Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме:
    Африканские степи - саванны. Урок окружающего мира, 3 класс, Занков Л.В.

    Болотова Оксана Дмитриевна

    Урок построен в соответствии с ФГОС нового поколения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kospekt_uroka_afrikanskie_stepi_-_savany.docx30.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира

    (система Занкова Л.В., 3 класс, 1 четверть)

                                              Дата проведения: октябрь

                                                                     Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс

                                                                 Провела: учитель начальных классов

                                                                                   МБОУ «Лицей №9»

                                                                                  Болотова Оксана Дмитриевна

    Тема:   Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.

    Цель:

    1. создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зоны африканских саванн.

    Предметные задачи:

    1. способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

    Метапредметные:

    1. осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные);
    1. развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные);
    1. содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные).

    Личностные:

    1. содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

    Тип урока : изучение нового материала

    Оборудование:

    1. физическая карта мира,
    2. карта природных зон,
    3. рисунки или фотографии представителей растительного и животного мира зоны саванн,
    4. презентация, проектор, экран, компьютер
    5. бортжурналы у учащихся
    6. учебники

    Этап урока

    Вре мя

    Цель

    Содержание

    Примечания

    комментарии о том, какие требования нового ФГОС реализуются на данном уроке, на каждом конкретном этапе.

    I. Оргмомент

    Слайд1.

    - Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний.

    Тихонько садитесь.

    Организация использования компьютерного и цифрового оборудования в урочной деятельности.

    Природосообразность обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядность обучения)

    II. Мотивация к учебной деятельности.

    Подготовка к работе на основном этапе.

    содействовать развитию интереса к учебному материалу

    -Один исследователь, вернувшись из очередного путешествия, написал: «Я побывал на втором по величине континенте мира. Это - страна контрастов. Меня поразило здесь разнообразие флоры и фауны, многие представители мира животных и растений встречаются исключительно на этом материке.»

    -Как вы думаете, где побывал путешественник?

    +В Африке,  … Слайд 2

    -Верно, и мы с вами тоже продолжаем путешествовать по этому интересному и загадочному материку. Перед вами карта, какую информацию об Африке мы можем рассказать с её помощью?

    III. Этап проверки Д\З

    развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей

    -Пожалуйста, расскажите всё, что вы помните об Африке.

    (Рассказ сопровождается показом на карте)

     - Первая остановка в путешествии по Африке у вас была в зоне влажных экваториальных лесов. Пожалуйста, пододвиньте к себе бортжурнал, заполните информацию об этой зоне, работая в парах. если есть затруднения, можно пользоваться учебником. Слайд 3

    Работают в парах

    - Проверьте, пожалуйста, так ли у вас получилось. Слайд 4

    IV. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

    способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

    -Сегодня мы с вами продолжаем исследовать Африку. Попробуйте предположить, в какой зоне мы сегодня сделаем остановку. Слайд 5 («Иногда эту зону называют  дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди растений встречаются редкие деревья. Т.к. места богаты растительной пищей,   там много крупных травоядных животных. Можно увидеть огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго…»)

     +….

    -Итак, действительно, сегодня нам с вами предстоит изучить особенности новой природной зоны. Слайд 6  Запишите её название в бортжурнал. Слайд 7. Прошу вас открыть учебники на стр. 39, прочитаем статью о саванне.

    V. Усвоение новых знаний и способов действий.

    воспринимать учебную задачу

    Хорошо читающие дети читают статью в учебнике, остальные следят.

    -Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? Есть ли какие-то сходства с зоной экваториальных лесов?

    +Много различных животных, это, пожалуй, самое большое сходство.

    -Чтобы приступить к более детальному изучению данной природной зоны, предлагаю разделиться на группы:

    1 группа – учёные

    2 группа – картографы

    3 группа – метеорологи

    4 группа – ботаники

    5 группа - зоологи и

    6 группа – турфирма.

    Слайд 8

    -Пожалуйста, получите задания (Приложение 1)

    -В ходе работы, не забывайте о правилах работы в группе, строго выполняйте задания полученных вами инструкций. Если вы заблудились на местности, подайте сигнал SOS мне.

    (работают в группах).

    У доски, в ходе работы групп, продолжается создание детьми проекта «Природные зоны Африки»

    Cоздание условий для организации практической деятельности школьников, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся

    Проектная деятельность. 

    Информационно-коммуникативная деятельность.        

    Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира.

    VI.Этап первичной проверки понимания изученного.

    осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные)

    -План выступлений вы видите на доске, запомните, пожалуйста, кто за кем выступает. Право выступить первыми получает группа учёных (и т.д. по порядку, кроме группы «турфирма»)

    -Будьте добры, слушайте внимательно, если сможете дополнить, я буду рада.

    Слайды 9-14

    +Нам было дано задание в справочной литературе и учебнике найти информацию о понятиях: степь, саванна и Африканские саванны.

    Степь – безлесое, бедное влагой и обычно ровное пространство с   травянистой растительностью в зоне                    

    сухого  климата..                   

     (словарь Ожегова)

    Саванна – тропическая степь с редко рас-                                      тущими деревьями и кустарниками.                         

     (словарь Ожегова)

    Африканские саванны – это равнины с высокой травянистой растительностью и редкими деревьями.

                                                                             (статья в учебнике)

    -Спасибо за работу. Право выступить получают картографы.

     Вам необходимо внимательно слушать и заполнять бортжурналы.

    -Думаю, в ходе сообщения картографов у вас, ребята, появилась информация в графе географическое положение в нашем бортжурнале. Следующие у нас метеорологи. Мы готовы вас выслушать.

    +В Африке два сезона года: зимний – сухой и жаркий и летний – влажный и жаркий. В летний сезон дождей много влаги. В зимний сезон наступает пора засухи. Прошу заполнить бортжурнал.

    -Молодцы. Приглашаю ботаников.

    +Саванны богаты травянистой растительностью, некоторые травы, например, слоновая, достигают в высоту 2-3 метра, кустарники там разрастаются большими зарослями, много разновидностей акаций, но больше всего нас поразило дерево баобаб, которое обхватить могут несколько человек.

    -Вот это да! Как у вас дела с заполнением бортжурналов? Приглашаю зоологов.

    +Животный мир саванн весьма разнообразен. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности. Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотятся на бредущие стада животных. Маленьким животным трудно пускаться на поиски воды, поэтому они предпочитают погружаться в спячку на всё время сухого сезона.

    -Спасибо вам большое за работу. Сделаем небольшую остановку.

    VII.Этап коррекции и способов действий учащихся

    развивать способность ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

    В ходе выступлений учащихся делает обобщения ответов и, если необходимо, вносит исправления.

    Слушая одноклассников, дополняют, поправляют.

    -Проверьте, так ли у вас получилось? Слайд 14

    VIII.Включе ние в систему знаний

    -Итак, вы прослушали выступления  5 групп, пожалуйста, дополните свои бортжурналы, обсудите, что у вас получилось в парах.

    (Приложение1)

    IX. Этап подведения итогов

    -Ну, и последними перед нами выступят турагенты. Слайд 15. Туристы (присутствующие учителя) сидят перед вами, убедите их, что им обязательно надо посетить африканские саванны.

    Господа! Добро пожаловать в турагенство « Мираж», вашему вниманию горячие путёвки в зону африканских саванн.

    «…Но вот поглядите, какая-то птица

    Всё ближе и ближе по воздуху мчится.

    На птице, глядите, сидит Айболит

    И шляпою машет и громко кричит:

    «ДА здравствует милая Африка…»

    Так писал об Африке К.И.Чуковский. Только здесь вы сможете увидеть огромное количество животных: обезьян, львов, гепардов, зебр, жирафов, трубкозуба. Вы попробуете собственноручно «обнять» баобаб. Сфотографируетесь вблизи водопада Виктория. Спешите!!! Не забудьте взять в дорогу удобную одежду, фотоаппарат или видеокамеру. Проконсультируйтесь у доктора, все ли профилактические прививки вам сделаны. Только «Мираж» сделает ваш отдых незабываемым.

    Спасибо, агенты. Мы обязательно к вам обратимся. Да, ребята?

    VII.Рефлексия учебной деятельности

    содействовать развитию внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

    Наш урок подошёл к концу, возьмите листочки, которые лежат у вас на партах (Приложение 1), попробуйте закончить предложения. Слайд 16.

    1. Сначала мы рассуждали …
    2. Потом мы …
    3. Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
    4. Мы увидели …,
    5. Значит…
    6. Теперь мы будем…

    Кто желает выступить?

    Высказываются

    Д/З: пользуясь вашими бортжурналами, составьте рассказ о саванне, также можно использовать дополнительную литературу. Слайд 17. Спасибо за урок.

    Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в  учебной деятельности.

    Приложение

     

    Вы – учёные

    Выпишите из словаря Ожегова лексическое значение слова «степь»

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выпишите из словаря значение слова «саванны»

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Найдите в учебнике на с.39 определение саванн. Запишите.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Подготовьтесь выступить перед классом, начните со слов: «мы исследовали название изучаемых сегодня природных зон, степи – это ….»

    __________________________________________________________________

    Вы - картографы

    Рассмотрите карту природных зон Африки на стр. 35, определите расположение саванн в Африке. На карте у доски раскрасьте эту зону светло-зелёным цветом, подготовьте рассказ о ландшафте этой территории. (Пользуйтесь физической картой мира и информацией в учебнике на с.39.)


    Вы – метеорологи, исследователи климата

    Подчеркните в статье учебника информацию о климате саванн.

    Будьте готовы выступить перед классом с информацией о климате африканских саванн. Начните со слов: «изучая климат африканских саванн, мы узнали, что…»


    Вы - ботаники

    Подчеркните в статье учебника информацию о растениях саванн.

    Приклейте на карту у доски карточки с растениями саванн (территория саванн раскрашена светло-зелёным цветом).

    Подготовьтесь рассказать  информацию о растениях саванн классу, начните со слов: «растительный мир саванн очень интересен, там…»

    Не забудьте рассказать о необычном дереве – баобабе (с.41)



    Вы - зоологи

    Подчеркните в учебнике информацию о животных саванн.

    Приклейте на карту у доски карточки с животными саванн (территория саванн раскрашена светло-зелёным цветом).

    Подготовьтесь выступить перед классом, начните со слов: «животный мир саванн весьма разнообразен, там можно увидеть…»


    Уважаемые турагенты! Впереди осенние каникулы, учителям надо отдохнуть, предложите ваши услуги.

    Подумайте, чем интересен мир африканских саванн, подготовьте небольшое рекламное выступление, убедите туристов, что там очень интересно (используйте в своём рассказе сообщение об интересных растениях и животных этой природной зоны) Пользуясь картинками и высказываниями о саваннах, подготовьте рекламный проспект для туристов.

    Не забудьте сообщить туристам, что необходимо взять в дорогу (удобную одежду, фотоаппарат или видеокамеру, проверить, все ли профилактические прививки им сделаны)

    Начните своё выступление со слов «Здравствуйте, господа. Я являюсь представителем турфирмы … . Предлагаю вам посетить…»

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

    Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)

    В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

    Окружающий мир. 3 класс. Система Л.В.Занкова

    Рабочая программа содержит: пояснительную записку, содержание программы, требования к усвоению материла, критерии оценок, календарно-тематическое планирование...

    Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

    План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система Л.В. Занкова)

    Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по окружающему миру  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.Я. Дмитриевой (система развивающего об...

    Подготовительные задания к итоговой контрольной работе по окружающему миру 3 класс ( система Л.В.Занкова)

    Данная работа охватывает основные вопросы за курс окружающего мира 3 класс, авторы программы Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков. Может служить подготовкой в итоговому контролю за год....

    рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова

    рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...