Дополнительная образовательная программа "Приятного аппетита!"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

Данная программа предназначена проведения внеурочной деятельности в 1 - 2 классах для детей в возрасте 7 - 8 лет, срок реализации - 1 год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop._obr._programma_priyatnogo_appetita.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наримановского района «СОШ №8» (филиал)

                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

                                                              Заведующий филиалом

                                                                       ____________ Э.К. Жунусова    

                                                                             «_____» ____________ 2012 г.

Дополнительная образовательная программа

«Приятного аппетита!»

Рассмотрено и согласовано на заседании

МО учителей начальных классов

Протокол № ___ от  « ____» ____________2012 г.

Руководитель _________ С.К. Ирижипова

- возраст детей - 7-8 лет

- срок реализации -1 год

- автор дополнительной образовательной программы -                                                                                     Ирижипова  С.К.

- педагог, реализующий дополнительную образовательную программу – Дюсимбиева С.А., учитель начальных классов

- данная дополнительная образовательная программа реализуется в с. Тулугановка Наримановского района Астраханской области;

- год разработки – 2012

с. Тулугановка – 2012 год

Пояснительная записка.

Цель: Привитие навыков здорового образа жизни, знакомство младших школьников с основными правилами питания, формирование убеждения, что правильное питание – залог здоровья.

Задачи:

Образовательные:

закрепить представление  о необходимости заботы о здоровье;  важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;

Развивающие:

- формировать и развивать активный познавательный интерес к окружающему миру

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

        Дополнительная образовательная программа направлена на формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни  посредством рационального питания, закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах,              

содержащихся в них.

        Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека.

         Цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.

        Задачи:

- закрепить представление  о необходимости заботы о здоровье;  важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;

- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.

        Программа ориентирована на детей  7 – 8 лет

 Срок реализации программы -1 год. Программа рассчитана на 36 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками (1 ч в неделю). Программа включает в себя  четыре раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:

  1. Поговорим о продуктах.
  2. Давайте узнаем о продуктах.
  3. Поговорим о правилах этикета.  
  4. Из истории русской кухни.  

Занятия проводятся в форме бесед, игр, экскурсий, исследований, рассказов. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Ребята в игре узнают  о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

        Ожидаемые результаты реализации программы:

Учащиеся должны:

Знать:

-  об этике и эстетике повседневной жизни человека;

- о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни;

- о правилах конструктивной групповой работы: организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

-  о правилах проведения исследования.

Уметь:

- Искать информацию в художественной и учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера) и использовать в дальнейшей работе;

- Осмысленно читать научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту;

- Проводить наблюдения, ставить опыты, описывать объект наблюдения. Высказывать суждения по результатам работы;

-  Участвовать в деловом  разговоре и оформлять собранный материал, владеть приёмами и навыками интервьюирования, анализировать полученную информацию

Воспитывать:

- любознательность;

- усидчивость;

- коммуникабельность;

- организованность;

- ответственность;

- развивать ценностные отношений к знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

         Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - «Праздник «Здоровое питание – отличное настроение».

Учебно-тематический план



Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика


Поговорим о продуктах

7

5

2

1

1.

Введение. Если хочешь быть здоров.

1

1

2

2

Поговорим о пище.

Из чего состоит наша пища.

1

1

3

3.

Полезные и вредные привычки.

1

1

4

4

Самые полезные продукты.

1

1

5

5

Как правильно составить свой рацион питания.

1

1

6-7

6-7

   Как готовят пищу.

2

1

1


Давайте узнаем о продуктах

14

11

3

8-9

1-2

   Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. Блюда из зерна.

2

1

1

10-11

3-4

Хлеб – всему голова.

2

1

1

12

5

  Молоко и молочные продукты.

1

1

13

6

   Почему полезно есть рыбу.  Рыба и рыбные блюда.

1

1

14

7

Мясо и мясные блюда.

1

1

15-16

8-9

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.

2

1

1

17

10

Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.

1

1

18

11

  Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.

1

1

19

12

  Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.

1

1

20

13

  Всякому овощу – своё время. Дары леса.

1

1

21

14

   Где найти витамины зимой и весной.

1

1


Поговорим о правилах этикета.

7

3

4

22-23

1-2

  Как правильно есть. Режим питания.

2

1

1

24

3

  Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.

1

1

25

4

  Как правильно вести себя за столом.

1

1

26

5

  Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой

1

1

27

6

  Вредные и полезные привычки в питании.

1

1

28

7

  Как правильно есть рыбу.

1

1


Из истории русской кухни.

8

5

3

29

1

   Щи да каша – пища наша.

1

1

30-31

2-3

   Что готовили наши прабабушки.

2

1

1

32-33

4-5

   Народные праздники, их меню и здоровье.

2

1

1

34-35

6-7

   Кулинары, повара – волшебники.

2

1

1

36

8

   Праздничная программа «Здоровое питание – отличное настроение.

1

1

ИТОГО

36

24

12

Содержание программы

Раздел 1: Поговорим о продуктах

Тема 1: «Введение. Если хочешь быть здоров»

Знакомство с ребятами. Ознакомление с программой кружка. Вводный инструктаж по технике безопасности; правила поведения во время занятий. 

Общие сведения о  питании  и приготовлении пищи. Формирование представлений о ценности здоровья, значении правильного питания. Обучение соблюдению элементарных правил режима питания.

Тема 2: «Поговорим о пище. Из чего состоит наша пища»

Проведение исследования и опыта. Формирование представления о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда. Обучение навыку соблюдения правил хранения пищевых продуктов.

Тема 3: «Полезные и вредные привычки»

Беседа по теме. Игра. Формирование представления о том, какие продукты наиболее полезны для человека. Знакомство с основными правилами здорового образа жизни.

Тема 4: «Самые полезные продукты»

Проведение игры. Выбор полезных продуктов. Формирование представления о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию. Обучение правильному называнию полезных и вредных продуктов, умению работать в парах.

Тема 5: «Как правильно составить свой рацион питания»

Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа по составление меню. Проведение игры. Формирование представления о роли регулярного питания для здоровья. Умение называть полезные продукты, знание о вреде чрезмерного употребления сладкого, жвачки,  уметь правильно составить рацион питания на день.

Тема 6-7: «Как готовят пищу»

Формирование представления  об основных требованиях к режиму питания.

Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи». Знакомство с кухней и её оборудованием. Обучение умению называть  кухонную посуду и принадлежности.  Знакомство и обучение выполнению санитарно-гигиенических требований.

Раздел 2: Давайте узнаем о продуктах

Тема 1-2: «Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. Блюда из зерна»

Исследование «Получение муки и крупы из зерна». Путешествие по дороге «Хлебной». Проведение игры. Формирование представлений о завтраке как обязательной части ежедневного меню. Расширение представлений о блюдах, которые могут входить в меню завтрака. Формирование представления о каше как полезном и вкусном блюде. Ознакомление с видами круп,  макаронных и бобовых изделий.

Тема 3-4: «Хлеб – всему голова»

Исследование «Ценность зёрнышка». Проведение практической работы «Приготовление бутерброда». Рисование. Формирование представления об обеде как обязательной части ежедневного меню,  об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку». Знать названия профессий, связанных с сельским хозяйством, основные нравственно-этические понятия (трудолюбие–лень).

Уметь рассказать о профессиях хлебороба, продавца, механизатора

Тема 5: «Молоко и молочные продукты»

Беседа о производстве молока. Игра. Формирование представления о пользе молочных продуктов. Развитие познавательных  интересов. Ознакомление с               питательной ценностью молока и молочных продуктов, способы их и хранения.

Тема 6: «Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда»

Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма. Формирование представления о пользе рыбных блюд. Развитие познавательных интересов. Знакомство с ролью морепродуктов в питании человека и питательной ценностью блюд из рыбы.

Тема 7: «Мясо и мясные блюда»

Рассказ, беседа, игра-конкурс. Формирование  представления о пользе мясных блюд. Развитие познавательных интересов и умение работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку.

Тема 8-9: «Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало»

Рассказ, просмотр видеофильм, игра, анкетирование. Формирование представления о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов. Умение называть полезные продукты, знать о вреде чрезмерного употребления сладкого, жвачки.

Тема 10: «Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи»

Рассказ, исследование, игра. Формирование представления о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи. Различие овощей и фруктов; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек. Осуществление самопроверки;

Тема 11: «Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты»

Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов».  Развитие представления о пользе фруктов и овощей

Формирование  представления о сезонных фруктах и овощах.

Тема 12: «Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень»

Рассказ, загадки, рисунки. Знакомство детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд. Формирование представления о том, как происходит распознавание вкуса, формирование умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд.

Тема 13: «Всякому овощу – своё время. Дары леса»

Беседа, загадки, кроссворд. Развитие представления о пользе фруктов и овощей

формировать представление о сезонных фруктах и овощах. Знакомство с особенностями и значении крестьянского труда. Умение определять плоды овощей (огородные) и фруктов (садовые).

Тема 14 «Где найти витамины зимой и весной»

Проведение исследования, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата.  Формирование представления о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов.

Раздел 3: Поговорим о правилах этикета.

Тема 1-2: «Как правильно есть. Режим питания»

Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня». Знакомство с режимом питания, развитие устной речи. Знакомство с правилами этикета и их выполнение.

Тема 3: «Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола»

Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола». Знакомство с правилами поведения за столом, формирование навыка правильной сервировки стола. Обучение правилам сервировки стола к завтраку.

Тема 4: «Как правильно вести себя за столом»

Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола».

Знакомство с правилами поведения за столом, формирование навыка правильной сервировки стола. Знакомство с правилами сервировки стола к завтраку.

Тема 5: «Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой»

Рассказ. Исследование. Практическая работа «Сервировка стола». Формирование познавательных интересов, расширение кругозора. Знакомство и уважение к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем.

Тема 6: «Вредные и полезные привычки в питании»

Проведение исследования. Игра. Формирование полезных привычек в питании. Ознакомление с понятием питания (правильное, рациональное), режима питания. Значение питания для нормального физического развития ребенка.

Тема 7: «Как правильно есть рыбу»

Рассказ. Практическая работа. Формирование навыка правильного поведения за столом, умение работать в паре: узнавание рыб на рисунке, осуществление самопроверки.

Раздел 4: Из истории русской кухни.

Тема 1: «Щи да каша – пища наша»

Рассказ. Игра. Формирование познавательных интересов, расширение кругозора. Знакомство с продуктами  питания, издавна употребляющиеся на Руси, умение назвать продукты, необходимые для приготовления простейших блюд.

Тема 2-3: «Что готовили наши прабабушки»

Проведение исследования. Знакомство с продуктами питания, необходимые для приготовления старинных блюд.

Тема 4-5: «Народные праздники, их меню и здоровье»

Рассказ. Исследование. Составление меню.

Тема 6-7: «Кулинары, повара – волшебники»

Встреча с поварами. Проведение исследования. Формирование исследовательских навыков, знакомство с профессией повара и особенностями данной профессии.

Тема 8: «Праздничная программа «Здоровое питание – отличное настроение».

Праздник – отчёт по теме. Обобщение знаний о правильном питании

расширение представлений о наиболее полезных продуктах и блюдах.

Методическое обеспечение

Игра «Полезно-вредно».

Учитель называет привычки, учащиеся сигнализируют карточками: зеленая карточка - полезно, красная карточка - вредно.

 - Выполнять утреннюю гимнастику;

 - Соблюдать режим дня;

 - Грызть ногти;

 - Долго смотреть телевизор;

 - Употреблять алкоголь;

 - Правильно питаться;

 - Общаться с людьми;

 - Говорить неправду.

Игра «Узнай овощ»

Ваша задача узнать с завязанными глазами овощи и фрукты.

Отгадайте загадки

1.Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)

2.Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе,
И к пище приправа,
И на болезни управа. (чеснок)
3.Расту в земле на грядке-

 красная, длинная, сладкая. ( морковь)
4.Весной повисло-
Всё лето кисло.
А сладким стало-
На землю упало. (яблоко)
5.На болоте, на лугу,
Витамин закрыт в снегу. (клюква)
6.Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата, вкусна!» (картошка)
7.Все узнают молодца,
Что растет на грядке:
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий.
Тоже держится за плеть...
Приходите посмотреть. (кабачок)
8.Играли в прятки
Ребята с грядки.
И прямо с грядки
Попали в кадки. (огурцы)

Памятка « Если хочешь быть здоров»

Соблюдай режим дня!
Соблюдай режим питания!
Соблюдай чистоту и порядок!
Занимайся спортом и физическим трудом!
Делай ежедневно зарядку!
Совершай прогулки на свежем воздухе.

Кроссворд  к теме «О здоровом питании»

Ключевое слово «Здоровье»

Вопросы: 1.Кладезь витаминов, растущих в лесу и огороде (ягоды)

2.Любимая еда новорожденных (молоко)

3.Бывает швейцарский и даже с плесенью (сыр)

4.Из чего делают жаркое (мясо)

5.Полезная еда, растущая на огороде (овощи)

6. «Без окон, без дверей, полна горница людей» (огурец)

З

1.

Д

2.

О

3.

Р

4.

О

5.

В

Ь

6.

Е

Информация о полезном питании.

        Так что же значит для нас здоровье? На этот вопрос мы сейчас постараемся дать ответ. Здоровье – это прежде всего здоровое питание. Роль пищи в жизни человека очень важна. Детям, прежде всего, для роста и развития необходимо правильно питаться. Взрослый человек обходиться без пищи 30-40 дней. Пища – это источник энергии и строительного материала, она необходима для поддержания жизни.

         Пищу можно условно разделить на здоровую и вредную. При нашей экологии, при том темпе и образе жизни, неправильном питании, наличии постоянных стрессовых ситуациях, мало кто из нас и наших близких может похвастаться даже не отличным, а просто хорошим здоровьем.

        Народная мудрость связывает состояние человека и его здоровье с тем, как и чем он питается. В рацион здорового питания входят, прежде всего, кисло -молочные продукты, так как в них находится большое количество белка и кальция. Белки играют исключительно важную роль в жизни всех живых организмов. Для поддержания здоровья необходимы также фрукты и овощи, которые богаты микроэлементами и витаминами. В рацион человека должны входить и мясные продукты.

        Рекомендации: лучше всего, когда учащиеся-волонтёры, при подготовке содержания своих станций, самостоятельно подбирают не только игры и тренинги, но и информационный материал по заданной теме.

Описание игры «Хорошее - плохое».

Необходимое оборудование: Стенд, на котором должны быть изображены: холодильник и ёмкость для мусора, и карточки с изображением различных продуктов, как полезных, так и вредных.

Участники группы поочерёдно, подходя к стенду должны выбрать карточку и поместить её в холодильник или в «мусорку», с обязательным объяснением, почему он так считает.

Ведущие должны дать возможность всем участникам группы выразить своё мнение, но постараться, чтобы они пришли к правильным выводам.

Рекомендации: Так как некоторые продукты можно отнести к различным категориям, то необходимо обсудить с волонтёрами, какие продукты надо изобразить на карточках. Обсуждение поможет им во время игры, когда надо будет руководить обсуждением с участниками игры. А также, данный приём способствует закреплению полученных знаний у самих волонтёров.

Описание игра «Паутинка».

Группа садится в круг. Ведущий объясняет условия игры и первым начинает её. Он первым передаёт клубок тесьмы кому-либо из участников, оставляя на своей руке несколько витков тесьмы. При этом он должен  высказать своё мнение (позитивное) о группе, об игре в целом и сказать комплимент тому участнику, которому он передаёт  клубок.

Следующий участник делает несколько витков тесьмы на своей руке, высказывается и передаёт клубок дальше.

В конце игры всё пространство круга заполнено перекрещивающимися нитями. Ведущий подводит итог игры и  разрезает нити. Каждому участнику остаётся кусочек тесьмы на память об игре.


Материально-техническое обеспечение:

     выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

      материалы для оформления и творчества детей,

      наличие канцелярских принадлежностей,

      аудиоматериалы и видеотехника,

      компьютер,

      телевизор,

      проектор,

      экран и др.

Список использованной литературы

Литература для педагогов:

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

2.Т. В. Шабаева « Расти здоровым» Практика№ 10 2009.

3. Г. Ш. Тазиева «Здоровье в саду и на грядке» Начальная школа №7, «2005

Литература для обучающихся:

1. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.

Литература для родителей:

1. Зимонина В.Н. Расту здоровым. М.: Просвещение, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНИЯ ГБОУ ЦЛПДО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНИЯ ГБОУ ЦЛПДО...