Мой край родной
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Степанова Татьяна Николаевна

Урок о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_rodnoy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «Мой край родной».

Цель:
Развивать познавательный интерес к своей Родине.
Воспитывать у учащихся патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Расширение кругозора, наблюдательности.
Оборудование:
•    Пословицы о Родине.
•    Ребусы.
•    Ветка берёзы.

Цитаты:

Все для тебя в родном краю!
Ты всех счастливее на свете.
(Е. Трутнева.)

Научитесь слушать шум леса, журчанье ручейка,
Пение соловья, воспитывайте чувство прекрасного.
(А. Куприн.)

Если завтра погибнет мир,
Он погибнет по вашей вине , равнодушные.
 (Р. Рождественский.)

Эпиграф:

Что может быть милей
Бесценного родного края?
(Н. Языков.)


Ход мероприятия.

Звучит  песня «То берёзка, то рябина…»

Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня, ребята, наш классный час посвящён  родине.

Учитель: Есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

***
1.    Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (река)

2.    О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру»? (осина)

3.    Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (дятел)

4.    Вежливое слово. (спасибо)

5.    Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (пенал)

6.    Белые сапожки, зелёные серёжки. (берёза)

Какое слово получилось по вертикали?
Уч-ся: Родина.
 
Учитель: Правильно! Молодцы! Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Ученик 1: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Старый тополь у ворот.

Ученик 2: У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

Ученик 3: В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.

Ученик 4: Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Беседа.

Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас?

Открывается веточка берёзы, и дети произносят по одному слову, которое для них олицетворяет Родину. На веточке берёзы появляются слова: леса, поля, луга, деревья, небо, облако. Мой дом, мой двор, родители, друзья…

Ученик 5: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.

Учитель: Как называется наша Родина?

Игра «Собери пословицу».

Учитель: Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и
 поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.

Работа выполняется по группам.

Родина краше солнца,                             дороже золота.
Родина – мать,                                           умей за неё постоять.
Нет в мире краше                                     Родины нашей.
Для Родины своей                                     ни сил, ни жизни не жалей.

Учитель. 

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего-чего только нет в нашем краю!

Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река…
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.

Учитель: Издревле на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний, а иногда даже царями. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, сильным и удачливым. Давайте посмотрим на сколько вы смекалисты и мудры.

Загадки:

По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки,

Золото – сережки,

С расплетенной косой,

Умывается росой.

(Береза)

Сидит на ветке,

А не птица.

Есть рыжий хвост,

Да не лисица.

(Белка)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной куртке атласной?

На меня он не глядит:

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

У нее одежки колки –

Все иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя еж

На нее слегка похож».

(Ель)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Сучки – рогатые,

Плоды – крылатые,

А лист – ладошкой,

С длинной ножкой.

(Клен)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

«Кле! Кле! Кле» поет со свистом.

(Клест)

Была ягодка красна,

Да не так была вкусна.

А мороз ударил –

Сахарку прибавил.

(Рябина)

Есть травка – полевка,

Синяя головка.

По краям коронки –

Зубчики – воронки.

(Василек)

 

Крона – кудрявая,

Сучья – корявые,

А плод – полированный,

Как из меди кованный.

(Дуб)

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход.

(Бобры)

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Учитель. Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтоб послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.

Наш край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае- это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу - это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земле ее богатства-
Эти рощи, реки и луга!

Чтение стихотворения А. Пестова «Малая родина»

Исполнение песни «Родина»

Подведение итогов.

Учитель: Что нового узнали сегодня? О чем расскажите дома родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кузбасс - мой край родной

Программа по краеведению и статья о патриотическом воспитании младших школьников с применением ИКТ...

Край родной

Презентация знакомит детей с красотами Краснодарсккого края. Эта маленькая частичка той красоты, которую можно увидеть побывав на Кубани....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

"Алтайский край-мой край родной".

Материал  об Алтайском крае....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Край родной , родимый край.

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким

Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...