Урок окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Гребенщикова Татьяна Анатольевна

Особое царство грибов. Питание, строение и размножение. Съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие грибов в загадках. Красная книга. Правила сбора грибов, их значение для жизни растений и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_carstve_gribov.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок окружающего мира

                        в 3 классе по теме

     

   


   

               Гребенщикова Татьяна Анатольевна

                      учитель начальных классов

                 МКОУ Старощербаковской СОШ

  1. Постановка темы, цели урока (Слайд № 2)

- Лес..   Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.


- Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
 
(Слайд № 3)

И на горке, и под горкой,

 Под берёзой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят

    (Слайд №4)
- Сегодня на уроке мы с вами очутимся в царстве грибов.

- Что вы хотите узнать о грибах?

Учащиеся: Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Из каких частей состоит гриб? Как грибы связаны с деревьями?

2. Рассказ учителя о грибах  (Слайд № 5)

 Учёные долгое время не могли решить, что же такое
грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время  биологи выделили их в отдельное специальное царство Грибов.
В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ.    Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету
.     (Слайд № 6)

- Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этих организмов.

    (Слайд № 7)

- Существует даже целая наука  - микология. Изучают грибы учёные – микологи.

 3. Строение гриба   (слайд № 8)

-Ребята, все грибы имеют разные названия, но строением они похожи.

-Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?

                           (шляпка, ножка, грибница)

- Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожая на паутинку, сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага.

Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе

шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.

А что такое грибница? Это тонкие бесцветные ниточки. На десятки метров под землей раскидываются эти ниточки. С каждым днем появляются новые, пробираются между комков земли. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. Грибы срываются или погибают, а грибница остается. И после нескольких дней появляются новые грибы. Грибницы живут многие десятки лет, и каждый год дают урожай.  Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу

-Как вы думаете, что является главной частью гриба? (грибница)

Грибы способствуют образованию перегноя.

  (Слайд № 9)

Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.

4. Выступления учёных – микологов

-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют учёные – микологи, которые хотят с вами поделиться своими знаниями.

Первое  занятие «Для чего нужны грибы растениям леса?» проведет миколог………………………………………………..(Слайд № 10)

Грибы нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав, помогает им всасывать воду с растворенными  в ней минеральными солями. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами  получать их не умеют.

Каждый год в лесу опадают  хвоя, листья, падают ветки, шишки и кора. Всё это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибница съедает лесной мусор. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.

         (Слайд № 11)

- Главное отличие растений от грибов – способ питания. Зелёное растение может «приготовить»  себе пищу из воды и углекислого газа  с помощью солнечного света. Грибы этого делать не могут! Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных , находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев.  Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Второе занятие «Почему грибы называют «лесным мясом» и «лесным овощем»? проведет миколог………………………………………………………………(Слайд № 12)

Грибы еще называют лесными витаминами. В них есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, белок- вещества, необходимые организму человека.

Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу. Свежие белые грибы полезнее лука, моркови, капусты, а сушеные  грибы почти в 2 раза сытнее: яиц, вареной колбасы. Бульон из сухих белых грибов в 7 раз калорийнее мясного бульона. Килограмм сушеных белых грибов – это 3 килограмма рыбы, или 5 килограммов картофеля.

 Самые питательные - это белые грибы, рыжики, опята, подосиновики (картинка). Шляпка у гриба ценней, чем ножка.

Третье занятие «Для чего нужны грибы животным и человеку?» проведет миколог…………………………………………………………..

Многие животные питаются грибами.

Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева.

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором лечится лось, сороки.  (Слайд № 13)

       (Слайд № 14)

Гриб чага растет на березе. Им лечат язвы желудка, опухоли.

Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении.

Все знают лекарство пенициллин, его готовят тоже из гриба. Лечат воспаление легких, бронхит.

Некоторые грибы помогают нам бороться с насекомыми.

ФИЗМИНУТКА

ВАНЯ ШЁЛ, ШЁЛ,ШЁЛ -

ПОДБЕРЁЗОВИК НАШЁЛ.

ДИМА ШЁЛ, ШЁЛ,ШЁЛ –

И ЛИСИЧКУ НАШЁЛ.

КАТЯ ШЛА, ШЛА, ШЛА –

СЫРОЕЖКУ НАШЛА.

АНДРЕЙ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ –

БОРОВИК НАШЁЛ.

ДАНИЛ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ –

ДОЖДЕВИК НАШЁЛ.

5. Загадки о грибах

-Опытные грибники знают, что грибы любят расти под «своими» деревьями. Там их и надо искать.

-А какие грибы, под каким деревом растут, узнаете, отгадав загадки?

1.Я в красной шапочке расту

   Среди корней осиновых

   Меня увидишь за версту

   Зовусь я…….(подосиновик).             (Слайд № 15)                                                              

-Под каким деревом можно найти подосиновик? (под осиной)

-Посмотрите, какой красавец. Шляпка темно- красная или красно- коричневая. Ножка длинная, стройная, крепкая.

2. Лета первая примета

    Под березой в холодке,

    Гриб коричневого цвета

    На пятнистом корешке.

                                           (подберезовик)                    (Слайд № 16)                                     

Под каким  деревом, растет подберезовик? (Под березой)

3. Сидит дружная семейка

    Но на пнях, не на скамейках

    Зонтики в руках,

    Колечки на плечах.

                                    (опята)                    (Слайд № 17)

- Где растут опята?                                                            

4.   Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки

В мох душистый две косички

Прячут хитрые……(лисички).            (Слайд № 18)                                                            

- Под каким деревом можно найти лисички? (сосною)

- Особенно много лисичек в сырое лето.

Есть очень интересное свойство у этих грибов. Они не крошатся и не ломаются. Очень редко встретишь червивые.

  1. Царь грибов на толстой ножке.

Самый лучший для лукошка

      Он головку держит смело,

      Потому что гриб он…..(белый).                 (Слайд № 19)                                     - Какое второе название, у этого гриба? (боровик)

-Где же, он растет? ( Растёт он в берёзовых, сосновых и дубовых лесах.)

- Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

6. Деление грибов на группы

- Как одним словом можно назвать эти грибы? (съедобные)

-На какие две группы можно разделить все грибы?                            

-Существует около 300 видов съедобных грибов.

-А какие ещё съедобные грибы знаете?

-А несъедобные?

(бледная поганка, ложные опята, мухомор, желчный гриб, дождевик, ложные лисички, ложные грузди)

- Несколько слов о ядовитых грибах.

- Какой ядовитый гриб самый опасный?

(Слайд № 20)

-БЛЕДНАЯ ПОГАНКА самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Её яд подобен змеиному,  он сохраняется даже после длительной варки. Её не едят даже черви.  А признаки гриба таковы: шляпка зеленая, зеленоватая до белой.  В верхней части ножки - кольцо, точно мини- юбочка. Бледную поганку  часто путают с шампиньоном.

  (Слайд № 21)

МУХОМОР в отличие от поганки природа наградила  необыкновенной

 красотой.  Но красота его обманчива: яд  вызывает удушье, обмороки.

Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Мухоморы используют для лечения  больных суставов.

- Есть еще и другие ядовитые грибы: ложные опята, двойник опенка осеннего, желчный гриб - ядовитый, двойник белого гриба - съедобного.      

7. Правила сбора грибов

- А как надо правильно собирать грибы?

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются вредные вещества.

      (Слайд № 22)  

  - Прочитайте правила сбора грибов                             

8. Красная книга грибов     (Слайды № 23-24)

 – Рассмотрите рисунки.

- Постарайтесь запомнить грибы из Красной книги России

ГРИФОЛА КУРЧАВАЯ

СЕТКОНОСКА СДВОЕННАЯ

ПАУТИННИК ФИОЛЕТОВЫЙ

ШИШКОГРИБ ХЛОПЬЕНОЖКОВЫЙ

РЕШЁТОЧНИК КРАСНЫЙ

РОГАТИК ПЕСТИКОВЫЙ

- А почему эти грибы внесены в Красную книгу?

           (редкие и исчезающие виды)

-Как вы думаете, а в нашей области есть редкие и исчезающие виды грибов?  А куда можно обратиться за информацией по этому вопросу? (Красная книга Новосибирской области)

     9. Разнообразие грибов

- Ребята, а вы знаете, что есть  грибы, которые не  относятся к шляпочным?

- Сейчас я покажу вам грибы, которые сфотографированы под микроскопом                 (Слайды № 25, 26, 27, 28, 29)

- Эти грибы можно увидеть на хлебе, в банке с вареньем,  на овощах и фруктах

 -  Что это? Кто догадался?

- Плесневые грибы очень малы. Их можно рассмотреть только под микроскопом.

- Плесень состоит из плодового тела и грибницы.

- Можно назвать её грибом? (Да).

- Чего нет у плесени? (Шляпки).

- Можно в таком случае назвать её шляпочным грибом? (Нет).

       (Слайд № 30)

- А ещё есть дрожжевой грибок. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.

- Есть и молочный грибок. С его помощью можно приготовить вкусный кефир.

- Есть ещё один плесневый гриб – пеницилл. Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство – пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении лёгких, ангине и других заболеваниях.

  1.  Фаза «Рефлексия»        (Слайд № 31)

- А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»

Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»

Итак, верите ли вы, что…:

  1. грибы относятся к живой природе? Да
  2. грибы относятся к царству растений? Нет
  3. шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да
  4. плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да
  5. грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.
  6. что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет
  7. грибы – это богатство леса? Да
  8. что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? Да.
  9. что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? Нет.

     10)  что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и                  пользу? Да

11) что некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? Да.

     12) что медведи лечатся мухоморами? Нет

     13) что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет

  1.  Итог урока        (доска)

- Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на доске: “Сегодня на уроке я…”?

      - Поделитесь своими размышлениями

         12.  Домашнее задание

  1. Выучить правила сбора грибов (с. 121)
  2. Составить викторину о грибах, используя материал учебника, дополнительную литературу, занятия кружка (включая  загадки)

                     (Слайд № 32)

  1.   Оценивание  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Окружающий мир" 3 класс по теме: "Царство грибов" по системе "Школа России"

Урок построен в форме путешествия по лесу. Учащиеся  знакомятся со  шляпочными грибами, их строением, питанием, месте в круговороте вещест в природе, использовании человеком. Учатся отличать...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"

Данный урок тринадцатый   из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у  уч-ся уже накопились определенные знания.Так   как   это   урок...

урок окружающего мира, 4 класс (дистанционное обучение) "Царство растений"

Краткая аннотация к работе: целью дистанционного урока является знакомство ребёнка с основной классификацией растений. Опираясь на знания ученика, учитель старается раскрыть: как удивителен и прекрасе...

Презентация к уроку "Окружающий мир - 3 класс" по теме " Царство грибов"

Презентация помогает сформировать у детей представлений об окружающем мире,  представления об основах безопасного поведения, знакомит с разновидностью грибов....

Урок окружающего мира 3 класс. Путешествие в царство грибов

Урок окружающего мира 3 класс. Путешествие в царство грибов. ФГОС. УМК "Школа России"....