Программа кружка "Мой край" для учащихся 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Плеханова Марина Владимировна

   Кружок «Мой край» разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Программа ориентирована на учащихся 1 классов. В этом возрасте учащиеся понимают практическую ценность природы для людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Мой край"17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Мой край»

Пояснительная записка

   Кружок «Мой край» разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Программа ориентирована на учащихся 1 классов. В этом возрасте учащиеся понимают практическую ценность природы для людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия.

  В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

Цель программы:

Формировать интерес к изучению природы родного края.

Задачи программы:

  1.  Расширение знаний учащихся об окружающем мире
  2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся
  3. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

4    Обучение проведению наблюдениям за объектами природы.

  Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице,  в парке. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость  ее охраны и бережного отношения к ней.

К концу года учащиеся должны знать:

  1. Смену времен года как смену условий существования организмов;
  2. Особенности природной зоны своей области;
  3. Представителей животного и растительного мира родного края;
  4. Формы охраны природы .

К концу года учащиеся должны уметь:

  1. Вести простейшие наблюдения в природе;
  2. Устно описывать объекты природы;
  3. Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира республики;
  4. Соблюдать правила поведения в природе.

Содержание программы 1-го года обучения:

1.Растительный мир. Растения родного края- 7ч

2. Мир насекомых. Насекомые родного края – 7ч

3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках республики – 6ч

 4. Обитатели воздушного пространства  - 7ч.

5.Звери, обитающие на территории республики – 7ч.

6. Охрана  природы родного края – 2ч.

Раздел 1.

Растительный мир. Растения родного края.

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе; умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом своей республики и растениями, занесенными в Красную книгу.

Название темы

Количество часов

1

Что такое экология? Растительный мир  (Общие понятия. Травы,  кустарники, деревья: сходство, отличие.)

2

Осенние краски природы. (смена окраски листьев, листопад) Хвойные и лиственные деревья.

3.

Кустарники.  Их роль для человека. Разноцветные плоды растений

4.

Травы. Лекарственные растения. Растения – сорняки и вредители здоровья человека.

5.

Комнатные растения. Разведение и  уход за ними.

Раздел 2

 Мир насекомых. Насекомые своей республики.

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых;  формирование умений вести себя в природе.

Название темы

Количество часов

1

Насекомые (виды, места обитания)

2

Мал золотник, да дорог (какую пользу приносят насекомые)

3

Насекомые - вредители

4

Где и как зимуют насекомые

5

Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями

Раздел 3

Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках республики.

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений  правильно вести себя в природе.

Название темы

Количество часов

1

Рыбы. Общие признаки позвоночных животных

1

2

Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб

1

3

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

4

Рыбы, обитающие в реках Марий Эл

1

5

Аквариумное рыбоводство.

1

6.

Охрана рыбных богатств

1

Раздел 4

Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.

Название темы

Количество часов

1.

Обитатели воздушного пространства ( виды, места обитания)

2.

Дикие и домашние птицы. Как  зимуют птицы?

3.

Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц

4.

Водоплавающие птицы. Птицы открытых воздушных пространств.

5.

Птицы леса. Хищники.

6.

Охрана и привлечение птиц. Сооружение кормушек.

7.

Птицы своей области, занесенные в Красную книгу.

Раздел 5

Животный мир. Звери, обитающие на территории своей республики.

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование умений выделять по внешним признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.

Название темы

Количество часов

1

Дикие и домашние животные

2

Как готовятся к зиме дикие и домашние животные?

3

Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами.

4

Звери, обитающие на территории Марий Эл

5

Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека.

6

Животные, занесенные в Красную книгу

Раздел 6

Охрана природы родного края.

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране  природы; формирование представления об охраняемых территориях России и Марий Эл.

Название темы

Количество часов

1

Охраняемые территории

2

Заповедники, заказники, национальные парки России, Марий Эл.

Литература

  1. Брыкина Н.Т,  Жиренко О.Е «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004
  2. Васильев Ю.Р.  Занимательное природоведение.-  М, «Омега», 1997
  3. Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007
  4. Пекпаев А.А  Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1992
  5. Пекпаев А. А Мы изучаем природу.  Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1995
  6. Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991
  7. Светлова И.Е. Атлас Земли. – М, «Эксмо», 2007
  8. Шаталова Е.В. Праздничный калейдоскоп. – Волгоград, «Учитель», 2008
  9. Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009
  10. Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо»9 класс Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...

Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...