конспект урока по окружающему миру в 4 классе УМК "Гармония"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Неплях Оксана Александровна

Разработка урока по теме "Полезные ископаемы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okr_mir.docx65.04 КБ

Предварительный просмотр:

Кладовые Земли. Что называют полезными
ископаемыми. Как находят Полезные ископаемые.

Цель урока: познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их добыче и свойствами..

Задачи урока:

Образовательная:

  1. Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  2. Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Развивающая задача:

  1. Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  2. Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  1. Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  2. Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
  3. Воспитывать толерантности.

Оборудование: таблички с написанными на них названиями полезных ископаемых и их свойствами; рисунки с изображением шахты, скважины, карьера; карточки с обозначенными на них условными знаками полезных ископаемых.

Ход урока

  1. Организационный момент.     

Прозвенел звонок, начался урок.
Можно к делу приступать:
Вот учебник и тетрадь,
Природу будем изучать.

II. Мотивация и  Целеполагание

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле

-  о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь вы узнаете разгадав кроссворд

 

г

я

м

с

г

п

п

о

л

е

з

н

ы

е

и

с

к

о

п

а

е

м

ы

е

и

т

л

л

з

с

н

а

ь

у

г

о

л

ь

р

у

д

а

г

р

а

н

и

т

к

                         

       

ь

о

р

ф

По горизонтали:

1. Она варилась долго                   2. Он очень прочен и упруг,                          3.Он чёрный и блестящий,

В доменной печи,                           Строителям надёжный друг:                       Людям помощник настоящий.

Чтобы потом нам сделали              Дома, ступени, постаменты                        Он несёт в дома тепло,

Ножницы, ключи.                            Красивы станут и заметны.                         От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

По вертикали:

1. Если встретишь по дороге,             2. Спрятан  у воды в земле                          3. Этот мастер белый-белый,               4.Росли на болоте

То увязнут сильно ноги.                     Ценный самоцвет.                                       В школе не лежит без дела,                 Растения.

А сделать миску или вазу-                 Муравьишка в нём застыл.                         Пробегает по доске,                              А теперь это топливо

Она понадобится сразу.                      Посмотри на свет.                                       Оставляет белый след.                          И удобрение.

5.Без неё, ребята, повар просто как без рук,        6.На кухне у мамы помощник                          7.Он очень нужен детворе,

И становится вся каша несъедобной вдруг!                         Отличный,                                                           Он на дорожках во дворе,

А если в ранку попадёт, испытываешь боль.                       Он синим цветком расцветает                           Он и на стройках, и на пляже,

Вы, конечно, догадались - это каменная…                           На кухне.                                                             И он в стекле расплавлен даже.

 Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” 

- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

  1. Что такое полезные ископаемые?
  2. Что такое месторождение?
  3. Кто ищет месторождения полезных ископаемых?
  4. Как они используются человеком?

- Для чего нам необходимо это знать?

- Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать?

III. Изучение нового материала.

1. Что называют полезными ископаемыми.

- Итак, мы сегодня будем говорить о полезных ископаемых

- давайте поработаем над словами  “полезные” и “ископаемые” , что они обозначают?

- Теперь попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). 

- Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны.

- как вы думаете, что такое месторождение?

МЕСТО   РОЖДЕНИЕ – т.е место где добывают полезные ископаемые.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, как, например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А каменную соль человек использует для приготовления пищи.

2 Составление кластера (работа по учебнику)

- На какие группы могут делиться полезные ископаемые?

   - А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.

Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.

          - Так на  какие группы можно распределить полезные ископаемые? (ТВЕРДЫЕ, ЖИДКИЕ, ГАЗООБРАЗНЫЕ)

- какие полезные ископаемые относятся к твердым? (СОЛЬ, ПЕСОК, ГЛИНА)

- какие полезные ископаемые относятся к жидким? (ВОДА, НЕФТЬ)

- какие полезные ископаемые относятся к газообразным? (ПРИРОДНЫЙ ГАЗ)

    -Давайте рассмотрим рисунок, на котором изображены слои полезных ископаемых.

– Бывают ли полезные ископаемые бесполезными? (Да. Если не известны полезные свойства ископаемых и они не используются в быту.)

3. Как находят полезные ископаемые.

- Мы узнали,  что называют полезными ископаемыми,  на какие группы они делятся, о чем мы еще можем узнать? (откуда берутся полезные  ископаемые и как их добывают?)

- Как вы думаете, кто такие геологи?

- Ответить на этот вопрос вам поможет учебник С. 89 - 90

–Расскажите, что вы знаете о трудной, интересной, а иногда и опасной профессии геолога. Геологи ищут полезные ископаемые. О добыче некоторых ископаемых прослушаем сообщения ребят

Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.

                     - уголь

Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.

                     - нефть

Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах - нефтеналивных танкерах.

                     - природный газ

Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

4. Работа с картой Оренбургской области

 - какими полезными ископаемыми богата наша область?

(ответы детей)

- Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые нашей области , нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые. ( на слайде условные обозначения полезных ископаемых)

           - Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), природный газ, железные руды, медные руды, нефть, каменная соль, мел и другие.

5. Исследовательская работа в группах. 

- Как называют людей, занимающихся научными исследованиями? (учёные).

  - А сейчас  вы выступите в роли сотрудников научной лаборатории и постараетесь представить себе труд учёных

Цель: определить состав и свойства полезных ископаемых (каменная соль, известняк, железная руда, мел).

  1. Дети разделяются на четыре команды, собрав 4 разрезанных картинки.
  2. Каждая команда занимается исследованием одного полезного ископаемого.
  3. Исследование идёт по плану в соответствии с карточкой-«помогайкой»:

А) Название

Б) Условное обозначение

В) Свойства (твёрдое, жидкое или газообразное; однородное или смесь; цвет; плотное или пористое; прочность).

Г) Способы добычи

Д) Значение и применение

Е) Месторождения

        5. Защита работ.

IV. Итог урока.

– Что называют полезными ископаемыми?

– На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

– Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? Жидких?

Рефлексия.

  1. Какая проблема  стояла перед нами в начале урока?
  2. Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
  3. Что помогло нам в работе?
  4. Какие открытия вы для себя сделали?

- Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?

                       

 

                                                       

Все замечательно, можно двигаться дальше

Усвоил хорошо

Еще испытываю затруднения

             

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания № 13, 14 на с. 34); учебник (с. 88–92).

             

  План урока по теме:  Полезные ископаемые

Предмет: окружающий мир

Возраст учащихся: 4 а  класс

Место проведения: кабинет (класс)

Цели:

-  познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их добыче и свойствами..

Образовательная:

  1. Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  2. Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Развивающая задача:

  1. Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  2. Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  1. Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  2. Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
  3. Воспитывать толерантности.

    Формируемые УУД:

     Личностные: положительное отношение к процессу обучения;

регулятивные УУД

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;                                                                    

 - умение определять успешность своего задания.

познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из  иллюстраций;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными    задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме; 

Оформление:

Презентация

Оборудование:

Атлас Оренбургской области, карточки-помогайки, комплект полезных ископаемых,

Название этапа урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Использование ЦОР

Слайд №

 Формируемые УУД

1. Организационный

Приветствие.

- Улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением, улыбнитесь нашим гостям.

проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой .

Личностные УУД

Готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к 
познанию нового. 

2. Целеполагание

- - Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле

-  о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь вы узнаете разгадав кроссворд

-  Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” 

- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

Ответы детей

Слайд № 1,2,3,4

Познавательные УУД.                            Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержании

3 Изучение нового материала.

4. Итог урока

5. Рефлексия

. Что называют полезными ископаемыми.

- Итак, мы сегодня будем говорить о полезных ископаемых

- давайте поработаем над словами  “полезные” и “ископаемые” , что они обозначают?

- Теперь попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). 

- Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.

- как вы думаете, что такое месторождение?

МЕСТО   РОЖДЕНИЕ – т.е место где добывают полезные ископаемые.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, как, например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А каменную соль человек использует для приготовления пищи.

2 Составление кластера (работа по учебнику)

- На какие группы могут делиться полезные ископаемые?

   - А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.

Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.

          - Так на  какие группы можно распределить полезные ископаемые?

- какие полезные ископаемые относятся к твердым?

- какие полезные ископаемые относятся к жидким?

- какие полезные ископаемые относятся к газообразным?

    -Давайте рассмотрим рисунок, на котором изображены слои полезных ископаемых.

Учащиеся делят на группы полезные ископаемые: жидкие – вода, нефть; твердые – соль, песок, глина; газообразные – природный газ.

– Бывают ли полезные ископаемые бесполезными? (Да. Если не известны полезные свойства ископаемых и они не используются в быту.)

3. Как находят полезные ископаемые.

- Мы узнали,  что называют полезными ископаемыми,  на какие группы они делятся, о чем мы еще можем узнать? (откуда берутся полезные  ископаемые и как их добывают?)

- Как вы думаете, кто такие геологи?

- Ответить на этот вопрос вам поможет учебник

– Геологи ищут полезные ископаемые. Расскажите, что вы знаете о трудной, интересной, а иногда и опасной профессии геолога.

Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.

            - уголь, нефть, природный газ

физминутка

4. Работа с картой Оренбургской области

 - какими полезными ископаемыми богата наша область?

(ответы детей)

- Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые нашей области , нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые. ( на слайде условные обозначения полезных ископаемых)

           - Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), природный газ, железные руды, медные руды, нефть, каменная соль, мел и другие.

5. Исследовательская работа в группах. 

- Как называют людей, занимающихся научными исследованиями? (учёные).

  - А сейчас  вы выступите в роли сотрудников научной лаборатории и постараетесь представить себе труд учёных

Цель: определить состав и свойства полезных ископаемых (каменная соль, каменный уголь, железная руда, мел).

  1. Дети разделяются на четыре команды,
  2. Каждая команда занимается исследованием одного полезного ископаемого.
  3. Исследование идёт по плану в соответствии с карточкой-«помогайкой»:

А) Название

Б) Условное обозначение

В) Свойства (твёрдое, жидкое или газообразное; однородное или смесь; цвет; плотное или пористое; прочность).

Г) Способы добычи

Д) Значение и применение

Е) Месторождения

        5. Защита работ.

– Что называют полезными ископаемыми?

– На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

– Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? Жидких?

- Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?      

                                                       

Все замечательно, можно двигаться дальше

Усвоил хорошо

Еще испытываю затруднения

Оценивание

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания № 13, 14 на с. 34); учебник (с. 88–92).

ответы учащихся

Составление  кластера

Дают определение понятия «полезные ископаемые»

Обсуждение понятия

Ответы учащихся.

Работа с учебником

Обобщение прочитанного

Формулировка вывода.

Ответы детей на проблемный вопрос

Работа с учебником

Сообщения детей о добыче полезных ископаемых

Ответы детей

Работа с условными обозначениями и картой Оренбургской области

Работа в группах

Ответы учащихся.

Практическая работа.

Ответы учащихся.

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12, 13, 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19, 20, 21, 22

Слайд № 23

Слайд № 24

 Познавательные УУД.                            Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

Коммуникативные: отвечать на вопросы, соблюдая правила речевого поведения.

Коммуникативные: отвечать на вопросы, соблюдая правила речевого поведения.

Коммуникативные: отвечать на вопросы, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные УУД

Дети слушают, размышляют, отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД

Отвечают на вопросы учителя.

Классифицируют и доказывают свой выбор.

Познавательные УУД

Познавательные: формировать умение обобщать и делать выводы.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группе.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные: формировать  умение делать обобщения и выводы.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....