"Ледовое побоище" урок окружающего мира, 3 класс
материал (окружающий мир, 3 класс) по теме

Светлана Михайловна Козлова

Урок на основе учебного фильма "Ледовое побоище" (можно найти на яндекс видео) с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ledovoe_poboishche.doc462.5 КБ
Office presentation icon ledovoe_poboishche.ppt439 КБ

Предварительный просмотр:

Ледовое побоище

Открытый урок в 3-м классе (система Занкова)

Цель урока: показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.

Задачи.

1. Организовать работу обучающихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра Невского; учить делать выводы, сравнивать, обобщать.

2. Развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

Оборудование: компьютер, презентация, карта "Русь в XII - начале XIII в.", учебный фильм "Ледовое побоище"(можно использовать фильм на яндекс.видео), фотографии Кутозова, Суворова, Рубан, патриарха Кирилла, рисунок свиньи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Давайте каждая пара за партой возьмется за руки. Скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!”

Эпиграф урока:

“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)

II. Проверка домашнего задания.

Многие из вас знают, какое положение сложилось в Древней Руси в 12-13 веках.

 

-Какое несчастье обрушилось на русскую землю?

( С востока на страну напали монголо-татары)

-Сколько лет государство вынуждено было находиться под игом? (240 лет)

-Задайте самый интересный, по вашему мнению вопрос, из вашего кроссворда для одноклассников. (д/з было составить кроссворд по теме «Ордынское нашествие (по желанию))

III. Введение в тему. Постановка цели.

Но на этом несчастья в 13 веке не закончились.

 -Просмотрите эпизод фильма и скажите, только ли монголо-татары напали на Русь?

(просмотр эпизода фильма «Ледовое побоище» 2.12 мин.)

-Кто напал на Русь с запада? (шведы и немцы)

Показ по карте

-Почему шведы и немцы выбрали именно это время для наступления?

(Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)

 -Кто был в это время князем новгородским?

(Александр Ярославович)

 

-Что вы о нём можете сказать?

(На тот момент ему было всего 19 лет, но он уже был опытным воином, умным и образованным)

В 20 лет в 1240 году победил шведов на реке Неве)

-А сейчас мы отправляемся в Великий Новгород 1242 года.

Нам предстоит стать свидетелями знаменательного события, произошедшего там.

На доске картинка кого? (свиньи) и фотографии великих людей России. Знаете ли вы их имена? (Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов, жившие в 18веке;

Рубан Иван Назарович, 20 век;

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, 20-21 век )

Михаил Илларионович Голени́щев-Кутузов,

18 век


Александр Суворов,

18 век

Рубан

Иван Назарович,

20 век

Патриарх Московский

и всея Руси Кирилл,

20-21 век

-Какое отношение имеют фотографии людей, живших в разное время, и иллюстрация свиньи к Новгороду в 1242 году? На эти и другие вопросы, думаю, мы найдем ответы к концу нашего урока.

IV. Работа над новой темой.

1. После Невской битвы прошло всего 2 года.

-Какая новая беда пришла на русскую землю? (немецкие крестоносцы напали на Русь)

-С какой целью? (Цели: захват территорий, захват богатых новгородских земель) Одна из целей религиозная: искоренение православия, насаждение своей религии.

Итак, 1242 год…

-Какое же событие стало самым значимым в 13-м веке?

-Смотрим фильм (2.13- 06.56) – 4.43 мин.

-Как называлась битва, произошедшая 5 апреля 1242 года? (Ледовое побоище)

- Ребята перед вами слово “побоище”. Подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)

-Именно этому сражению и посвящен наш сегодняшний урок.

2.Работа с учебником.

"Чтение с пометками" (с.     )

Пометки:

“+” - “знаю”; 
“?” – “хочу узнать”; 
“!” – “это для меня новое”.

- Кому могут принадлежать эти слова? "Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля” ? (Александру Невскому, 22-х лет от роду, возглавившему

русское войско)

-Задайте вопросы, наиболее заинтересовавшие вас или зачитайте самые интересные для вас строки из учебника.

А теперь мой вопрос:

-Как строились немецкие рыцари во время нападения? (клином, или как называли русские «свиньёй»)

 Дополнительная информация

Закованные в доспехи всадники на сильных лошадях подобно тарану раскалывали строй противника надвое, затем дробили на более мелкие группы и уничтожали по частям. Характеру такой тактики соответствовал и боевой порядок, получивший у русских название, как образно пишет летописец, «великая свинья». «Свинья» строилась следующим образом: в первую шеренгу становились, три-пять конных рыцарей; во вторую вставали уже пять-семь, таким образом, фланги второй шеренги увеличивались на два человека и т. д. Число таких постепенно увеличивающихся шеренг доходило до десяти, а всего рыцарей могло насчитываться до полутораста. Остальные рыцари строились колонной, имевшей ширину последнего ряда «свиньи».

Во главе «свиньи» обычно вставали командоры и наиболее известные рыцари; здесь же, под охраной, везли знамёна. Пока реет знамя, никто из «братьев» не имел права бежать с поля битвы. На случай, если неприятель свалит знамя, имелось запасное, которое немедленно водружалось, дабы «братья» не спешили обратиться в бегство. Пешими в бою шли оруженосцы, слуги, кнехты, представители покорённых народов. Главная цель пехоты состояла в том, чтобы помогать рыцарям тогда, когда их конная атака разбивала строй центрального полка противника. Первыми в бой вступали рыцари, а пехота стояла под отдельными знамёнами. Если в бой вводили пехоту, то её строй замыкал ряд рыцарей, ибо пехота была ненадёжной.

«Клин» врезался в центр боевого порядка противника, прорывал фронт и разобщал его силы, что способствовало охвату и разгрому флангов. Если удар был неудачен, то колонна, сохраняя свой строй, превращалась в каре. Таким образом, немецко-рыцарские ордена имели самую лучшую для того времени в Западной Европе военную организацию.

Но у этого построения были и свои недостатки. Сохранить боевой порядок после нанесения главного удара было почти невозможно. Этому препятствовала громоздкость и жёсткость рыцарского построения. Да и совершить манёвр при внезапно изменившейся ситуации в таком строю было очень сложно.

-Как обычно строилось русское войско? (по прямой)

-А как построил войско Александр Невский? (чело-немногочисленная часть лучников; усилил боковые фланги: полк правой руки и полк левой руки; засадный отряд – конница)

Дополнительная информация

Эти слабые стороны рыцарской «свиньи» Александр Невский и решил использовать. Как правило, русский боевой порядок того времени («полчный ряд») состоял из трёх полков, построенных в линию. В центре боевого порядка находился главный полк — «чело». На флангах располагались полки левой и правой руки. Иногда выделялся засадный полк.

Обычно «чело» формировалось из наиболее подготовленных воинов. Но Александр Ярославич смело пошёл на нарушение традиции и построил свои войска в виде клещей, выдвинув несколько вперёд полки правой и левой руки. Основные силы были сосредоточены им именно на флангах. Княжеская дружина была размещена в засаде, на левом фланге, за Вороньим Камнем для обхода и удара в тыл врага. В центре располагалось новгородское ополчение, которое должно было принять на себя первый и наиболее сильный удар. Слабое «чело» прикрывал сзади высокий берег с размещёнными перед ним обозами. Если рыцари и прорвались бы сквозь пешую рать, то это препятствие не позволило бы им совершить манёвр и выйти в тыл русскому войску. Впереди «чела» князь расположил лучников, которые непрерывной стрельбой должны были попытаться нарушить строй рыцарского войска.

3.Сражение началось (Просмотр фильма до конца) (6.56 – 14.39) – 7.47 мин

4. Вопросы по просмотренному эпизоду.

-Чем закончилось Ледовое побоище? (немцы были разбиты)

-Почему битва вошла в историю под названием Ледовое побоище?

-Какое историческое значение имела эта битва?

-В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами, он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. «Соблюдение Русской земли, — говорит Соловьев, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

5. Работа в парах «Найди ошибки в историческом тексте»

5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились пешие рыцари.  Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва».

5 апреля 1242 года немецкие рыцари построились клином на льду Чудского озера. Впереди находилась конница. Новгородский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил по флангам. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный апрельский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовое побоище».

6. Давайте составим синквейн о человеке, снискавшем славу среди многих поколений, 

о великом русском полководце Александре Невском.

(1.2 самых красивых прилагательных,

2. 3 глагола,

3. Короткое, но ёмкое предложение об этом человеке

4. Назови одним словом, вбирающим в себя всё)

-Ответы детей

Пример учителя:

А. Невский (синквейн)

Мужественный, православный.

Сражается, побеждает,  верует.

Защитник земли русской.

Победитель.

7. Орден Александра Невского

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью.

В 1724 году Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией.

Орден св. Александра Невского с девизом «За труды и Отечество» был задуман Первым Императором Всея Руси Петром I после подписания Ништадского мирного договора как чисто военный. Государь полагал дать ему имя князя, прославленного ратными подвигами на поприще защиты Отечества. Но поскольку Россия в тот период уже не воевала, Петр не спешил с разработкой устава ордена и по этой причине никого пожаловать этой наградой при жизни не успел.

В 1725 году, императрица Екатерина I, выполняя волю супруга, учреждает орден в честь св. Благоверного Великого князя Александра Невского.

                 

Орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

-А теперь вернемся к нашим фотографиям.

-Как вы думаете, так что объединяет людей разных эпох на этих фотографиях? (Все они награждены орденом Александра Невского: только сначала он назывался орден святого Александра Невского, а затем без слова святой, орден Александра Невского)

V. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.

- Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы?

Задание “Шесть шляп”. Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Весной 1242 года было Ледовое побоище.

Жёлтая. Позитивное мышление. Каждый человек должен знать историю своей Родины.

Черная. Проблема. Война - это страшное кровавое бедствие. Гибли десятки тысяч людей. А каждая смерть - это горе для близких.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось составлять характеристику Александра Невского - защитника Отечества. Это вызывало гордость.

Зеленая. Творчество. Не всё мы знаем о защитниках Отечества.

Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

- Продолжите предложение

Я – узнал …

- удивился …

- вспомнил …

- задумался …

VI. Домашнее задание (по желанию одно из заданий):

  1. написать мини-сочинение “Защитник земли русской”,
  2. составить кроссворд,
  3. составить 5 вопросов по теме.
  4. шифрограмма (приложение1)

                                                 

Приложение1

Шифрограмма

1. Глава рыцарского ордена.            

2. Участники крестовых походов.    

3. Перепись ордынцами  русского населения.    

4. Город, захваченный крестоносцами.  

5. Налоги с русских земель в Орду.

6. Представители ханов на Руси.

1

1

2

3

4

5

6

7

2

8

7

9

5

6

10

11

10

5

12

13

3

14

4

5

15

10

4

16

5

8

10

17

5

18

2

11

19

6

20

2

5

8

2

8

4

8

6

10

5

1

9

14

9

1

8

11

2

1

16

7

4

18

9

6

10

6

1

9

14

2

4

16

10

3

4

20

11

9

6

Шифрограмма (расшифровка)

1. Глава рыцарского ордена.            

2. Участники крестовых походов.    

3. Перепись ордынцами  русского населения.    

4. Город, захваченный крестоносцами.  

5. Налоги с русских земель в Орду.

6. Представители ханов на Руси.

1

1м

2а

3г

4и

5с

6т

7р

2

8к

7р

9е

5с

6т

10о

11н

10о

5с

12ц

13ы

3

14ч

4и

5с

15л

10о

4

16п

5с

8к

10о

17в

5

18д

2а

11н

19ь

6

20б

2а

5с

8к

2а

8к

4и

8к

6т

10о

5с

1м

9е

14ч

9о

1м

8к

11н

2а

1м

16п

7р

4и

18д

9е

6т

10о

6т

1м

9е

14ч

2а

4и

16п

10о

3г

4и

20б

11н

9е

6т


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...