Что такое почва?
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок по программе "Школа России" построен с изпользованием технологии критического мышления. Учащиеся на уроке проделывают опыты, выбирают информацию из дополнительных источников, заполняют таблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yurashchuk_.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

по теме: «Что такое почва?»

Цель:  Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли, выяснить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы,  узнать о преобладающих почвах родного края.

Задачи:

  1. Актуализировать имеющиеся знания, сопоставлять изученный материал с известными знаниями.
  2. Развивать критическое мышление учащихся. Формировать навык самооценки.    
  3. Воспитывать умение выслушивать мнения других, умение проводить рефлексию своей работы.
  4. Научить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.  

 Оборудование:

               Коллекция почв, прозрачные стаканы, палочки, фильтр, стекло, спиртовка, штатив, держатель. Тексты, таблица, словарь С. И. Ожегова, индивидуальные  карточки- сигналы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Посмотрите и улыбнитесь друг другу. Я очень рада новой встрече с вами.

- Надеюсь, что работа на уроке будет творческая и интересная.

2.Мотивация.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы воздух и листва.

Птицы звери и леса,

Гром туманы и роса.

Человек и время года-

Это всё вокруг (природа).

- Как нужно относиться к природе?

-Мы сегодня продолжим путешествие в природу. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

3.Постановка проблемы и актуализация знаний.

      1) Стадия вызова.

- Определите тему урока, прослушав рассказ. (Читает ученик.)

     Есть чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Сказка это или нет судить вам. Да только чудесная кладовая есть на самом деле.

- А как она называется? Какова тема урока?

     2) Тема урока. Почва. (Карточка на доске.)

  3) Программа - опровержение. (Доказать или опровергнуть утверждение.)

-А что такое почва? - Просигнализируйте, согласны ли вы с моим суждением. (Синий - согласен, красный – нет.)

- Я считаю, что почва – это камни, скалы, горы. Почему не согласны?

-А как разрушаются камни? Что остается после их разрушения?

-Как вы считаете, что такое почва? (Карточки на доске закрыты.)

     4) Приём «Корзина идей».

- Обсудите в группах и выдвиньте своё предположение за 1 минуту.

-Почва – это….

- В конце урока вернёмся к вашим предположениям.

     5) Постановка У.З.

- Какую учебную задачу поставите?

-На уроке постараемся узнать об основных свойствах почвы, ее составе  и дадим определение, то есть раскроем  секреты этой кладовой.

4. Изучение нового материала.

     1) Стадия осмысления. Практическая работа в группах.

- Я предлагаю вам вспомнить, что знаете о почве и записать в левую часть таблицы в графу «До». Время 2 мин. (Приложение 1)

-Есть ли в ваших записях информация, в которой сомневаетесь?

-А как можно её проверить?

    Представьте, что вы находитесь в лаборатории. Ведь многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты.

    Работать предстоит  в группах. Выберите доцента, который будет докладывать о результатах опыта. Старший научный сотрудник обобщает результаты. Младший сотрудник выполняет опыт. Аспирант читает описание опыта. Студенты являются помощниками.

Перед вами на столах коллекция почв, описание опыта и оборудование. (Приложение 2.)

Проделайте опыты и выясните основные свойства и состав почвы.

    Полученные знания, в ходе исследований, записывайте в графе «После». Начинайте работу.

  1. 1 группа (цвет и воздух)
  2. 2 группа (цвет и вода)
  3. 3 группа (цвет, песок и глина)

 - Расскажите о результатах опытов. (Создаётся  кластер на доске.) ( Приложение 3.)

-Что ещё входит в состав почвы? Продолжим опыты.

  1. Опыт. Буду нагревать почву над спиртовкой.

- Что увидели, почувствовали? Почему?

Это сгорают остатки растений и животных: корешки, листья, стебельки, части насекомых, червей.

-Что остаётся после их перегнивания?

Да. Это перегной. Он придаёт почве тёмный цвет.

-А какого цвета почвы в ваших огородах?

Региональный компонент.

В нашей местности почвы бедны перегноем, поэтому цвет её более светлый. Жителям Устьянского района нужно удобрять почву, чтобы вырастить хороший урожай.

  1. Опыт. Профильтрую воду, в которой находилась почва. Беру одну капельку воды. Помещаю на стекло. Держу над огнём. Посмотрите на стекло.

- Что видите? Что произошло с водой?

Соли это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Они растворяются в воде. Образуются благодаря перегною под действием микробов.

- Вернёмся к определению.

-Как вы думаете сейчас у вас достаточно знаний, чтобы дописать определение почвы? Отдохнём и продолжим работу.

Физкультминутка. (Приложение 4)

5. Закрепление учебного материала и самостоятельная работа с дополнительной литературой.

- Перед вами учебник (с. 67) , словарь С. И. Ожегова и дополнительная литература.

Продолжите заполнять графу «После», записывая кратко новые сведения о почве.

Словарь поможет вам объяснить значение непонятных слов.

  1. 1группа.   Образование почвы началось только с появлением на земле живых существ.

С тех пор в течение миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. Но! 1см почвы образуется в природе за 300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы.

По вине людей почва быстро разрушается. Там,  где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер.

Этот процесс называют эрозией почвы.

  1. 2 группа.  Почва многого «боится». Например -  воды. Почвы, в которых избыток воды, называют болотные. И там растут те растения, у которых корни неглубоко проникают в почву. Чтобы улучшить их рост, на почве производят мелиорацию – отводят лишнюю воду. А ещё почва « боится» - ядохимикатов.

Если их берут больше нормы, то гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.

  1. 3 группа.   – Запомни! Нельзя сжигать опавшие  листья и отмершие части растений. Это ведёт к обеднению почвы питательными веществами. А вот черви играют полезную роль в почве. Они затаскивают в свои норки листья, съедают их. Таким образом, ускоряют процесс разложения. Бактерии и грибки  окончательно разрушают остатки растений и животных. Так образуются минеральные вещества, которые всасываются корнями растений. Растения же служат пищей животным. Так в природе происходит круговорот.

 - Почему всё - таки камни, скалы и горы не могут быть почвой?

-В чём же секрет « чудесной кладовой»?

Плодородие – главное свойство почвы.

-Что такое почва? Дайте теперь определение.  

- Предположение какой группы было точнее?

-Запишите определение.

Почва- это верхний плодородный слой земли. (Открываются все карточки на доске.)

-Почему же почва плодородна?

Посмотрите на кластер и расскажите. ( Приложение 3)

- Какую новую информацию вы получили из литературы?

- О чём вы думали иначе? Что вас поразило или удивило?

- Значение  каких слов пришлось искать в словаре? Расскажите, по мере необходимости запишите в таблицу.

Мелиорация – отведение лишней воды.

Ядохимикаты – ядовитые вещества, применяемые для борьбы с вредными насекомыми и бактериями.

Эрозия – полное или частичное разрушение поверхности.

6. Применение знаний и умений, полученных на уроке.

- Приготовьте сигналы. Согласны ли вы с моим суждением?

Я считаю, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются.

- Докажите это, используя свои знания о почве.

7. Домашнее задание.

- Выберите задание и запишите.

Приготовить рассказ о почве, используя свою таблицу.

Узнать,  кто создал науку о почвах.

Разгадать кроссворд. (Приложение 5)

8. Рефлексия.

- Чтобы доказать, что секрет «чудесной кладовой» открыт, проведём тест (Приложение 6).

-Проверьте.

1. в.

2. в.

3. б.

4. а.

5. в.

9.Самооценка.

- Кто доволен своим результатом?

- Кому нужно повторить изученный материал на уроке?

Приложение 1.

До

После

Приложение 2.

Описание опыта для каждой группы.

- Рассмотрите почву. Какого она цвета? Запишите.

- Какие частички видите в почве? Запишите.

1 группа.

- Бросьте комочек сухой почвы в воду.

- Что вы увидели?

В почве есть……..

2 группа.

- Возьмите щепотку почвы, положите на фильтр, сожмите почву в фильтре. Что вы увидели на фильтре?

Значит, в почве есть………

3 группа.

- Поместите почву в стакан с водой и размешайте. Подождите несколько минут.

- Что вы увидели на дне стакана?

Значит, в почве есть…… и …….

Приложение 3.

 

Приложение 4.

Физкультминутка.

Жил один садовод, он развёл огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена-

Садовод любовался на всходы.

Утром

их поливал, на ночь их укрывал,

И берёг от холодной погоды.

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвёкла,  чеслук и репуста.

Приложение 5.

Кроссворд» Почва».

п

п

п

п

1.Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

Приложение 6.

1. К какой природе можно отнести почву?

А) к живой природе;

б) к неживой природе;

в) неживая и живая природа в почве соединяются.

2. Из чего состоит почва?

А) из микробов, корней растений, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так  же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

3. Что растения получают из почвы?

А) перегной, песок, глину;

б) воздух, воду, соли;

в) остатки растений и животных.

4. Что влияет на плодородие почвы?

А) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины;

5. Какие животные существа обитают в почве?

А) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) дождевые черви, кроты, медведки.

Проверка.

1. в.

2. в.

3. б.

4. а.

5. в.

почва

вода

воздух

Песок и

глина

соли

перегной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....