Конспект урока по окружающему миру 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Витько Наталья Викторовна

Урок по теме "Москва-столица России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskva_urok.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по окружающему миру в 1 классе

 

Тема: МОСКВА — СТОЛИЦА РОССИИ

Форма урока: урок - экскурсия

Цель:

  1. Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве;
  2. Познакомить с достопримечательностями  столицы;
  3. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность.
  4. Воспитание чувства гордости за свою Родину.

         Задачи урока:

  1. представить детям образ сердца России — Москвы как великой духовной ценности;
  2. познакомить с главными московскими достопримечательностями — Кремлем и Красной площадью

      Планируемые достижения учащихся:

  1. уметь по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади,
  2. знать их названия.

      Оборудование:   у учителя —   запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, презентация к  новой теме урока.

       

ХОД УРОКА:

Организационный момент. 

-Ребята, представьте, что у вас в руках солнышко, оно согревает вас своим теплом. Отпустите его на небо. Улыбнитесь друг другу. Мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение.

Актуализация знаний и сообщение темы урока.

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы познакомиться  с главным городом нашей страны, сердцем нашей Родины и её главными достопримечательностями.

Отгадайте ребус и узнаете, куда отправимся.

 (отгадывают ребус на слайде)

Слайд -1

- Да, мы отправимся в Москву.

Слайд -2

- Сегодня  мы побываем  в городе, о котором говорят так:

«Москва — белокаменная, златоглавая, краснозвонная, хлебосольная да приветливая» (на доске).

Слайд -3

-Москва не просто город.   В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

Каждый день в Москву прибывает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости и в отпуск. А мы побываем в Москве, чтобы познакомиться с достопримечательностями Москвы.

  1. Кто был в Москве?

Я думаю, что экскурсоводом буду не только  я, но и вы, ребята.

  1. В Москву можно прилететь, приплыть, приехать на поезде или машине. -Послушайте загадку и отгадайте, на каком виде транспорта отправимся в путешествие:

Птица железная в небе летит,
След оставляя, шумит и гудит -
В дальние страны уносит людей...
Это не голубь и не воробей.

- Правильно,  мы полетим  на самолёте.

Слайд  - 4

 (выставляется изображение самолёта)

- А сейчас мы с вами изобразим самолёт.

Физкультминутка: Руки ставим мы вразлёт,  появился самолёт

Мах крылом туда -  сюда,

Делай «раз» и делай «два», раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз, и на место все садись!

 Работа над темой урока

Рассказ учителя сопровождается презентацией

 - Вот мы и прилетели.

Слайд -5

-Но куда же мы попали? Разве это Москва?

- Хотите узнать, как и когда появились   в Москве здания белокаменные  и здания из красного кирпича?

-  Чтобы  узнать, как всё начиналось необходимо вернуться на много лет назад в прошлое?

- Итак, мы прибыли в  главный город  нашей Родины – Москву.

СЛАЙД -6

 - Но посмотрите, что  мы видим   - перед нами  три разных Кремля: деревянный , белокаменный  и Кремль из красного кирпича.

-Почему? Может, кто – то знает, почему так?

-  Может мы ошиблись и попали не туда?

Рассказ учителя:

 -В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Это значит – много на Руси древних и прекрасных городов, а  главный город один.

СЛАЙД -6

-Великий князь – Юрий, прозванный Долгоруким, основал небольшое поселение. В него вошло несколько деревень, расположенных по берегам реки Москвы. Поэтому и называлось поселение Москва. Жители занимались ремёслами, выгодно торговали. Ведь находилась Москва на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше. Москва быстро росла и развивалась.  

- А как вы думаете каким был первый  Кремль, построенный в 12 веке?

  (Деревянный. Сосновый. Потому что вокруг росли леса.)

- Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог.

Вот он, первый Кремль сосновый,

За бревенчатой стеной.

Так родился город новый

И назвался он Москвой.

 

- Так простоял первый Кремль, чуть больше ста лет. Потом построили Кремль из дуба.

СЛАЙД -7

-  Как вы думаете почему? (дуб – самое  прочное дерево)

На Кремлёвском городище

Вырастают снова срубы

С крепостной стеной из дуба.

За стеною - терема,

И амбары, и дома.

      - Такое укрепление было необходимо, поскольку жители страдали и от вражды князей, совершавших набеги на владения соседей и грабивших простой народ.  А потом на Русскую землю пришли племена монголо-татар, стали её разорять и грабить. Это были жестокие завоеватели, не щадившие никого: ни старых, ни малых, ни мужчин, ни женщин. Огнём  жгли они города и деревни, уничтожали  жителей. Не миновало несчастье и Москвы.

      -Не раз горел Кремль, поэтому было решено заново строить Кремль из белого камня – известняка. В конце XIV века Кремль стал белокаменным.

СЛАЙД -8

   -  Почему каменный Кремль надёжнее деревянного?  (После пожаров Кремль приходилось постоянно отстраивать.)

Известняк тоже не очень прочный строительный материал, но всё же ему не страшны пожары.

- С тех пор стали звать Кремль белокаменным. Но он тоже оказался непрочным строительным материалом.

- Когда же в XV веке Москва стала самым главным городом  русского государства,  царь всея Руси Иван III СЛАЙД -9

 хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом.  

- Иван III пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет строился новый Кремль. В это время и были возведены красные кирпичные   стены,  стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы, которые дошли до наших дней.

- Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас их 20. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.

-И так, если вы меня внимательно  слушали , то вам будет нетрудно ответить на мои вопросы:

- Какого цвета современный Кремль и площадь  нашего главного города страны?  (красного)

СЛАЙД -10

- Что обозначает значение слова красный?

 Значение слова у потребляется как   красивый, прекрасный, ясный, светлый.

 А в старину, слово   означало: парадный, почетный

- Поэтому не зря в самом главном городе страны, в самом её сердце тоже есть красивое почётное место: Кремль и Красная площадь.

СЛАЙД -11

Слева от Кремля Расположен Храм Василия Блаженного  СЛАЙД -12

- Ребята, на Красной площади  есть ещё священные памятники архитектуры: царь – пушка, царь – колокол  СЛАЙД -13

  1. Царём на Руси называют всё, что является выдающимся, главенствующим над другими. Царь-колокол считается самым большим колоколом в мире.
  2. Царь-пушка никогда не стреляла, а была лишь устрашением для врагов.

 и кремлёвские куранты  СЛАЙД -14

- Кто  знает, что такое куранты? Где они находятся? (часы на Спасской башни Кремля).

- Когда мы слышим бой часов на Спасской башне? (утром, в полдень и полночь). В Москве Москвичи слышат бой курантов ежечасно.

 -Предлагаю вам прослушать бой кремлёвских курантов.

- Мы с вами ответили,  почему Москва белокаменная  и красная.

- Может, кто – то из вас сможет ответить, почему Москву называют  златоглавой и звонной?

 СЛАЙД 15

- Как называется главная (головная) часть храма или собора? (купол)

- Как окрашены Московские купола? (в золото). Все главные храмы страны находятся в нашем любимом городе страны – Москве. И все они златоглавы.

 

 Сегодня Москва по-прежнему очень красивый и самый главный город .

– Почему?

-Москва столица России.

-  Здесь находится правительство и президент. СЛАЙД 16

- В Москве  принимаются важные законы и решения, по которым живёт и трудится вся страна.  Москва не только столица, это сердце России, сердце живое, любящее. Не случайно так много слов посвящено Москве.  

Столица – мать! Тебе хвала,

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва.

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Здравствуй, столица! Здравствуй, Москва!

Здравствуй, московское небо.

В сердце у каждого эти слова –

Как далеко бы он ни был.

 Работа по учебнику с.15.

-А сейчас мы побываем в гостях у московских школьников. Рассмотрите фотографии. Что можете рассказать о жизни ваших сверстников? (Работа в парах).

- Нам с вами осталось объяснить значение слова «хлебосольный». Как понимаете, что оно обозначает?

В старину московский люд предпочитал хлеб ржаной. И на богатых столах черный каравай занимал почетное место, поскольку считался наиболее полезным и питательным.

Заезжие чужеземцы диву давались, сколь важное место в рационе москвичей отводилось хлебу. А у нас в Москве в старину говаривали: «Хлеб – всему голова!» Он был главным кушаньем на любом пиршестве – хоть бедняцком, хоть боярском. Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостям вместе с солью – а как же иначе: хлеб с солью не бранится! Была такая присказка. Хлеб также означал почет и уважение. С тех пор и вошло в обиход – хлебосольный хозяин.

Кстати сказать, хлебы, как ржаные, так и пшеничные, готовились без соли. А потому москвич, кушая хлеб, непременно посыпал его солью. И это тоже весьма удивляло иностранцев.

IV . Подведение итога.

-Возвращаемся  домой на нашем самолёте.

Руки ставим мы вразлёт,  появился самолёт

Мах крылом туда -  сюда,

Делай «раз» и делай «два», раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз, и на место все садись!

- Пристегнули ремни. И самолёт загудел. У –У-У –У-У .Полетели.

 - Вот мы и вернулись домой

 - Закончилось наше путешествие по Москве, но мы познакомились далеко не со всеми её достопримечательностям. Дома постарайтесь узнать, что изображено на остальных картинках учебника.

 -Сегодня на уроке мы постарались ответить  на все поставленные вопросы.

- Что вы узнали интересного на уроке о Москве?

Рефлексия.

-Кому понравился урок? Что понравилось?

-У вас есть смайлики, которые помогают нам оценить наши достижения на уроке. Если вы считаете, что вы все поняли, запомнили, то покажите желтый смайлик. Если вы немножко ошибались, зеленый и если много допущено ошибок – красный. Не стоит унывать, с вами рядом ваши одноклассники и учитель. Мы вам всегда поможем.

И закончить хочется словами стихотворения «Москва» известного поэта Валерия Яковлевича Брюсова:

Нет на свете равных, Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных, Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

-А сейчас вашему вниманию песня «МОСКВА» в исполнении Олега Газманова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...