Конспект урока.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Фоминых Надежда Александровна

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Вода и ее свойства". 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

 

Урок  окружающего мира для учащихся 3-го класса

по теме:

«Вода. Свойства воды»

 Подготовил

учитель начальных классов

Фоминых Надежда Александровна

г. Чайковский

2012г.

Урок окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.

Оборудование:

  1. Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;
  2. Компьютерная презентация,  тест;
  3. Листы опорных сигналов;
  4. Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; песок, глина, мел, соль, сахар;
  5. Карточки.

Ход урока

  1. Организация начала, цель урока.

На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Как зовут? Где живу?
Что собой представляю?
Для чего всем нужна я?
На вопросы ответить
Сама капля не сможет.
Ждёт она, не дождётся,
Когда мы ей поможем.

Ребята, мы должны помочь растерявшейся Капельке вспомнить её имя, свойства и значение для жизни на Земле.

  

 

Прежде чем отправиться на поиски мы должны убедить капельку в том, что мы многое уже знаем и умеем.

Наш девиз:

Все я знаю,
Все могу я,
Все успею сделать!

  1. Проверка домашнего задания.

Работа в группах.

1 группа

Что такое воздух? Расскажите о составе воздуха и о его свойствах, используя листы опорных сигналов.   

2 группа

Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни животных, растений? 

(Зимой растения не замерзают под снегом. Температура под снегом выше, чем температура воздуха.  Между перьями птицы находится воздух, тепло тела птицы сохраняется).

3 группа

Объясните, почему при нагревании воздух расширяется?

(Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется).

4 группа

Почему легче дышать в местах, где растет много растений?

Растения - зеленые легкие планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Растения задерживают своими листьями пыль и сажу).

  1. Фронтальная работа.

Чтобы определить из какого вещества состоит капелька, отгадайте загадку:

Что в гору не вкатить,
В решете не удержать
И в руках не унести?

Убедиться в правильности отгадки вы сможете, выполнив тест и составив ключевое слово.

  1. Тест  (слайды)

Что такое воздух?

в) воздух - смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.

б) воздух - вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) При нагревании воздух сжимается.

Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

а) углекислый газ;

к) кислород;

т) азот.

(Ответ: вода)

  1. Сообщение темы и задач урока.

Тема нашего урока "Вода".

Подумайте,  на какие  вопросы вы хотели бы получить ответы   в течение урока: (варианты вопросов детей записываются на доске)

Почему вода - одно из самых главных богатств Земли?

Какими свойствами обладает вода? и  т.д.

Поставьте цель урока.

  1. Новая тема.

Итак, следопыты, в путь за знаниями! Постараемся найти ответ на первый вопрос урока.

А поможет нам в этом компьютер.

  1. Работа с компьютерной презентацией. (Приложение )

(ответы на вопросы)

  1. Физминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

Как вы думаете, о каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки? (вода - растворитель, текучесть воды). Разобраться в этом нам помогут опыты, которые мы сейчас проведем.

  1. Практическая работа (в группах).

1 группа.

Опыт 1.

Какова прозрачность воды?

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2.

Какого цвета вода?

На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите  и сравните  цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок).

Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

2 группа.

Опыт 3.

Вода - растворитель.

Насыпьте  в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.

Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).

Вывод: Вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

3 группа.

Опыт 4.

А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

Фильтр - это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.

Какая это часть круга? (Это четвертая часть круга)

Сколько таких долей в круге? (В круге четыре таких части).

Отделите три четвертых части в одну сторону, а одну часть - в другую так вставьте в воронку.

По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

4 группа.

Опыт 5.

Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 6.

Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны).

Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон).

Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.

Какое?

Вывод: вода течет (свойство - текучесть).

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

  1.  Отчет групп о своих наблюдениях. Заполнение листа опорных сигналов.

В конце практической работы каждая группа рассказывает о результатах проделанных опытов.

На доске открывается первый ключ: "Вода прозрачна".

Открывается второй ключ: "Вода бесцветна".

Открывается третий ключ: "Вода - растворитель".

Вода - универсальный растворитель, но не все вещества растворяются в воде.

Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды - растворять.

Открывается четвертый ключ: "Вода не имеет запаха".

Пятое свойство "Текучесть"

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся.

Как вы думаете, что происходит с водой при нагревании и охлаждении?

Как вы это объясните?

Шестое свойство: вода при нагревании расширяется, 

Седьмое свойство: вода при охлаждении сжимается.

Сравните  свойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие?

  1.  Работа по карточкам  (карточки в виде деревьев) 

Выберите свойства, относящиеся к воде и к воздуху. Запишите ответы соответствующими цифрами:  

Подчеркните свойства, которые относятся только к воздуху и только к воде.

Выберите сигнальную карточку с правильным ответом. (У детей на столе карточки разного цвета с вариантами ответов).

Кто быстро и правильно выполнит задание, сможет "посадить" свое деревце в парке Дружбы  (прикрепить на доске).

Почему легче дышать в местах, где растет много растений? (Растения - зеленые легкие планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ).

А еще лес влияет на сохранение пресноводных водоемов. Об этом вы узнаете на следующих уроках.

  1.  Обобщение, итог урока.

Вспомните загадку в начале урока: почему же воду нельзя вкатить в гору, не унести в решете и в руках не удержать?

О каких свойствах воды вы узнали?

Почему вода - одно из главных богатств на Земле?

Вывод:

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду - наше главное богатство - ее надо беречь!

Молодцы, вы очень помогли капельке. Но она с вами еще не прощается, а с нетерпением ждет встречи на следующих уроках. Вы узнаете о ее необычных превращениях и путешествиях.

Запиши, что ты лично достиг на уроке   (лист самооценки)

  1.  Домашнее задание.

стр.42 , ответить на вопросы «Проверь себя»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода в природе Такой видят космонавты Землю из космоса. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

Слайд 2

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Это сок – вода с растворёнными в ней различными веществами.

Слайд 3

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Много ли воды в твоём теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Слайд 4

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении человеку в сутки требуется более 2 литров воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода является средой обитания многих животных и растений.

Слайд 5

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить раствор для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань , ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода!

Слайд 6

« Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты и есть сама жизнь…» Антуан де Сент-Экзепюри

Слайд 7

Внимательно прочитайте вопросы и постарайтесь на них ответить. Каково значение воды для животных и растений? Какую роль играет вода в жизни человека ?



Предварительный просмотр:

                                                                                         Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Фоминых Надежда Александровна
  2. Класс:  3 «Е»   Предмет: окружающий мир
  3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
  4. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)
  1. Образовательные: систематизировать и обогатить знания детей о воде, на основе наблюдений учить делать выводы.
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру, обогащать речь учащихся, умение высказывать свою точку зрения.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, самостоятельности, умения работать в группе.  Вырабатывать привычку бережного отношения к природе, воде, её экономном использовании.

       5. Дидактические средства:

  1. для учителя – компьютерная презентация, тест, пластиковый лоток, лабораторная посуда, бумажный фильтр, песок, глина;
  2. для учащихся – тетрадь, учебник, листы опорных сигналов, карточки, полоски цветной бумаги.
  1. Планируемый результат.

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- позитивное отношение к экономному  расходованию воды;

- осознание собственных достижений при освоении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре;

- различать природные объекты и обосновывать их использование;

- различать  твердые,  жидкие   газообразные состояния тел и обосновывать  свое мнение;

 

 

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-  формулировать  высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- выделять объекты живой и неживой природы;

- выделять твердые, жидкие и газообразные тела;

-  проводить исследование   воды и определять  основные свойства;

-  составлять правила  бережного использования воды;

 

Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

-

Мотивирует учащихся на начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД:

(Р)волевая саморегуляция

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель: 1) Актуализировать знания учащихся о свойствах воздуха;

 

1) На слайде тест –   на выявление уровня знаний учащихся о свойствах и составе воздуха.

 

1) Предлагает индивидуальный тест.

2) Контролирует выполнение работы.

   

1) Выполняют задания теста.

2) Обосновывают выбор правильного ответа.

3) Производят самоконтроль.

 

Фронт.

Индив.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль:  осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

 

3.

Постановка проблемы.

Цель: 1)   Согласовать цель  и тему урока.

1)   Детям предлагается презентация

2) Предлагается  ответить на поставленные вопросы

 

Активизирует знания учащихся.

1)Работают в группах, формулируют вопросы для изучения темы.

2) Обмениваются мнениями.

 Группов.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: 1) Научить определять свойства воды и обосновывать свое мнение.  

1)Проведение опытов.

1)Организует самостоятельную работу учащихся.

2)Побуждает учащихся к выдвижению гипотез.

1)Проводят опыты.

2)Делают выводы.

 

Фронт.

Группов.

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.

Первичное закрепление нового материала.

Цель: установить степень усвоения темы:

-определение свойств воды;

Работа с листом опорных сигналов.

Организует самостоятельную работу в группах по заполнению листов опорных сигналов.

1)Выполняют самостоятельную работу.

2)Производят

самоконтроль.

 Группов.

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

2) Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

 3)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

2)Фиксация нового знания во внешней речи.

1)Задаёт вопросы о задачах урока.

2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

3) Выдаёт листы самооценки, дает инструктаж по их заполнению.

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

3) Заполняют листы самооценки.

Фронт.

Индив.

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое воздух? В) Воздух – смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа. Б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

Слайд 2

В каком случае основные свойства воздуха указаны верно? А) Голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный. О) Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

Слайд 3

Что происходит с воздухом при нагревании? Д) При нагревании воздух расширяется. Г) При нагревании воздух сжимается.

Слайд 4

Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании? А) Углекислый газ. К) Кислород. Т) Азот.

Слайд 5

ВОДА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...