Учебные исследования в начальной школе
статья (окружающий мир, 3 класс) по теме

Фроленкова Анна Георгиевна

В этой статье в краткой форме представлен первый педагогический опыт написания учебных исследовательских работ в 3 классе начальной школы. Опыт интересен тем, что учебные исследования проведены не одним ребёнком или несколькими, а целым классом. Идейным вдохновителем выступил учитель,  а консультантами,"научными руководителями" стали родители. Совместный труд способствовал успешному продвижению  юных исследователей на пути познания неизведанного, а также наполнил новым смыслом внеурочную деятельность, которая стала интересной и полезной не только детям, но и родителям.  Многие вместе  с детьми совершали открытия и радовались не меньше ребят. Эта работа способствовала сплочению классного коллектива, помогла раскрыть новые  способности  участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnye_issledovaniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Учебные исследования в начальной школе

В УМК системы Л.В.Занкова, по которой я работаю, реализуются предпосылки для проведения проектно-исследовательской деятельности: умение видеть проблемы, задавать вопросы, проводить наблюдения наглядных объектов, опыты и эксперименты, определять недостающую информацию, находить её и работать с нею. Всё это относится к сфере метапредметных результатов освоения учебных курсов, которые являются требованиями ФГОС.

В 3 классе были реализованы три проекта: «Моя родословная», «Увлечения моей семьи», «Моя энциклопедия». Воплощение последнего из них подвигло меня, как педагога, к серьёзной работе над индивидуальным учебным исследованием. Создавали энциклопедию в группах: наблюдали по сезонному принципу за изменениями погоды, жизнью растений, животных, деятельностью человека. Весь материал систематизировали и собрали в одну большую книгу: энциклопедию 3 «б» класса. После коллективного труда жажда к новым открытиям не утихла, но приобрела неожиданный поворот. Ребята сами предложили придумать темы учебных исследований. Они захотели самостоятельно, а не в группе, пройти весь тернистый путь от начала и до конца, и постараться совершить открытие по тому вопросу, который волнует именно его, а не предложен взрослым!

Была спланирована деятельность и определены сроки написания работы-1.5 месяца.  На одном из классных часов ребятам было предложено сформулировать темы. Но сразу стало понятно, что потребуется корректировка. Что такое биология? Какие бывают чудеса света? Что чувствует человек, когда мёртв? Пришлось исправлять как стилистически, так и грамматически, да и по содержанию тоже. Кто-то переделывал сам, кто с моей помощью или с родительской. Мы обсудили возможные источники информации. Это, прежде всего, книги, интернет (с осторожностью), но и конечно родители, и другие родственники, которых тоже следует считать ценными носителями информации. Оформить результаты исследований договорились в печатном виде или в форме презентации. Затем предстояла защита перед комиссией и ответы на  вопросы. Защита проходила три дня за счёт классных часов. В комиссию вошли завучи гимназии, родители, коллеги. Каждый испытал радость признания результатов собственного труда, все без исключения получили почётные грамоты. Наиболее интересные, по общему мнению, работы были успешно представлены на ежегодной Межшкольной конференции «Юный исследователь», которая проводится на базе гимназии №148 имени Сервантеса Калининского района Санкт-Петербурга. А после этого ребята участвовали в традиционном конкурсе исследовательских работ на Горчаковском форуме в городе Павловске Ленинградской области.

Особо хочется выделить роль родителей в написании учебных исследовательских работ. Вообще-то говоря, правильно организовать взаимодействие необходимо с первых дней поступления ребёнка в образовательное учреждение. Не секрет, что вместе с детьми родители нам «достаются» разные. Есть активные помощники, но есть и такие, которые хотят, чтобы их не беспокоили и настаивают на том, чтобы учителя  сами обучили и воспитали ребёнка и выдали, так сказать, готовый «продукт». И учитель, как самый настоящий лоцман, начинает лавировать в «море житейском», опираясь на поддержку одних и тактично убеждая других. После небольшого, но необходимого лирического отступления вернёмся к учебным исследованиям.

У ребёнка появляется новый статус - «юный исследователь». У родителя также появляется новый статус  «научного» руководителя. Ведущий мотив: личный интерес ребёнка становится темой «научного исследования». Учитель консультирует не только детей, но и родителей, как дистанционным способом, так и  в личных беседах. Родители же в новом для них качестве сопровождают своего ребёнка по всему маршруту исследования. Они  подсказывают, где найти необходимые вспомогательные материалы (правила оформления печатной работы, инструкцию по созданию  презентации, ресурсы интернета).

Самая главная задача педагога - постоянно поддерживать положительную мотивацию всех субъектов образовательного процесса. И тогда можно надеяться, что удастся создать оптимальные условия для приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.  Для родителей  и учителя первый опыт защиты учеником исследовательской работы будет важным стимулом дальнейших  совместных творческих успехов в общем деле - воспитании и обучении подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология учебного исследования на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения

Материал содержит презентацию, рассказывающую об организации учебного исследования в начальной школе....

Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов"

В материале рассказывается как можно ввести проект на уроке....

Методика организаци игр - исследований в начальной школе

Материал содержит информацию о том как правильно организовывать и проводить игры - исследования....

Организация и проведение урока – исследования в начальной школе

Выступление на районном МОучителей начальных классов. «Организация и проведение урока – исследования в начальной школе»Вашему вниманию  представлен алгоритм организации учебно-познавательно...

Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"

В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе  по теме  «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...

Методы активизации познавательной деятельности. Учебное исследование в начальной школе

Чтобы активизировать процесс обучения,  придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащему­ся инициативу в организации своей познава­тельной деятельности....