Календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс ФГОС Н.Ф.Виноградова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 3 класс по системе учебников "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой интегративно с литератруным чтением Л.А.Ефросининой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchii_mir_integrativno_s_lit.cht_.odt24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру

интегративно с литературным чтением (22 часа)

3 класс

2013-14 учебный год

2 часа в неделю — 68 часов за год  

Пояснительная записка

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Поэтому в 2013-14 учебном году, в свете реализации учебного плана,  окружающий мир интегрируется с литературным чтением, в количестве 22 часов. «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;

- получает начальные навыки экологической культуры;

-подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей,

- осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В программе представлены следующие содержательные линии:

- человек как биологическое существо;

- человек и другие люди;

- человек и мир природы;

- человек и общество;

- история родной страны.

Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения.

Изучение предмета «Окружающий мир» требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, музее, спортивном зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только на данном уроке, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать  и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Формой итоговой проверки знаний учащихся является тестирование.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Виноградова. Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века);

 Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2012. – 365 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).

Н.Ф.Виноградова Окружающий мир; Прошграмма: 1-4 классы — М. Вентана-Граф 2012 — 190 с

Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 48 с.

CD Окружающий мир. Интерактивные карты для начальной школы + 1С: конструктор интерактивных карт, фирма «1С», 2010.

CD Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.: наглядное пособие по естествознанию для младших школьников, - М. изд. «Новый диск», 2010.

CD Основы безопасности жизнедеятельности. Образовательная коллекция / Учебник TeachPro для учащихся начальной школы, фирма «1С», 2010.

CD и DVD Безопасность на улицах и дорогах. Учебно-методическое пособие для начальной школы, - студия «Премьер-УчФильм», 2010.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (68 ч)

Земля — наш общий дом (7ч), 

Где ты живешь. Историческое время.

Солнечная система. Условия жизни на Земле.

Человек изучает Землю (4ч)

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Царства природы. Бактерии (1ч). Грибы (2ч). Растения. (14ч) Животные (10ч) — итого 27ч

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы.; растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные.

Наша Родина от Руси до России (11ч)

Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Название русского государства в разные исторические времена.

Как люди жили в старину ( 12ч)

Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины.

Как трудились в старину ( 7ч)

Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

называть (приводить примеры):

-тела живой и неживой природы;

-планеты Солнечной системы (2-3);

-свойства воздуха, воды;

-состав почвы;

-древние города и их достопримечательности;

-имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с  программой);

-причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

-год, век, арабские и римские цифры;

-названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

-растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

-животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);

-приспособления животных к среде обитания;

-особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

-понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

-объяснять необходимость бережного отношения чело века к окружающей среде;

характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

-характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

-характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

-рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

-сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

-работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Проведение по плану

Тема урока

Кол-во часов        

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

        1 четверть — 9 недель — 18 часов

Земля – наш общий дом (7 часов)

1

Где и когда ты живешь?         

1

Текущий

Тысячелетие. прошлое, настоящее, будущее. Счет лет в истории

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха

2

Солнечная система

1

Текущий        

названия планет. Астроном Коперник. Языческие верования.        

3

Земля – планета Солнечной системы. Изображение Земли.

1

Текущий

Меридианы и параллели. Полюса, экватор, Северное и Южное полушария. Линия горизонта.

4

Условия жизни на

Земле. Солнце – источник тепла и света

1

Текущий

Экваториальный пояс. Арктический пояс

5

Значение воды для жизни на Земле.

1

Текущий

Картинная галерея.  Айвазовский «Девятый вал».

6

Вода – источник жизни на Земле

1

Текущий

7

Воздушная оболочка Земли

1

Текущий

Кислород, углекислый газ. Проектная деятельность: Как защитить воздух от загрязнения.

Человек изучает Землю ( 4 часа)

8

Человек познает мир. Как изображают Землю.

1        

Текущий        

Способы познания окружающего мира

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом

9        

Карта и план.

О меридианах и параллелях.        

1        

Текущий        

Модели как метод изучения мира

        10        

Практическая работа с географ. картой        

1        

Текущий        

Способы ориентирования в окружающем мире

        11        

Чтобы не заблудиться в лесу

        

1

Текущий

Способы ориентирования в окружающем мире

Царства природы (27 часов)

12        

Бактерии        

1

        

Тематический        

Живые примитивные существа, имеют разную форму и величину

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика  грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни.  

13        

Грибы.

1        

Текущий        

Отличие грибов от растений.  Правила сбора грибов Проект: Тихая охота.        

14

Какие бывают грибы

1

текущий

Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

15

Распространение растений. Растения дикорастущие и культурные.

Ядовитые растения.        

1

Тематический        

16

Если бы на Земле не было растений.

Разнообразие растений на Земле.  

1

Тематический

Лекарственные растения. Языческие верования славян о силе растений.  Проект: Растения прекрасные, но опасные.        

17        

Растения прекрасные, но опасные.

1

Текущий

Картинная галерея. П. Кончаловский «Сирень в корзине».        

18

инт

Разнообразие растений на Земле

лит.чт Бунин «Листопад»

1

Текущий

Организм.

2 четверть — 7 недель — 14 часов

19        

Водоросли, мхи, папоротники,

хвойные и цветковые растения

Растения – живые существа (организмы)

1        

Текущий        

Признаки организма (питание, дыхание, рост, размножение) Побег        

Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания.

20

инт        

Как живёт растение

лит.чт А.П.Чехов «Степь»

1

Текущий

Растение — живой организм

        

21

Растения – живые существа (организмы)

1

текущий

Значение каждого органа растения

22

Размножение растений

Практич. работа: размножение фиалки и бегонии

23

Размножение растений: вегетативное размножение

1

текущий

Способы распространения растений

24

Размножение растений: как долго живут растения

1

текущий

Рассказ-рассуждение на основе анализа текста и сравнения рисунков в учебнике

25

Культурные растения в жизни человека

1

текущий

Когда и почему возникло земледелие

26

Хлеб – всему голова.

1

текущий

Путешествие в прошлое «Хлеб – всей жизни голова».        

27

Красная книга России.Охрана растений.

1

Текущий

Картинная галерея. А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках»        

28

Правила поведения на природе.        

1

Тематический

Составление памятки: «Правила поведения на природе».

29

инт

Разнообразие мира животных

лит.чт

Л.Андреев. "Кусака"

1

текущий

30

инт

Животные – часть природы. Роль животных в природе        

лит.чт М.Пришвин «Двойной след»

1

текущий

31

инт

Животные – живые существа (организмы)

лит.чт Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1

текущий

Фауна. одноклеточные, многоклеточные. насекомые – беспозвоночные животные. Жабры, легкие, трахея. Органы выделения

32

инт

Жизнедеятельность животных        

лит.чт И.С.Т ургенев « Перепелка»

1

текущий

3 четверть — 10 недель — 20 часов

33

Беспозвоночные животные.

1

текущий

Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

34

Разнообразие насекомых. Пауки.        

1

текущий

Ролевая игра, напр., «Я-муравей».

35

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

1

Текущий        

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – позвоночные животные        

36

инт

Птицы.Млекопитающие (звери)

лит.чт

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»        

1

Текущий

Картинная галерея. А. Рылов «В голубом просторе».        

37

инт

Природные сообщества

лит.чт И.Тургенев «Лес и степь»

1

текущий

Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания

38

инт

Почему люди приручили диких животных

лит.чт Куприн «Собачье счастье»

1

Проверка знаний.        Тематический (тест)        

Заповедники России. Картинная галерея. А. Пластов «Витя-подпасок»        

Наша Родина: от Руси до России (11 часов)

39

Как люди узнают о прошлом

1

текущий

История изучает прошлое Земли и человечества

Различение названий российского государства в разные исторические времена

40

Восточнославянские племена

1

текущий

Расселение восточных славян, освоение территорий между Чёрным, Белым и Балтийским морями

41

Первые русские князья

1

текущий

Возникновение Древнерусского государства

42

инт

Владимир Красное Солнышко

лит.чт былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

текущий

Работа по карте — расположение Древнерусского государства

43

Владимир Мономах

1

текущий

Мини-дискуссия «Можно ли Наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени?»

44

инт

Как Москва стала столицей

лит.чт И.С.Т ургенев «Деревня»

1

текущий

Образование Московской Руси

45

Иван 1Y Грозный — первый русский царь

1

текущий

Венчание на царство Ивана 1Y. Характер и особенности поведения Грозного.

46

Пётр 1 Великий

1

текущий

Первый император России. Выдающийся деятель, реформатор.

47

Екатерина 11 Великая

1

текущий

Деятельность Екатерины Великой на благо русского государства

48

Последний российский император Николай 11

1

текущий

Время, в которое он правил. Отречение от престола

49

инт

Советская Россия. СССР

лит.чт Стихи о Родине

1

текущий

Октябрьская революция. Республики, входившие в состав СССР

Как люди жили в старину ( 12ч)

50

Из истории имён Имя, отчество, фамилия

1

текущий

Прозвище. Из истории имен. Проектная деятельность: «Что означают имена членов твоей семьи?»        

Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

51

инт

Какими людьми были наши предки славяне

лит.чт былина

"Как боролся русский богатырь

1

текущий

Легенда. Летопись. Пядь. Вершок.

52

Как принимали гостей

1

текущий

 Картинная галерея А. Рябушкин «Боярышня 17 века», Г.К. Михайлов «Игра в жмурки»        

53

инт

Скажи, какой у тебя дом...

лит.чт К. Паустовский «Стальное колечко»

1

текущий

Картина А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времен», А.Г. Венецианов «Гумно»,

К.П. Брюллов «Портрет княгини

Е. П. Салтыковой»,

54

инт

Какие предметы окружали русских людей?

Лит.чт Загадки        

1

текущий

П. А. Федотов «Сватовство майора», Н. Ярошенко «Деревенский хор»

55

инт

По одёжке встречают

лит.чт А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)

1

текущий

Особенности одежды славян

56

инт

Валенки, валенки...

лит.чт К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

1

текущий

Одежда детей, женщин и мужчин

57

Одежда по приказу

1

текущий

Одежда разных сословий

58

инт

Русская трапеза

лит.чт Пословицы о доме, о трапезе

1

текущий

Проектная деятельность: Составление древне-русского меню. Картина

59

Верования языческой Руси

1

текущий

Боги древних славян.

60

Масленица и Иван Купала

1

текущий

Религия. Язычники.  Картинная галерея. В. Суриков «Взятие снежного городка»,

61

Принятие христианства на Руси

1

текущий

В. Васнецов «Крещение Руси». Проектная деятельность: Христианские праздники.         

Как трудились в старину ( 7ч)

62

инт

Труд в крестьянском хозяйстве

лит.чт.Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

1

текущий

Земледелие. Земледелец        

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»

63

инт

Тяжёлый труд крепостных

лит.чт.А.П. Чехов «Ванька»

1

текущий

Учебный диалог: при каких условиях человек лучше трудится: если он сам распоряжается результатами своего труда, или если работает на своего господина и отдаёт ему всё, что сделал своими руками

64

Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло

1

текущий

Возникновение ремесленничества в России

65

О гончарном ремесле

1

текущий

66

инт

Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России

лит.чт. Русская народная сказка «Про ленивую и Радивую»

1

текущий

Мини-дискуссия «При каком труде (машинном или ручном) можно сделать больше вещей»

67

О первых железных дорогах

1

текущий

Строительство железных дорог

68

инт

Открытие, которые совершил человек в Х1Х-ХХ веках

лит.чт Ф.Глинка «Москва»

1

текущий

Инт — интеграция окружающего мира с литературным чтением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое пранирование по окружающему миру во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...