КТП по окружающему миру 1 класс
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 1 класс) на тему

Рабочая программа  по ОМ 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

О К Р У Ж А Ю Щ И Й     М И Р

Пояснительная записка

      Учебная программа  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  составлена на  основе  программы,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова. 

        На изучение учебного материала по предмету «Окружающий мир» в  планировании отводится 66 часов   (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

      Программа создана на основе концепции «Перспективная начальная школа».

  Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Основные учебно-воспитательные задачи:

  1. сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
  2. формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и проводить обобщение;  умений — работы с научно-популярной, справочной литературой;
  3. проведение наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  4. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
  5. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  6. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

В первом классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа — растения — животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) — труд человека — образцы поведения в природе.

Приоритетными задачами курса первого класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основные способы познания первого года обучения — наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. название своего поселка название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
  2. названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
  3. государственную символику России;
  4. первый куплет и припев гимна России;
  5. виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
  6. правила поведения в городе во время экскурсии;
  7. что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
  8. название органов чувств и их функции;
  9. названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  10. основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
  11. названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8—10 животных (на уровне рода);
  12. название каждого времени года и их последовательность;
  13. основные признаки времен года;
  14. правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  2. проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  3. различать объекты природы и изделия человека;
  4. различать объекты живой и неживой природы;
  5. различать части растений, отображать их в рисунке;
  6. приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  7. приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  8. приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  9. приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  10. приводить примеры съедобных грибов своего края;
  11. приводить примеры ядовитых ягод своего края;
  12. ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  13. называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  2. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  3. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  4. написания на конверте своего адреса;
  5. выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  6. подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).

Содержание  программы

раздел

Название   разделов

Кол-во

часов

1

Наблюдения как способ получения ответов на вопросы об окружающем  нас мире.

8

2

Живая природа.

10

3

Природа и её сезонные  изменения.

38

4

Наша Родина -  Россия.

10

          Всего:                                                      

66

Практические работы,  экскурсии

Номера   уроков

Практические   работы  за  год  -  6

1.5;  1.6;  2.7;  2.10; 3.23;  3.16;        

Экскурсии     -   3

3.2;     3.18;       4.10;    

Календарно-тематическое планирование

 № урока

Наименование  разделов  и  тем    

Кол-во  часов

Формы контроля

Дата проведения занятия

Раздел 1.            Наблюдения как способ получения ответов на вопросы об окружающем  нас мире.

8

1

1.1

Где живет семья Ивановых?

1

02.09

2

1.2

Где живет семья Ивановых?

1

06.09

3

1.3

Мы познаем мир.

1

09.09

4

1.4

Мы познаем мир.

1

13.09

5

1.5

Мы познаем окружающий мир.         Пр. раб: «Различие звуков, цвета»

1

16.09

6

1.6

Мы познаем окружающий мир.      Пр. раб:«Определение вкуса, формы»

1

20.09

7

1.7

Что нас окружает.

1

23.09

8

1.8

Что нас окружает.

1

27.09

Итого   по  разделу:

8

Раздел 2.        Живая природа.

10

9

2.1

Животные – часть живой природы.

1

30.09

10

2.2

Животные – часть живой природы.

1

04.10

11

2.3

Дикие и домашние животные.

1

07.10

12

2.4

Дикие и домашние животные.

1

11.10

13

2.5

Насекомые – часть живой природы.

1

14.10

14

2.6

Насекомые – часть живой природы.

1

18.10

15

2.7

Растения – часть живой природы. Пр.раб: «Наблюдение за растениями»

1

21.10

16

2.8

Растения – часть живой природы.

1

25.10

17

2.9

Что общего у трав, кустарников и деревьев.

1

28.10

18

2.10

Как расселяются растения.              Пр. раб: «Способы распространения растений»

1

08.11

Итого   по  разделу:

10

Раздел 3.  Природа и её сезонные  изменения.

38

19

3.1

Природа и её сезонные изменения.

1

11.11

20

3.2

Экскурсия «Природа и её сезонные изменения».

1

15.11

21

3.3

Жизнь растений осенью.

1

18.11

22

3.4

Где я живу.

1

22.11

23

3.5

Труд людей осенью.  

1

25.11

24

3.6

Как животные готовятся к зиме.

1

29.11

25

3.7

Как животные готовятся к зиме.

1

02.12

26

3.8

Пришла зима.

1

06.12

27

3.9

Снежные загадки.

1

09.12

28

3.10

Снежные загадки.

1

13.12

29

3.11

Жизнь лесных зверей зимой.

1

16.12

30

3.12

Жизнь лесных зверей зимой.

1

20.12

31

3.13

Как помочь птицам зимой.  

1

23.12

32

3.14

Как помочь птицам зимой.  

1

27.12

33

3.15

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

1

17.01

34

3.16

Вода в природе.

Пр. раб. «Лед – это замёрзшая вода».

1

20.01

35

3.17

Как зимуют травы, кустарники и деревья.

1

24.01

36

3.18

Экскурсия «Как зимуют травы, кустарники и деревья».

1

27.01

37

3.19

Учимся различать деревья и кустарники зимой.  

1

31.01

38

3.20

Учимся различать деревья и кустарники зимой.  

1

03.02

39

3.21

Пришла весна.

1

14.02

40

3.22

Пришла весна.

1

17.02

41

3.23

Растения весной цвести торопятся. Пр. раб. «Рассматривание листьев в почках деревьев»

1

21.02

42

3.24

Какие растения весной цвести торопятся.

1

24.02

43

3.25

Как животные весну встречают.  

1

28.02

44

3.26

Как животные весну встречают.  

1

03.03

45

3.27

Про больших и маленьких.

1

07.03

46

3.28

Про больших и маленьких.

1

10.03

47

3.29

Лето пришло.

1

14.03

48

3.30

Лето пришло.

1

17.03

49

3.31

В лес по ягоды пойдем.  

1

21.03

50

3.32

В лес по ягоды пойдем.  

1

24.03

51

3.33

С лукошком за грибами.

1

04.04

52

3.34

С лукошком за грибами.

1

07.04

53

3.35

Зеленая аптека.

1

11.04

54

3.36

Зеленая аптека.

1

14.04

55

3.37

Природа и мы.

1

18.04

56

3.38

Безопасное поведение в природе.

1

21.04

Итого   по  разделу:

38

Раздел 4.        Наша Родина -  Россия.

10

57

4.1

Наша родина – Россия.

1

25.04

58

4.2

Первоначальное представление о родном крае

1

28.04

59

4.3

Россия – многонациональная страна.

1

05.05

60

4.4

Москва – столица нашего государства.

1

12.05

61

4.5

Достопримечательности Москвы.

1

16.05

62

4.6

Знакомство с государственной символикой.

1

19.05

63

4.7

Экскурсия по родному краю.

1

23.05

64

4.8

Достопримечательности  родного края.

1

26.05

65

4.9

Символика родного края.

1

30.05

66

4.10

Экскурсия по поселку.

1

31.05

Итого   по  разделу:

10

Всего  по  курсу:

66

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 121-128.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2009.

6. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

7. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

8. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.

9.Электронное методическое пособие по окружающему миру,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 1 класс,  Издание 2е, дополненное, МОСКВА,  АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.

для  обучающихся:

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2009.

5. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

6. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

7. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...