Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Безделина Елена Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения 3 класс УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalend_-tem_po_okr.doc633.54 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые предмет ные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Введение (1 ч)

1

Введение.

Вводный урок.

Читать советы авторов «Как работать с учебни ком». Вспомнить услов ные обозначения. Обра тить внимание на новые условные обозначения.

Работает с аппаратом кни ги. Рассматривает учебник. Читает темы, которые бу дут изучаться в 3 классе. Обращает внимание на строение каждого раздела. Различает понятия «исто рия» и «география». До полняет рубрики.

Владеет рассуждением, описанием, повествова нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принима ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Ра ботает в коллективе. Слушает и слышит собе седника, ведет и под держивает диалог, аргу ментированно отстаива ет собственное мнение.

Земля - наш общий дом (8 ч)

Солнечная система

2

Где и когда ты живёшь.

Урок вхожде ния в но вую тему.

Обсудить проблему су ществования человека в пространстве. Опреде лять свое нахождение в пространстве. Объяс нять, что изучает исто рия. Понимать изобра жение времени на «лен те времени».

Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понима ет, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские циф ры. Пользуется римскими цифрами для записи ве ков. Работает с «лентой времени» в рабочей тет ради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с тек стом учебника.

Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпо ха». Понимает значение римских цифр. Опреде ляет век по записи рим скими цифрами. Состав ляет ленту времени в одном из Интернет-сервисов.

Сотрудничает в совме стном решении пробле мы. Успешно осуществ ляет учебную деятель ность. Целостно, гармо нично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при родными явлениями.

3

Природные те ла и природ ные явления. Солнце - тело неживой при роды.

Комбини рованный урок.

Классифицировать кар точки с природными и ис кусственными телами. Высказывать предполо жения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Да вать характеристику науч ного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации.

Перечисляет общие ус ловия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явле ния. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Ха рактеризует главную звезду Солнечной системы.

Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входя щие в нее. Оформляет ин формацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет не большое сообщение о лю бой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу.

Понимает личное за труднение и обращает ся за помощью к учите лю. Успешно осуществ ляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предви дит результат своей деятельности.

4

Земля - плане та Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.

Комбини рованный урок.

Характеризовать Сол нечную систему: назы вать, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать ил люстративный матери ал. Делать вывод, что такое «горизонт». Про водить опыт, доказы вающий шарообраз ность Земли.

Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины сме ны дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы.

Называет объекты окру жающего мира. Анализи рует объекты окружаю щего мира. Классифици рует объекты окружаю щего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

Умеет проводить на блюдения, делать вы воды. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной моти вации.


Условия жизни на Земле

5

Земля - плане та жизни. Солнце -источник тепла и света. Опыт. Распро странение тепла от его источника.

Урок изучения нового материа ла.

Читать текст, самостоя тельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источ ником тепла?» Прово дить опыт, подтвер ждающий распростра нение тепла от его ис точника. Объяснять значение терминов «эк ватор», «полюс». Харак теризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в груп пе. Моделировать не сложные ситуации (опы ты, эксперименты) в со ответствии с поставлен ной учебной задачей.

Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, за полняет «Паспорт Зем ли». Делает вывод на основе длительных на блюдений (по проращи ванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что та кое «сутки» и «год». При водит примеры, доказы вающие возмож ность/невозможность жизни человека без сол нечного света.

Реализовывает в про цессе парной работы правила совместной дея тельности. Отвечает на вопросы.

Взаимодействует с уча стниками диалога. Уме ет искать нужную ин формацию. Умеет дово дить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей дея тельности.

6

Вода - условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни расте ний.

Комбини рованный урок.

Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла,света. Моделировать неслож ные ситуации (опыты, эксперименты) в соот ветствии с поставленной учебной задачей. Срав нивать широколиствен ные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Зем ле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девя тый вал».

Перечисляет общие ус ловия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. На блюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от коли чества воды. Приводит примеры источников во ды на Земле. Рассказы вает о водоеме или вод ном потоке. Самостоя тельно находит инфор мацию об охране воды.

Понимает простую инст рукцию. Контролирует свою деятельность, сле дуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализует в процессе парной работы правила совместной дея тельности. Рассуждает на заданную тему. Отве чает на вопросы. Само стоятельно формулирует вопросы по теме. Оцени вает работу по предло женным учителем крите риям.

Ищет информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей дея тельности. Выражает свои чувства, вызван ные состоянием приро ды. Успешно осуществ ляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.

7

Воздух -условие жизни на Земле. Опыт. Горение.

Комбини рованный урок.

Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет. Ус танавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воз духа. Моделировать не сложные ситуации (опы ты, эксперименты) в со ответствии с поставлен ной учебной задачей. Записывать характери стики погоды в таблице (за несколько дней), ис пользуя условные обо значения.

Понимает, что воздух -это смесь газов. Объяс няет, что такое «атмо сфера» и каково ее зна чение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, до казывающий, что кисло род поддерживает горе ние, а углекислый газ -нет. Анализирует и срав нивает понятия «чистый воздух», «грязный воз дух». Подбирает инфор мацию о том, как защи тить воздух от загрязне ния. Объясняет, что та кое «погода», «прогноз погоды».

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст венные операции (срав нение, обобщение, ана лиз, доказательства и др.). Отвечает на вопро сы, формулирует вопрос.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информа цию для решения учеб ных и практических за дач. Понимает личное затруднение и обраща ется за помощью к учи телю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной моти вации, самоконтроля и самооценки.

Как человек изучает Землю

8

Изображение Земли.

Урок изучения нового материа ла.

Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географиче скую и историческую кар ты. Анализировать мас штаб, условные обозна чения на карте. Объяс нять назначение мас штаба и условных обо значений.

Понимает методы по знания мира: наблюде ния, эксперимент, изу чение опыта чело вечества. В связной, логически целесообраз ной форме речи пере дает результаты изуче ния объектов окружаю щего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит эква тор, полушария, полю са, меридианы и парал лели. Выполняет прак тическую работу по кар те. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профес сий нужны карты?»

Владеет методами пред ставления полученной информации (моделиро вание, конструирование, рассуждение,описание и др.). Получает информа цию при работе с иллю стративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Опи сывает натуральные объекты. Выполняет ра боту с иллюстративным материалом.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до кон ца. Предвидит резуль тат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей дея тельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро ванно отстаивает соб ственное мнение.

9

План и карта.

Практическая

работа.

Работа с кар той (в соответ ствии с зада ниями в рабо чей тетради).

Комбини рованный урок.

Находить ответ на про блемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришко льного участка и состав лению плана своего школьного участка. Ори ентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроиз водит несколько услов ных обозначения плана и карты. Объясняет уст ройство компаса. Опре деляет по нескольким признакам правила ори ентирования в незнако мой местности.

Владеет рассуждением, описанием, повествова нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет до водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информа цию для решения учеб ных и практических за дач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро ванно отстаивает соб ственное мнение.

Царства природы (23 ч)

Бактерии

10

Бактерии.

Комбини рованный урок.

Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые су щества на Земле самые маленькие?» Рассматри вать бактерии в электрон ный микроскоп. Высказы вать предположения о по лезности/ вредности бак терий. Слушать рассказ учителя и сообщения од ноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному.

Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенно сти жизни бактерий, мес та их обитания. Объяс няет значение бактерий в природе и в жизни чело века.

В связной, логически це лесообразной форме ре чи передает результаты изучения объектов окру жающего мира. Описы вает натуральные объек ты. Выполняет работу с иллюстративным мате риалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Предвидит результат своей дея тельности. Понимает личное затруднение и обращается за помо щью к учителю.

Грибы

11

\

Грибы.

Комбини рованный урок.

Рассказывать по рисунку-схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внеш нему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: составление рассказа «Ка кие бывают грибы». Гото вить краткое сообщение на тему «Любимые грибы на шей семьи».

Понимает, что грибы -это особое царство при роды. Кратко характери зует особенности внеш него вида и строения грибов. Называет отли чие их от растений. Ком ментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».

Владеет способами по лучения, анализа и об работки информации (обобщение, классифи кация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Умеет доводить дело до конца. Принима ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Понимает роль челове ка в обществе. Понима ет особую роль много национальной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стра не. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин формацию.

Растения

12

Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества (с учетом мест ных условий).

Экскурси онный урок.

Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифициро вать) растения разных ви дов, описывать их. Путе шествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне об ложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Рабо тать в группах: составлять «паспорт» растения.

Называет места обита ния растений на планете Земля. Приводит приме ры отдельных предста вителей флоры, живущих в разных условиях (водо ём, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «пас порт» растения по мате риалам экскурсии.

Владеет рассуждением, описанием, повествова нием. Решает проблем ные задачи. Получает информацию из разных источников (из презента ции, иллюстративного материала и текста учебника).

Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при родными явлениями.

13

Разнообразие растений на Земле.

Урок-проект.

Классифицировать рас тения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «пас порта» растений. Рабо тать с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея»

Выделяет группы расте ний, отличающиеся строением, внешним ви дом, условиями произра стания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых рас тений. Классифицирует растения по разным ос нованиям.

Владеет способами ор ганизации, планирования групповой работы. Ста вит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. Оценивает ра боту в группе по задан ным критериям.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей дея тельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

14

Растение -живой орга низм. Практи ческая работа.

Работа с жи выми расте ниями и гер-барными эк земплярами. Опыт «Содер жание воды в листе».

Комбини рованный урок.

Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Рабо тать с текстом м иллюст рациями учебника. Про водить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Об суждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализиро вать информацию о кор не, стебле,листе, цветке растения.

Составляет короткое со общение по теме «Как живёт растение». Назы вает отличия растений от животных. Кратко харак теризует органы расте ния, их значение для роста и развития. Назы вает особенности пита ния и размножения рас тений. Объясняет после довательность развития жизни растения, характе ризует значение органов растения.

Владеет рассуждением, описанием, повествова нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет до водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информа цию для решения учеб ных и практических за- • дач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро ванно отстаивает соб ственное мнение.

15

Размножение растений.

Урок-исследо вание.

Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с ил люстративным материа--лом. Выполнять задания в рабочей тетради.

Сравнивает плоды рас тений. Приводит приме ры плодов с заданными характеристиками. При водит примеры вегета тивного размножения растения (частями,кор нями, клубнями, корне вищем, луковицами), размножения семенами.

Владеет способами по лучения, анализа и об работки информации (обобщение, классифи кация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Умеет доводить дело до конца. Принима ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин формацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро ванно отстаивает соб ственное мнение.

I мм

16

Распростране ние плодов и семян.

Комбини рованный урок.

Работать с текстами и иллюстративным мате-риалом'учебника. Подго товить плакат «Распро странение плодов и семян».

Понимает, что распро странение семян - спо соб расселения растений на другие территории. Приводит примеры уча стия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

Владеет рассуждением, описанием, повествова нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет до водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информа цию для решения учеб ных и практических за дач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро ванно отстаивает соб ственное мнение.

17

Проверь себя.

Контроль ный урок.

Выполнять задания ком плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

Выполняет задания ком плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Умеет доводить дело до конца. Принима ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Предвидит результат своей деятельности. Аде кватно его оценивает.

Человек и растения

18

\

Человек и рас тения. Расте ния дикорас тущие и куль турные.

Комбини рованный урок.

Классифицировать расте ния: дикорастущие, куль турные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорасту щих растениях.

Приводит примеры дико растущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изго тавливает книжку-самоделку «Культурные растения».

В связной, логически це лесообразной форме ре чи передает результаты изучения объектов окру жающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретён ных знаний.

Предвидит результат своей деятельности. Аде кватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к ок ружающей природе,к наблюдениям за при родными явлениями. Вы ражает свои чувства, вы званные состоянием природы.

19

Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова.

Комбини рованный урок.

Приводить примеры куль турных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло зем леделие», «Хлеб - вели кое чудо земли».

Анализирует и комменти рует рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использованием рисун ков-символов. Приводит примеры пословиц о хлебе.

Владеет методами пред ставления полученной ин формации (моделирова ние, конструирование, рассуждение,описание и др.).

Предвидит результат своей деятельности. Аде кватно оценивает резуль таты своей деятельности. Умеет работать в коллек тиве. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природ ными явлениями. Выра жает свои чувства, вы званные состоянием при роды.

Красная книга России

20

Красная книга России.

Урок-исследо вание.

Работать с учебником и рабочей тетрадью. При водить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом мате риале).

Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оран жевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит пра вила охраны раститель ного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст венные операции (срав нение, обобщение, ана лиз, доказательства и др.). Ставит учебную за дачу и контролирует её выполнение. Умеет до водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Принимает нормы пра вильного взаимодейст вия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит ре зультат своей деятель ности. Адекватно оце нивает результаты сво ей деятельности.

Животные

21

Животные -часть природы. Роль животных в природе.

Комбини рованный урок.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) од ноклеточных и многокле точных животных. Харак теризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особен ностями поведения и ус ловиями обитания жи вотного. Работать с руб рикой «Выскажем пред положения». Работать в группах: подготовка от вета на вопрос «Нужны ли человеку животные?» Работать с текстом учебника.

Перечисляет общие ус ловия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные - живые тела природы». Кратко рас сказывает о связях жи вотных друг с другом (звенья одной цепи). Са мостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль живот ных в природе».

Владеет способами ор ганизации, планирования различных видов дея тельности (репродуктив ной, поисковой, исследо вательской, творческой), понимает специфику каждой.

Самостоятельно моти вирует свою деятель ность, определяет цель работы (задания) и вы деляет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в ма лых группах. Слушает и слышит со беседника, ведет и под держивает диалог, ар гументированно отстаи вает собственное мнение.

22

Разнообразие животных.

Комбини рованный урок.

Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных живот ных (групповая работа).

Распределяет животных по группам: одноклеточ ные и многоклеточные, беспозвоночные и позво ночные животные. Клас сифицирует животных по принадлежности к клас су, по величине, форме, внешнему виду и спосо бам защиты.

В связной, логически це лесообразной форме ре чи передает результаты изучения объектов окру жающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретён ных знаний.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценива ет. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдени ям за природными яв лениями. Выражает свои чувства, вызван ные состоянием природы.

23

Животное -

живой

организм.

Комбини рованный урок.

Различать объекты жи вой и неживой природы. Приводить примеры раз ных групп животных (2-3 представителя из изу ченных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать ма териалы к проекту.

Сравнивает животных по их умению ориентиро ваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу пи тания (веществами, ко торые содержатся в рас тениях или в организмах других животных).

Владеет методами пред ставления полученной информации (моделиро вание, конструирование, рассуждение,описание и др.). Умеет проектиро вать (планировать) само стоятельную деятель ность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет работать инди видуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро ванно отстаивает соб ственное мнение.

24

\

Животное -

живой

организм.

Комбини рованный урок.

Различать группы живот ных по особенностям их внешнего строения. Со ставлять рассказ о пове дении домашнего живот ного (по материалам длительных наблюде ний).

Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания живот ных. Приводит примеры животных, которые бега ют, плавают, прыгают, летают, ползают. «Чита ет» рисунок-схему. Со ставляет свою схему по аналогии.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Умеет доводить дело до конца. Принима ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Использует информацию для реше ния учебных и практи ческих задач. Стремит ся иметь достаточно высокий уровень учеб ной мотивации, само контроля и самооценки.

25

Животное -

живой

организм.

Комбини рованный урок.

Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуа цию «Что случилось бы на Земле, если бы орга низмы перестали раз множаться?»

Рассказывает о способах размножения животных Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организ мы перестали размно жаться?»

Применяет для решения учебных и практических задач различные умствен ные операции (сравнение, обобщение, анализ, дока зательства и др.).

Умеет работать в кол лективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро ванно отстаивает соб ственное мнение.

26

Поведение животных.

Комбини рованный урок.

Работать с рубрикой «Выскажем предположе ния». Обсуждать тексты учебника. Слушать рас сказ учителя об интерес ных фактах из жизни жи вотных. Приводить при меры разнообразного поведения животных.

Понимает, что всё пове дение животного подчи нено инстинктам - врож дённым формам пове дения. Кратко рассказы вает о том, как животные по-разному приспосабли ваются к условиям жиз ни: строят гнёзда, впа дают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведе ния животных.

Владеет способами ор ганизации, планирования различных видов дея тельности (репродуктив ной, поисковой, исследо вательской, творческой).

Соотносит информацию с имеющимися знания ми. Самостоятельно мотивирует свою дея тельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

27

Беспозвоноч ные животные.

Урок изу чения но вого ма териала.

Наблюдать за поведени ем улитки, дождевого червя. Читать и обсуж дать текст «Разнообра зие насекомых». Рабо тать в парах.

Делает вывод о том, что беспозвоночные живот ные не имеют позвоноч ника. Приводит примеры среды обитания беспо звоночных животных. Выделяет группу беспо звоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, ось миноги, насекомые, пау кообразные). Понимает, что насекомые - самая большая группа беспоз воночных животных.

Участвует в тематиче ских обсуждениях и вы ражает свои предложе ния. Использует элемен ты импровизации для решения творческих задач.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Использует информацию для реше ния учебных и практи ческих задач. Стремит ся иметь достаточно высокий уровень учеб ной мотивации, само контроля и самооценки.

28

Позвоночные животные.

Урок изу чения но вого ма териала.

Сравнивать беспозво ночных и позвоночных животных. Классифици ровать позвоночных жи вотных. Выбирать пра вильное утверждение, -работая в паре. Характе ризовать особенности рыб и земноводных.

Сравнивает беспозво ночных и позвоночных животных. Классифици рует позвоночных живот ных. Выбирает правиль ное утверждение, рабо тая в паре. Характеризу ет особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

Владеет рассуждением, описанием, повествова нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет до водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Использует информацию для реше ния учебных и практи ческих задач. Стремит ся иметь достаточно высокий уровень учеб ной мотивации, само контроля и самооценки.

29

Позвоночные животные.

Комбини рованный урок.

Сравнивать беспозво ночных и позвоночных животных. Классифици ровать позвоночных жи вотных. Выбирать пра вильное утверждение, работая в паре. Характе ризовать особенности пресмыкающихся и птиц.

Сравнивает беспозноночных и позвоночных живот ных. Классифицирует по звоночных животных. Вы бирает правильное утвер ждение, работая в паре. Характеризовать особен ности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изу чения объектов окружаю щего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет дово дить дело до конца. При нимает и удерживает цель задания в процессе его вы полнения.

Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при родными явлениями. Ус пешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

30

Позвоночные животные.

Комбини рованный урок.

Сравнивать беспозво ночных и позвоночных животных. Классифици ровать позвоночных жи вотных. Выбирать пра вильное утверждение, работая в паре. Характе ризовать особенности млекопитающих.

Сравнивает беспозвоноч ных и позвоночных живот ных. Классифицирует по звоночных животных. Вы бирает правильное утвер ждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, осо бенности поведения.

Владеет методами пред ставления полученной ин формации (моделирова ние, конструирование, рас суждение, описание и др.).

Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Ис пользует информацию для решения учебных и практических задач.

31

\

Природное сообщество.

Урок-исследо вание.

Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных клас сов; работать с рубрикой «Выскажем предполо жения». Обсуждать тек сты учебника. Выполнять парную (групповую) ра боту «Пищевые цепи».

Характеризует животное как организм. Устанавли вает зависимость между внешним видом, особен ностями поведения и ус ловиями обитания жи вотного. Приводит при меры (конструирует) це пи питания.

В связной, логически це лесообразной форме ре чи передает результаты изучения объектов окру жающего мира. Описы вает натуральные объек ты. Выполняет работу с иллюстративным мате риалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с участ никами учебной деятель ности. Предвидит резуль тат своей деятельности. Понимает личное затруд нение и обращается за помощью к учителю.

32

Человек и жи вотное. Почему люди прируча ли диких животных.

Комбини рованный урок.

Ориентироваться в поня тии «одомашнивание жи вотных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних жи вотных.

Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует живот ных. Составляет кластер по теме «Домашние жи вотные»

Владеет рассуждением, описанием, повествова нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет до водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Уме ет работать в коллективе. Слушает и слышит собе седника, ведет и поддер живает диалог, аргумен тированно отстаивает собственное мнение.

33

Заповедники.

Урок-путешест вие.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных.

Объясняет, что такое «заповедник». Обсужда ет информацию, отвеча ет на проблемные вопро сы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей.

В связной, логически це лесообразной форме ре чи передает результаты изучения объектов окру жающего мира. Описы вает натуральные объек ты. Выполняет работу с иллюстративным мате риалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Предвидит результат своей деятель ности. Понимает личное затруднение и обраща ется за помощью к учи телю.

34

Проверь себя.

Контроль ный урок.

Выполнять задания ком плексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.

Выполняет задания ком плексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Умеет доводить дело до конца. Принима ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей дея тельности.

Наша Родина: от Руси до России (8 ч)

Древнерусское  государство

35

Древняя Русь. Восточносла вянские племена.

Урок изу чения но вого ма териала.

Рассматривать форзац «Как мы узнаём о про шлом». Слушать рассказ учителя о восточносла вянских племенах. Под держивать учебный диа лог «Выскажем предпо ложения». Работать с рисунком-схемой. «Чи тать» историческую кар-, ту. Объяснять, что озна чают слова «потомки», «род», «княжества». На ходить в тексте ответ на вопрос.-Различать пле мена и государства.

Понимать, что о прошлом узнают разными метода ми: проводят раскопки, изучают берестяные гра моты, древние предметы быта и др. Кратко харак теризовать потомков восточных славян - рус ских, украинцев и бело русов. Понимать причину расселения племен вос точных славян по бере гам рек. Приводить при меры племен и госу дарств.

Владеет способами ор ганизации, планирования различных видов дея тельности (репродуктив ной, поисковой, исследо вательской, творческой), понимает специфику ка ждой. Владеет рассуж дением, описанием, по вествованием.

Идентифицирует себя как гражданина Россий ской Федерации. Испы тывает чувство гордости за национальные дос тижения. Помогает в совместном решении проблемы. Умеет дово дить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит со беседника, ведет и под держивает диалог.

36-37

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

Комбини рованный урок.

Работать с текстами учебника. Работа в груп пах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях.

Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древне русского государства. Территория и города. Называет нескольких правители. Древнерусско го государства.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Принимает и удерживает цель зада ния в процессе его вы полнения. Владеет мето дами представления по лученной информации. Сотрудничает в совмест ном решении проблемы, ищет информацию.

Идентифицирует себя как гражданина Россий ской Федерации. Пони мает особую роль мно гонациональной России в развитии общемиро вой культуры. Умеет соотносить информа цию с имеющимися зна ниями.

Московская Русь

38

Как Москва стала столи цей. Иван Грозный.

Комбини рованный урок.

Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать во просы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете чело век...» и «Картинная га лерея».

Правильно говорит одно из названий нашей стра ны - Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный - первый рус ский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст венные операции (сравне ние, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Идентифицирует себя как гражданина Россий ской Федерации. Про являет толерантность к людям, независимо от возраста, национально сти, вероисповедания.

Российская империя

39

\

Пётр 1 Великий -

император

России.

Урок изу чения но вого ма териала.

Слушать рассказ учителя «Пётр 1». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Созда ние русского флота». Совершить воображае мую экскурсию по Санкт-Петербургу.

Правильно говорит одно из названий нашей стра ны - Российская импе рия. Получает информа цию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр 1 - император. При водит примеры деятель ности Петра 1: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, раз витие промышленности, образования и др.

Владеет методами пред ставления полученной информации (моделиро вание, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет не большое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстраци ям учебника и презента ции. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин формацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Россий ской Федерации. Про являет толерантность к людям, независимо от возраста, национально сти, вероисповедания.

40

Екатерина II Великая.

Комбини рованный урок.

Слушать сообщение учи теля - вступление в те му. Читать и обсуждать текст учебника, состав лять план пересказа. Ра ботать с рубрикой «Кар тинная галерея».

I Объясняет, почему царицу Екатерину II назва ли великой. Кратко ха рактеризует деятель ность царицы на благо России. Сравнивает ха рактеры русских царей, рассказывает о характе ре, интересах Екатерины Великой.

Владеет способами по лучения, анализа и об работки информации (обобщение, классифи кация, сериация, чтение).

Умеет сотрудничать в группе, в паре. Иденти фицирует себя как гра жданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, веро исповедания.

41

Император Николай II.

Комбини рованный урок.

Слушать рассказ учителя о Николае II и о револю ции. Рассматривать фо тографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобрази тельном искусстве».

Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример харак тера Николая II, особен ностей его правления. Называет дату сверже ния последнего русского царя. Создает презента цию - выставку репро дукций русских художни ков XIX века. Раскрыва ет, какие стороны жизни детей привлекали худож ников.

Владеет способами ор ганизации, планирования различных видов дея тельности (репродуктив ной, поисковой, исследо вательской, творческой), понимает специфику ка ждой из них.

Умеет соотносить ин формацию с имеющи мися знаниями. Пони мание ценности любой жизни.

Советская Россия. СССР. Российская Федераь

\ия

42

Советская Россия.

Комбини рованный урок.

Работать с текстом учеб ника. Строить схему (ленту времени). Нахо дить информацию о рес публиках, входивших в состав СССР.

Правильно называет на шу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства со временной России. Соз дает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдель ных руководителей госу дарств, деятелей, про светителей Руси и России.

В связной, логически це лесообразной форме ре чи передает результаты изучения объектов окру жающего мира. Умеет сотрудничать в совмест ном решении проблемы, искать информацию.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин формацию. Понимание ценности любой жизни.

Как люди жили в старину (9 ч)

Из истории имен

43

Из истории имён.

Комбини рованный урок.

Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебни ка. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: об суждать былины. Слу шать рассказ учителя «Имя, отчество, фами лия».

Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фа милии. Подбирает ино-странныелмена, похо жие на русские.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Умеет доводить дело до конца. Принима ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Идентифицирует себя как гражданина Россий ской Федерации. Про являет толерантность к людям, независимо от возраста, национально сти, вероисповедания.

Какими людьми были славяне

44

\

Как выглядели наши предки.

Урок изучения нового материа ла.

Работать с рубрикой «Выскажем предположе ния». Составлять сло весный портрет славяни на. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье».

Описывает особенности внешнего вида славяни на. Самостоятельно го товит небольшое сооб щение по теме «Как вы глядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «оклади стая». Сравнивает изо браженных персонажей с современными людьми.

Реализовывает в про цессе парной работы правила совместной дея тельности. Умеет крити чески оценивать резуль тат своей работы и рабо ты одноклассников на основе приобретённых знаний.

Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует ин формацию для решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерант ность к людям, незави симо от возраста, на циональности, вероис поведания.

45

Как в старину трудились наши предки.

Комбини рованный урок.

Работать с рубрикой «Выскажем предпо ложения». Читать и об суждать текст учебника. Работать в группах (под готовка пересказа текста учебника).

Приводит примеры труда славян в далёкой древ ности.

В связной, логически це лесообразной форме ре чи передает результаты изучения объектов окру жающего мира.

Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей дея тельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро ванно отстаивает соб ственное мнение.

46

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

Комбини рованный урок.

Работать с рубрикой «Выскажем предпо ложения». Читать и об суждать текст учебника. Работать в группах (под готовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народ ных играх. Собирать ма териал для книжки-самоделки «Игры русско го народа».

Понимает, что защита Родины - долг славя нина. Рассказывает о том, что забота о ближ нем - черта славянского характера. Кратко сооб щает информацию по теме «Как славяне про водили свободное вре мя». Объясняет значение пословиц, поговорок, ус таревших слов.

Владеет рассуждением, описанием, повествовани ем. Владеет способами по лучения, анализа и обра ботки информации. Вла деет методами представле ния полученной информа ции (моделирование, конст руирование, рассуждение, описание и др.).

Умеет искать нужную информацию. Само стоятельно мотивирует свою деятельность, оп ределяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Успешно осуще ствляет учебную дея тельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает соб ственное мнение.

Какие предметы окружали людей в старину

47

Какие предме ты окружали русских людей.

Урок изу чения но вого ма териала.

Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебни ка. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составлять план текста.

Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зави симость вида жилища от условий окружающей среды и социального по ложения жильца. Пере числяет особенности крестьянской избы. При водит примеры первых каменных построек.

Владеет рассуждением, описанием. Самостоя тельно мотивирует свою деятельность, опреде ляет цели работы (зада ния) и выделяет её эта пы. Умеет проектировать (планировать) самостоя тельную деятельность в соответствии с предла гаемой учебной задачей.

Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает ре зультаты своей деятель ности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ве дет и поддерживает диа лог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

48

Какие предме ты окружали русских людей.

Комбини рованный урок.

Объяснять различия дет ской и взрослой одежды. Рисовать одежду подрост ка. Объяснять способы изготовления обуви рус ских людей. Слушать рас сказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять зна чения украшений одежды в разные времена.

Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия дет ской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изго товления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по при казу и исконно русской одежде. Разъясняет зна чения украшений одежды в разные времена.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умствен ные операции (сравнение, обобщение, анализ, дока зательства и др.). Разли чает животных по классам (без термина).

Самостоятельно моти вирует свою деятель ность, определяет цель работы (задания) и вы деляет её этапы. Ува жительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно сить информацию с имеющимися знаниями.

Русская трапеза

49

Русская трапеза.

Комбини рованный урок.

Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Рабо тать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «На кроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка».

Называть особенности трапезы в городе и в сель ской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода - крестьян ская еда». Приводит при меры русских сказок, в ко торых говорится о каше. Находит репродукции кар тин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом -обильная еда.

Владеет способами ор ганизации, планирования различных видов дея тельности (репродуктив ной, поисковой, исследо вательской, творческой), понимает специфику ка ждой из них.

Умеет работать инди видуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает соб ственное мнение. Ува жительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно сить информацию с имеющимися знаниями.

Верования языческой Руси

50

Во что верили наши предки.

Урок изу чения но вого ма териала.

Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать инфор мацию учебника о богах древних славян. Назы вать несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Слушать рассказ учителя «Народные праздники».

Понимает, что до появле ния христианства славяне были язычниками. Назы вает языческих богов сла вян. Объясняет значение пословиц. Называет каж дый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленич ных играх и забавах. Объ ясняет значение слова «суеверие».

Самостоятельно мотиви рует свою деятельность, определяет цели работы (задания), и выделяет её этапы. Проектирует (планирует) самостоя тельную деятельность в соответствии с предла гаемой учебной задачей.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Использует информацию для реше ния учебных и практи ческих задач. Стремит ся иметь достаточно высокий уровень учеб ной мотивации, само контроля и самооценки.

Принятие христианства на Руси

51

Принятие хри стианства на Руси.

Урок изу чения но вого ма териала.

Обсуждать текст «Приня тие христианства на Ру си». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христо во Воскресение.

Объяснять, как происхо дило принятие хри стианства на Руси. На зывать некоторые хри стианские праздники.

Владеет способами по лучения, анализа и об работки информации. Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель зада ния в процессе его вы полнения.

Находит нужную ин формацию. Доводит ра боту до конца. Предви дит результат своей деятельности. Адекват но его оценивает. Соот носит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно моти вирует свою деятель ность, определяет цель работы (задания) и вы деляет её этапы.

52

Проверь себя.

Контроль ный урок.

Выполнять задания ком плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам.

Выполняет задания ком плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель зада ния в процессе его вы полнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

Как трудились в старину (15 ч)

Что создавалось трудом крестьянина

53

Что создава лось трудом крестьянина.

Комбини рованный урок.

Беседовать на основе полученных ранее зна ний. Обсуждать «Выска жем предположения». Работать с текстом учеб ника и иллюстрациями.

Рассказывает о возник новении земледелия на Руси. Называет особен ности крестьянского тру да. Объясняет зависи мость крестьянского тру да от природных усло вий, времени года и по годы. Перечисляет ору дия сельскохозяйствен ного труда.

Самостоятельно мотиви рует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектиро вать (планировать) само стоятельную деятель ность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей дея тельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям тру да, к своей стране. Уме ет соотносить инфор мацию с имеющимися знаниями.

54

Труд крепост ных крестьян.

Комбини рованный урок.

Рассматривать репро дукции и читать тексты о труде крестьянских де тей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин - кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудит ся лучше?» Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

Понимает особенности труда мужчины и жен щины, детей в крестьян ской семье. Находит от вет на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестья нам. Называет дату от мены крепостного права.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умствен ные операции (сравнение, обобщение, анализ, дока зательства и др.).

Успешно осуществляет учебную деятельность. Самостоятельно моти вирует свою деятель ность, определяет цель работы (задания) и вы деляет её этапы. Ува жительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно сить информацию с имеющимися знаниями.

Что создавалось трудом ремесленника

55

Что такое ремесло.

Комбини рованный урок

Работать со схемой и текстами учебника. По нимать, что такое ремес ло и кого называют ре месленником. Называть особенности труда ре месленника. Кратко рас сказывать о развитии ремёсел в России.

Понимает, что такое ре месло и кого называют ремесленником. Называ ет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Умеет доводить дело до конца. Принима ет и удэрживает цель задания в процессе его выполнения.

Сотрудничает в группе, в паре; ищет информа цию. Выражает свои чувства, вызванные со стоянием природы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно сить информацию с имеющимися знаниями.

56

Игрушечных дел мастера.

Комбини рованный урок.

Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечни ки». Рассказывать о сво ей любимой игрушке. Ра ботать со схемой и тек стами учебника.

Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает иг рушки по виду, по мате риалу. Показывает на карте места традицион ных народных промы слов. Узнает игрушку.

Самостоятельно мотиви рует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектиро вать (планировать) само стоятельную деятель ность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет соотносить ин формацию с имеющи мися знаниями. Умеет работать в малых груп пах. Ведет и поддержи вает диалог, аргументи рованно отстаивает собственное мнение. Соотносит информацию с имеющимися знания ми. Самостоятельно мотивирует свою дея тельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

57

Маленькие мастера.

Интегри рованный урок.

Работать со схемой и текстами учебника. Об суждать текст «Малень кие ремесленники». Рас сказывать, что умеют мас терить сами, что умеют мастерить их родители. Организовать выставку «Мы - мастера».

Рассказывает об особен ностях изготовления иг рушек русскими умель цами. Составляет кол лективную презентацию «Мы - мастера».

Владеет способами по лучения, анализа и об работки информации (обобщение, классифи кация, сериация, чтение).

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Предвидит результат своей дея тельности. Понимает личное затруднение и обращается за помо щью к учителю. Уважи тельно относится к лю дям труда, к своей стране. Умеет соотно сить информацию с имеющимися знаниями.

58

0 гончарном ремесле.

Экскурси онный урок.

Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжига ют». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя (экскур совода). Организовать выставку гончарных изделий.

Понимает, что гончарное ремесло - одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Обобщает знания, полу ченные во время экскур сии в гончарную мастер скую. Гжельские изделия -пример таланта гончаров.

Называет объекты окру жающего мира. Анализи рует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основа ниям. Отвечает на во просы.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Уважительно относится к людям тру да, к своей стране. Уме ет соотносить инфор мацию с имеющимися знаниями.

59

О труде ткачей.

Комбини рованный урок.

Рассматривать изобра жение прялки, веретена, ткацкого станка. Пони мать особенности рабо ты по изготовлению одежды.

Приводит примеры тка чества, прядения, шитья в сказках разных наро дов. Проводит виртуаль ную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий.

Реализовывает в про цессе парной работы правила совместной дея тельности. Отвечает на вопросы.

Соотносит информацию с имеющимися знания ми. Самостоятельно мотивирует свою дея тельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этаг1ы.

60

Русские оружейники.

Комбини рованный урок.

Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учи теля. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек...». Рабо тать с рубрикой «Зна комься: наша Родина». Работать в группах.

Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов -древнем ремесле сла вян. Перечисляет «ору жейные» города России.

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопро сы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учите лем критериям.

Самостоятельно моти вирует свою деятель ность, определяет цель работы (задания) и вы деляет её этапы. Ува жительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно сить информацию с имеющимися знаниями.

Что создавалось трудом рабочего

61

Первые

российские

мануфактуры.

Урок изу чения но вого ма териала.

Обсуждать проблему: какой труд легче и ре зультативнее - машин ный или ручной? Рабо тать с текстом учебника.

Делает вывод об эффек тивности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом.

Владеет методами пред ставления полученной информации (моделиро вание, конструирование, рассуждение, описание).

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Предвидит результат своей дея тельности. Понимает личное затруднение и обращается за помо щью к учителю.

62

Что создава лось трудом рабочего. Пер вые российские мануфактуры.

Комбини рованный урок.

Рассматривать и опи сывать различные по лезные ископаемые. Вы полнять задания в рабо чей тетради. «Минутка для любознательных».

Объясняет значение слов: «фабрика», «за вод». Показывает на кар те места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко расска зывает о развитии ману фактур, заводов и фаб рик в России. Понимает, что условием работы промышленных предпри ятий является наличие полезных ископаемых.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст венные операции (срав нение, обобщение, ана лиз, доказательства и др.). Кратко рассказыва ет на тему «Что изготав ливают в ...». Отвечает на вопросы, формулиру ет вопрос.

Соотносит информацию с имеющимися знания ми. Понимание ценно сти любой жизни. Ус пешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до кон ца. Предвидит резуль тат своей деятельности.

63

Железные до роги в России.

Комбини рованный урок.

Работать с текстом учеб ника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значе ние железных дорог для развития страны. Назы вать «День рождения» железнодорожного транспорта в России.

Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой же лезной дороги.

Владеет способами ор ганизации, планирования различных видов дея тельности (репродуктив ной, поисковой, исследо вательской, творческой), понимает специфику ка ждой из них. Взаимодей ствует с участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

Сотрудничает в совме стном решении пробле мы, ищет информацию. Понимание ценности любой жизни.

Изобретения, сделанные в XIX-XX веках

64

Первые пароходы и пароходство в России.

Урок изу чения но вого ма териала.

Обсуждать проблему: почему одними из пер вых изобретений челове ка были гончарный круг, колесо, оружие,орудия труда? Работать с текс тами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

Кратко рассказывать об открытиях, которые из менили жизнь человека. Понимает значение раз вития пароходства в России. Показывает на карте реки России.

В связной, логически це лесообразной форме ре чи передает результаты изучения объектов окру жающего мира. Описы вает натуральные объек ты. Выполняет работу с иллюстративным мате риалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча стниками учебной дея тельности. Предвидит результат своей деятель ности. Понимает личное затруднение и обраща ется за помощью к учителю.

65

Автомобиле строение в России.

Комбини рованный урок.

Работать с текстом и ил люстрациями учебника. Дидактическая игра «Уз най автомобиль». Рас сказывать о современ ных автомобилях. Орга низовать выставку рисун ков «Автомобили буду щего».

Называет несколько ма рок автомобилей, выпус каемых в России. Клас сифицирует автомобили по назначению перево зок. Рассказывает о раз витии автомобилестрое ния в России.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Умеет доводить дело до конца. Принима ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

I Понимает роль челове ка в обществе. Понима ет особую роль много национальной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стра не. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин формацию.

66

Самолёто строение в России.

Комбини рованный урок.

Слушать рассказ учителя «Рождение самолёто строения в России». Ра ботать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе репродукции картины А.А. Дейнеки «Никитка - первый рус ский летун»).

Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиа ции.

Владеет рассуждением, описанием, повествова нием. Решает проблем ные задачи. Получает информацию из разных источников (из презента ции, иллюстративного материала и текста учебника).

Идентифицирует себя как гражданина Россий ской Федерации. Испы тывает чувство гордости за национальные дос тижения. Сотрудничает с другими учениками при совместном реше нии проблемы.

67

Время косми ческих полётов.

Комбини рованный урок.

Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстра циями учебника.

Называет «отца россий ской космонавтики» -К.Э. Циолковского. Назы вает дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космо навтов СССР. Готовит рассказ об одном из рос сийских космонавтов.

Владеет способами ор ганизации, планирования различных видов дея тельности (репродуктив ной, поисковой, исследо вательской, творческой), понимает специфику ка ждой.

Идентифицирует себя как гражданина Россий ской Федерации. Пони мает особую роль мно гонациональной России в развитии общемиро вой культуры. Умеет соотносить информа цию с имеющимися зна ниями.

68

Проверь себя.

Контроль ный урок.

Выполнять задания ком плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в послед ней четверти темам.

Выполняет задания ком плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в послед ней четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол нение. Умеет доводить дело до конца. Принима ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей дея тельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века", в котором показаны предметные, личностные результаты, УУД по каждому уроку....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) №ДатаТема урокаТип урокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыЛичностныеМетапредметныеПредметные1. ...