Календарно-тематическое планирование учебного материала курса окружающий мир 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Смирнова Елена Юрьевна

Данное тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование учебного материала курса окружающий мир

Во втором классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели). Урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю.

 

№ урока

Дата

Тема урока

Основное содержание

Методы и приемы

ИКТ

Примечание

РАЗДЕЛ «Что окружает человека» - 1 ч.

1

Окружающий нас мир. Бывают ли на свете чудеса.

Что нас окружает? Природа неживая и живая. Человек – часть природы. Общество.

В природе много чудес. Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека.

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы. Минутка игры. Беседы с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса?». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н.Юрковой «Чудо» (уч.1, с.14).

ПК, ИД

1 полугодие

(1 четверть)

РАЗДЕЛ «Ты кто такой» - 3 ч.

2

Я, ты, он, она…Все мы люди.

Я, ты, он, она…Все мы люди. Человек – живое существо, организм. Внешние отличия одного человека от других Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет человек.

Рассказ учителя «Что природа дает человеку». Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

ДК, ИД

3

4

Наши помощники -органы чувств.

Органы чувств – наши помощники. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Ориентировка в понятиях «чувство», «ощущение», «внешние чувства», «обоняние», «осязание».

Речевая разминка. «Расскажу о себе двумя словами». Игра «Кто быстрее найдет похожие предметы?». Дидактические игры: «Кто позвал», «Чудесный мешочек», «цвет предмета». Работа с текстом учебника.

ИД, ПК

РАЗДЕЛ «Кто ты такой» - 11ч.

5

6

Поговорим о здоровье.

Что такое здоровье? Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней.

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстрированным материалом причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел».

ПК, ИД

7

8

Режим дня.

Режим дня как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдений режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни человека. Правила организации жизни человека. Правила организации режима дня.

Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня для второклассника».

Работа с иллюстрированным материалом и текстами учебника.

ПК, ИД

9

Физическая культура.

Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура – это движения, занятие физическими упражнениями, подвижными играми и спортом. Физическая культура – это так же гигиена и закаливание.

Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием  материалов учебника (ч. 1, с. 43-44). Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинной галереей».

10

Закаляться может каждый.

Закаливание – необходимое условие здорового образа жизни. Правила закаливания: постепенность, подходящая температура воды и воздуха, непрерывность и др.

Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья?». Составление памятки «Как нужно закаляться». Творческое рассказывание по картинке.

ПК, ИД

11

Почему нужно правильно питаться.

Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Наша пища состоит из жиров, белков и углеводов.

Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться». Проведение опытов по определению состава продуктов.

ПК, ИД

12

О витаминах.

Кроме питательных веществ, организму требуются витамины. При их недостатке организм слабеет и больше подвергается разным болезням.

Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?».

ИД, ДК

13

Умеем ли мы есть.

Чтобы быть культурным человеком, нужно знать правила приема пищи и правила поведения за столом. Незнание этих правил может привести к неприятностям и даже болезням.

Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Ролевая игра «Приглашаем в гости». Составление памятки «Как вести себя за столом».

14

Как управляют движениями.

Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное поведение. Соблюдение правил дорожного движения спасает человека от многих неприятностей. Знаки дорожного движения: запрещающие, предписывающие и предупреждающие.

Чтение и обсуждение текста в учебнике. Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители».

Н, ИД, ПК

15

Чтобы избежать неприятностей

Можно ли изменить себя.

Нужно запомнить правила поведения с незнакомыми людьми.

Человек многое может и умеет. Он может научиться не только читать и писать, решать математически задачи, но и управлять своим поведением.

Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Дидактическая игра «Мой адрес».

Беседа «Дадим другу советы». Обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?». Игра «Минутка почемучек».

РАЗДЕЛ «Кто живет рядом с тобой?» - 6ч.

16


Семья – коллектив близких людей.

Семьи бывают разные и различаются по числу поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего хозяйства. Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга.

Создание рисунка-плаката «Моя семья». Работа с учебником и иллюстративным материалом.

ДК, ПК, ИД

17

Кто занимается домашним хозяйством.

Кто в семье занимается домашним хозяйством и может ли член семьи сказать: «Это - не мое дело?». Какие обязанности может исполнять второклассник в семье.

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли мальчик испечь пирог». Решение логических и творческих задач. Работа с учебником. Конкурс кулинаров.

(2 четверть)

18

Чем семья занимается в свободное время.

Члены дружной семьи проводят свободное время вместе, их досуг интересен и полезен для всей семьи.

Работа с иллюстративным материалом. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ учителя о старинных играх и забавах.

ПК, ИД, ДК

19

Какие бывают правила.

Правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Правила бывают разные  и их нужно соблюдать.

Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».

20

О дружбе.

Без друзей человеку жить трудно и не интересно. Нужно знать и выполнять правила дружбы.

Чтение и обсуждение историй о детях. Составление памятки «Правила дружбы».

21

Могут ли обидеть жесты и мимика.

Общаться можно не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимические выражения лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, некоторые могут обидеть, поэтому их нужно избегать.

Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и жесты. Моделирование «Какими бывают жесты».

РАЗДЕЛ «Россия – твоя Родина» - 13ч.

22

Родина – что это такое?

Слова «родина», «отечество», «отчизна», «родная сторона» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. РФ – наша Родина.

Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея».  Рассказ-описание «Моя родная земля».

ПК, ИД, ДК

23

Прошлое, настоящее, будущее.

Как можно узнать о прошлом?

История изучает прошлое. Сравнение слов история и случай. Как ученые изучают прошлое.

Работа с текстом учебника. Беседа «Как можно узнать о прошлом». Работа с форзацем учебника.

24

Как Русь начиналась.

Предки русских людей – славяне. Первые их поселения появились в V веке. Селились славяне в небольших поселках по берегам рек и хорошо защищали от врагов свои поселения.

Упражнение: вспомним римские цифры. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа с текстом учебника.

ИД, ДК, ПК

25

Москва – столица России.

Москва – самый знаменитый город России, который знают не только все россияне, но и люди разных стран мира.

Игра-путешествие  по Москве. Работа с иллюстративным материалом.

ПК, ИД, ДК

26

Как Москва строилась.

Некоторые страницы истории строительства российской столицы.

Чтение и обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Составление плана рассказа «Как изменялся внешний вид Московского Кремля со временем».

ПК, ИД

27

Города России.

В каждом городе есть достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым.

Путешествие по городам России.

ПК, ИД, ДК

28

Родной край – частица Родины.

Россия – наша Родина. Каждый край чем-то знаменит. Наш край: памятные места, названия улиц, памятники…

Экскурсия: в краеведческий музей, по улицам города и др.

29

Зачем человек трудится.

Человек стал человеком, когда стал трудиться. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры.

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем  человек трудится». Беседа на тему: «Хлеб – всему голова».

30

О занятиях наших предков.

Основные занятия наших предков: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия.

Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.

ДК, ПК, ИД

31

Все профессии нужны…

В мире много разных профессии, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом.

Экскурсия на сельскохозяйственное или промышленное предприятие. Встреча с родителями разных профессий.

32

33

Мы – граждане России.

Каждый человек – гражданин какого-нибудь государства. Права и обязанности граждан. Ребенок как гражданин тоже имеет права.

Рассказ учителя о нашем государстве. Рассматривание государственной символики России. Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в РФ».

ПК, ИД

2 полугодие

(3 четверть)

34

Россия – многонациональная страна

В России живет более ста народностей.

ИД, ПК

РАЗДЕЛ «Мы – жители Земли» - 4 ч.

1

2

(35-36)

Твое первое знакомство со звездами.

Звезды имеют разный цвет. Солнце – глава большой «Солнечной семьи». Что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох?

Учебный диалог «Почему люди смотрят на звезды?». Работа с текстом и схемами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

ИД, ПК, Н

3

(37)

Чем Земля отличается от других планет.

Земля отличается от других планет Солнечной системой. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдения Луны. Опыт «Солнце – Луна – Земля».

4

(38)

Глобус – модель Земли.

О чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле: суши или воды?

Практическая работа с глобусом.

РАЗДЕЛ «В некотором царстве…» - 2 ч.

5

(39)

Царства природы. Бактерии.

Четыре царства живой природы. Кто такие бактерии?

Дидактическая игра «Царство живой природы». Рассказ учителя на тему «Бактерии».

ПК, ИД

6

(40)

Грибы.

Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека?

Дидактическая игра «Кто больше?». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

ПК, ИД, Н

РАЗДЕЛ «Жизнь животных и растений» - 3 ч.

7

(41)

Какие животные обитают на планете Земля.

Разнообразие животного мира на планете Земля: черви, паукообразные, моллюски, иглокожие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, рыбы, ракообразные (общее представление).

Игра-путешествие «Какие животные обитают на Земле?» Описательный рассказ «Расскажу о животном».

ПК, ИД, СК

8

(42)

Разнообразие растений.

Мир растений разнообразен: водоросли, хвойные, лишайники цветковые. Разнообразен и внешний вид растений.

Игра-путешествие «Растения планеты Земля». Подготовка схем: «Какие бывают растения» и «Части растения».

ПК, ИД

9

(43)

Условия роста и развития растения.

Растение можно вырастить из семени, посадив его во влажную землю и создав необходимые условия для его роста и развития. Со дня посадки растение изменяется; его развитие происходит так: появляется стебелек, листочки, позже растение зацветает и дает плод и семена.

Опыт с семенами бобовых. Наблюдения и фиксация их результатов и рисунке-схеме.

М, Н, ПК, ИД

РАЗДЕЛ «Природные сообщества» - 11 ч.

10

(44)

Среда обитания – что это такое.

Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие. Живые существа, обитающие в одном месте и связанные между собой, называются природным сообществом.

Беседа на тему «Каждое живое существо привыкает к определенному месту обитания (к природной среде)». Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника.

11

(45)

Лес и его обитатели.

Лес – «многоэтажный дом». Внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.

Экскурсия в лес. Сравнение «жителей» разных «этажей» леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника.

12

(46)

Деревья леса.

У каждого дерева есть свой «паспорт», в котором отражаются особенности этого растения.

Проектная деятельность.

ИД, Н, ПК

13

(47)

Кустарники леса.

Кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав.

Экскурсия. Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Проектная деятельность. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника.

14

(48)

Травянистые растения леса.

Травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют низкий мягкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других этажей леса.

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника.

ИД, ДК, ПК

15

(49)

Лесная аптека.

Многие растения леса лекарственные.

Учебный диалог: «Лесная аптека». (работа с таблицей).

16

(50)

Животные леса.

Животные (каждый по своему) приспособились к жизни в лесу. Внешний вид птицы, зверей и др животных позволяет им быть незаметными среди растений леса. Одни животные строят жилища на земле, другие – на деревьях, третьи – глубоко под землей.

Дидактическая игра « Кто больше?». Сюжетная игра « Расскажу Вам о себе» (с использованием иллюстраций). Рассказ учителя «Белка и бурундук». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

17

(51)

Птицы - лесные жители.

Особенности строения тела птицы и её поведения. Значение перьевого покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни.

Решение проблемной ситуации «Зачем птицам перья?». Работа с текстами учебника. Рассказ учителя: истории из жизни птиц.

ПК, ИД

18

(52)

 Пресмыкающиеся – обитатели леса.

Ужи – самые многочисленное семейство среди пресмыкающихся. Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеёй.

Рассказ учителя « Ужиное семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча».

ПК, ИД

19

(53)

Насекомые леса.

Насекомые – обитатели леса. Среди них есть вредные и полезные для растений леса. По внешнему виду и особенностям жизни насекомые значительно отличаются друг от друга, но всех их объединяют отдельные общие признаки.

Рассказывание: насекомые, какие они разные. Классификация рисунков: полезные и вредные насекомые леса.

ПК, ИД

20

(54)

Если ты пришел в лес…

Правила поведения в лесу.

Составление коллективной памятки «Правила поведения в лесу (работа в группах).

ПК, ИД

9.04РАЗДЕЛ «Водоем и его обитатели» - 7 ч.

21

(55)


Что мы знаем о воде.

Вода – одно из самых важных в природе веществ. Она имеет разные состояния: жидкое, твердое, газообразное. Без воды жизнь невозможна. Свойства воды можно установить с помощью различных опытов.

Учебный диалог: «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Опыты: определение свойств воды.

ПК, ИД

22

(56)

Путешествие капельки.

Вода в природе совершает круговорот.

Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки».

ПК, ИД

23

(57)

Какие бывают водоемы. Болото – естественный водоем.

Естественные и искусственные, соленые и пресные водоемы. Как образуются болота. Растения и животные болот.

Рассказ учителя: «Какие бывают водоемы»; «Болото-водоем». Работа с иллюстрациями: «Растения болот». Обсуждение проблемного вопроса «Почему нужны природе все?».

ПК, ИД

24

(58)

Что такое река.

Реки – природные водотоки.

Обсуждение текста «Что такое река». Обсуждение «Правильно ли дана характеристика реки как водного потока».

25

26

(59,60)

Обитатели пресных вод. Животные и растения.

Многие животные приспособились к жизни в пресных водоемах. Особенности рыб как обитателей водоемов.  Стрекозы, выдры, бобры и др.  животные приспособились к жизни в водоемах. Разнообразные растения в пресных водоемах.

Учебный диалог «Обитатели водоемов». Наблюдение за рыбой в аквариуме. Работа с  материалом учебника.  «Минутка для любознательных». Работа с иллюстрациями «Животные пресных водоемов». Работа в группах «Растения пресных водоемов»

ПК, ИД, ДК

27

(61)

Обитатели соленых водоемов.

Животные морей и океанов.

Работа с текстом учебника и  иллюстративным материалом «Животные морей и океанов»

ПК, ИД, ДК

РАЗДЕЛ «Луг и его обитатели» - 2 ч.

28

29

(62,63)

Растения и животные луга.

Луг – сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему?

Экскурсия на луг. Наблюдения: сравним два сообщества – лес и луг (сходства и различия). Работа с рубрикой «Картинная галерея».

ПК, ИД, ДК

РАЗДЕЛ «Поле и его обитатели» - 2 ч.

30

31

(64,65)

Растения и животные поля.

Поле – сообщество, за которым ухаживает человек. Какие растения относятся к зерновым культурам.

Работа с гербарием: зерновые культуры. Обсуждение проблемных вопросов: правильны высказывания?  Работа с текстом учебника и рубрикой «картинная галерея».

ПК. ИД, ДК

РАЗДЕЛ «Сад и его обитатели» - 1 ч.

32

(66)

Растения и животные сада.

Сад – сообщество растений и животных. Размножение садовых культур.

Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника.

ПК, ИД, М, Н

РАЗДЕЛ «Природа и человек» - 2 ч.

33

(67)

Человек – часть природы.

Человек – часть природы. Красная книга России.

Рассказ учителя «Человек и природа». Составление памятки «Правила поведения в природе». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котенка!» (с. 149,150)

34

(68)

Урок – повторение.

ПК, ИД, СК, Н

Экскурсии – 5

Практические работы - 4

В учебно-методический комплект по предмету «Окружающий мир» для учащихся 2 класса входят следующие издания:

  1. Окружающий мир: 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях/ Н.Ф.Виноградова. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
  2. Окружающий мир: 2класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / Н.Ф.Виноградова. . – 4-е изд., перерраб.– М.: Вентана – Граф, 2012.
  3. Думаем и фантазируем: 2класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / С.В.Литвиненко. – М.: Вентана – Граф, 2012

Пособие для учителя:

Окружающий мир:1 – 2 классы: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана – Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного материала курса изобразительное искусство 2 класс

Рабочая  программа  по изобразительному искусству составлена на  основе примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического...

Календарно-тематическое планирование учебного материала курса технология 2 класс

Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)....

Календарно-тематическое планирование учебного материала Обучение грамоте 1 класс "Гармония"

Поурочное планирование учебного материала (Букварь 1 класс и Пропись 1 класс УМК "Гармония"). Планирование уроков письма и чтения даётся параллельно ( 4 урока чтения/ 4 урока письма в неделю ) с указа...

Календарно-тематическое планирование учебного материала Русский язык 1 класс "Гармония"

Поурочное планирование учебного материала учебника"Русский язык 1 класс" Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. и рабочей тетради, планирование проверочных работ, словарного материала.  4 урока в неде...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....