"Царица - водица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Пронина Фатыма Халимовна

Урок по теме "Царица - водица". Предлагаю много загадок, стихов, пословиц, поговорок и проведение опытов. Поставлены проблемные вопросы и дети проводят исследовательская деятельность.

Урок имеет большое экологическое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon carica_-_vodica.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

Тема. «Царица – водица».

Цель. Познакомить с богатством природы – водой, её свойствами.

           Учить наблюдать, делать выводы, обобщать.

           Воспитывать  бережное отношение к природе.

Оборудование. Глобус,  колбы, пробирки, вода чистая, краска акварельная, мел; карточки с пословицами. Картины природы (река, море, небо и т.д.)

                         Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

    «Через нос проходит в грудь                                            

      И обратный держит путь.

      Он невидимый, и всё же

      Без него мы жить не можем».   (воздух)

- Что мы узнали о воздухе?

-Что такое ветер и почему он дует?

              Кто такой ветер,

              Кто - нибудь знает?

              Где он живёт?

              И куда он летает?

              Кто его детки?

              Вопрос не простой,

              Знаем мы только,

              Что он - не живой.

-От чего загрязняется воздух?

- Что мы должны делать, чтобы в классе был чистый воздух?

3. Работа над новой темой.

              Я и туча, и туман,

              И ручей, и океан,

              И летаю, и бегу,

              И стеклянной быть могу.

Рассказ учителя (можно хорошо подготовленного ученика).

    Вода есть везде. Высоко в небе и глубоко под землёй. В морях и реках. Очень трудно без питьевой воды человеку в жарких пустынях и посреди огромных солёных океанов. Не могут обходиться без воды растения и животные. Даже заводам и фабрикам нужна вода. Но главное – без воды не было бы жизни на Земле.

Беседа.

-Какого цвета больше всего на глобусе?

-Что изображено голубым цветом?

Вода занимает на Земле в 2 раза больше места, чем суша.

На нашей планете 4 океана.

-Кто знает, как они называются?

Но кроме океанов мы можем увидеть на суше голубые нити.

-Где же ещё есть вода?

                 Из земли пробился,

                 Как сердечко бьётся.

                 Ты в жару напился,

                 И другой напьётся.     ( родник)

Всё на свете отражает…

Напоит и освежит.

И всё время убегает,

Да никак не убежит.    (река)

                  Все обходят это место:

                  Здесь земля, как будто тесто;

                  Здесь осока, кочки, мхи…

                  Нет опоры для ноги.     ( болото)

4. Физминутка.

5. Продолжение новой темы.

 Свойства воды.

Опыт 1.

- Кто из вас пил воду?

- Есть у неё вкус? Запах?

Опыт 2.

 Посмотрите через чистую воду.

-Есть ли цвет у чистой воды?

Опыт 3.

 Перельём воду в сосуды другой формы.

- Какую форму вода принимает в каждом случае? (форму сосуда)

Опыт 4.

 В чистую воду добавить краску, мел. Размешать. ( хороший растворитель)

 

 Состояние воды.

           Собрались ребятишки-

           Сестрёнки и братишка:

           Градинка,                                                  

                      Снежинка,

                              Льдинка

                                        И Росинка,

           Тёплая Дождинка

                        Пар – Невидимка.   (вода)

- Так в каком же состоянии можно встретить воду? ( твёрдое, жидкое, газообразное)

Беседа.

  -Где используется вода в доме?

  - Где используется вода в природе?

             Речка, реченька, река,

             Ты пришла издалека.

             Что ты делала в пути,

             Прежде, чем сюда прийти?

                            В роднике с одной синицей

                            Поделилась я водицей.

                            А потом – с цветущим садом,

                            А потом – с огромным стадом.

             Целый город вечерком

             Напоила я чайком,

             А потом у берегов

             Убаюкала мальков.

                             Повстречала я плотину,

                             Покрутила я турбину.

                             Это мой речной поток

                             Вам даёт электроток.

7. Работа по учебнику. ( с. 42)

Роль воды в нашей жизни.

Отчего загрязняется вода.

8. Собери пословицы и поговорки.

Где вода,                        камень долбит.

У воды нос остёр,         да царица – водица.

Капля воды                   там и верба.

Царь - огонь,                  пробивается всюду.      

(объяснить значение пословиц и поговорок)

                               Словно крыша над землёю,

                               Голубые небеса.

                               А под крышей голубою –

                               Реки, горы и леса.

                               Вместе мы с тобой в ответе

                               За чудесное жильё.

                               Потому что на планете

                               Всё твоё и всё моё:

                               И пушистые снежинки,

                               И река, и облака,

                               И тропинки, и травинки,

                               И вода из родника.

9. Домашнее задание: стр.42-45.

10. Итог урока.

-О чём же говорили на уроке?

- Что узнали о воде? (св-ва воды, состояние воды)

                                  Чуть дрожит на ветерке

                                  Лента на просторе,

                                  Узкий кончик в роднике,

                                  А широкий в море.  (река)

Питьевой воды очень мало на Земле. Мы должны беречь воду и охранять её чистоту.

                                   Прогулка.                С.Я.Маршак.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят,

Загорают и едят.

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки.

И как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костёр, бумагу жгли-

  Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

-Эй, ребята!- крикнул Дима.-

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались,

Загорали,

Жгли костёр,

В футбол играли-

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки-

Словом мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

- Что сделали неверно?

-Как поступаете вы?

Литература.

Плешаков А.А. учебник 3класса «Мир вокруг нас».

Поурочные разработки по курсу окружающий мир за 3 класс.

Поглазова О.Т. учебник 2класса, часть 1, стр. 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царица - водица

учебный материал с применением местного диалекта...

Конспект урока "Царица - водица" (окружающий мир, программа "Гармония" 2 класс

Подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности...

Путешествие по стране Царицы-водицы

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме: "Путешествие по стране Царицы-водицы"...

Конспект занятия "Мир царицы - Водицы. Охрана воды"

Этот урок можно провести по любому УМК в 3 классе. В ходе урока дети под руководством учителя составляют интеллект - карту (графический конспект), проводят простейший опыт с водой....

Внеурочное занятие в 4 «Б» классе по курсу « Земля – наш общий дом». Устный журнал « Царица-Водица».

Цель занятия - формирование экологически ориентированного поведения; воспитание любви к природе, к своей малой Родине; развитие наблюдательности, творческих способностей детей. Задачи: ...

"Царица-водица"

     Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель. Во время урока происходит знакомство детей с физическими свойствами воды, а так же как нео...

Царица-водица

технологическая карта урока...