Рабочая программа "Перспектива" окружающий мир 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Данная программа включает в себя пояснительную записку, поурочное планирование, литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchi_mir_4_klass_urazmatova_e.sh_.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Окружающий мир    

                                                     Авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

                                                                                         Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых  результатов начального  общего образования.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

II. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцатидвадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Перспектива». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как м).

1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме (перечень требований помещён также и в дневниках и в нач痼?ᬀ䯼E3Ἒ@ڀ3ꣀᐁ퍟苅Ⴢ倀褔竩ﳱၐ끀ᣧ3але каждого раздела учебника). Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в проверочных работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.

Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все школьники. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить». А вот другая часть понятий, фактов (она не выделена) не входит в минимум. Она может быть обозначена выражением «достаточно познакомиться». К ней относятся часто встречаемые в окружении ребёнка слова, которые тем не менее не обязательно им знать. Надо добиться их понимания на уроке всеми учениками, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы (раз в 3–4 урока), они включены и на уроке по данной ься к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.

Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 4 классе. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Алгоритм подготовки учителя к проведению урока. При проведении уроков по нашему курсу учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Материал темы столь обширен, что его не удаётся «открыть» полностью вместе со  школьниками, используя технологию проблемного диалога. Уже звенит звонок, а учитель ещё не объяснил ребятам весь материал. В результате не остаётся времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали» сами.

Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).

1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме (перечень требований помещён также и в дневниках и в начале каждого раздела учебника). Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в проверочных работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.

Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все школьники. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить». А вот другая часть понятий, фактов (она не выделена) не входит в минимум. Она может быть обозначена выражением «достаточно познакомиться». К ней относятся часто встречаемые в окружении ребёнка слова, которые тем не менее не обязательно им знать. Надо добиться их понимания на уроке всеми учениками, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы (раз в 3–4 урока), они включены и на уроке по данной теме должны присутствовать.

Наконец, к третьей категории понятий и фактов – максимуму – относятся те, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.

2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов, на которые нужно найти ответ, чтобы ответить на главный вопрос. Эти основные вопросы подводящего диалога учитель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей. Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших знаний. В случае если школьники сразу же выскажут свои версии решения проблемы (побуждающий диалог), учитель не станет задавать все подготовленные вопросы, а перейдет на уроке к обсуждению версий. Вообще в нашей методике надо быть заранее готовым к тому, что ребята будут легко уводить учителя с продуманной колеи. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, учитель пишет у себя в конспекте систему важнейших вопросов и старается ей следовать.

3-й шаг. Лишь на третьем этапе подготовки к уроку учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников. В 4-м классе можно предварительно обсудить с ребятами, о чём они хотят узнать. Этот материал и является тем резервом, которым может пожертвовать учитель при нехватке времени.

Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.

Во-первых, на наш взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, проверочных и контрольных работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.

Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Важную роль в проведении контроля имеют  тетради для проверочных и контрольных работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. В отличие от этого в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах отмечен уровень сложности (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит школьников планировать свои действия. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

1) таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;

2) портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета[1]

Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в  4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Программа курса «Окружающий мир»

Тема урока

Количество часов

1.

Мы- граждане единого Отечества

11

2.

По родным просторам

23

3.

Путешествие по реке времени

30

ИТОГО

За год

64

 

Литература

 А.А.Плешаков. М.Ю.Новицка А. А. Плешакова. Окружающий мир.4 класс,М.П.2011 г.

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь.4 класс,М.П. 2011г.

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Экология для младших школьников и Планета загадок, факультативные курсы.

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки  обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения по плану

Дата проведения фактическ.

Первая четверть

Мы- граждане единого Отечества

1

Общество-это мы

1

ИНТ

Распределение обязанностей и разделен е труда в сообществах

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества

Работа
в парах

Чит. Стр.5-7, отв.на воп.,

Работа в раб. Тет.

2

Российский народ

1

К

Факторы, объединяющие граждан России

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе

Беседа

по вопросам

8-11, чит, раб.тет

3

Конституция России

1

К

Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны

Различать права и обязанности гражданина России

Самостоятельная  работа

С.15, отв. На вопр., работа в раб. Тет.

4

Права ребенка

1

К

Права ребенка, гарантированные Федеральным законом

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям

Беседа

16-19 чит, отв на воп.

5

Государственное устройство России

1

К

Особенности  государственного устройства

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России

Работа
в парах

20-24 чит., работать в раб.тет.

6

Российский союз равных

1

ИНТ

Особенности субъектов РФ

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе

Беседа

по вопросам

Доп. Материало субъектах РФ

7

Государственная граница России

1

П

Устройство государственной границы

По карте определять с какими государствами граничит Россия

Самостоятельная  работа

Работа по карте

8

Путешествие за границу России

1

Т

Путешествие в Беларусь и Монголию

Использовать источники дополнительной информации

Работа
в парах

Подготовить сообщения

9

Сокровища России и их хранители

1

П

Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы

Беседа

по вопросам

Сделать проектную работу по пословицам и поговоркам

10

Творческий союз

1

С

Диалог культур народов России

Презентировать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края

Самостоятельная  работа

Сделать презентацию о творчестве выдающихся деятелей своего края

11

За страницами учебника

1

К

Продолжение воображаемых путешествий

Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества»

Групповая работа

Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества»

12

По родным просторам

1

К

Физическая карта России

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира

Работа
в парах

Анализировать текст учебника

13

Карта – наш экскурсовод

1

К

Физическая карта России

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира

Беседа

по вопросам

Анализировать текст учебника

14

Контрольная работа

1

И

Использовать полученные знания

Контроль выполнения заданий

15

Работа над ошибками

1

К/р

Анализ допущенных ошибок

Различать  информацию которую можно получать с помощью карты

Работа в парах

Работа на контурных картах

16

По равнинам и горам

1

К

Формы земной поверхности

Находить на физической карте равнины и горы

Работа
в парах

С.54-57, работа в р.т

Итого: За первую четверть 16 часов

                                                                                                                                 

                                                                                                                                         Вторая четверть

17

В поисках подземных кладовых

1

ИНТ

Полезные ископаемые России

Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых

Работа
в парах

58-61, отв на воп, раб. в р.т.

18

Наши реки

1

К

Реки России и их значение в жизни людей

Расскрывать значение рек в жизни людей

Беседа

по вопросам

Дать краткую характеристику рек вашего края

19

Озера – краса земли

1

К

Озера России и их значение в жизни людей

Находить по Физической карте озера России

Самостоятельная  работа

Дать краткую характеристику озерам вашего края

20

По морским просторам

1

К

Моря, омывающие берега России

Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)

Групповая работа

70-73 чит.,

Почему Каспийское море считается озером?

21

С севера на юг

1

К

Природные зоны России

Сравнить карту природных зон России с физической картой

Работа
в парах

74-77 чит, работа в р.т.

22

В ледяной пустыне

1

ИНТ

Зона арктических пустынь

Находить по карте зоны арктических пустынь

Беседа

по вопросам

78-81 чит., р.т., найти материал о обитателях Арктики

23

В холодной тундре

1

П

Зона тундры

Находить по карте природных зон России тундру

Самостоятельная  работа

82-85 чит.,р.т., дайте характеристику живой природы тундры

24

Среди лесов

1

Т

Лесотундра, как переходная зона между тундрой и лесами

Находить по карте лесные зоны

Беседа по вопросам

С.86-89, р.т

25

В широкой степи

1

П

Лесостепь как переходная зона между лесами и с тепями

Рассказать по карте о зоне лесостепей

Работа
в парах

90-93 чит, отв на вопр., р.т.

26

В жаркой пустыне

1

С

Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями

Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь

Беседа

по вопросам

94-97 чит, отв на вопр, р.т.

27

У теплого моря

1

К

Черноморское побережье Кавказа

Находить на карте субтропики

Самостоятельная  работа

98-101 чит, р.т.

28

Мы- дети родной земли

1

К

Особенности хозяйственной жизни народов Росии

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

Работа
в парах

Индивидуальные сообщения о жизни разных народов

29

В содружестве с природой

1

К

Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России

Беседа

по вопросам

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России

30

Как сберечь природу

1

И

Экологические проблемы и охрана природы

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы

Групповая работа

110-113 чит, подготовить сообщения

31

Контрольная работа

1

К/р

Контроль полученных знаний

Использовать подученные знания

32

Красная книга, заповедники и национальные парки

1

К

Растения и животные из Красной книги России

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги

Работа
в парах

Привести примеры редких и исчезающих видов растений

33

За страницами учебника

1

ПР

Растения и животные из Красной книги России

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги

Беседа

по вопросам

Привести примеры редких и исчезающих видов животных

34

Странички умного совенка

1

ПР

Знакомиться по учебнику

Использовать полученные знания

Самостоятельная  работа

Повторить

Итого за вторую четверть 18 часов

Итого за первое полугодие 34 часа

Третья четверть

Путешествие по реке времени

1

В путь по реке времени

1

ИНТ

Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды кА форма устной памяти

На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти

Самостоятельная  работа

4-7, в раб.т. века

2

Путешествуем с археологами

1

К

Роль археологии в изучении прошлого

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике

Работа
в парах

С.8-11 чит, р.т.

3

По страницам летописи

1

К

«Повесть временных лет»- древнерусская летопись

Показывать на исторической карте места обитания разных племен

Беседа

по вопросам

12-15 чит, р.т

4

Истоки древней Руси

1

К

Древние торговые пути, их значение в объединении народов

Показывать на карте древние торговые пути

Самостоятельная  работа

16-19 чит., р.т

5

Мудрый выбор

1

К

Важнейшие деяния княгини Ольги

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги

Групповая работа

2023 чит, р.т

6

Наследница Киевской Руси

1

ИНТ

Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого

Составлять  схему родственных отношений древнерусских князей

Работа
в парах

24-27, р.т

7

Москва- преемница Владимира

1

П

Эпоха княжеских междоусобиц

Характеризовать роль князя Александра Невского

Беседа

по вопросам

28-31 чит, р.т, отв. На воп

8

Начало Московского царства

1

Т

Эпоха укрепления и расширения Московского княжества

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

Самостоятельная  работа

32-35 чит, составить

схему

9

Подвижники Руси и землепроходцы

1

П

Развитие самых разных направлений деятельностного творчества людей

Презентовать рассказы об основании сибирских городов

Работа в группах

Презентовать рассказы об основании сибирских городов

10

На пути к единству

1

С

События смутного времени в жизни страны

Обсуждать значимость единства в интересах граждан

Работа
в парах

36-39 чит., отв на воп.

11

Начало Российской империи

1

К

Преобразования в жизни страны во времена первых царей

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота

Беседа

по вопросам

44-47 читать, отв. На воп.

12

«Жизнь- Отечеству, честь- никому »

1

К

Деятельность великих соотечественников

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху

Самостоятельная  работа

Найти материал о преобразованиях в послепетровскую эпоху

13

Отечественная война 1812

1

К

Отечественная война 1812 года и народная историческая память

Обосновывать роль Кутузова как народного полководства

Работа
в парах

48-51 чит., р.т.

14

Великий путь

1

И

Российская империя 19 века

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке

Беседа

по вопросам

56-59 чит., р.т. работа с компьютером

15

Тест по теме «Россииская империя»

1

К/р

Контроль знаний

16

Золотой век театра и музыки

1

К

Развитие театрального и музыкального искусства

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства

Групповая работа

Развитие культуры в нашем крае

17

Рассвет изобразительного искусства

1

К

Развитие изобразительного искусства в России

Обобщить знания о великих русских художниках

Работа
в парах

64-67 чит, отв. На вопр.

18

Контрольная работа

1

К-Р

Контроль знаний

Применять полученные знания

Беседа

по вопросам

19

Работа над ошибками

1

К

Анализ ошибок

Применять полученные знания

Самостоятельная  работа

сообщения

20

В поисках справедливости

1

СР

Применять полученные знания

Работа парами

сообщения

Итого за третью четверть 20 часов

Четвертая четверть

21

Век бед и побед

1

ИНТ

СССР в пери од до начала ВОВ

Характеризовать особенности развития страны

Самостоятельная  работа

Составить рассказ о воздействии этих событий на жизнь вашей семьи

22

«Вставай страна огромная»

1

К

СССР в пери од  начала ВОВ

Характеризовать особенности развития страны

Самостоятельная  работа

Составить рассказ о воздействии этих событий на жизнь вашей семьи

23

Трудовой фронт России

1

К

СССР в пери од ВОВ

Характеризовать особенности развития страны

Самостоятельная  работа

Составить рассказ о воздействии этих событий на жизнь вашей семьи

24

«Нет в России семьи такой »

1

К

СССР в пери од  ВОВ

Характеризовать особенности развития страны

Самостоятельная  работа

Составить рассказ о воздействии этих событий на жизнь вашей семьи

25

После великой войны

1

К

СССР в пери од после  ВОВ

Характеризовать особенности развития страны

Самостоятельная  работа

Составить рассказ о воздействии этих событий на жизнь вашей семьи

26

Достижения 1950- 1970х годов

1

ИНТ

Достижения науки техники

Характеризовать созидательную деятельность страны

Работа
в парах

96-99 чит, отв на вопр.

27

За страницами учебника

1

П

Изучение тем

Рассказать о народных преданиях происхождении сел и городов

Беседа

по вопросам

Создать выставку открыток, фотографий «Мои земляки в годы ВОВ»

28

Тест на тему «История России»

1

Т

Контроль знаний

Применять полученные знания

29

Мы строим будущее России

1

П

Осрбенности периода перестройки

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

Работа группами

сообщения

30

Современная Россия

1

С

Осрбенности периода перестройки

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

Работа группами

Сообщения

102-105 чит

31

Хороша честь , когда есть, что есть

1

К

Продовольственная безопасность страны

Характеризовать положительный опыт Белгородской области

Беседа

по вопросам

106-109 чит, отв. На вопр.

32

Умная сила России

1

К

Сотрудничество науки и промышленности

Обсуждать значение понятия «социальная собственность»

  Работа парами

110-113 чит, р.т.

33

Светлая душа России

1

К

Выдающие явления в современной культурной жизни

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России

Работа
в парах

114-117 чит., анализ

34

Начни с себя

1

И

Положительный опыт развития творческих способностей

 Аргументировать необходимость личной ответственности

Беседа

по вопросам

118-121 чит, отв. На вопр.

35

Итоговая контрольная работа

1

К/р

Контроль знаний

Использ. полученные знания

36

Об бабушках

1

К

Встречи и беседы с бабушками

Анализировать рассказы бабушек

Групповая работа

повторить

И того за четвертую четверть 16 часов

И тогоз а второе полугодие 30 часов

Итого за четвертый класс 64 часа

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

       Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...