Урок-конференция "Всего одна Земля".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Рыбакова Галина Вячеславовна

Конспект экологической конференции с учениками 3 класса, направленная на воспитание экологического сознания детей,  правильного поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsego_odna_zemlya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всего одна земля

Экологическая конференция

Цели: обсудить правила поведения в природе, воспитание экологического сознания детей. 

Задачи:1. формировать представление об экологии, ее роли в жизни людей, выявлять основные пути загрязнения природы.

2. Расширять кругозор о природе, учить познавать окружающий мир.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать гражданскую позицию: « Земля - это наш общий дом. Дом всегда нужно беречь и защищать».

Оборудование: таблички с названиями отделов: «Отдел охраны воздуха», «Отдел охраны воды», «Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений», газета «Мир вокруг нас», карточки из серии «Травянистые растения», альбомные листы, клей, экологические знаки, рисунки жабы, летучей мыши, кукушки, мотылька.

Ход урока

1.Организационный момент.

Заранее расставлены парты. Учащиеся сидят группами. На каждом столе табличка с надписью группы.

- Здравствуйте, друзья! Здравствуй, Земля! Здравствуй, природа! Я приветствую вас на экологической конференции под названием «Всего одна земля». В новое тысячелетие люди шагнули с очень серьезной проблемой экологии. Наша планета в опасности – Уничтожаются леса, загрязняются вода, воздух, земля. Нещадно истребляются животные, рыбы, птицы. Дети, как и взрослые, должны любить и оберегать свою планету. Ведь надежда на вас, вам исправлять ошибки прошлых поколений, вам спасать такую маленькую, хрупкую, и такую больную нашу планету.

2. Все вы представители «Комитета по охране природы». Я вас разделила на 4 группы. Прочитайте таблички на своем столе. К концу урока вы должны высказать свое отношение к природе, ответить на проблемные вопросы и составить свод правил «Друзей природы».

       Послушайте стихотворение С. Крупина (читает ученик):

На одной планете дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,

Рек не загрязняли!

Все старательно, с умом берегли свой общий дом

Под названием Земля, где живем и ты, и я!

          Было бы чудесно, если б все дети и взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе.

Кто из вас слышал слово экология? Что оно обозначает? Почему нужно бережно относиться к планете? (мнения учеников). От слова экология произошло слово эколог. Что оно обозначает?

Вы - друзья, которые помогут планете расцвести и засиять яркими красками.

         3. Работа с газетой «Мир вокруг нас».

        - То, что вы видите – газета, хотя на ней ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее  страничка, которую готовили наши корреспонденты. Они расскажут, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что вы в нем видите? (грустного человечка) Почему он грустный? (ответы детей)

        - У нас разные мнения. Давайте послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда вы поймете, почему он грустный.

        4.  В классе работают 4 корреспондента, каждый из которых садится со своей группой, делает сообщение, задает проблемный вопрос для обсуждения в группах. Ответы, оформленные в виде правил вывешиваются на магнитную доску. ( Мы - друзья природы.)

          1-я группа. Сообщение корреспондента:

- Отгадайте загадку: …через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем…

Речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан называть небом. Все живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. В воздухе содержатся микробы-Маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. Они накапливаются в пыли, оседающей из воздуха на предметах быта. Еще в атмосфере накапливаются вредные вещества, которыми мы дышим. Посмотрите на серый круг нашей газеты, на нем темные пятна. А теперь ответьте на мой проблемный вопрос: что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?

              Обсуждение вопроса в группах. На столах лежат листочки, с написанными на них разными правилами. Ученики должны выбрать ответ на этот вопрос. Составление свода правил:

          Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.

          Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листьях вредные вещества, которые  в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

          Заводы и фабрики не должны делать выбросы в атмосферу вредных веществ. На трубы должны устанавливаться специальные мощные фильтры.

         Выхлопные газы автомобилей наносят  огромный вред чистоте воздуха. Нужно ставить фильтры на выхлопные трубы машин. Тогда будет дышать легко.

             - Мы очистили с вами воздух. Посмотрите, какое чистое небо над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким (вешает картину с изображением неба).

2-я группа. Сообщение корреспондента:

           Загадка: Без чего человек не сможет прожить и три  дня (вода). Ни умыться, ни напиться, листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут птицы, звери и  человек. Всегда и всем нужна вода! Где больше всего воды на планете? (в океане) Где еще находится вода? (в морях, реках, озерах)

               Снег – это вода и облака – это вода. Какая вода нужна для растений, животных, человека?  Чтобы напиться и умыться, нужна пресная и чистая вода.40% населения нашей планеты страдает от нехватки пресной воды. Маленькие дети, старики умирают от обезвоживания организма.

          Посмотрите на голубой круг нашей газеты, здесь много темных пятен.

         А теперь ответьте на мой проблемный вопрос: пресной воды на нашей планете очень мало, ее надо беречь. А как?

             Обсуждение вопроса в группах. Составление свода правил:

         Экономно расходовать воду, не оставлять водопроводные краны открытыми.

         Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины, ковры.

          Отходы от заводов, фабрик и ферм также загрязняют водоёмы. Нужно строить новейшие очистные станции воды.

           Людям нужно регулярно чистить пруды, озёра, реки от накопившегося там мусора.

         - Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая (вешает картину с изображением рек, озёр и пр.)

             5. Физкультминутка.

                                      Мы шагаем, мы шагаем,

                                       Руки выше поднимаем,

                                     Голову не опускаем,

                                    Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба с подниманием рук.)

                                    Вдруг мы видим: у куста

                                    Выпал птенчик из гнезда.

                                   Тихо птенчика берём,

                                    И назад в гнездо кладём.

( Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.)

                                     Впереди из-за куста

                                    Смотрит хитрая лиса.

                                    Мы лисицу обхитрим,

                                    На носочках побежим.

( Бег на носочках.)

                                   На поляну мы заходим,

                                  Много ягод там находим.

                                  Земляника так душиста,

                                  Что не лень нам наклониться.

( Наклоны вперёд.)

                                 Как много мы увидели-

                                И речку, и цветы.

                                Узнали много нового

                                И я, и ты, и мы.

              3-я группа. Сообщение корреспондента:

              Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Леса называют  «легкими» планеты Земля.  Но, к сожалению, с каждым годом  сотни тысяч деревьев исчезают с нашей планеты. «Жить в зелёном мире хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружиться птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!»

          А теперь проблемный вопрос: всегда ли человек относится к природе как к другу? Какие правила поведения в природе надо знать, чтобы не исчезали леса, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?

            Обсуждения в группах. Свод правил:

        Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в лесу, на лугу, в парке, а не губить их.

        Леса – богатства нашей планеты. Запретить вырубку лесов ради наживы.

        Сажать молодые саженцы деревьев и кустарников. Озеленять города.

        Не бросать мусор на улицах, скверах, парках городов и сёл. Сажать красивые цветы на клумбах  города.

       Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 50 человек. Сколько погибнет цветов, если каждый сорвет по 3 цветка?»

            Ландыши люди рвут не задумываясь. А чтобы ландыш зацвел с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти десять лет. Мальчик и девочка, окончившие  1 класс, успеют за это время окончить школу. Подумайте над этим! Не рвите цветы. Их осталось так немного!                           

         6. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Лесная аптека». На нашей планете произрастает много лекарственных трав. Все сидящие в этом классе болели простудными и другими заболеваниями. И мама готовила чай из целебных трав, лечила ими горлышко, кашель.

Один ученик наизусть читает стихотворение-загадку, остальные должны угадать цветок и выбрать рисунок на доске. На доске прикреплены карточки с изображением клевера лугового, медуницы лекарственной, тысячелистника обыкновенного, ромашка непахучая, ландыш майский, подорожник, одуванчик лекарственный, мать- и-мачеха.

               Поле растений мы с вами тоже очистили от мусора.

4-я группа. Сообщение корреспондента:

                 Посмотрите на коричневый круг нашей газеты. На нем черные квадраты. Это животные, которые больше всего пострадали от человека. Ученые посчитали: только за последние двести лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному виду животного в год. В наши дни гибель животных идёт ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь зверей и птиц.

               Проблемный вопрос .Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?

               Обсуждение вопроса в группе. Свод правил.

        Не охотиться на редких животных, не ловить, не пугать их. Создавать     заповедники.

              Соблюдать правила поведения в лесу: не кричать, не разорять птичьих гнёзд, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.

             Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков и червячков.

               Не разжигать в лесу костры, убирать за собой мусор, не разорять муравейники.

             7.  Внимание! К нам по почте пришли жалобы от животных, которых чаще всего обижают и не любят дети. Определите, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в стороны, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая». (Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу-и они исчезнут.)

Жалоба2

«Я -  обычная с виду птица. А не любят меня за то, что я единственная из птиц подкладываю свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливаю своих птенцов. Но никто не знает, почему я это делаю?» (Кукушка-птица насекомоядная. И главное-она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Это мохнатые гусеницы. А кукушка ест их всех подряд. Кукушата не могут есть таких гусениц. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.)

               Вот мы с вами помогли и животным.(вешает картину с изображением животных)   Если мы будем  знать и соблюдать правила поведения в природе, мы поможем всем.

               8. Итог урока.

                 - Посмотрите на нашего человечка в газете. У него совсем другой вид. Человечек улыбается. Ему хорошо на  чистой планете. Он здоров и того же желает вам.

Урок заканчивается чтением стихотворения И. Мазнина

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?

Ученики все вместе поют песню «Наш край» (сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал «Земля у нас одна – другой не будет никогда!»

      Внеклассное мероприятие для 2 класса.  Устный  журнал  «Земля  у  нас  одна – другой  не  будет  никогда!»     ...

«Мы, Земля, с тобой одна семья!»

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замеча...

Экологическая беседа "Земля у нас одна!"

Экологическая беседа "Земля у нас одна!" ...

«Мы дети разных народов, Мы дети одной Земли!»

классный час о толерантности....

ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА НЕЙ РАЗНЫЕ . НАТЮРМОРТ. ЦВЕТ И СВЕТ

План- конспект урока. 3 класс. УМК "Перспектива"...

Земля как мама и у нас она одна!

-углубление экологических знаний обучающихся на основе популярных детских журналов;-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;-воспитание гуманного отношения к природе, чувства...

Экологический праздник для учащихся начальных классов «Земля – наш дом, но не мы одни в нём живём».

Показ актуальности проблем охраны окружающей среды, развитие творческих способностей детей, активизация экологической деятельности через осмысление сделанного....