2 класс. Урок окружающего мира. Тема урока: Строение тела человека.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Калиева Гульнара Рашитовна

Открытый урок  окружающего мира.Девизом урока были слова китайской мудрости : «Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне попробовать – и я научусь.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс. Урок окружающего мира.

Тема урока: Строение тела человека.

Цели урока:

-ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение человека;

-познакомить с частями и внутренними органами человека;

-дать первоначальное представление о работе внутренних органов;

-развивать интерес учащихся к предмету; внимание ;

-воспитывать самостоятельность.

Оборудование: у учителя:1. рисунки дома, самолета;

2.таблички со словами к схеме «Строение человека»;

3.силуэт человека , картинки с изображением внутренних органов человека;

4.кроссворды «Части тела», «Внутренние органы»;

5.для опытов: воздушный шарик, бельевая веревка, две поролоновые губки, литровая банка с водой;

у учеников: на каждом столе силуэт человека, картинки с изображением внутренних органов человека, учебники.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

-Долгожданный дан звонок, начинается урок.

-Девизом нашего урока будут слова китайской мудрости  «Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне попробовать – и я научусь.»

-Сегодня вам нужно внимательно слушать, смотреть и выполнять мои задания.

-Мы начинаем изучать вторую часть учебника «Окружающий мир».1-й раздел в нем называется «Здоровье и безопасность».Мы будем говорить о строении человека, как сохранить здоровье, как обезопасить себя от разных неприятностей.

II. Введение в урок.

На доске: картинка с изображением дома, самолета.

-Что вы видите на рисунке?

-Как устроен дом снаружи? (крыша, дверь, окна…)

-То, что мы видим снаружи – это внешнее строение дома.

-Как вы думаете, а что находится внутри дома?

-То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома.

На доске:                          строение

             Внешнее                                     внутреннее

-А теперь посмотрите на самолет.

-Как он устроен снаружи?

-То , что вы перечислили, это внешнее строение самолета.

-А что находится внутри самолета?

-Это относится к внутреннему строению.

-Итак, мы рассмотрели дом и самолет. Это разные или одинаковые предметы?

-Правильно, эти предметы устроены по-разному, но что общее мы у них отметили? (они имеют внутреннее и внешнее строение).

Объявление темы и целей урока.

-Вот сегодня на уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строении тела человека. Мы должны познакомиться с внешним и внутренним строением тела человека , запомнить их названия, где они находятся,  и для чего они нужны.

На доске:                        строение тела человека

                  Внешнее                                                      внутреннее

Ш. Внешнее строение человека.

-Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи.(есть руки, голова, ноги…)

1.-Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: голова… Погладьте себя по голове, покажите эту часть тела на силуэте человека.

(учитель выполняет то же самое на доске + таблица; силуэт человека на доске.)

2.-…шея. Покажите на себе и на силуэте.

(на доске + таблица)

3.-…туловище, на котором находятся грудь, живот, спина. Покажите на себе и на силуэте.

(на доске + таблица)

4.-…руки- верхние конечности. Покажите .

(на доске + таблица)

5.-…ноги- нижние конечности. Покажите.

(на доске + таблица).

На доске схема:                      строение

                                           тела человека

                  внешнее                                             внутреннее

           части тела

            голова

            шея

          туловище

            грудь

            живот

            спина

            руки

            ноги

-Итак, каково внешнее строение человека?

VI.  Внутреннее строение человека.

-Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково его внутреннее строение?

-Расскажите, что вы об этом знаете.

-Итак, тело человека внутри состоит из органов.

-Повторите хором «органы»

(на доске: внутренние органы)

1.МОЗГ.

-Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Бросаете мяч так, чтобы он попал в цель. Без труда вспомните, где были вчера. Вы решаете задачи.

Все это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг - важнейший орган тела. Головной мозг- главный командный пункт организма. Что бы человек не делал , всем управляет головной мозг.

-Повторите хором «головной мозг»

-В какой части тела находится этот орган, судя по его названию? (в голове).

(на доске: мозг)

 (на силуэт человека – картинку с изображением мозга).

-У вас на столах есть силуэт человека и изображения внутренних органов. Делайте со мной.  

2.ЛЕГКИЕ.

-Головной мозг заведует мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим ( управляет дыханием).

-Как долго вы можете не дышать?

-Давайте это проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вдохнуть, поднимите руку и запомните число, которое я в это время называла.

-Сколько секунд вы могли не дышать?

-Итак, как долго человек может не дышать?

-Человеку все время нужно вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи легких.

-Повторите хором «легкие».

(на доске: легкие).

-У каждого из нас два легких: левое и правое. Где они находятся?

-Покажите, где у вас легкие.

ОПЫТ1.

-Легкие похожи на две розовые губки.( показать губки).

-При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере. (сжать губки).

-Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются (разжать пальцы).

(изображение легких – на силуэт).

ОПЫТ2.

-Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду , то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Это 500 кг.

(показать литровую банку с водой)

-Или 500 таких банок.

3.СЕРДЦЕ.

-Скажите, как узнают, жив человек или умер?

-Прежде всего прослушивают, бьется ли у человека сердце.

-Где оно находится?

-Покажите на себе.

-Если у человека остановится сердце, он погибнет. Вот какой важный орган – сердце!

-А размером оно всего в кулак. Но при этом сердце – неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет ее обегать все тело.

-За сутки оно перекачивает 10 тонн крови или 10 тысяч литров.

 ( на доске: сердце.

На силуэт – изображение сердца ).

4.ЖЕЛУДОК.

-Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подает вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины.

Станете ли вы есть такой обед?

-Так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища.

-Все, что попало в рот: котлета, хлеб, конфета – должно перевариться и впитаться в кровь.

-Этим занимаются органы нашей « внутренней кухни».

-Главное отделение « внутренней кухни» - желудок. Он находится в верхней части живота , под ребрами с левой стороны.

-Покажите на себе. Повторите хором «желудок».

( на доске: желудок

на силуэте – изображение желудка).

ОПЫТ3.

-Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный шарик.(показать шарик).

-Дунешь в шарик – он чуть надуется(показать надутый шарик).

-Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок.

Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.

5.КИШЕЧНИК.

-В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она еще густовата, да и состав ее не совсем тот, какой нужен организму.

-И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника.

-Он тянется почти на 8 метров.

ОПЫТ 4.

(Учитель с двумя учениками растягивает 8-метровую веревку.)

-Но он свернут так плотно, что целиком помещается в животе.

-Покажите, где у вас кишечник. Повторите хором «кишечник».

( на доске: кишечник

на силуэт – изображение кишечника).

6.ПЕЧЕНЬ.

-На этом можно было бы закончить рассказ о «внутренней кухне» организма.

-Однако, мы еще не упомянули о необыкновенной соседке желудка – печени.

-Повторите хором – «печень».

(на  доске: печень

на    силуэт- изображение печени.)

-Печень живет с правой стороны от желудка в верхней части живота. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

На доске:                  строение тела человека

     Внешнее                                                      внутреннее

     Части тела                                                      органы

     Голова                                                            мозг

     Шея                                                                легкие

   Туловище                                                         сердце

      Грудь                                                             желудок

      Живот                                                            кишечник

      Спина                                                             печень

      Руки

      ноги                

-Итак, мы говорили о внутреннем строении человека. Перечислите внутренние органы, о которых мы говорили на уроке.

V.Закрепление.

Работа в группах.

(закрыть створки доски со схемой, с силуэта убрать изображение внутренних органов.)

1-й ряд заполняют кроссворд «Части тела»

3-й ряд- кроссворд «Внутренние органы»

2-й ряд- с табличками со словами – названиями частей тела и внутренних органов выходят по одному к доске и прикрепляют таблички на силуэт человека.

Проверка:

-О чем был ваш кроссворд? Что вам нужно было назвать?

-Посмотрите, правильно ли справились с заданием ребята со 2-го ряда.

-Какой орган называют «главным пунктом организма»?

-При помощи какого органа осуществляется дыхание?

-Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды?

-Как называется главный орган «внутренней кухни»?

VI.Итог:

-С чем мы сегодня познакомились?

-Что нового узнали?

-Каким был девиз нашего урока?

-Услышали? Увидели? Попробовали? Запомнили?

-Молодцы. Спасибо за урок.

Объявление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Строение тела человека"

В презентации  "Строение тела человека" учащиеся знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека....

Технологическая карта урока окружающий мир по теме Строение тела человека

Технологическая карта урока окружающий мир по теме Строение тела человека...

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Строение тела человека» 3 класс УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему мирупо теме: «Строение тела человека»3 класс УМК «Перспектива»...

Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"

Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Строение тела человека". Класс 2. УМК "Школа России".

Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока, в которой поэтапно представлены деятельность педагога и учащихся. Материалы урока дополняются презентацией. Данная методическая ...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...