежат по 3-4 растения из гербария.

Проверка.

- А без кого не может существовать лес? Слайд 7

Весь лес – от верхушки деревьев до земли, включая почву, заселён животными. Животные леса, как и растения, обитают ярусами. Давайте попробуем  с вами определить какие животные, в каком ярусе обитают. Слайд 8

Работа в группах:

  1. 1 группа – составляют список животных обитающих в верхнем ярусе;
  2. 2 группа- ведут наземный образ жизни;
  3. 3 группа – обитают под землёй.

Проверка.

Учитель: К середине прошлого столетия человек практически уничтожил это животное. Затем понял, что природа была мудра, придумав его. (Рассказ о волке)

- Люди нередко меняются квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные жители? Представьте, что белка захотела поменяться к5вартирой с кротом. Смогли бы они это сделать? Почему?

Слайд 10

- Составьте цепи питания:

  1. 1 группа –животные, обитающие в верхнем ярусе;
  2. 2 группа- наземные животные
  3. 3 группа – –животные, обитающие под землёй.

Проверка.

Учитель: Из данных условных диаграмм, выберите ту, которая соответствует теме нашего урока. Объясните свой выбор. Слайд 11

                                   

Проверка. (Щелчок)

Учитель: У каждого человека есть семья и дом. Семья живёт дружно, сообща. А можно ли лес назвать домом? Какой вывод можно сделать? (Лес – природное сообщество и все его обитатели живут вместе)

Но в сообщество леса входит ещё и особая группа живых существ, они не относятся ни к растениям, ни к животным. Что это за группа?

Слайд 12

- Каково значение грибов в жизни леса?

Учитель: Грибы, которые вы обычно видите в лесу, состоят из шляпки и ножки, а в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити – это грибница – подземная часть гриба.

- Оказывается, грибы очень нужны в лесу. (Чтение статьи хорошо читающим учеником)

        … В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

        Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев и кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб-мухомор.

        А ещё грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

        Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

Учитель: А кто ещё участвует в круговороте веществ? (Насекомые и их личинки, которые живут в лесной подстилке, а также микробы.)

- Итак, мы с вами составили схему природного сообщества леса.

- Давайте впишем недостающие звенья в экологической пирамиде или пирамиде природного равновесия. Слайд 13

Учитель: Оказавшись в лесу, бережно относитесь не только к деревьям, но и к малой травинке и насекомым, обитающим в нём. Ведь многие живые организмы связаны между собой  своеобразной дружбой:

Дружат пчелки и цветок.

Дружат лист и мотылек,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

Дружат ели и клесты…

- Каким образом они дружат? На схеме осталось не раскрыто одно звено. Как вы думаете, что это за звено? (Щелчок)

- Каково значение сообщества для человека?

Учитель: Наше время называют веком информации. Для её сбора, хранения, обработки созданы системы связи., изобретены компьютеры. Но, оказывается, что ничего нового люди не изобрели. Природные сообщества миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». А ведь из покон веков лес был и остаётся верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного отношения с ним.

Закрепление. Что же делает человек, чтобы сохранить лес?

Работа по карте Ростовской области. Слайд 14

В Ростовской области находятся:

  1. Государственный музей-заповедник им. М. А. Шолохова, на территории Вешенского района. Он организован в 1984 г.
  2. Государственный природный заповедник «Ростовский» на территории Орловского района, среди сухих степей и полупустынь. Он организован в 1995г.
  3. Маныч-Гудило – место массовых гнездований и миграции водоплавающих птиц (около 40 тыс. особей). Обитающие 29 видов животных занесены в Красную книгу.
  4. В Ростовской области с 1995 г. Находятся под охраной 1 заповедник Федерального значения, 7 охотничьих заказников Федерального значения, 24 заказника областного значения, 90 памятников природного местного значения.
  5. В Ростовском зоопарке примерно 400 видов животных, в том числе, примерно 70 из Красной книги.

- Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества.

Слайд 15

Любить лес, охранять его – это долг каждого Российского Человека – хозяина Великой страны.

Рефлексия.

Учитель: Понравился урок?

На доске три лист листика: «Понравился, не понравился, не знаю». Приклейте на ёлочку или грибок на тот листик, который передаёт ваше отношение к уроку.

Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из растений или животном,  нуждающемся в защите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Лес- природное сообщество" 4 класс

Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А. Плешакова на тему «Лес – природное сообщество» направлен на экологическое воспитание младших школьников.  По типу  - урок систематиза...

Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" 3 класс по системе Занкова.

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе  Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг,  на формиров...

Методическая разработка проверочной работы по окружающему миру. Тема "Природные сообщества" 2 класс

Разработка проверочной работы по окружающему миру по теме "Природные сообщества", 2 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

Разработка по окружающему миру для 1  класса  «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...

Урок окружающего мира "Лес - природное сообщество" по УМК "Начальная школа 21 века"

Лес рассматривается как природное сообщество: виды животных, растений, ярусы леса. Проводится работа в группах. Ученики выполняют мини-проекты на уроке....

Тест по окружающему миру "Лес- природное сообщество"

Тест используется в 4 классах. Использованы разработки к УМК А.А.Плешакова...