Программа "Завьялововедение" Внеклассная работа
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Разработанный материал курса позволяет организовать целенаправленную деятельность младших школьников по открытию на местном материале эстетического, познавательного,оздоровительного значения природы для человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zavyalovovedenie.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеклассной работы по предмету.

тема: «Завьялововедение».

«Наша малая родина».

Программа: УМК « Начальная школа 21 века»

под редакцией Н. Ф. Виноградовой.

Пояснительная записка к  курсу  «Завьялововедение».

Предметная область :  окружающий мир, краеведение

Программа: УМК « Начальная школа 21 века»  под редакцией Н. Ф. Виноградовой.

Рабочая программа « Завьялововедение» разработана и апробирована МО учителей начальных классов МБОУ  «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района» Алтайского края.

Класс: 1-4.

Сопровождение курса: рабочая тетрадь для учащихся «Наша малая родина», мультимедийная презентация «Завьялово – родимое село».

                                                         

Проблемное обоснование

Знакомство школьников с родным краем происходит уже на начальной ступени образования в процессе изучения школьных предметов. В ходе их изучения краеведению отводится небольшая часть учебного времени. Программа «Завьялововедение»  через рабочую тетрадь «Наша малая родина» целенаправленно изучает родной край в различных аспектах:

  1. краеведческом;
  2. историческом;
  3. общекультурном;
  4. географическом;
  5. зоологическом;
  6. ботаническом;
  7. экологическом.

Актуальность программы «Завьялововедение»  обусловлена ее методологической значимостью:   целенаправленная деятельность начальной школы по открытию для младших школьников на конкретном местном материале эстетического, практического, оздоровительного, познавательного значения природы для человека.

Новизной данной программы является то, что в ее основе лежит системно-деятельностный подход, который создает базу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту, индивидуальным особенностям:

- реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;

- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

-учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности.

Практическая значимость курса «Завьялововедение» :данный материал может быть использован во внеурочной и урочной деятельности

Цель:

создать условия для:

           - формирования у учащихся целостной картины окружающего мира Завьяловского района Кулундинской зоны.

                                                                            Задачи:

- обеспечить самостоятельную индивидуальную деятельность по расширению и углублению знаний экологии, истории, культуры своей малой родины.

- развивать интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природе

- накопление чувственных впечатлений о природе своей местности, умение ценить красоту своей малой родины

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Завьялововедение»

Работа по программе «Завьялововедение» позволит учащимся достичь следующих результатов:

  1. личностные универсальные действия:

--мотивация к учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию.

-принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения;

- чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю.

  1. регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение осуществлять контроль и самоконтроль над ходом выполнения заданий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

  1. познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве.

  1. коммуникативные:

- использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

Содержательные линии курса.

Человек и общество.

 Изображение территории своего района на карте края, страны; история заселения села; чем богато и знаменито Завьялово;  труд и отдых в селе; семейные традиции.

Это содержание представлено темами: « Завьяловский район как часть Алтайского края, России, единого мира Земли!. « Я среди людей».

Челевек и мир природы.

Изучение неживой и живой природы своей местности;. что даёт человеку природа Завьялова;.  охрана природы.

Это содержание представлено темами:«Я и мир неживой природы». «Я и мир живой природы». «Сбережём природу Завьяловского района».

В результате изучения курса  « Наша малая родина»  (Завьялововедение) выпускники начальной школы

должны знать:

             - название своего села, его положение на карте Алтайского края, а края на географической карте России;

             - историю основания своего села; народы, населяющие Завьялово

             - особенности времён года своей местности;

             -  полезные ископаемые своей местности ;

             -  условия, необходимые для жизни живых организмов в своей местности;

             - о результатах воздействия человека на неживую и живую природу Завьялова;

             -  заказники Завьяловского района.

должны уметь:

          - показывать на карте Алтайского края  своё село, озёра, реку,

          -  приводить примеры (2-3) представителей растительного и животного мира  природных сообществ Завьялова;

           - знать и называть культурные, сорные, ядовитые, лекарственные растения своей местности, различать съедобные и ядовитые грибы, произрастающие в осиново-берёзовых колках и сосновом ленточном боре Завьялова.;

           - заботиться о своём здоровье в условиях климата Завьяловского района;

           - охранять природу своей местности;

       

Тематический план курса «Завьялововедение».

класс

тема

количество часов

всего

теория

практика

1

«Сезонные изменения в природе своей местности».

33

7

26

2

«Я и мир неживой природы Завьялова».

«Я и мир живой природы. Природные сообщества Завьялова».

«Я среди людей».

34

9

25

3

«Я и мир неживой природы Завьялова».

«Я и мир живой природы Завьялова».

«Сбережём природу своего села».

34

9

25

4

« Завьялово, как часть Алтайского края, России, всего мира».

« Я среди людей»

«Общие проблемы экологии села».

34

9

25

Итоговый  продукт деятельности:

-устный журнал;

- выставка творческих работ;

- фотоальбомы;

-защита проектов;

-сообщения;

-праздники.

Формы организации занятий:

- экскурсии;

- практические работы.

Для реализации целей и задач программы педагогическим коллективом учителей начальных классов разработана рабочая тетрадь для учащихся «Наша малая родина» по следующим разделам:

  1. Введение.
  2. Времена года.
  3. Природные сообщества.
  4. Водоемы.
  5. Истоки нашего села.
  6. Ими гордится село.
  7. Хозяйство села.
  8. Экологический практикум.
  9. Будущее моего села.

Все задания предлагает детям Завьялыч- старейший домовой с.Завьялова. Вместе с ним ребята совершают путешествия по селу и изучают природу, историю, культуру, экологию своей малой родины.

оценка отдельных личностных результатов проводится на основе листа «Самооценки творческого дела»:

  1. в начале этого дела у меня была цель…
  2. особенно хорошо мне удалось….
  3. в следующий раз я постараюсь сделать лучше…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...