Интерактивный клуб младших школьников "Мы и окружающий мир"
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Информация о нащей работе в интерактивном клубе младших школьников "Мы и окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferencii_v_saratove_30.11.12.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в интерактивном научном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир»

ШикинаЕ.В., Чувилина Л.Б., Мансурова Ю.П.,

МОУ СОШ №3, г.Хвалынск.

     На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного образования. Появились современные требования действительности, предъявляемые к личности:

-  индивидуальность,  

- творческая активность ,  

 - способность ориентироваться на будущее:  умение прогнозировать, гибко переходить на новые виды деятельности,  принимать решения и активно действовать даже в ситуациях неопределенности.

       Становится очевидным, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». В связи с этим,  на наш взгляд, экологическое образование  способно внести существенный вклад в реализацию программы формирования УУД: развивать и закреплять УУД средствами экологического образования, творчески применять УУД в нестандартных учебных ситуациях, формировать опыт переноса УУД из содержания учебных предметов в реальную жизнь и т.д.

    Третий год мы работаем  по УМК «Перспективная начальная школа». Считаем, что основная идея этого УМК решает важную задачу современной системы образования. Это прежде всего оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. УМК «ПНШ» - это модель личностно-коммуникативного развивающего обучения.

    В рамках  УМК « ПНШ» и согласно ФГОС НОО в нашей школе с учащимися ведётся  работа в интерактивном научном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир». Цель такого детского научного общества: помочь ребёнку в развитии личностных достижений в осуществлении экологического действия и оказания помощи объектам природы.  Мы  выстраивает систему клубной работы ещё и  через интерактивное общение со школьниками, ведь в современных условиях  экологическое образование не может быть реализовано  только в рамках одной школы. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьников за рамками одного учебного заведения,  посредством переписки с учёными Академии наук ПНШ, либо посредством обращения к своим сверстникам  с помощью интернета. В УМК «ПНШ» приведены необходимые интернет-адреса. Ребята обращаются к ним, когда готовят научные сообщения или обращаются к дополнительному источнику информации. Сегодня в этом клубе работают уже несколько тысяч детей из разных уголков России.

     Заседания клуба –это, на наш взгляд,  новая грамотная форма проведения учебных занятий, обеспечивающая  успешную реализацию  образовательно- воспитательного потенциала экологической деятельности. Ученики проводят целый ряд организационных и учебных мероприятий, цель которых не только  овладение детьми основами практико-ориентированных знаний о природе родного края,  ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, но и формирование умений делового общения,

освоение норм  сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями.

    Наша МОУ СОШ №3 расположена недалеко от Национального парка «Хвалынский». Такие  уголки природы не только место отдыха. Это – полноценная учебная площадка, используемая для проведения туристско-краеведческой, поисково-исследовательской и рекреационной деятельности, учебных занятий на местности, прогулок на открытом воздухе. Поэтому работа  в рамках научного интерактивного клуба для младших школьников «Мы и окружающий мир» на базе НП «Хвалынский»  как раз и реализует научно-познавательное, общественно-полезное, проектное направления внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО.

    На заседаниях клуба дети учатся основному способу познания – наблюдению и проведению простых опытов. Затем все знания систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире (использование  адаптированных научных источников, справочная литература уже есть в комплекте «ПНШ»), а также за счет первичных умений самостоятельно "собирать" информацию письменно и устно (в беседах с информированными взрослыми , родителями, педагогами школы, сквозными героями УМК «ПНШ»).                                           Первоначальной задачей (1-2 класс) было: вызвать интерес к изучению родного края, чувство сопереживания, сочувствия и содействия всем живым существам. В этом году (3 класс) мы уже обсуждаем ситуативные экологические задачи. Путешествуем по родному  краю,  составляем комплексные описания отдельных территорий, проводим экскурсии в НП «Хвалынский», посещаем краеведческие музеи и т.д. Всё это помогает школьникам выбирать темы своих исследовательских работ, экологических проектов,  находить истоки и причины  хозяйственных, природоохранных и других проблем. С докладами и презентациями дети знакомят  своих членов клуба, различных гостей, которых приглашают  на заседания, а лучшие работы отсылают в Москву для оценки учеными научного интерактивного клуба «Мы и окружающий мир».  В этом году  мы будем  вести переписку с научным клубом не как раньше- с помощью писем, а по электронной почте. Для этого  заполняется специальная анкета  и происходит регистрация на сайте: naych_club@mail.ru.  После чего каждый  член клуба  получает  возможность общаться  по электронной почте. Данные условия предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу.

   Таким образом, работа в интерактивном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир»  с использованием средств УМК «ПНШ», а так же экологических дневников « Растём вместе», «Школа добрых дел», «Мой зелёный друг»  способствует, на наш взгляд, развитию личностной мобильности детей, умению неординарно подойти к решению экологических проблем, самостоятельно работать с разными источниками информации. А это очень важно,  ведь успех  образования во многом зависит как  раз от тех условий и предпосылок, которые закладываются на первой ступени обучения – в начальной школе.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа». Концептуальные основы личностно- ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения. Р.Г. Чуракова. Москва. Академкнига/Учебник .2010г.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под редакцией А.Г. Асмолова / Пособие для учителя/ Москва. «Просвещение»2010г.
  4. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. Под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Москва. «Просвещение» 2010г.
  5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 1, 2, 3 класс: учебники в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2010-2012г.
  6. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 1, 2, 3 класс: хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2010-2012г.
  7. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 1, 2, 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2010-2012г.
  8. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 1, 2, 3 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  9. Ермаков Д.С. формирование экологической компетентности учащихся: монография. - М:. Изд-во РУДН, 2008.-159с.
  10. Григорьев Д.В. , Степанов П. В. ФГОС. Внеурочная деятельность школьников.- М:. Просвещение, 2010. – 223с.
  11. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Т.,  Исаева О.А. Эколого- образовательный проект «Растём вместе», «Школа добрых дел», «Мой зелёный друг». Издательский центр «Наука». Саратов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»

Внеурочная деятельность по программе "Перспективная начальная школа"...

Окружающий мир. Перспективная начальная школа. 2 класс. (Заседание научного клуба младших школьников) Тема: Твоя безопасность на улице

Урок по теме "Твоя безопасность на улице"  Этот урок проводится в форме заседания Научного клуба младших школьников. Учащиеся в процессе исследований находят ответы на вопросы безопасности....

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...

Работа в интерактивных клубах

Из опыта работы по организации кружковой деятельности...

АЛЬМАНАХ научного клуба младших школьников «Самоцветы» - 1 выпуск

Научный клуб младших школьников «Самоцветы» зародился в стенах муниципальногообщеобразовательногоучреждения «Средняя общеобразовательная школа No33имени П.А. Столыпина»Энгель-с...

АЛЬМАНАХ научного клуба младших школьников «Самоцветы» - 2 выпуск

Научный клуб младших школьников «Самоцветы» зародился в стенах муниципальногообщеобразовательногоучреждения «Средняя общеобразовательная школа No33имени П.А. Столыпина»Энгель-сского муниципального рай...