Работа в интерактивных клубах
статья на тему

shik326@mail.ru

Из опыта работы по организации кружковой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_interaktivnyh_klubah.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в научном интерактивном клубе для младших школьников

«Мы и окружающий мир»

Шикина Е.В.,Чувилина Л.Б.,

 учителя начальных  классов

МОУ СОШ№3 г. Хвалынска, 2018год

     (Слайд 2) Современная эпоха – это время  информационной цивилизации, а она требует  формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни.  Являясь приоритетным направлением общественного развития,  образование должно стать ориентированным не только и не столько на интересы государства и социума, сколько, прежде всего, на интересы личности. Теперь важен личностный результат самого ребёнка  и происходящие с ним изменения в процессе обучения.  

      (Слайд 3) Становится очевидным, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». В связи с этим,  на наш взгляд, экологическое образование  способно внести существенный вклад в реализацию программы формирования УУД: развивать и закреплять их средствами экологического образования, творчески применять в нестандартных  ситуациях, формировать опыт для реальной жизни.

      Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад,  а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующих качественное образование.

       Ведь сегодня  наша школа – это уже школа не будущего, а школа настоящего, - это школа, где технологии каждый учитель создаёт  сам, проектируя образовательные процессы «от ребенка», от его потребностей, мотивов, возможностей, способностей.

      (Слайд 4) Таким образом, руководствуясь реалиями сегодняшнего времени   в рамках  УМК « ПНШ» и согласно ФГОС НОО в нашей школе с учащимися ведётся  работа в интерактивном научном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир».    

      (Слайд 5)  Мы  выстраивает систему клубной работы  через интерактивное общение со школьниками, ведь в современных условиях  экологическое образование не может быть реализовано  только в рамках одной школы. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьников за рамками одного учебного заведения,  посредством переписки с учёными Академии наук ПНШ, либо посредством обращения к своим сверстникам  с помощью интернета. Мы имеем необходимые интернет-адреса, где ребята обращаются к ним, когда готовят научные сообщения. Сегодня в этом клубе работают уже несколько тысяч детей из разных уголков России.

    И сейчас в рамках проведения семинара я хочу вам представить работу и  программу интерактивного научного клуба для младших школьников «Мы и окружающий мир», разработанную мной и моей коллегой-соавтором Чувилиной Л. Б на основе УМК ПНШ, которая успешно реализовалась в течение 4 лет в нашей школе.

    (Слайд 6) Цель: такого интерактивного научного клуба –это помочь ребёнку в реализации индивидуального творческого потенциала путём осуществления экологического действия и оказания помощи объектам природы.  

(Слайд 7)   Задачи работы в интерактивном клубе:

- способствовать созданию индивидуальной образовательной траектории школьника;

(Слайд 8)- средствами инновационных приёмов  формировать у детей   более глубокий творческий взгляд на окружающий мир;

(Слайд 9)-  путём включения детей  в проектную и исследовательскую деятельность формировать и развивать их интересы, склонности  и способности к различным областям науки, техники и культуры;

(Слайд 10)-  стимулировать потребность к творческому самовыражению посредством вовлечения обучающихся в образовательные события  разного уровня: участие в экологических, интеллектуальных и творческих конкурсах,  конференциях,  марафонах знаний,  выставках, олимпиадах, в том числе дистанционных.    

 Содержание программы клуба  - рассчитана на 4 года ( с 1-4 класс), 1 час в неделю.

   Ценностные ориентиры работы в интерактивном клубе-это то:

 (Слайд 11) 1. Каждый  младший школьник, является носителем собственного образа жизни:  он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы,  культуры, информации, людей.

(Слайд 12) 2. Смысл детства не в подготовке к будущей жизни, а в полноценном проживании этого времени,  поэтому для формирования индивидуальности ребёнка так важен личный опыт.

 (Слайд 13)  Уникальность и значимость работы в интерактивном клубе  определяется нацеленностью её на развитие способностей,  творческого потенциала ребёнка,  формирование его универсальных учебных действий и духовно-нравственное воспитание.  По мере участия в работе интерактивного клуба  у младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,  их эмоционального оценивания.  

 (Слайд 14) Научный интерактивный клуб «Мы и окружающий мир» (Это проектно-исследовательская деятельность в предметной области «Обществознание и естествознание»). Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.

(Слайд 15)  Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная. Это- заседание клуба, где есть диалог, самопрезентация, экскурсия, защита мини- проекта, творческая и практическая работа, конференция, олимпиады. 

Заседания клуба –это, на наш взгляд,  новая грамотная форма проведения  занятий, обеспечивающая  успешную реализацию  образовательно- воспитательного потенциала экологической деятельности. Ученики проводят целый ряд организационных и учебных мероприятий, цель которых не только  овладение детьми основами практико-ориентированных знаний о природе родного края,  ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, но и формирование умений делового общения,

освоение норм  сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями.

   (Слайд 16)  Наша МОУ СОШ №3 расположена недалеко от Национального парка «Хвалынский». Такие  уголки природы не только место отдыха. Это – полноценная учебная площадка, используемая для проведения туристско-краеведческой, поисково-исследовательской и рекреационной деятельности, учебных занятий на местности, прогулок на открытом воздухе. Поэтому работа  в рамках научного интерактивного клуба для младших школьников «Мы и окружающий мир» на базе НП «Хвалынский»  как раз и реализует научно-познавательное, общественно-полезное, проектное направления внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО.

   (Слайд 17)На заседаниях клуба дети учатся основному способу познания – наблюдению и проведению простых опытов. Затем все знания систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире (использование  адаптированных научных источников, справочная литература уже есть в комплекте «ПНШ»), а также за счет первичных умений самостоятельно "собирать" информацию письменно и устно (в беседах с информированными взрослыми , родителями, педагогами школы, сквозными героями УМК «ПНШ»).                                          

     (Слайд 18) Первоначальной задачей (1-2 класс) -это вызвать интерес к изучению родного края, чувство сопереживания, сочувствия и содействия всем живым существам. На занятиях в клубе в первом классе основные виды деятельности детей –  это наблюдение,  исследование,  рассуждение, участие в социально-значимых проектах («Дружная семья», «Подари улыбку», «Птичий домик», «Покорми животного», и др.

(Слайд 19)  В конце первого класса учащиеся выполняют практическую работу, которая позволяет им стать членами научного интерактивного клуба .

Детям высылается членский билет клуба.

(Слайд 20) В 3-4 классах мы уже обсуждаем ситуативные экологические задачи, проекты. Путешествуем по родному  краю, составляем комплексные описания отдельных территорий, проводим экскурсии в НП «Хвалынский», посещаем краеведческие музеи и т.д. Всё это помогает школьникам выбирать темы своих исследовательских работ, экологических проектов,  находить истоки и причины  хозяйственных, природоохранных и других проблем.

(Слайд 21)С докладами и презентациями дети знакомят  своих членов клуба, различных гостей, которых приглашают  на заседания, а лучшие работы отсылают в Москву по определённому адресу для оценки учеными научного интерактивного клуба «Мы и окружающий мир» и получения подтверждающих документов (сертификатов, грамот, дипломов).

(Слайд 22)По результатам переписки в течение 4 лет самым активным учащимся высланы сертификаты участника научного клуба.

(Слайд 23) Вести переписку с научным клубом можно не только с помощью писем, но и  по электронной почте. Для этого  заполняется специальная анкета  и происходит регистрация на сайте: naych_club@mail.ru.  После чего каждый  член клуба  получает  возможность общаться  по электронной почте. Данные условия предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу.

(Слайд 24) Письма детей не остаются без ответа. Ребята  обязательно получают ответ в виде именного членского билета клуба, цветной закладки, открытки, ответного письма научных руководителей клуба.      

(Слайд 25) Таким образом, работа в интерактивном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир»  с использованием средств УМК «ПНШ»,  способствует, на наш взгляд, развитию личностной мобильности детей, умению неординарно подойти к решению экологических проблем, самостоятельно работать с разными источниками информации. Клуб объединяет детей не только в школе, но и детей других регионов России.  Это еще одна возможность общения между учениками и взрослыми, причём с помощью выхода за пределы классной комнаты в мир общения не только с учителями, руководителями школы, но и с другими умными взрослыми- научными руководителями в Москве.

(Слайд 26) А это очень важно,  ведь успех  экологического образования во многом зависит как  раз от тех условий и предпосылок, которые закладываются на первой ступени обучения – в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный клуб младших школьников "Мы и окружающий мир"

Информация о нащей работе в интерактивном клубе младших школьников "Мы и окружающий мир"...

Планирование работы школьного детского клуба "Электрознайка"

Самое главное, чтобы наши дети были здоровы, успешны и счастливы....

Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)

В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и  повышение педагогической культуры родителей....

Из опыта работы в научном клубе "Ключ и заря" УМК ПНШ

Учебники УМК "Перспективная начальная школа" приглашают учеников принять участие в работе клуба гуманитарных дисциплин и клуба естественно научных дисциплин.Данный материал из опыта моей клубной работ...

анализ работы физкульурно-спортивного клуба

Анализ работы физкультурно-спортивного клуба "Ермак" МБОУ таятской ООШ...