Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
    Тема урока:Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.

    Леснова Елена Ивановна

    Конспект урока

    Ф.И.О. учителя: Леснова Елена Ивановна

    Предмет: окружающий мир

    Класс: ___3__класс____

    Тема урока: Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.

    Тип урока: урок открытия «новых знаний»

    Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зоны африканских саванн.

    Предметные задачи:

     способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

    Метапредметные:

     осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные);

     развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные);

     содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные).

    Личностные:

     содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

    Оборудование:

     физическая карта мира,

     карта природных зон,

     рисунки или фотографии представителей растительного и животного мира зоны саванн,

     презентация, проектор, экран, компьютер

     бортжурналы у учащихся

     учебники

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prirodnye_zony_afriki._afrikanskie_stepi_-_savanny.docx29.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Ф.И.О. учителя: Леснова Елена Ивановна

    Предмет: окружающий мир

    Класс: ___3__класс____

    Тема урока:                                                Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.

    Тип урока:  урок открытия «новых знаний»

    Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зоны африканских саванн.

    Предметные задачи:

    • способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

    Метапредметные:

    • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные);
    • развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные);
    • содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные).

    Личностные:

    • содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

    Оборудование:

    • физическая карта мира,
    • карта природных зон,
    • рисунки или фотографии представителей растительного и животного мира зоны саванн,
    • презентация, проектор, экран, компьютер
    • бортжурналы у учащихся
    • учебники

    Технологическая карта

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя        

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1.Самоопределение к учебной деятельности

    (мотивация)

    Актуализировать

    требования к ученику

    со стороны учебной

    деятельности; создание условий

    для возникновения у

    учеников внутренней

    потребности

    включения в учебную

    деятельность

     Слайд1.

    - Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний.

    Тихонько садитесь.

    Слушают учителя, выполняют его указания.

     Совместно договариваться о правилах поведения и общения  на уроке и следовать им.

    (Коммуникативные УУД).

    2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

    содействовать развитию интереса к учебному материалу

    -Один исследователь, вернувшись из очередного путешествия, написал: «Я побывал на втором по величине континенте мира. Это - страна контрастов. Меня поразило здесь разнообразие флоры и фауны, многие представители мира животных и растений встречаются исключительно на этом материке.»

    -Как вы думаете, где побывал путешественник?

    Слайд 2

    -Верно, и мы с вами тоже продолжаем путешествовать по этому интересному и загадочному материку. Перед вами карта, какую информацию об Африке мы можем рассказать с её помощью?

    Отвечают на вопросы учителя

    -В Африке,  …

    Работают с картой

    Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    Уметь работать с картой (Познавательные УУД).

    3. Постановка учебной задачи

    Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

    -Пожалуйста, расскажите всё, что вы помните об Африке.

    (Рассказ сопровождается показом на карте)

    - Первая остановка в путешествии по Африке у вас была в зоне влажных экваториальных лесов. Пожалуйста, пододвиньте к себе бортжурнал, заполните информацию об этой зоне, работая в парах. если есть затруднения, можно пользоваться учебником. Слайд 3

    - Проверьте, пожалуйста, так ли у вас получилось. Слайд 4

    Отвечают на вопросы учителя.

    Работают с картой

    Работают в парах

    Проверяют по эталону

    Проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи. (Личностные УУД) 

    Определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

    понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.  

    (Коммуникативные УУД).

    4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

    способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

     

    -Сегодня мы с вами продолжаем исследовать Африку. Попробуйте предположить, в какой зоне мы сегодня сделаем остановку. Слайд 5 («Иногда эту зону называют  дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди растений встречаются редкие деревья. Т.к. места богаты растительной пищей,   там много крупных травоядных животных. Можно увидеть огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго…»)

     Слушают учителя

    Работают с учебником

    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. (Регулятивные УУД).

    наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка (Предметные УУД)

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

    понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.  

    (Коммуникативные УУД).

     Итак, действительно, сегодня нам с вами предстоит изучить особенности новой природной зоны. Слайд 6  Запишите её название в бортжурнал. Слайд 7. Прошу вас открыть учебники на стр. 39, прочитаем статью о саванне.

    5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    воспринимать учебную задачу 

    -Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? Есть ли какие-то сходства с зоной экваториальных лесов?

    -Чтобы приступить к более детальному изучению данной природной зоны, предлагаю разделиться на группы:

    1 группа – учёные

    2 группа – картографы

    3 группа – метеорологи

    4 группа – ботаники

    5 группа - зоологи и

    6 группа – турфирма.

    Слайд 8

    -Пожалуйста, получите задания (Приложение 1)

    -В ходе работы, не забывайте о правилах работы в группе, строго выполняйте задания полученных вами инструкций. Если вы заблудились на местности, подайте сигнал SOS мне.

    (работают в группах).

    У доски, в ходе работы групп, продолжается создание детьми проекта «Природные зоны Африки»

    -  Хорошо читающие дети читают статью в учебнике, остальные следят.

    Отвечают на вопросы учителя

    Работают в группах

     

    наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка (Предметные УУД)

     

    6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные)

    -План выступлений вы видите на доске, запомните, пожалуйста, кто за кем выступает. Право выступить первыми получает группа учёных (и т.д. по порядку, кроме группы «турфирма»)

    -Будьте добры, слушайте внимательно, если сможете дополнить, я буду рада.

    Слайды 9-14

    +Нам было дано задание в справочной литературе и учебнике найти информацию о понятиях: степь, саванна и Африканские саванны.

    Степь – безлесое, бедное влагой и обычно ровное пространство с   травянистой растительностью в зоне                    

    сухого  климата..                   

    (словарь Ожегова)

    Саванна – тропическая степь с редко рас-                                      тущими деревьями и кустарниками.                         

     (словарь Ожегова)

    Африканские саванны – это равнины с высокой травянистой растительностью и редкими деревьями.

                                                                             (статья в учебнике)

    Спасибо за работу. Право выступить получают картографы

    Вам необходимо внимательно слушать и заполнять бортжурналы

    -Думаю, в ходе сообщения картографов у вас, ребята, появилась информация в графе географическое положение в нашем бортжурнале. Следующие у нас метеорологи. Мы готовы вас выслушать

    +В Африке два сезона года: зимний – сухой и жаркий и летний – влажный и жаркий. В летний сезон дождей много влаги. В зимний сезон наступает пора засухи. Прошу заполнить бортжурнал.

    -Молодцы. Приглашаю ботаников.

    +Саванны богаты травянистой растительностью, некоторые травы, например, слоновая, достигают в высоту 2-3 метра, кустарники там разрастаются большими зарослями, много разновидностей акаций, но больше всего нас поразило дерево баобаб, которое обхватить могут несколько человек.

    -Вот это да! Как у вас дела с заполнением бортжурналов? Приглашаю зоологов.

    +Животный мир саванн весьма разнообразен. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности. Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотятся на бредущие стада животных. Маленьким животным трудно пускаться на поиски воды, поэтому они предпочитают погружаться в спячку на всё время сухого сезона.

    Спасибо вам большое за работу. Сделаем небольшую остановку

     

    Выступают по группам,слушают одноклассников

    Уметь

    ориентироваться в

    своей системе

    знаний;

    осуществлять

    анализ объектов

    (Познавательные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

    понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.  

    (Коммуникативные УУД)

    Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

    7.Включение в систему знаний и повторения

     развивать способность ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

    В ходе выступлений учащихся делает обобщения ответов и, если необходимо, вносит исправления.

    ) Слушая одноклассников, дополняют, поправляют

    -Проверьте, так ли у вас получилось? Слайд 14

    -Итак, вы прослушали выступления  5 групп, пожалуйста, дополните свои бортжурналы, обсудите, что у вас получилось в парах.

    (Приложение1)

    Выполняют задания в парах

    Проверяют и исправляют ошибки

    Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    содействовать развитию внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

    -Ну, и последними перед нами выступят турагенты. Слайд 15. 

    -Господа! Добро пожаловать в турагенство « Мираж», вашему вниманию горячие путёвки в зону африканских саванн.

    «…Но вот поглядите, какая-то птица

    Всё ближе и ближе по воздуху мчится.

    На птице, глядите, сидит Айболит

    И шляпою машет и громко кричит:

    «ДА здравствует милая Африка…»

    Так писал об Африке К.И.Чуковский. Только здесь вы сможете увидеть огромное количество животных: обезьян, львов, гепардов, зебр, жирафов, трубкозуба. Вы попробуете собственноручно «обнять» баобаб. Сфотографируетесь вблизи водопада Виктория. Спешите!!! Не забудьте взять в дорогу удобную одежду, фотоаппарат или видеокамеру. Проконсультируйтесь у доктора, все ли профилактические прививки вам сделаны. Только «Мираж» сделает ваш отдых незабываемым.

    Спасибо, агенты. Мы обязательно к вам обратимся. Да, ребята?

    Наш урок подошёл к концу, возьмите листочки, которые лежат у вас на партах (Приложение 1), попробуйте закончить предложения. Слайд 16.

    • Сначала мы рассуждали …
    • Потом мы …
    • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
    • Мы увидели …,
    • Значит…
    • Теперь мы будем…

    Кто желает выступить?

    слушают

     

     

    Высказываются

    Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

    Домашнее задание:

    Разъяснить суть домашнего задания, проинструктировать.

    Д/З: пользуясь вашими бортжурналами, составьте рассказ о саванне, также можно использовать дополнительную литературу. Слайд 17. Спасибо за урок

    Вопросы по выполнению, если будут.

    Эмоциональное принятие домашнего задания. Определяют

    степень трудности задания для

    себя. (Личностные УУД)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Африканские степи - саванны. Урок окружающего мира, 3 класс, Занков Л.В.

    Урок построен в соответствии с ФГОС нового поколения...

    Презентация "Природные зоны Африки"

    Можно использовать как в начале изучения темы, так и на уроке закрепления....

    окружающий мир – 4 класс урок на тему "Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни"

    окружающий мир – 4  классурок на тему "Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни"Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных ...

    Природные зоны Африки. Африканская степь-саванна.

    Технологическая карта урока.Презентация к уроку.Приложение к уроку.3 класс. Система Занкова....

    Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс

    Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...

    Тема: «Представление о природных зонах Африки» Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 1 четверть)

    Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока "Представление о природных зонах Африки"...

    Конспект урока по технологии 1 класс. Тема урока: «Природные материалы. Как их соединить?»

    Конспект урока по технологии для 1 класса на тему: "Природные материалы. Как их соединить?"  Пошаговая разработка урока сос всеми необходимыми пунктами....


     

    Комментарии

    Спасибо за урок, составлен в соответствии новым требованиям. Хорошая презентация к уроку.