Тема урока:Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Леснова Елена Ивановна
Предмет: окружающий мир
Класс: ___3__класс____
Тема урока: Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.
Тип урока: урок открытия «новых знаний»
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зоны африканских саванн.
Предметные задачи:
способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка
Метапредметные:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные);
развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные);
содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные).
Личностные:
содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Оборудование:
физическая карта мира,
карта природных зон,
рисунки или фотографии представителей растительного и животного мира зоны саванн,
презентация, проектор, экран, компьютер
бортжурналы у учащихся
учебники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_afriki._afrikanskie_stepi_-_savanny.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Леснова Елена Ивановна
Предмет: окружающий мир
Класс: ___3__класс____
Тема урока: Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.
Тип урока: урок открытия «новых знаний»
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зоны африканских саванн.
Предметные задачи:
- способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка
Метапредметные:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные);
- развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные);
- содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные).
Личностные:
- содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Оборудование:
- физическая карта мира,
- карта природных зон,
- рисунки или фотографии представителей растительного и животного мира зоны саванн,
- презентация, проектор, экран, компьютер
- бортжурналы у учащихся
- учебники
Технологическая карта
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слайд1. - Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний. Тихонько садитесь. | Слушают учителя, выполняют его указания. | Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД). |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | содействовать развитию интереса к учебному материалу | -Один исследователь, вернувшись из очередного путешествия, написал: «Я побывал на втором по величине континенте мира. Это - страна контрастов. Меня поразило здесь разнообразие флоры и фауны, многие представители мира животных и растений встречаются исключительно на этом материке.» -Как вы думаете, где побывал путешественник? Слайд 2 -Верно, и мы с вами тоже продолжаем путешествовать по этому интересному и загадочному материку. Перед вами карта, какую информацию об Африке мы можем рассказать с её помощью? | Отвечают на вопросы учителя -В Африке, … Работают с картой | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь работать с картой (Познавательные УУД). |
3. Постановка учебной задачи | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | -Пожалуйста, расскажите всё, что вы помните об Африке. (Рассказ сопровождается показом на карте) - Первая остановка в путешествии по Африке у вас была в зоне влажных экваториальных лесов. Пожалуйста, пододвиньте к себе бортжурнал, заполните информацию об этой зоне, работая в парах. если есть затруднения, можно пользоваться учебником. Слайд 3 - Проверьте, пожалуйста, так ли у вас получилось. Слайд 4 | Отвечают на вопросы учителя. Работают с картой Работают в парах Проверяют по эталону | Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. (Личностные УУД) Определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, обосновывает высказанное суждение. (Коммуникативные УУД). |
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка |
-Сегодня мы с вами продолжаем исследовать Африку. Попробуйте предположить, в какой зоне мы сегодня сделаем остановку. Слайд 5 («Иногда эту зону называют дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди растений встречаются редкие деревья. Т.к. места богаты растительной пищей, там много крупных травоядных животных. Можно увидеть огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго…») | Слушают учителя Работают с учебником | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. (Регулятивные УУД). наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка (Предметные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, обосновывает высказанное суждение. (Коммуникативные УУД). |
Итак, действительно, сегодня нам с вами предстоит изучить особенности новой природной зоны. Слайд 6 Запишите её название в бортжурнал. Слайд 7. Прошу вас открыть учебники на стр. 39, прочитаем статью о саванне. | ||||
5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | воспринимать учебную задачу | -Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? Есть ли какие-то сходства с зоной экваториальных лесов? -Чтобы приступить к более детальному изучению данной природной зоны, предлагаю разделиться на группы: 1 группа – учёные 2 группа – картографы 3 группа – метеорологи 4 группа – ботаники 5 группа - зоологи и 6 группа – турфирма. Слайд 8 -Пожалуйста, получите задания (Приложение 1) -В ходе работы, не забывайте о правилах работы в группе, строго выполняйте задания полученных вами инструкций. Если вы заблудились на местности, подайте сигнал SOS мне. (работают в группах). У доски, в ходе работы групп, продолжается создание детьми проекта «Природные зоны Африки» | - Хорошо читающие дети читают статью в учебнике, остальные следят. Отвечают на вопросы учителя Работают в группах |
наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка (Предметные УУД)
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные) | -План выступлений вы видите на доске, запомните, пожалуйста, кто за кем выступает. Право выступить первыми получает группа учёных (и т.д. по порядку, кроме группы «турфирма») -Будьте добры, слушайте внимательно, если сможете дополнить, я буду рада. Слайды 9-14 +Нам было дано задание в справочной литературе и учебнике найти информацию о понятиях: степь, саванна и Африканские саванны. Степь – безлесое, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата.. (словарь Ожегова) Саванна – тропическая степь с редко рас- тущими деревьями и кустарниками. (словарь Ожегова) Африканские саванны – это равнины с высокой травянистой растительностью и редкими деревьями. (статья в учебнике) Спасибо за работу. Право выступить получают картографы Вам необходимо внимательно слушать и заполнять бортжурналы -Думаю, в ходе сообщения картографов у вас, ребята, появилась информация в графе географическое положение в нашем бортжурнале. Следующие у нас метеорологи. Мы готовы вас выслушать +В Африке два сезона года: зимний – сухой и жаркий и летний – влажный и жаркий. В летний сезон дождей много влаги. В зимний сезон наступает пора засухи. Прошу заполнить бортжурнал. -Молодцы. Приглашаю ботаников. +Саванны богаты травянистой растительностью, некоторые травы, например, слоновая, достигают в высоту 2-3 метра, кустарники там разрастаются большими зарослями, много разновидностей акаций, но больше всего нас поразило дерево баобаб, которое обхватить могут несколько человек. -Вот это да! Как у вас дела с заполнением бортжурналов? Приглашаю зоологов. +Животный мир саванн весьма разнообразен. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности. Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотятся на бредущие стада животных. Маленьким животным трудно пускаться на поиски воды, поэтому они предпочитают погружаться в спячку на всё время сухого сезона. Спасибо вам большое за работу. Сделаем небольшую остановку |
Выступают по группам,слушают одноклассников | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, обосновывает высказанное суждение. (Коммуникативные УУД) Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
7.Включение в систему знаний и повторения | развивать способность ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | В ходе выступлений учащихся делает обобщения ответов и, если необходимо, вносит исправления. ) Слушая одноклассников, дополняют, поправляют -Проверьте, так ли у вас получилось? Слайд 14 -Итак, вы прослушали выступления 5 групп, пожалуйста, дополните свои бортжурналы, обсудите, что у вас получилось в парах. (Приложение1) | Выполняют задания в парах Проверяют и исправляют ошибки | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | содействовать развитию внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. | -Ну, и последними перед нами выступят турагенты. Слайд 15. -Господа! Добро пожаловать в турагенство « Мираж», вашему вниманию горячие путёвки в зону африканских саванн. «…Но вот поглядите, какая-то птица Всё ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит: «ДА здравствует милая Африка…» Так писал об Африке К.И.Чуковский. Только здесь вы сможете увидеть огромное количество животных: обезьян, львов, гепардов, зебр, жирафов, трубкозуба. Вы попробуете собственноручно «обнять» баобаб. Сфотографируетесь вблизи водопада Виктория. Спешите!!! Не забудьте взять в дорогу удобную одежду, фотоаппарат или видеокамеру. Проконсультируйтесь у доктора, все ли профилактические прививки вам сделаны. Только «Мираж» сделает ваш отдых незабываемым. Спасибо, агенты. Мы обязательно к вам обратимся. Да, ребята? Наш урок подошёл к концу, возьмите листочки, которые лежат у вас на партах (Приложение 1), попробуйте закончить предложения. Слайд 16.
Кто желает выступить? | слушают
Высказываются | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Домашнее задание: | Разъяснить суть домашнего задания, проинструктировать. | Д/З: пользуясь вашими бортжурналами, составьте рассказ о саванне, также можно использовать дополнительную литературу. Слайд 17. Спасибо за урок | Вопросы по выполнению, если будут. | Эмоциональное принятие домашнего задания. Определяют степень трудности задания для себя. (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Африканские степи - саванны. Урок окружающего мира, 3 класс, Занков Л.В.
Урок построен в соответствии с ФГОС нового поколения...
Природные зоны Африки. Африканская степь-саванна.
Технологическая карта урока.Презентация к уроку.Приложение к уроку.3 класс. Система Занкова....
Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс
Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...
Урок окружающего мира в 3 классе Жукова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский Тема урока «Природное сообщество-озеро»
Цель урока: сформировать представление обучающихся об озере как о природном сообществе....
Конспект урока по технологии 1 класс. Тема урока: «Природные материалы. Как их соединить?»
Конспект урока по технологии для 1 класса на тему: "Природные материалы. Как их соединить?" Пошаговая разработка урока со всеми необходимыми пунктами....
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока:" Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. " 4 класс
Тема урока: Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. Цель урока: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах, ознакомлению с растительным и животным миром водое...
Рабочие листы к уроку по окружающему миру. Тема урока:" Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. " 4 класс
Рабочие листы к уроку по окружающему миру. Тема урока:" Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. " 4 класс к учебнику Е.В. Саплиной, А.И. Саплина "Окружающий мир". Листы...
Комментарии
Кликушина Галина Евгеньевна
Спасибо за урок, составлен в соответствии новым требованиям. Хорошая презентация к уроку.