Урок окружающего мира 1 класс Какой бывает вода?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Коломацкая Ольга Евгеньевна

Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века", урок способствует развитию учебно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril.rar2.91 МБ
Файл kristall_zdorovya_docx.docx24.1 КБ
Файл ms.docx61.62 КБ
Файл okr._mir_kakoy_byvaet_voda.docx43.92 КБ

Подписи к слайдам:

Какой бывает вода?Урок по предмету «Окружающий мир» в 1 классе
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега.
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. ДЕКАБРЬ
Вода занимает ѕ поверхности Земли, но пресной воды остаётся всё меньше и меньше…
?
Лёд
Роса
Снег
Иней
Туман
Пар
Град
ВОДА
Лёд
Роса
Снег
Иней
Туман
Пар
Град
Какой бывает вода?
Свойства воды.
Свойства
Жидкая
Цвет
Прозрачность
Запах
Вкус
Форма

бесцветная
не имеет формы, растекается
прозрачная
не имеет
не имеет
Вода - чудо природы!
Вода- самое распространенное вещество на Земле. В чистом виде она не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Водой заполнены океаны, моря и реки. Без неё невозможно существование всего живого.
Берегите воду
Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов. Много воды идёт в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять.
Воду попусту не лей,Дорожить водой умей.Закрывай покрепче кран, Чтоб не вытек океан.
Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Теперь я …Я понял, что…Я научился…У меня получилось …Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…
Вода! Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью. Ты самое большое богатство на свете. Антуан де Сент-Экзюпери
http://www.redwall.ru/forum/txt/index.php/t5612-0.html
http://jura-hobby.narod.ru/index123.html
http://spbclubakvarel.4bb.ru/viewtopic.php?id=242&p=2
http://fotki.yandex.ru/users/gorod-v-oblakah/view/551558/
http://www.stihi.ru/2009/12/12/6749 http://www.art-in-exile.com/forums/photopost/showphoto.php?photo=17355
http://warcraft3ft.info/forum/52-30933-1
http://vodavkrane.ru/


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающее образовательные технологии

 « Здоровьесберегающие технологии» - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды  и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Задача школы полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.  

Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Осуществление этой цели напрямую зависит от системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Одной из составляющих такой работы является система внеклассных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни.

        Приведём  план внеклассных мероприятий, направленных на формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.  Содержание и форма  мероприятий меняется в зависимости от возрастных и психологических особенностей класса.

Сентябрь  (9 сентября) – Всемирный день красоты

Октябрь (10 ноября) – Всемирный день молодежи

Ноябрь (13 ноября) – Всемирный день слепых

Декабрь (9 сентября) – Всемирный день борьбы со СПИДом

Январь – Всемирный день окружающей среды

Февраль (12 февраля) – Всемирный день больного

Март (22 марта) – Всемирный день воды

Апрель (7 апреля) – Всемирный день здоровья

Май (31 мая) – Всемирный день без табачного дыма.

Для примера приведём разработку мероприятия, посвященного международному дню здоровья.

Творческая игра «Кристалл здоровья».

Цель: сформировать учащихся  знания о здоровье;

научить заботиться о своём здоровье  в повседневной жизни.

Оборудование: барьеры, кегли, верёвка, палки, фломастеры, бумага.

Игра включает 6 станций, по итогам, прохождения которых учащиеся собирают кристалл здоровья. Учащиеся делятся на группы для прохождения станций.

СТАНЦИЯ «ВВОДНАЯ» (для всех учащихся вместе, эта станция начало пути)

Ведущий: А, давно не виделись, здорово, здорово! (необходимо добиться, чтобы все ответили «здорово»).

Ведущий: Авы когда-нибудь вдумывались в смысл слов «Здравствуйте» или «здорово»? (ответы учащихся)

Ведущий: Верно, «Здравствуйте – это значит, что я желаю вам быть здоровыми и нас здоровью научить» давайте, ещё раз со смыслом скажем – здравствуйте!

Ведущий: прежде, чем отправиться в путь мы поиграем в игру. Подвижная игра.

        Посмотри – ка меня,

        Делай так же, как и я.

        Чтобы ждал здоровый смех,

        Поднимите руки вверх!

        Кто согласен, что здоровье нам нужно,

        Похлопайте в ладоши дружно!

Ведущий: Молодцы! А у меня есть тайна про здоровье.  Хотите открою её вам?

        Она закрыта – зарыта

В волшебном кристалле.

Если после станции

На гранях понятный смысл писать.

Можно самый главный

Секрет здоровья отгадать.

Секрет вы откроете

Как только пройдёте

Все станции наши.

Ведущий: Всем  захотелось быть здоровыми? Тогда вперёд!

 СТАНЦИЯ «ЗАКАЛИВАНИЕ»

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на моей станции. Вспомните высказывание: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!». О чём оно говорит?  Как влияют на наше здоровье эти силы природы? Верно – всё дело в закаливании. А зачем закаливать организм? Закалённый человек обладает большей устойчивостью к воздействию различных неблагоприятных условий окружающей среды. Он мало или вовсе не подвергается простуде, редко болеет заразными болезнями. Легче переносит заболевания. Самый доступный способ закаливание – это воздушные ванны, когда воздействию метеоэлементов подвергается полностью или частично обнаженное тело. Вдыхание свежего воздуха в течение 15 – 20 минут придаёт бодрость, стимулирующее действует на газообмен крови, улучшая её состав. Воздушные летние ванны повышают тонус нервной и мышечной систем. А сейчас мы с вами проведём игру – упражнение « Кто дольше»

Вам надо сделать глубокий вдох, и, не задерживая дыхания, идти вперёд, считая шаги, аналогично на выдохе. И вдох, и выдох должны быть рассчитаны примерно на 4 шага (проба Штанге).

СТАНЦИЯ «ПИТАНИЕ»

Ведущий: Чтобы вести здоровый образ жизни, необходимы не только закаливание, соблюдение личной гигиены, но и правильное питание. В обязательном порядке нужно соблюдать режим питания. Огромное значение имеет содержание в пище витаминов, белков, жиров и углеводов. Нужно помнить, что переедание вредит здоровью, поэтому, чтобы быть в хорошем настроении и прекрасной форме, необходимо  правильное сбалансированное питание. Сейчас я вам предлагаю попробовать себя в роли диетолога. Из предложенных продуктов вам необходимо составить меню: для здорового человека; для спортсмена, для ученика. Только помните: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

Список продуктов (картинки): мясо, молоко, белый хлеб, чёрный хлеб, сливочное масло, растительное масло, фрукты, макароны, булочки, сало, сыр, соки, зелень, газированная вода, копчености, шоколад, грибы, чипсы, майонез, гречневая крупа, манная крупа, рис, кетчуп, питьевая вода, мороженое, сладости.

СТАНЦИЯ «ЭМОЦИИ»

Ведущий: Ребята! Здоровый образ жизни включает в себя не только отсутствие болезней, правильное питание, закаливание, но и всегда хорошее и весёлое настроение. Сейчас мы с вами сыграем в несколько весёлых и интересных игр.

Игра «Носорог»

Все участники становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Каждому играющему ведущий называет  животное, которое надо держать в тайне. Если ведущий называет имя твоего животного, надо присесть, а стоящие по бокам не должны допустить этого. Шутка состоит в том, что всем называется  - носорог.

Игра «40 секунд»

Всем играющим выдаётся лист, на котором написано: «Прочитайте и выполните задания. Помните! У вас есть только 40 секунд»

  1. Присядьте  2 раза.
  2. Подпрыгните на левой ноге 5 раз.
  3. Поднимите вверх обе руки 2 раза.
  4. Внимательно прочитайте все задания.
  5. Громко крикните своё имя.
  6. Дважды громко мяукните.
  7. Повернитесь вокруг своей оси 3 раза.
  8. Громко посмейтесь.
  9. Коснитесь рукой любых трёх человек.
  10. Подпрыгните на правой ноге 5 раз.
  11. После того как вы прочитали все задания, выполните только задание № 12, 13.
  12. Присядьте на корточки.
  13. Положите лист перед собой на пол.

СТАНЦИЯ «СПОРТ - ТРОПА»

Ведущий: Вам необходимо пройти дистанцию в течении 5 минут. Чтобы это сделать, надо определить последовательность и правила прохождения каждого препятствия. (Демонстрация)

Барьеры – перепрыгивать через барьеры.

Гусеница – последовательное огибание препятствий. 

Подвал – проход под низко протянутой веревкой.

Мишень – поражение мишеней.

СТАНЦИЯ «ЗДОРОВЯЧОК»

Ведущий: Каждый из вас имеет представление о здоровом человеке. Верно, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Я предлагаю вам нарисовать портрет «Здоровячка». И на нём попробуйте изобразить все свойства, качества и привычки, которыми должен обладать человек с железным здоровьем. Будьте готовы объяснить, почему вы нарисовали такого !Здоровячка» . на выполнение задания 5 минут.

Ведущий: Молодцы!  Вы все справились с заданием и составили кристалл здоровья. А в завершении я предлагаю вам викторину. Я буду называть качество,  а должны решить, необходима она для сохранения здоровья или нет. Если качество полезное – вы поднимаете руки вверх, если нет – разводите руки в сторону.

  1. Заниматься физкультурой.
  2. Смотреть допоздна телевизор.
  3. Кушать 2 раза в день.
  4. Много смеяться.
  5. Чистить зубы 2 раза в день.
  6. Спать днём.
  7. Отдыхать на море.
  8. Ходить на дискотеку.

Помните здоровья человека на 50 % зависит от самого человека.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Коломацкая Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов , ГОУ СОШ № 355

Литература

  1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Тихомирова Л.Ф. , Басов А.В.,  Здоровье и здоровый образ жизни. Ярославль, 1997
  4. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
  5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
  6. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
  7.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
  8. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.

 



Предварительный просмотр:

Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников

Целью  работы является разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ.

В целях реализации задачи формирования орфографической грамотности творческих работ младших школьников были определены следующие теоретические положения.

1.Формирование умения проводить орфографическую подготовку к изложению должно опираться на индивидуальные особенности памяти учащихся.

В связи с этим необходимо сообщить детям знания об индивидуальных особенностях памяти, сформировать положительное отношение к особенностям памяти и операционную сторону свойства запоминания.

2.Формирование орфографической грамотности творческих работ предполагает определенную последовательность работы с младшими школьниками, которую мы называем этапами. Этапность в работе объясняется тем, что в процессе формирования орфографической грамотности необходимо решать конкретные задачи:

* раскрыть сущность системы орфографической подготовки при оформлении творческих работ;

* раскрыть необходимость самоконтроля для орфографически-грамотного оформления творческих работ;

* сформировать положительное отношение к контролю, показав роль самоконтроля в учебной деятельности;

*сформировать умения, которые составляют орфографический самоконтроль.

3. Формирование орфографической грамотности предполагает определение ведущего средства. Таким средством может стать контроль и самоконтроль.

Контроль и самоконтроль занимает в учебной деятельности ведущее место. При этом он позволяет обнаружить ошибку, исправить ее, найти верные пути решения. А умения проверить себя и действия проверки способствуют повышению орфографической грамотности творческих работ учащихся.

Опираясь на общие положения, был разработан проект формирующего эксперимента. При построении работы решались следующие задачи:

- обучение орфографической подготовке к творческой работе с учетом индивидуальных особенностей памяти учащихся;

- обучение младших школьников умению выполнять проверку творческой работы с опорой на алгоритмы и индивидуальные особенности;

- обучение детей навыкам подготовки и самоконтроля при написании творческих работ.

На первом этапе формирующего эксперимента проводилось изложение в двух третьих классах (контрольном и экспериментальном) с целью выявления умения учащихся готовиться к работе и проверять результат работы по ее завершению. После окончания работы ученикам были заданы вопросы: Как вы готовились к грамотному написанию работы? Проверяли ли вы работу после ее завершения? Если проверяли, то каким образом? Результаты опроса представлены в таблицах №2,3.

Таблица № 2.

Проведение учащимися 3 класса орфографической подготовки к творческой работе

Предварительная подготовка

учащихся

Контрольный

3 «а»

экспериментальный 3 «б»

Готовились к грамотному написанию

творческой работы

3 чел. 13,6%

 2 чел.

 7,7 %

Не готовились к грамотному написанию творческой работы

22 чел. 86,4%

 24 чел. 92,3%

Результаты работ и опроса показали, что учащиеся самостоятельно, без указания учителя, не готовятся к грамотному написанию, потому что не знают, как это делать. Лишь очень малая часть учеников (3 ученика) отметила, что они ещё раз внимательно прочитали текст, чтобы его грамотно написать.

Таблица № 3.

Проведение учащимися 3 класса самопроверки творческих работ

Проведение проверки

3 «а»

контрольный

3 «б»

экспериментальный

Проверяю работу после её завершения

2 чел (8%)

1чел (3.9%)

Не проверяют роботу после её завершения

23 чел (92%)

25 чел (96.1%)

Из таблицы видно, что после написания работу проверили только 2 ученика в 3 «а» и 1 ученик в 3 «б» классе, остальные считают, что проверка им не нужна.

Результаты письменных работ показали, что учащиеся в основном испытывают трудности в правописании орфограмм в корне слова, а именно в правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, и в правописании проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова. В ходе анализа учитывались ошибки только на изученные орфограммы.

Анализ орфографических ошибок представлен в таблице № 4.

Таблица № 4.

Характер орфографических ошибок, допущенных учащимися 3 класса в изложении  (Все ошибки, на изученные правила -100%)

Ошибки

3 «а»

3 «б»

1.Графические ошибки

12,32%

11,84%

2.Орфографические ошибки:

-ошибки в корне слова;

* правописание безударных гласных,

проверяемых ударением;

* правописание безударных гласных,

не проверяемых ударением;

*правописание проверяемых звонких и глухих согласных;

- ошибки в приставке;

- ошибки в окончании;

65,76%

27, 40%

8,22%

19,18%

5,48%

5,48%

67,68%

26,64%

7,40%

20,72%

8,64%

 4.28%

3.Ошибки в слитном и раздельном написании слов;

 8,22%

8,64%

4.Ошибки в употреблении больших и строчных букв;

 5,48%

5,92%

5.Ошибки в переносе слов с одной строки на другую

 8,22%

5,92%

Результаты творческих работ показали, что учащиеся нуждаются в овладении умением готовиться и проверять творческие работы.

Обучающий эксперимент состоял из 2 этапов: подготовительного этапа и основного, который в свою очередь делился на 3 ступени.

1 этап (подготовительный) предполагал определение индивидуальных особенностей памяти и типичных орфографических ошибок учащихся.

Основной этап:

1 ступень предполагает формирование у учащихся умений готовиться к  орфографически грамотному написанию творческой работы.

2 ступень направлена на формирование положительного отношения к контролю и самоконтролю, потребности в контроле своих работ.

3 ступень продолжает работу по усвоению приемов орфографической подготовки и самоконтроля при написании творческих работ.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На этом этапе младших школьников знакомили с ведущим типом памяти каждого из них. Для этой цели использовался тест.(см. Приложение) Учащимся предлагалось запомнить постепенно увеличивающиеся ряды цифр, используя различные типы запоминания: зрительный (без проговаривания), моторный (с обязательным негромким проговариванием), слуховой  (без проговаривания и зрительного восприятия).

Результаты тестирования содержат информацию об объеме кратковременной памяти и преобладающем типе запоминания каждого ученика. В таблице № 5 приведены группы учащихся по типам памяти. Данные сведения доводятся до учащихся и их родителей.

Таблица № 5.

Характеристика учащихся по типам памяти. Все учащиеся класса - 100%

Класс

Тип памяти

зрительная

слуховая

моторная

3 «а»

5 человек 20 %

8 человек 32 %

12 человек 48%

3 «б»

4 человека 15,4%

9 человек 34,6 %

13 человек 50%

Чтобы «способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитый тип памяти»,[30] необходимо научить школьников опираться на него при запоминании правописания слов. Учащимся предлагаются следующие приемы запоминания:

для учащихся со зрительной памятью − молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить их написанными; снова открыть глаза и проверить себя;

для учащихся с моторной памятью − проговорить вслух негромко по слогам каждое слово;

для учащихся со слуховой памятью − проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед.

На этом же этапе анализировались индивидуальные орфографические ошибки и устанавливались трудности каждого ученика. Данные доводились до каждого из них с целью преодоления этих трудностей. Далее учащимся предлагались индивидуальные задания с целью преодоления орфографических затруднений. Например: индивидуальные задания:

1. группа: учащиеся с несформированным или слабо сформированным умением обнаруживать орфограмму (пишут как слышат) в ходе индивидуальной работы решается задача сформировать орфографическую зоркость, то есть умение обнаруживать и определять орфограмму по её опознавательным признакам.

1.Из данных слов назовите сначала проверяемое, затем проверочное слово:

поласкать - ласка, холодный – холод, пишет –запиши

2.Какие звуки, обозначенные буквами проверяются в словах:

тяжёлый – тяжесть, проживать – прожить, берег – прибрежный.

3.Почему выделенные гласные называются проверочными?

Лесник опоздал замечает виднелись выдержит зелёный

2 группа − учащиеся, затрудняющиеся в подборе проверочных слов

1.Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл.

В нашем краю растут густые л(и/е)са. Под елью с(и/е)дела л(е/и) са.

Бабушка пос(и/е)дела от горя.

2.Подумайте, что обозначает каждое слово. Правильно вставь букву.

Ум(о,а)лять о пощаде, ум(а,о)лять значение

Спл(а,о)тить в отряд, запл(о,а)тить за квартиру

3.Выберите нужное проверочное слово:

горе          город                          плотный                    плата

     приг…род                                              спл…тить  

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Задачей первой ступени основного этапа должна стать актуализация и совершенствование частных умений, необходимых для формирования умения готовиться к орфографически грамотному написанию творческих работ.

На данной ступени предлагался дидактический материал, способствующий достижению поставленной цели, то есть формированию умения осуществлять орфографическую подготовку. На уроках, предшествующих творческой работе, в учебный материал включались задания, способствующие орфографической подготовке к творческой работе. При выполнении заданий систематически акцентируется внимание учащихся на способ действия при решении орфографической задачи. С этой целью ученикам задавались вопросы: что надо сделать, чтобы правильно написать слова? Как проверить? Слова с какими орфограммами даны? Чем они похожи? Чем отличаются?

Упражнение №1.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.

М…роз, б...льшой, с…пожки, д…мой, д…ревья, н…ряд, зап…щал, п…года, с…дел, с…бачка, д…рожка, …днажды.

После выполнения задания и исправления ошибок, учащимся предлагается запомнить правильное написание данных слов, используя ведущий тип памяти.

Упражнение 2.

Выпишите слова на правило правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова: Снег погода, шкаф, наряд, щенок, крик, дорожка, тропа, шапка, сапожки, шалаш, собака, замерз, вопрос, песик, школа.

Запомните правописание слов, как вам удобнее.

Упражнение 3.

Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы:

Щенок подб...жал к Мит… и поставил ла…ки на его сапо…ки.

Далее ученики пишут творческую работу, подробное изложение по деформированному тексту «Щенок».

Щенок.

Однажды Митя шёл из школы домой. Была чудесная погода.

Снег хрустел под ногами. Деревья надели белый наряд.

Вдруг Митя остановился. На дорожке сидел щенок. Он сделал два шажка и запищал. А потом подбежал и Мите и поставил лапки на его сапожки. Мороз был большой. Пёсик совсем замёрз.

Митя взял собачку домой.

Также на этом этапе используются упражнения на предупреждение орфографических ошибок.

Фрагмент урока №1.

Подробное изложение деформированного текста «Щенок».

Цель: 1. Формирование умения готовится к орфографически грамотному написанию творческой работы.

2. Познакомить с приёмами орфографической подготовки к написанию творческой работы.

Оборудование:

Иллюстрация к тексту. Индивидуальные карточки с деформированным текстом (изменен порядок частей.):

Щенок.

Вдруг Митя остановился. На дорожке сидел щенок. Он сделал два шажка и запищал. А потом подбежал к Мите и поставил лапки на его сапожки. Мороз был большой. Пёсик совсем замёрз.

Однажды Митя шёл из школы домой. Была чудесная погода. Снег хрустел под ногами. Деревья надели белый наряд.

И Митя взял собачку домой.

Карточки с орфографическими упражнениями:

1.Слова с безударными гласными в корне:

М…роз, б…льшой, с…пожки, д…мой, д…ревья, н…ряд, зап…щал, п…года, с…дел, с…бачка, д…рожка, …днажды.

Образец №1.(выполнения задания)

Мороз,   дорожка,   однажды,   сапожки,   погода,   собачка

Большой,   домой,   деревья,   наряд,   запищал,   сидел.

2.Слова с проверяемыми согласными в корне слова;

Сне…, шка…, наря…, кри…, доро…ка, ша…ки, ла…ки, сапо…ки, моро…,

замер… .

Образец №2 (выполнения задания)

Снег, шкаф, наряд, замёрз, крик, мороз.

Дорожка, шажки, лапки, сапожки.

3.Правописание приставок:

Раскройте скобки:

(Из)школы, (под)ногами, (на)дели, (на)ряд, (на)дорожке, (с)делал, (за)пищал, (под)бежал, (к)Мите, (по)ставил, (на)сапожки, (за)мёрз.

Образец №3.(выполнения задания)

Из школы, под ногами, надели, наряд, на дорожке,  сделал, запищал, подбежал к Мите, поставил, на сапожки, замёрз.

План урока:

1.Организованное начало урока.

2.Постановка учебной задачи.

3.Ознакомление с текстом.

4.Восстановление текста.

5.Анализ текста. Лексическая работа.

6.Орфографическая подготовка.

7.Запись текста.

8.Проверка.

9.Организованный конец урок.

Рассмотрим этап урока - орфографическая подготовка.

 − Сегодня мы будем учиться грамотно оформлять свою творческую работу. В тексте есть трудные по написанию слова, на которые надо обратить внимание. Такие слова удобнее разбить на группы. Первая группа слов − слова с безударными гласными в корне, потому что эти слова вызывают наибольшую трудность.

Приготовьте карточку №1.

Какая орфограмма объединяет эти слова? (безударные гласные в корне).

− Подумайте и назовите слова, к которым нельзя подобрать проверочные слова. (мороз, сапожки, погода, собачка, дорожка, однажды. Объясните почему? − это словарные слова, безударные гласные в них надо запомнить).

Вставьте безударные гласные в эти слова. Проверьте по образцу. Постарайтесь запомнить написание слов с безударными гласными в корне как вам удобнее.

− Как проверить безударные  гласные в остальных словах? Вставьте безударные гласные, объясняя свой выбор. Проверьте по образцу.

− Слова с какой орфограммой мы учились проверять? Как мы проверяли безударные гласные в корне? Постарайтесь запомнить написание слов с безударными гласными в корне как вам удобнее.

Приготовите карточку №2. Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (слова с проверяемыми согласными в корне слова).

На какие две группы можно разделить эти слова? А что их объединяет? Каким способом мы проверяем данную орфограмму?

Проверьте орфограмму и вставьте нужную букву, обозначающую соответствующий согласный. Проверьте по образцу. Постарайтесь запомнить написание слов как вам удобнее.

− Посмотрите внимательно на карточку №3. Какие правила надо вспомнить, чтобы выполнить задание? Как различить приставки и предлоги? Как пишутся предлоги со словами? Как пишутся приставки? Выполните задание. Проверьте написание слов по образцу. Постарайтесь запомнить написание слов как вам удобнее.

 − Проверим, как вы подготовились грамотно оформить изложение. Я называю слова, а вы чётко произносите, как оно пишется.

− Что мы делали, чтобы подготовиться грамотно написать творческую работу? (находили слова с орфограммами, вспоминали, как они проверяются и старались запомнить их правописание)

7.Запись текста.

8.Проверка творческой работы.

− Прочитайте свою работу по слогам, проверьте грамотность написанного.

Упражнения, направленные на закрепление умения сравнивать написание и произношение слов:

Упражнения 1.

Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Напишите еще два таких слова.

Медведь, медведица, рыба, окунь, сидеть, ловить, коньки, пень, день.

Упражнение № 2.

А) Спишите. Произнесите согласный звук на конце слова. Сравни, какая буква, обозначающая звук, пишется и какой звук слышится.

Этаж, карандаш, утюг, снег, мороз, шарф, мост, медведь, груз, сугроб.

Б) Спишите. Сравните гласный звук и гласную букву, обозначающую звук, в ударных и безударных слогах. Какой звук произносится?

Какой буквой он обозначается?

Скала - скалы          стрела - стрелы

сосна - сосны           роса - росы.

Упражнение №3.

Упражнения, направленные на совершенствование умения определять ударный и безударный слоги.

А) Прочитайте слова. Чем они различаются?

Стрелки – стрелки                      пила – пила

Замок – замок                             стоит – стоит

Упражнение интересно тем, что учащиеся убеждаются в том, что от правильности постановки ударения зависит смысл слова. Это активизирует их внимание к выделению ударного слога, развивает осознанность в овладении понятием «ударение».

Б) Прочитайте слова. Измените, каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным. Поставьте ударение.

Веч…ром, в л…су, зв…рята, л…гли, ув…дал, в…ды, пог…сил.

Предупреждающие упражнения, использовались на уроке написания творческой работы.

 1.Во время орфографической подготовки под руководством учителя на доску выносятся трудные для написания слова с указанием в них орфограммы и морфемы, в которой она находится, так как от этого зависит способ проверки. Орфограммы необходимо выделять разными способами:

− цветом; (подробное изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ёжик»)

  1. пошёл, жёлтые, нашёл, увидел, заметил, подумал, ничего, лопушком, наколол, смеялся, полежит.

Например, рассмотрим фрагмент урока:

Фрагмент урока №2.

Подробное изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ёжик» (изменён порядок частей).

Цель:1. Формирование умения готовится к орфографически грамотному написанию творческой работы.

2. Познакомить с приёмами орфографической подготовки к написанию творческой работы.

3.Познакомить с приёмами самопроверки и самоконтроля.

Оборудование:

Текст с изменённым порядком частей.

Текст изложения (индивидуальные карточки)

Карточки: №1пош…л                     увид…л             н…чего

                       ж …лтые                  замет…л             л…пушком

                       наш…л                     подум…л

Карточки - образец выполнения работы:

                 Пошёл                 увидел                    ничего

                 Жёлтые               заметил                  лопушком

                 Нашёл                 подумал

Карточки: № 2. Подбери проверочное слово и вставь пропущенные буквы:

(выдели орфограмму зелённым цветом),

__________ - нак…лол____________-см…ялся __________-пол…жит

Образец выполнения карточки для проверки:

колет - наколол; смех – смеялся; лёжа - полежит

План урока:

1.Организованное начало урока.

2.Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.

3.Восстановление последовательности частей.

4.Чтение текста. Анализ содержания и языковых особенностей.

5.Орфографическая подготовка.

6. Повторное чтение текста.

7.Запись текста.

8.Проверка.

9 Организованный конец урока.

Фрагмент урока - Орфографическая подготовка

− Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Выделить трудные для написания слова.)

-Найдите слова с приставками. Выделите их. Назовите приставки.

- Найдите в тексте следующие слова и вставьте пропущенные буквы зелёным   цветом:

1.пош…л                     увид…л             н…чего

 ж …лтые                  замет…л             л…пушком

 наш…л                     подум…л

Это слова с трудными орфограммами, которые мы ещё не изучали, постарайтесь запомнить их написание, так как вам удобнее это сделать.

2.Приготовьте карточку №2. Какое задание надо выполнить?

Какую орфограмму мы проверяли? Что для этого делали? Проверьте себя по образцу, переверните карточку. Постарайтесь запомнить написание трудных   слов, как вам удобнее.

3.Найдите в тексте слова с приставками. Назовите приставки. Как пишутся слова с приставками?

Как вы готовились к грамотному оформлению творческой работы? (Находили трудные для написания слова, обозначали в них орфограммы, старались запомнить правильное написание, учились сравнивать свою работу с образцом).

6.Повторное чтение текста.

7.Запись текста.

8.Проверка.

Проверьте свою работу. Что для этого надо сделать? Обратите особое внимание на трудные слова. Сравните написание трудных слов с образцом.

9.Организованный конец урока.

− размером; (изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудеса-то!»

*пЕрЕлЕтают, сОзрЕвают,   птеНЧики,   голЕькие,   кОрмить.

2. Выборочное комментирование:

Учащиеся объясняют написание слов, которые у них вызывают затруднения. Используются разнообразные виды заданий (коллективные и индивидуальные):

-.объясните правописание слова;

- объясните написание слова, покажите орфограмму.

Такие задания способствуют предупреждению наиболее часто встречающихся ошибок. Предупреждение ошибок способствует овладению учащимися общим способом решения орфографической задачи, то есть выполнению в определённой последовательности умственных действий, необходимых для правильного написания слов. Общий способ решения орфографической задачи представляется в следующем виде (алгоритме):

  1. Произношение слова
  2. Распознавание орфограммы
  3. Определение места орфограммы в слове
  4. Определение способа проверки
  5. Проверка
  6. Запись слова
  7. Контроль

На примере изложения с элементами рассуждения по рассказу Ю.Дмитриева рассмотрим, виды орфографической подготовки учащихся к творческой работе.

Фрагмент урока №3.

Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю Дмитриева «Вот чудеса- то».

Цель:1. Формирование умения готовится к орфографически грамотному написанию творческой работы.

2. Познакомить с приёмами орфографической подготовки к написанию творческой работы.

3. Формировать умение контролировать свою орфографическую грамотность.

Оборудование:

Текст на карточках.

Таблица О.П.

Проверяемое слово

Проверочное слово  

Опасная позиция

План урока:

1.Организованное начало урока.

2.Ознакомление с типом речи - рассуждением, его структурой.

3.Ознакомление с текстом.

4.Постановка учебной задачи. Анализ структуры текста.

5.Орфографическая подготовка.

6.Повторное чтение текста.

7.Запись текста.

8.Проверка.

9.Организованный конец урока.

Фрагмент урока:

5.Орфографическая   подготовка.

Прочитайте слова на доске:

пЕрЕлетают      сОзрЕвают        птеНЧики        голЕнькие

− Как вы думаете, почему эти слова написаны по особому?

(В этих словах выделены опасные позиции). Молодцы! Правильно, в  этих словах большим шрифтом выделены ошибкоопасные позиции, то место в слове, где чаще всего допускаются ошибки.

− Прочитайте эти слова по слогам. Постарайтесь запомнить их написание.

− Приготовьте таблицу О. П.(опасных  позиций).

Заполните её трудными для вас словами.

При затруднениях можно обратиться за помощью кправилу, к памятке, к словарю, к товарищу, к учителю.

− Проверьте свою работу.

− Что вы сейчас делали? На что обращали внимание? Для чего?

6.Повторное чтение текста.

7.Запись текста.

8.Проверка.

Проверьте, грамотно ли написан текст. Как вы это будете делать? Зачем надо проверять свою работу?

9.Организованный конец урока.

Образец таблицы О.П.

Проверяемое слово

Проверочное слово(решение)

Опасная позиция

Весной

вёсны

Безуд.гл.

Перелетают

полёт

Безуд.гл

Хорошо

Сл. безуд.гл.

Кормить

корм

Безуд.гл.

Шишки

шишечка

Парн.согл.

с ели

с высокой ели

Предлог с

Голенькие

Какие ? (птенчики)

Прил. мн.ч.

Предупреждение ошибок следует рассматривать как систематическую работу, обеспечивающую правильное применение школьниками орфографических правил в творческих работах. На первой ступени основного этапа учащиеся учатся осуществлять подготовку к орфографически грамотному оформлению творческих работ. Учитель уделяет большое внимание орфографической подготовке, акцентируя внимание учащихся на способе подготовке. Это можно показать на следующем фрагменте орфографической подготовки. Изложение по непунктированному тексту с заданием разделить текст на предложения.

Бобрёнок.

 Весной забрался охотник в самую глушь был паводок вода затопила бобровую хатку бобры спасались вплавь самый маленький бобрёнок выбился   из сил и стал тонуть охотник бросился ему на помощь и вытащил на Бере

 К утру паводок спал семья бобров была спасена.

Чтобы грамотно написать изложение, надо к нему подготовиться. С этой целью мы выполним упражнения, которые нам помогут избежать многих ошибок.

Упражнение №1

Вставьте, где нужно ь. Объясните свой выбор.

Глуш…, помощ…, дич… печ…, зверёныш…, ноч…, плащ… .

Ученики выполняют упражнение, комментируя свои действия, в соответствии с правилом.

Упражнение №2.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свои действия, если затрудняешься, действуй по плану - памятке:

Памятка.

1.Определи морфему, в которой пропущена буква.

2.Вспомни правило проверки.

3.Подбери проверочное слово.

4.Запиши ответ.

В…сной, з…брался, пав…док, сп…сались, мален…кий, ха…ка, зв…рёныш, пос…дил.

После выполнения упражнения, задание проверяется с комментированием. С какой целью мы выполняли это задание?

Упражнение №3.

Найдите орфограммы в словах. Объясните их правописания.

Вода, затопила, из сил, бобровый, берег, в избушке, к реке.

По окончанию работы идёт проверка с обоснованием своего ответа. Что мы делали, что бы убедится в правильности написания слов? Для чего находили орфограммы в словах?

На следующем этапе урока акцентируется внимание учащихся на способах подготовки к грамотному написанию работы. Ученикам задавались вопросы: Как мы готовились к грамотному написанию изложения? Как преодолевали орфографические трудности, если они возникали? Надо ли готовиться к грамотному написанию творческих работ?

При систематической работе по орфографической подготовке постепенно увеличивается доля самостоятельности учащихся в орфографической подготовке.

Задачей второй ступени основного этапа было формирование положительного отношения к контролю и самоконтролю, без чего успешно не решить задачу орфографической грамотности учащихся. На этой ступени используются задания, в которых описаны действия контроля и ошибки в процессе решения одной и той же конкретной задачи. Учащимся предлагается задание: Прочитайте текст, в котором допущены орфографические ошибки.

В лотке.

Летом семья дупковых жыла у моря. Олек и булодок Рей сели в лотку. На море была лёхкая ряпь. Лодка двигалась вперет. Воздух был свеш. Дул   ветерог.

Исправьте допущенные орфографические ошибки.

В ходе проверки выполнения задания обобщаются способы проверки и исправления орфографических ошибок с учётом характера орфограммы. Составляется памятка, способствующая осознанному усвоению совокупности действий, выполняемых в определенной последовательности.

Памятка.

1.Произнеси слово. Определи орфограмму.

2.Разбери слово по составу (если в этом есть необходимость) для того, чтобы узнать, в какой части слова находится орфограмма.

3.Определи характер орфограммы.

4.Вспомни правило. Выполни указания правила.

5. Проверь себя!

При анализе заданий акцентируется внимание учащихся на свойствах контроля и самоконтроля, и обращается их внимание на то, как в зависимости от них меняется конечный результат учебной деятельности. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что контроль и самоконтроль это положительные свойства, позволяющие быть самостоятельным в учебной деятельности.   На этом этапе необходимо стимулировать учащихся контролировать результат своей деятельности. Рассмотрим, фрагмент урока русского языка.

Фрагмент урока русского языка.

Цель: Формирование положительного отношения к контролю и самоконтролю.

План урока:

I. Постановка учебной задачи. Ознакомление с текстом.

− Прочитайте текст в котором допущены ошибки. Наша с вами задача обнаружить и исправить все ошибки.

В лотке.

Летом семья дупковых жыла у моря. Олек и бульдок Рей сели в лотку. На море была лёхкая ряпь. Лодка двигалась вперёт. Воздух был свеш. Дул ветерог.

− Слова с ошибками мы будем заносить в таблицу и проверять орфограммы.

II. Коллективное заполнение таблицы О.П.(опасных позиций)

Проверяемое слово

Проверочное слово (решение)

Опасные позиции

Лодка

Лодочка

П.с

Дубковых

Фамилия, имя собств.

Дубковых

Дубочек

П. с.

Жила

Соч. жи с и

Олег

Нет Олега

П.с.

бульдог

Бульдога

П.с.

Лёгкая

Легок

П.с.

Рябь

Нет ряби, истор. - рябой

П.с

вперёд

Впереди

П. с.

Свеж

Свежий

П.с

Ветерок

Нет ветерка

П. с.

− Мы с вами исправили ошибки в рассказе. Вспомним, что мы делали, чтобы   исправить ошибку? (Находили орфограмму.)

− Что делали дальше? (Определяли, в какой части слова находится орфограмма)

− Что делали на следующем этапе? (Определяли характер орфограммы).

− И дальше? (Вспоминали правило и исправляли ошибку.)

(По ходу разбора составляется памятка.)

Памятка

1.Прочитайте слово. Определи орфограмму.

2.Узнайте, в какой части слова находится орфограмма.

3.Определи характер орфограммы.

4.Вспомните правило. Выполните указание правила.

5.Проверьте себя.

Следующая ступень − это продолжение работы по усвоению приемов контроля и самоконтроля в процессе орфографически грамотного оформления творческих работ. Важно усилить желание учащихся контролировать свою деятельность, научить приемам контроля и самоконтроля, формировать умение готовится к орфографически грамотному письму с учётом особенностей памяти и орфографических проблем. Этот этап самый длительный по продолжительности. Логика такова: продолжить формирование умения готовиться к творческим работам самостоятельно, затем формировать умение контролировать свою деятельность. Для формирования умения контролировать свою деятельность учащимся предлагались упражнения для «красного карандаша», в которых дается текст, где все ошибки подчеркнуты, их необходимо исправить.

В октябре

В октебре дует реский ветер. Он несет по дорошкам желтые листя. Сизый дымок веется из труп. Голупки забились под карнис дома. Воробей сидит в мяхком гнизде. Собака барбос спит в бутке.

При выполнении таких заданий развивается орфографическая зоркость, что способствует повышению орфографической грамотности.

Также учащимся раскрываются некоторые приемы самоконтроля.

1.Чтение по слогам с учетом ведущего типа памяти. Так ученикам с ведущей зрительной памятью достаточно внимательно прочитать работу, с ведущей слуховой − надо проговорить по слогам или послушать, как проговорит сосед по парте, а с моторной памятью − негромко проговорить вслух по слогам.

2.Прочитать работу наоборот, начиная читать с последнего слова.

3.Зная, свои проблемы, проверить орфограммы, вызывающие наибольшую трудность.

Диагностика результатов обучающего эксперимента и   выводы

После проведения уроков основного этапа обучающего эксперимента учащиеся выполняли итоговое диагностическое задание, направленное на выявление уровня овладения умением осуществлять орфографическую подготовку к творческой работе и умением выполнять проверку творческой работы. Оно состояло из двух частей:

1. Диагностика уровня овладения умением осуществлять орфографическую подготовку к изложению.

2.Диагностика уровня осознанности орфографической проверки изложения.

Учащимся третьих классов было предложено написать изложение «Соловей» (по Г.Скребицкому). Уровень орфографической грамотности выполненных работ представлен в таблице № 6.

Таблица №6.

Уровни орфографической грамотности изложений третьеклассников

Уровень

3«а»

(контрольный)

3«б»

(экспериментальный)

Высокий (нет орфографических ошибок)

3чел. (12%)

6чел. (23,08%)

Средний (допущено 1-2 ошибки)

4чел. (16%)

12чел. (46,15%)

Низкий (допущено 3-5 ошибок)

8чел.(32%)

5 чел. (19,23%)

Нулевой (допущено более 5 ошибок)

10 чел.(40%)

3чел. (11,54%)

Из таблицы видим, о уровень овладения орфографическим навыком в экспериментальном классе значительно выше. Это доказывает эффективность проведенной экспериментальной работы по повышению орфографической грамотности учащихся.

Сравним уровень орфографической грамотности изложений учащихся экспериментального класса до эксперимента и по его завершению. Сравнение результатов представлено в таблице №  7.

Таблица № 7.Сравнение уровня орфографической грамотности изложений учащихся экспериментального класса на этапе констатирующего и обучающего экспериментов

Уровни

Констатирующий

эксперимент

Контрольный  

эксперимент

Высокий

19,05 %

23,08 %

Средний

19,05 %

46,15 %

Ниже среднего

23,81 %

19,23 %

Низкий

38,09 %

11,54 %

По окончанию работы учащимся были заданы вопросы: Проверяли ли они свою работу? Как проверяли? Сравним результаты ответов учеников экспериментального класса на этапе констатирующего и обучающего экспериментов отраженные в таблице № 8

Таблица № 8.Проведение учащимися 3 класса проверки изложения на этапе констатирующего и обучающего экспериментов

Ответы учащихся

Констатирующий

эксперимент

 Обучающий

эксперимент

Проверяли свою работу

1 чел. (3,85 %)

22 чел. (84,62%)

Не проверяли свою работу

25 чел. (96,15 %)

4 чел. (15,38%)

Мы видим, что уровень контроля в экспериментальном классе значительно выше, чем в контрольном классе. Также сравним осознанность контроля в констатирующем эксперименте и в обучающем эксперименте. Результаты представлены в таблице № 9.

Таблица №9

Осознанность контроля в констатирующем и обучающем экспериментах

Проведение проверки

Константирующий

эксперимент

Обучающий эксперимент

Проверяют работу

3 чел. (11,54 %)

22 чел. (84,62%)

Не проверяют работу

23 чел. (88,46%)

4 чел. (15,38%)

Также сравним осознанность контроля в контрольном и экспериментальном классах. Результаты представлены в таблице № 10.

Таблица №10.

Осознанность контроля в контрольном и экспериментальном классах.

Проведение проверки

3 «А» контрольный    

 3 «Б» экспериментальный

Проверяют работу

4 чел.(16 %)

22 чел. (84,62%)

Не проверяют работу

21 чел. (84 %)

4 чел. (15,38%)

Мы видим, что учащиеся осознавая потребность контроля, осуществляют его, тем самым повышают орфографическую грамотность.

Подводя итоги эксперимента, проводимого с целью повышения орфографической грамотности творческих работ учащихся, можно сказать, что гипотеза о том, что при обучении школьников приёмам орфографической подготовки на разных этапах творческой работы и при формировании навыков самоконтроля повышается орфографическая грамотность творческих работ учащихся, подтвердилась.

Заключение

Проблеме орфографической грамотности уделено большое внимание в лингвистической, психологической и методической литературе. Подводя итог анализа изучения работ, посвящённых этой проблеме можно сказать, что:

− развитие и совершенствование орфографической грамотности можно рассматривать как результат интеллектуального развития личности школьника, это подтвердили Выготский Л.С., Богоявленский Д.Н, Жуйков С.Ф.

− необходимо формировать умения замечать при письме орфограммы, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость /Львов М.Р., Разумовская М.М., Рождественский Н.С./;

− систематическая планомерная работа по предупреждению орфографических ошибок, с целью обучения учащихся выполнению умственных действий в определённой последовательности, необходимой для грамотного написания слов, обеспечивает орфографически грамотное оформление творческих работ /Рамзаева Т.Г./

Проект формирования орфографической грамотности творческих работ включал в себя решения разнообразных задач.

Обучающий эксперимент был проведён с опорой на положения современной науки и на данные диагностики, проведённой в ходе констатирующего эксперимента. Целью эксперимента послужила разработка и апробация системы упражнений, направленных на формирование умений осуществлять орфографическую подготовку и контроль за орфографически грамотным оформлением творческих работ. В процессе обучающего эксперимента работа строилась в два этапа: подготовительного и основного, что способствовало соблюдению основных дидактических принципов, системности и последовательности обучения. Задачи актуализации частных умений, входящих в состав основного формируемого умения решались с помощью упражнений. Для выявления эффективности предложенной системы заданий был проведён контрольный эксперимент. Учащимся надо было подготовиться и написать творческую работу, орфографически грамотно её оформив. Данные диагностических работ фиксировались в таблицах. Учащиеся готовились орфографически грамотно оформить работу в соответствии со своими индивидуальными особенностями, затем выполнили проверку работы. Таким образом, можно говорить об умении учеников осуществлять орфографическую подготовку к творческой работе с учётом индивидуальных особенностей. Умение обнаруживать и исправлять свои орфографические ошибки говорит об умении осуществлять самопроверку творческих работ.

Проведённая итоговая работа даёт основание считать предложенный вариант эффективным, так как значительно возрастает уровень такого обобщенного орфографического умения, как умение проводить орфографическую подготовку к творческой работе и умение обосновывать орфографическую проверку творческих работ, уменьшается количество орфографических ошибок. Это свидетельствует:

* о понимании значимости осуществления орфографической подготовки и контроля орфографической грамотности творческих работ;

* о сформированности умений осуществлять орфографическую подготовку к творческой работе в соответствии со своими индивидуальными особенностями;

* о постепенном становлении умения контролировать орфографическую грамотность своей работы.

А также об эффективности намеченных путей повышения грамотности, а именно:

 − формирование орфографической грамотности с опорой на индивидуальные особенности памяти учащихся;

− систематическая последовательная работа по овладению навыком орфографической подготовки к творческим работам;

− формирование умения осуществлять орфографическую подготовку с учётом индивидуальных орфографических затруднений;

− развитие навыков контроля и самоконтроля при написании творческих работ.

Результаты экспериментальной работы подтверждают гипотезу о том, что уровень орфографической грамотности творческих работ в начальных классах повышается при соблюдении следующих методических условий:

− формирование мотивации орфографической работы при написании творческих работ;

− обучение учащихся приёмам орфографической работы на разных этапах написания творческой работы;

 − формирование навыков самоконтроля при написании творческих работ.

 − увеличение самостоятельности учащихся в проведении орфографической подготовки к творческой работе;

 − обучение орфографической подготовке к творческой работе с учётом индивидуальных особенностей памяти;

 − обучение младших школьников умению выполнять проверку творческой работы с опорой на алгоритмы и индивидуальные особенности.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1-м классе

"Какой бывает вода?"

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы.

Задачи:

  1. развитие умения работать с учебником и тетрадью;
  2. развивать умение наблюдать за проведением опытов, делать выводы;
  3. познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями в природе;
  4. познакомить с приёмом работы над групповым мини проектом.

Оборудование:

  1. учебник “Окружающий мир 1 класс”, тетрадь “Окружающий мир” (под ред.
  2. Н.Ф. Виноградовой);
  3. мультимедийный проектор;
  4. картинки для работы над мини проектом;
  5. презентация;
  6. сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
А у нас всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?

(Ребята проверяют порядок на партах и готовность к уроку.)

– Покажите, пожалуйста, на смайликах, какой настрой у вас на сегодняшний урок

(Ребята показывают выбранный смайлик)

– Я надеюсь, что и урок у нас получится интересным и познавательным. А настроение останется хорошим и даже улучшится.
– А что надо, чтобы получился урок?
– Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться ещё на ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний учащихся

– Какое сейчас время года? (Зима)

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега. 
(Декабрь.)

Приложение 1. Слайды 2-3

– Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (Низкая температура воздуха, снег, короткие дни…)
– Конечно, вы всё правильно сказали. А что такое снег? 
(Снежинки)
– Рассмотрите изображение снежинок.
– Что вы можете о них рассказать? 
(Снежинки похожи на звезды, но очень разные. У них разный размер и форма.)
А чем они все похожи? 
(Они шестиконечные.) Приложение 1. Слайд 4
Летят снежинки белые, пушистые… Это подарок, который подарила нам природа. Когда идет снег, мы подставляем ладошку и стараемся поймать снежинку, но как только она приземлится, сразу превращается в … 
(капельку воды.) 

Приложение 1. Слайд 5

III. Сообщение темы урока

– Сегодня мы будем говорить о воде. О том, какой она бывает.
– Что бы вы хотели узнать о воде? 
(Что можно делать с помощью воды? Откуда она берётся? Какая вода полезная, а какая вредная?)
– Какие интересные вопросы вы перед собой ставите. Давайте искать на них ответ.
– Сколько раз в жизни мы пользуемся водой! И даже не задумываемся об этом! Мы сталкиваемся с ней с самого утра и на протяжении всего дня мы пользуемся ею. Мы умываемся, пьём горячий кофе, моем руки, используем при приготовлении обеда, ужина, после рабочего дня водные процедуры, то есть, принимаем душ! Мы слышим миллионы раз: «Вода-вода». Воды на планете Земля очень много. Но чистой воды мало. А пресной – всего 3 процента. 

Приложение 1. Слайд 6

– Сегодня на уроке мы с вами побываем в царстве вечной зимы, в царстве Снежной королевы. Из какой сказки вы узнали про него?

Приложение 1. Слайды 7-8

– Прочитайте, пожалуйста, эту фразу. «...Попав в царство Снежной королевы, Герда увидела, что кругом был только снег и лёд. И не было ни капли воды...» Приложение 1. Слайд 9

– Все ли согласны с этим утверждением?

(К этой фразе следует вернуться в конце урока. С таким же вопросом.)

IV. Изучение нового материала (создание проблемной ситуации)

Царство Снежной королевы очень далеко. Прежде чем попасть туда, надо разгадать загадки. 
Нам предстоит трудный путь и много испытаний. 
Первое испытание – загадки.
(На доску вывешиваются карточки с ответами.)

Шел долговяз,
В землю увяз. (
Дождь)

Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (
Снег)

Мост, как синее стекло.
Скользко, весело, светло. (
Лед)

На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (
Град)

Не колючий,
Светло – синий,
По кустам развешен…(
Иней)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали. (
Роса)

Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина. (
Туман)

Без рук, без ног,
А вверх ползет. (
Пар)

На доске прикрепить слова-отгадки и открыть (Приложение 1. Слайды 10-11)

Почему все эти слова здесь собрались вместе? Что их объединяет? (Это всё – вода!)

Отгадывая загадки, у нас получилась схема.

Какой бывает вода? Приложение 1. Слайд 12

Вывод: вода бывает в трёх состояниях. Пар и туман – газообразное состояние. Лёд, град, снег – твёрдое состояние. Роса – жидкое.

Приложение 1. Слайд 13 (, можно работать по учебникус.88 )

Физкультминутка

Дождик

Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала – кап!
Мы на небо посмотрели – 
Капельки «кап – кап» запели.
Намочились лица,
Мы их вытирали,
Туфли – посмотрите! – 
Мокрыми все стали.
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.

(Дети имитируют движение капли руками, смотрят вверх, вытирают лицо руками, приседают…)

V. Проведение опытов для изучения свойств воды

– И вот, наконец, мы с вами пришли в лабораторию. Что такое вода мы с вами говорили, а теперь узнаем свойства воды. Для этого мы проведем несколько опытов и составим таблицу “Свойства воды”. Приложение 1. Слайд 14

Опыт № 1

  1. Определение цвета воды при помощи кисточки, окрашенной в какой-либо цвет.
  2. Имеет ли вода цвет?

Вывод: вода бесцветна, ее можно окрасить.

Опыт № 2

  1. Возьмите стакан с водой. Опустите в него цветные предметы.
  2. Видны ли они?

Вывод: вещество прозрачно.

Опыт № 3

  1. Дети пробуют воду на вкус (из стакана). (Если дети затрудняются в определении вкуса воды, то идёт сравнение с чем-то сладким, солёным …)
  2. Какой вкус имеет вещество?

Вывод: вещество не имеет вкуса.

Опыт № 4

Учитель. Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности. Сосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы “подгоняя” к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд).

  1. Имеет ли вода запах?

Вывод: вещество не имеет запаха.

Опыт № 5

  1. Переливание воды в сосуды разной формы.
  2. Что произошло с водой?
  3. Какое свойство вы обнаружили?

Вывод: жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда.

Физкультминутка

Где ладошки? – Тут, тут.
На ладошках – пруд, пруд.
Палец большой – это гусь молодой,
Указательный поймал,
Средний – ощипал,
Безымянный печь топил, 
А мизинец суп варил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот. Вот!

VI. Работа над мини проектами по группам

Давайте теперь выясним из вашего жизненного опыта, где и кому нужна вода. Для этого мы разделимся на группы. У каждой группы есть картинки. Из них надо выбрать и приклеить на лист бумаги именно те объекты природы, которые не могут обойтись без воды. Как только группа готова, лист крепится к доске. У доски остаётся капитан группы для защиты проекта. 

Приложение 1. Слайд 15

Для ребят, желающих работать самостоятельно с. 36 в рабочей тетради. Надо нарисовать свои картинки и рассказать о значении воды. 
Дети выбирают картинки кому и зачем нужна вода?
Дети выбирают и наклеивают (6 из 8-9) картинок – примеры из своего личного опыта Совещаются. Объясняют свой выбор. Вот из этих картинок вы выбираете нужные.

_РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ, цветы, кактусы) 

Приложение 1. Слайды 16-18
_ЖИВОТНЫЕ (рыбы и птицы, и звери) 
_УБОРКА ДОМА
_ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ.
_КУПАНИЕ
_ГОРЫ.
_СОЛНЦЕ.
_ ЗВЁЗДЫ…

Защита своих проектов. Вода нужна и людям, и животным, и растениям. Для многих она – дом. Это рыбы, все водоплавающие…

– Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, в океанах. Все это водные богатства. (Вода не нужна Солнцу, звёздам, горам, пескам – т.е. объектам неживой природы)

Вывод: А сколько могли бы прожить без воды? Благодаря чему она для нас так жизненна? (Ответы детей). 
Человек может жить без пищи два месяца, но без воды не может прожить и 4-5 дней.

VII. Проверка первичного понимания знаний учащихся

– Что же мы узнали о воде? (Сегодня на уроке мы узнали, что такое вода, какая она бывает, где и как её используют и узнали, как человек ее использует.)
– В каких состояниях бывает вода? 
(Твёрдое, жидкое и газообразное.)
– Что значит слово вода для всего живого?

Вывод. Вода – это сама жизнь!

Приложение 1. Слайд 19

– Прочитайте, пожалуйста, эту фразу ещё раз. «...Попав в царство Снежной королевы, Герда увидела, что кругом был только снег и лёд. И не было ни капли воды...» 
– Все ли согласны с этим утверждением? 
(Снег и лед, это тоже вода)

VIII. Работа по учебнику. (с.89)

Приложение 1. Слайд 20

– Глядя на опорные рисунки, подумайте и расскажите об использовании воды, как в этих ситуациях пресную воду можно экономить и беречь. (Ответы детей)
– О чём могла попросить нас вода, если бы умела говорить?

Ребёнок читает. Приложение 1. Слайд 21

Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран, 
Чтоб не вытек океан.

IX. Итог урока

– О чём узнали на уроке?
– В каких состояниях бывает вода?
– Пригодна ли для питья морская вода?
– Почему в некоторых странах вода уже на вес золота?

X. Рефлексия

Приложение 1. Слайд 22

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Теперь я …
  5. Я понял, что…
  6. Я научился…
  7. У меня получилось …
  8. Меня удивило…
  9. Урок дал мне для жизни…
  10. Мне захотелось…

– А мне хочется закончить урок вот такими словами. 

Приложение 1. Слайд 23

Вода! 
Ты сама жизнь. 
Ты наполняешь нас невыразимой радостью. 
Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери

– Покажите на смайликах, с каким настроением мы заканчиваем урок. (Ребята показывают выбранный смайлик )

– Мне приятно, что урок вам понравился. Спасибо. 

Приложение 1. Слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА) ТЕМА: «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ЗадачиОбразовательные задачи:1) Обобщить знания учащихся о растениях.2) Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.3) Познакомить учащихся со своеобразием нескольких ра...

Урок окружающего мира. Тема: Какой бывает транспорт. 2 класс (УМК "Школа России")

Урок окружающего мира во 2 классе, на котором систематизируются и расширяются знания детей о разнообразии и видах транспорта....

Открытый урок по окружающему миру 2кл "Какой бывает транспорт?"

Открытый урок по окружающему миру 2 кл "Какой бывает транспорт?"...

конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"

Конспект урока по окржующему миру. 2 класс. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какая бывает промышленность" (УМК «Школа России», 3 класс).

Цели деятельности учителя:  формирование знаний об отраслях промышленности;  развитие умения различать продукцию каждой отрасли. Планируемые результаты Предметные: - знать – все отрасл...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Какая бывает промышленность"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование представлений о промышленности как с отрасли экономики.Задачи урокаДидактические:Познакомить с отраслями промышленности;Научить...