Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Гармония"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

НАДЯЙКИНА ВЕРА ИВАНОВНА

План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornye_porody_urok.doc149 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

в 4-а классе

по программе «Гармония»

«Горные породы»

Учитель МБОУ «СОШ №15» г. Энгельса

Надяйкина Вера Ивановна

Тема урока: Горные породы.

Цели урока: сформировать представление учащихся о разнообразии горных пород; рассмотреть условия образования вулканических      и осадочных пород;

ввести понятие «окаменелости»;

развивать логическое мышление , внимание , речь учащихся   ;

воспитывать познавательный интерес к изучению горных пород; способствовать развитию учебного сотрудничества.

Ход урока.

Оргмомент.

Встаньте ровно.

Покажите, что вы готовы к уроку.

Тихо сядьте на свои места.

Проверка домашнего задания.

- Проверку домашнего задания мы  проведем в 2 этапа: сначала коллективно повторим материал, изученный на предыдущих уроках, а затем проведем небольшую проверочную работу в виде теста по теме: «Россия на географической карте».

1) Работа с картой

        А) Покажите границы  России и назовите государства, с которыми граничит наша страна.

        

Б) Какие моря омывают берега РФ?

        

В) О чем еще рассказывает нам карта?

        

Г) При каком царе в России появилась первая карта?

        

Д) Каков был её масштаб?

2. Проверить выполнение №9 на с.33

        Какие крупные города России вы записали в кроссворд?

        Какое ключевое слово у вас получилось?

Выполнение теста.

Сообщение темы урока.

Вопрос уч-ся: когда вы путешествуете, что находится у вас под ногами?  (слайды  3-4)

(Земля, вода, горы, равнины, водоемы, песок, глина, камни и т.д.)

Сверху лежит слой почвы, на котором растут растения. А под тонким слоем почвы  располагаются  горные породы. Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают горные породы и как они образуются.

Работа по теме урока.

 Где можно увидеть горные породы?

Да, на обрывистом берегу реки, на стенках глубокой ямы или оврага можно увидеть слои песка, глины, камней. Толщина слоев различна: от нескольких см до десятков метров. (слайды 5-6 )

Горные породы бывают плотные и рыхлые. Гранит, известняк, уголь – плотные, а песок, глина, мел – рыхлые породы.  (слайды 7-8)

Из горных пород состоят горы, равнины, дно водоемов. (слайд 9)

Показ картинки берегов Байкала.

Показ образцов горных  пород.

ВОПРОС: почему горные породы все РАЗЛИЧНЫ?

Да, это зависит от условий их образования.

А  из-за чего могут образовываться горные породы?

-после извержения вулкана

-после разрушения этих извержений ветром, водой, солнцем

-из остатков  животных и растений, населявших нашу землю ранее.

-под действием высокой температуры и давления

 (слайд 10)

Давайте проверим наши предположения по  учебнику, стр.78. (чтение текста)

1) Так как же образовалась 1 группа горных пород?     Какие это породы?

2) Как образовалась 2 группа? Какие породы?

3) каким образом образовалась 3 группа? Какие породы относятся сюда?

Рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассматривание и обсуждение в группах по 4 человека образцов горных пород.  ( На столах стоят коробочки с образцами горных пород).

ФИЗМИНУТКА.

Чтение текста с.79 друг другу в парах.

Вопрос: Какое новое понятие вам встретилось?  (окаменелости)

Объясните, что такое окаменелости.

Что по ним можно узнать?

Рассмотрите иллюстрации на странице 79.

(слайды 10-11)

Послушаем сообщение Поповой Юли, о чём рассказал каменный уголь.

Сообщение Зайчикова Ильи о том, какими были первые растения на Земле.

Сообщение Кирилловой Леры о том, какими на Земле были первые лошади и слоны. (Приложение)

Ребята, по окаменелостям был восстановлен облик древней стрекозы, размах крыльев которой  был более 1 метра. А вот некоторые окаменелости почти совпадают с современными животными. Например, тараканы, живущие в Северной Америке, или крокодилы из Африки.

Чтение дополнительного текста на стр.80 (самостоятельно)

Что же нового вы узнали из этого сообщения?

(слайды 13-14)

Зарядка для глаз

По буквам, по строчкам,

По цифрам и точкам

(Движения глаз слева направо)

Бежали, бежали, бежали

(Ритмичное смыкание глаз)-

Устали!

(Остановка движения глаз)

Сидел со мной рядом сосед.

Закрыл я глаза – и соседа уж нет!

(Смыкание глаз)

Теперь головою крути не крути,

А в классе у нас никого не найти!

(Повороты головы с закрытыми глазами)

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!»

(Открыть глаза)

Работа в ТПО: стр. 34, №11 (самостоятельно)

Проверка выполнения сигналами.

Что изображено на 1-м рисунке? (№3 – окаменелости)

На 2-ом? (№2 – осадочные породы)

На 3-ем? ( №1 –слои горных пород)

9.Ребята, а как вы думаете, есть ли горные породы в нашем Оренбургском крае?

 Постарайтесь к следующему уроку узнать, какие горные породы есть в нашем Оренбуржье, и мы поговорим об этом на следующем уроке.

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Что нового вы узнали на уроке?

Зачем мы изучали эту тему?

Как же образуются горные породы?

Какие породы вы запомнили?

О чем могут рассказать окаменелости?

Рефлексия:

Оцените свою работу на уроке, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Если хорошо усвоили – зеленый, а если в чем-то пока сомневаетесь – красный.

Кто просигналил красным, не расстраивайтесь, потому что изучение этой темы мы продолжим на следующем уроке.

Домашнее задание: с. 78-80, № 10 ТПО, узнать о местных горных породах.



Предварительный просмотр:

Приложение (сообщения учащихся)

О чем рассказал каменный уголь?

   Каменный уголь рассказал ученым о древних растениях.

   250 – 300 миллионов лет назад росли на нашей планете удивительные растения, каких теперь нигде на земном шаре не встретишь. Это были гигантские тридцатиметровые папоротники с огромными толстыми стволами и раскидистыми листьями. Такие же высокие, похожие на свечи, хвощи. Мощные сигиллярии, плауны. Теперь в лесах тоже растут папоротники, хвощи, плауны. Но сильно изменившиеся, ставшие низкорослыми травами.

Погибая, деревья падали на влажную, заболоченную почву. Новые деревья, которые вырастали на месте погибших, постигала та же участь. А под тяжестью вновь упавших старые стволы погружались все глубже и глубже в болотистую почву.  Сюда не проникал воздух. Постепенно на протяжении сотен тысяч лет превращались они сперва в мягкий коричневый торф, а потом в твердый черный уголь.

  Нередко в каменном угле можно увидеть следы его растительного прошлого: отпечатки листьев папоротника, стеблей, а иной раз даже целые окаменевшие стволы.

                                                (По Б. Дижур)

Какими были первые растения на Земле?

  Осенью  1912 года около деревни Райни в Шотландии сельский врач У. Макки, который для собственного удовольствия занимался геологией, сделал срез в породе и вдруг увидел прекрасно сохранившиеся остатки. На голом тонком стебле си дели несколько вытянутые в длину шарики с толстыми стенками. Как выяснилось позднее, это было древнейшее на Земле растение. Оно жило около 415 миллионов лет назад. Его назвали куксонией.

  Позднее остатки куксонии и похожих растений (хлорнеофита, ринии, псилофита) нашли в Чехии, в США, в Западной Сибири. Их всех назвали ринофитами, по имени шотландской деревушки Райни .

                                        (По Л. Багровой)

Какими были первые лошади и слоны?

  Изучая тысячи окаменелых костей животных, ученые установили, что древние предки лошадей были чуть больше зайца, и хвост у них был, как у кошки. На ногах этих зверьков, как и у собак или кошек, было пять пальцев. Потом на Земле жили трехпалые предки лошадей, и лишь постепенно на ногах у лошадей остался один палец, одетый копытом. С такими ногами было удобно бегать по ровным степям и прериям.

  У предков слонов хобот был чуть длиннее, чем нос у тапира, живущего теперь в Южной Америке.

        Значит, предки лошадей бегали хуже, чем современные лошади. Предки слонов не могли своим коротким носом чрывать плоды с ветки высоких деревьев, как это делают современные слоны своим длинным хоботом.

                                        (По С. Альтшулеру)

                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...