Урок окружающего мира в 3 классе
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Калмыкова Марина Александровна

На уроке дается представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, дети знакомятся с их строением и использованием человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_griby.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме

«В царстве грибов»

3 класс

Калмыкова М.А.

МБОУ Захаровская СОШ

2012 год

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Раздел курса: «Эта удивительная природа»

Тема урока: «В царстве грибов»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – путешествие

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Цели урока:

Предметные:

  1. дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением  и использованием человеком.

Метапредметные:

  1. развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;
  2. формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  3. формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;

Прогнозируемые результаты:

  1. третьеклассники познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать  съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами;

Формирование УУД:

1. Личностные:

  1. проявлять интерес к изучаемому материалу;
  2. проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
  3. развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;

2. Регулятивные:

  1.  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
  2.  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3.  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. учиться высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией;   
  5.  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

3. Познавательные:

а) общеучебные:

  1. учить ориентироваться в многообразии грибов;
  2. работать с информационным материалом на компьютере;

б) логические:

  1. анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде

в) воспитательные:

  1. формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;

4. Коммуникативные:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  5. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  6. соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.

Материалы к уроку:

презентация, карточки с видами грибов, памятка «Правила сбора грибов», корзинка, муляжи грибов.

Оборудование:мультимедийная установка, экран, компьютер для учителя, точка доступа для установления локальной сети класса;  нетбуки для учащихся.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся (2 мин)

Что мы будем делать с вами,

Что б природе стать друзьями?

Что б природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать качество – внимательность.

А поможет всё узнать наша любознательность.

Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно!

Регул.(целеполагание), коммуникат.

         2. Постановка темы и цели урока (3 мин)

Звучит музыка «Звуки леса»

- Лес - это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь…. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый  лесной воздух.

- На прошлом уроке мы с вами путешествовали по лесу и знакомились и его обитателями – животными. Узнать, куда мы сегодня отправимся вы сможете, если расшифруете слова. Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.


1

2

3

4

5

6

20

30

40

50

60

ц

д

ж

ю

г

е

в

к

л

м

з

н

а

п

ф

о

б

х

щ

э

ё

я

ь

т

ъ

и

с

ш

у

ч


21, 43, 64, 36, 55, 32, 24            

61, 64, 26, 34, 24, 32






Дети слушают звуки леса.


















Работа в группах

Регулят, коммуникат., познават., личностные.

Мотивация(самоопределение) к учебной деят-ти.

3. Первичная проверка знаний учащихся (3 мин)


- Вы знаете,  где растут грибы? (В лесу, на грядках, на продуктах, в молоке)

(Слайд 2)

- Какие правила нужно соблюдать в лесу? (Нельзя пить сырую воду из ручьёв и рек, в лесу ничего нельзя оставлять после себя. Остатки костра надо затоптать или залить водой из ручья. Нельзя ломать ветки деревьев, не разорять птичьи гнёзда и муравейники, не рвать цветы)

- Вы любите собирать грибы? Для начала хотелось бы узнать какие вы грибники. Игра «Съедобный – несъедобный». В этой игре будут участвовать 2 ученика. Задача первого: разложить отдельно съедобные от несъедобных грибов. (Выдаю картинки) Задача второго ученика съедобный грибок положить в кузовок. (Выдаю муляжи грибов и небольшую корзинку)













2 ученика работают у доски

Познават., регул. (удерживание учебной задачи), коммуникат.

4. Изучение нового материала. Путешествие по станциям.

- В путешествие мы отправимся все вместе.


Первая  станция «Грибное лукошко»

- Как вы думаете, о каких грибах пойдёт речь на этой станции? (О тех, которые мы соберём в корзину и возьмём домой)

Постановка проблемы

- Что же такое гриб: растение или животное? Можно ли назвать гриб растением? Вспомните части растений (корень, стебель, листья, цветы)

Вывод: гриб не является растением.

- Можно ли назвать гриб животным? (Они не передвигаются, не имеют лап и т.д.)

Вывод: грибы не являются животными.

- Большинство учёных выделяют грибы в особое самостоятельное «царство». Как выглядят грибы? (Выслушиваются ответы детей) (Слайд 3)

- Нужны ли грибы лесу?

(Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят их в новых лесопарках, так как грибница снабжает деревья питательными веществами из почвы. Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, шишки и тем самым улучшают почву. Грибами питаются и лечатся животные.


Работа с памяткой «Правила сбора грибов»


- Люди приходят в лес по разным причинам. Одни - погулять, другие – в турпоход, третьи – на работу. Да, на работу, так как существует много профессий, связанных с лесом. Люди заготавливают лекарственные растения, корм животным на зиму, расчищают лес от старых и больных деревьев. Но многие приходят в лес, чтобы собирать грибы. Это занятие часто называют «тихой охотой». Ходят по лесу грибники, вооружившись палочками и корзинками, ищут своё грибное счастье. Но надо хорошо знать правила сбора грибов. Давайте обратимся к памятке «Правила сбора грибов»

(приложение1)

- Расскажите друг другу о том, что нового для себя узнали из памятки .

- Если мы все будем строго соблюдать эти правила, то в наших лесах всегда будет много разных грибов, здоровых деревьев и сытых животных. Но чтобы быть удачливым грибником, надо знать места, где растут грибы и хорошо в них разбираться.


Работа по учебнику

- Откройте учебники на странице 115. Рассмотрите изображения грибов. Давайте с ними познакомимся. Белый гриб или боровик называют «белым», потому что в отличие от остальных грибов, он никогда не темнеет: ни при сушке, ни при варке.




























Растут белые грибы очень быстро. Если гриб, которому всего 1 день, весит 2 грамма, то на 6 день его вес увеличивается до 95 раз, а то и больше. Не надо путать его  двойника – желчный гриб. Рассмотрите его  изображение. Его называют ложным белым грибом. Внешне он очень похож на белый, но у настоящего боровика губчатый слой с нижней стороны шляпки белый (у молодого) и зелёный (у старого), а у ложного – розовый или грязно – розовый. На изломе или срезе мякоть боровика остаётся белой, а у ложного - розовеет. (Слайд 4)

- Какие ещё грибы, кроме белых, можно собирать? Смотрим на второй гриб. Это опёнок. Он очень вкусный гриб. Опёнки жарят и варят, маринуют и солят. (Слайд 5)

- Опёнок – паразит, живущий на нижней части пней и корней деревьев. Растут они целыми группами больших и маленьких грибов. Прочитайте описание опят в учебнике.

- Теперь прочитайте описание ложных опят, с которыми часто путают съедобный гриб.  Ложные опята часто вызывают сильные отравления. Мякоть у настоящих опят белая, с тонким грибным ароматом. У ложных – жёлтая, горькая, с тяжёлым неприятным запахом. У осенних опят на ножках - ходульках есть плёнчатое кольцо. У ядовитых ножки гладкие.

- Ещё один гриб, который смело можно класть в корзинку – шампиньон. (Слайд 6)

(Шампиньоны – невысокие грибы с плавно закруглённой шляпкой, которая у молодых грибов похожа на белый шарик. Ножка у гриба толстая, плотная. От плёнки на ней повисает бахромчатое кольцо. Чистая, белая, как снег, мякоть на изломе медленно розовеет. Растут шампиньоны семьями. В настоящее время существует много хозяйств, в которых выращивают шампиньоны на продажу. На каждом рынке можно увидеть эти грибы в больших количествах.)

- С бледной поганкой (слайд 7) вы знакомились на уроках. Что вы помните об этом грибе? (Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Человека, который съел бледную поганку, через несколько часов уже невозможно спасти. Приметы бледной поганки: плоская серо-зелёная шляпка, под ней снежно-белые пластинки. У бледной поганки обычно заметны «юбочка» и «воротничок» - остатки от чехлика, в котором находился молодой растущий гриб.)

Физкультминутка (1 минута)


Вторая  станция «Необычная»(Слайд 8)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой станции? (О необычных грибах)

- Сейчас вы самостоятельно будете работать в группах. Каждой группе нужно   будет постараться найти интересный материал о необычных грибах:

1группа – грифола курчавая;  2 группа – рогатик пестиковый; 3 группа – решёточник красный; 4 группа – шишкогрибхлопьеножковый; 5 группа – дождевик.

Литература, которой вы можете пользоваться, лежит перед вами. Выступления готовим небольшие.

- Что интересного узнали о необычных грибах?



- Посмотрите на необычные грибы, которые приготовила для вас я. Это гриб- чага. Он растёт в наших лесах на берёзах. Им лечат болезни желудка. Вот следующий гриб. Кто знает его название? (Чайный гриб) Чайный гриб живёт в смеси сахарного раствора и чайной заварки. Он превращается во вкусный и полезный напиток. Этот напиток помогает от многих болезней. А вам можно лечить ангину и насморк.

- Ребята, что вы видите? Это таблетки. Они называются пенициллин. Но при чём здесь грибы? Оказывается, и здесь без них не обошлось. Лекарство пенициллин, которым лечат воспаление лёгких, бронхиты, был получен из обыкновенной зелёной плесени. (Показ плесени на кусочке хлеба) Сама по себе плесень очень ядовита, но лекарственный препарат, который из неё получают, помогает в лечении болезней.

Третья  станция «Загадочная» (Слайд 9)

Во лесу, во бору                            Этот гриб живёт под елью, под её огромной тенью.

Стоят стары старички,                  Мудрый бородач-старик, житель бора…

На них красны колпачки.                                              (Боровик)

(Подосиновик)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые…

                         (Лисички)

Яд мой вызывает удушье, обмороки.

Меня используют, как средство для уничтожения мух.

                         (Мухомор)

-Какие лесные жители питаются мухоморами? (Лоси) Почему же лоси остаются невредимыми? (Мухоморы служат им лекарством, выводят из организма паразитов)

Дополнительная информация (У лосей и оленей нет желчного пузыря, который производит естественное отравление своего «хозяина». Поедая мухоморы, звери самоотравляются, восстанавливая баланс в организме.)






























































































Дети читают вслух.



















Работа в парах.








Работают по учебнику.






Дети работают с дополнительным материалом.







Работа в группах.



Дети работают, затем заслушиваются выступления каждой группы.





















Выходят дети в костюмах грибов и загадывают загадки.

Познават.(самост. Формулирование познават. цели, поиск и выделение необходимой информации),коммуникат., регулят., личностные.

5. Закрепление изученного (1мин)

- Ребята, представьте, что вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Как поступите? (Спрошу у взрослых или не буду срывать)

- На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете? (Пройду мимо)

- Почему именно так надо вести себя в лесу? (Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, мы приносим вред другим. Если мы будем беречь наши леса, то они одарят нас запасами из лесной кладовой. Ведь свежий воздух, ягоды и грибы, пение птиц - что может быть лучше!)

Беседа.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6. Рефлексия (1мин) (Слайд 10)

- Оцените свои достижения на уроке. Выберите и продолжите любое предложение.

(Предложения записаны на доске)

1. На сегодняшнем уроке я узнал …

2. После урока мне захотелось …

3. На этом уроке я похвалил бы себя за …

Рефлексия.

Саморегуляция, оценивание.

7. Творческое домашнее задание (1мин)

- Я вам выдала филлворды. В нём 45 названий грибов. Вам надо найти эти названия и обвести. Слова читаются во всех направлениях и могут быть изломаны любое количество раз под прямым углом. Составьте контрольное слово.

Познават., коммуникат, регулят.

Приложение1.

ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ

В своих плодовых телах грибы, ягоды могут накапливать много тяжёлых металлов и других веществ, опасных для здоровья человека, поэтому их нельзя собирать в следующих местах:

в радиусе 250 км от магистрали федерального значения;

в радиусе 50 м от автомобильных дорого местного значения;

в радиусе 1 км от аэродромов;

в радиусе 1 км от заводов;

в радиусе 1 км от промышленных захоронений.

  При сборе грибов и ягод рядом с детьми должен быть обязательно взрослый – опытный грибник и ягодник, хорошо знающий флору данной местности и различающий съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Дети могут срывать ягоду или срезать гриб только после разрешения взрослого.

  Нельзя собирать старые или червивые грибы, даже если они относятся к съедобным. В них накапливается большое количество продуктов жизнедеятельности червей и продуктов разложения.  Пусть рассеивают споры, чтобы выросли грибы на будущий год.

  Грибы – самый скоропортящийся продукт, уже через несколько часов после сбора они могут стать непригодными для употребления в пищу. Употреблять в пищу съедобные грибы можно только после обработки (сварить или засолить).

   При сборе грибы необходимо очень осторожно срезать ножиком у самого основания или выкрутить ножку гриба, чтобы не повредить грибницу. У небрежно срезанного гриба оставшаяся на земле часть ножки может загнить. Нельзя разрывать подстилку из опавших листьев или слой мха вокруг гриба.

   Нельзя брать в рот сырые грибы.

   Несъедобные грибы (мухоморы, поганки и др.) надо оставлять для обитателей леса. Они ими лечатся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...