Экскурсия в природу. Тема: "Зимующие птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ильченко Татьяна Ивановна

 

Экскурсия в природу. 1 класс 

                                                              Учитель Ильченко Т.И.

Тема: Зимующие птицы.

 

Цель экскурсии: организовать прогулку детей в зимний парк с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать кормление птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_prirodu.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в природу. 1 класс  

                                                              Учитель Ильченко Т.И.

Тема: Зимующие птицы.

Цель экскурсии: организовать прогулку детей в зимний парк с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать кормление птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная беседа

- Ребята, сегодня я шла в школу и вдруг встретила волшебницу, она так спешила, что имя свое она не назвала, а сказала о себе такими словами: «Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…? (зима)

-Какое сегодня небо, ясное или пасмурное?

-Морозно или нет?

-Тихая, безветренная погода или дует ветер?

-Идёт ли снег?

-На что похоже зимнее небо? А земля?

Основная часть экскурсии

-Ребята, какие деревья растут у нас в парке (берёза, сосна, рябина, дуб, ель.)

-А знаете ли вы, как зимуют деревья? Что изменяется в жизни  деревьев с приходом зимы?(ответы детей)

-С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания. Под тяжестью снега ломались бы ветви. И вот, чтобы ветки не ломались, люди отряхивают снег с веток.

Наблюдение за берёзой.

-Вот берёзка. К лиственным или хвойным деревьям она относиться?(ответы детей)

Дети с воспитателем рассматривают берёзку. Обращают внимание на её красивый ствол, тонкие ветви, как красива берёзка в пушистом инее. Даже зимой берёза очень красива и изящна. Недаром о берёзе говорят как о живом человеке, о красивой девушке.

Наблюдение за елью.

-Посмотрите на ель, изменилась ли она с осени?

 - Ель относится к лиственным или хвойным деревьям? (К  хвойным)

-Изменилась ли она с осени?

- Нет, она по-прежнему стоит зелёная. У хвойных деревьев тоже бывает листопад, но постепенно, не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда .зелёная.

-Посмотрите на ветках ели шишки (дети рассматривают шишки)

-Кто питается семенами ели?

-Давайте, закроем  глаза и пофантазируем, на что похожа заснеженная ель.

Наблюдение за рябиной.

-Как среди других деревьев узнать заснеженную рябинку?(по ярко-красным гроздям ягод)

-Кто питаются этими ягодками? (птицы)

-Осенью ягоды рябины были очень горькими.

-А как вы думаете, сейчас они  какие на вкус? (сладкие)

-Правильно, сладкие. Под действием холода в ягодках рябины крахмал превращается во все возможные сахара, глюкозу, фруктозу. Вот почему после первых заморозков  рябина становится сладкой.

- Давайте попробуем отгадать загадки. Слушайте внимательно!

 Кто отгадает - тот птичку получает!

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй не робей!

Кто это? …                       (Воробей)

Жёлтое брюшко

У маленькой птички.
А зовут её …                   (Синичка)

Вещунья-белобока

А зовут её  …                 (Сорока)

Чёрная, как вар,

Кричит: «Кар-р-р!»        (Ворона)

Белый бок, серый бок,

     Воркует нежно …           (Голубок)

           Красногрудый, чернокрылый

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.          (Снегирь)

Чёрный жилет, красный берет.

Нос как топор, хвост как упор.  (Дятел)

-Ребята, а теперь посмотрим на птичек. Посмотрите, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

-Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.

-А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если мы в это время поможем  птицам - сделаем кормушку, насыплем немного зёрен, крупы или хлебных крошек, - то этим мы спасём не одну птичью жизнь.

- Зимой птицы становятся, менее разборчивы к еде, и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки каши и крошки хлеба.

 - Вороны любят очистки от овощей и любую пищу. Воробьи едят крупу, семена, хлеб; снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, яблоки, калину; голуби – крупу, хлеб, зерно.

 

 Учитель достаёт  приготовленный корм для птиц (пшено, семена растений, семена подсолнечника ) и насыпает в кормушку на некоторое расстояние и в тишине наблюдают за тем, какие птицы первыми прилетят полакомиться к кормушке, как они прилетают стайкой или по одной. Детям предлагается до следующей экскурсии  приготовить корм птичкам самим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-экскурсии, тема "Зима"

Конспект урока-экскурсии по Окружающему миру, тема "Зима"...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Внеклассное занятие-экскурсия на тему "Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие"

Внеклассное занятие-экскурсия разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка внеклассного занятия по дополнительной образоват...

Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".

Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

Фрагмент урока по предмету мир природы и человека во 2 классе На тему «Зимующие и перелетные птицы» обучающиеся с уо (интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Зимующие и перелетные птицы». Цель: формировать у учащихся представления о птицах зимующих и перелетных. Планируемые результаты:Предметные: умение выделять существенные пр...

Конспект урока мир природы и человека в 4 классе на тему "Зима. Изменения в природе зимой"

Конспект урока мир природы и человека в 4 классе на тему "Зима. Изменения в природе зимой"...