Внеурочное занятие в 4 «Б» классе по курсу « Земля – наш общий дом». Устный журнал « Царица-Водица».
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Карева Елена Владимировна
Цель занятия - формирование экологически ориентированного поведения; воспитание любви к природе, к своей малой Родине; развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
 
Задачи:    
 - расширять знания детей о воде как о природном богатстве и источнике жизни;                                                                              
 - развивать речь, пополнять словарный запас детей;
 - воспитывать бережное отношение к водным ресурсам;
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_o_vode.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7

с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Серпухов Московской области

                             

Внеурочное занятие  в  4 «Б» классе

по курсу « Земля – наш общий дом».

Устный журнал

« Царица-Водица».

       

                                                                                           

                                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                                      Карева Елена Владимировна

                                                               

                                                      4 декабря 2014

             Внеурочное занятие по курсу « Земля – наш общий дом».

                               Устный журнал «Царица-Водица».

Цель:   -формирование экологически ориентированного поведения;

- воспитание любви к природе, к своей малой Родине;

                -  развитие наблюдательности, творческих способностей детей.

Задачи:      - расширять знания детей о воде как о природном богатстве и

                      источнике жизни;                                                                              

                    - развивать речь, пополнять словарный запас детей;

    - воспитывать бережное отношение к водным ресурсам;

                                                  Ход занятия

1.Организационный момент.                   Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наше внеурочное занятие по курсу

 «Земля – наш общий дом» пройдёт в необычной форме.

2. Создание проблемной ситуации, её анализ        Слайд 2, 3.

Начать его хочу с  истории, которая произошла в обычной  городской квартире. После обеда первоклассница Танюшка  мыла посуду. Вдруг за окошком послышались звонкие голоса подружек, которые звали девочку  гулять. Бросив недомытую посуду, Таня тут же побежала во двор, а из неплотно закрытого крана тонкой ниточкой струилась вода…

Капля за каплей, капля за каплей, ручей, река, океан…

Так и хочется сказать:

 - Танюшка, закрой кран!

- Как вы расцениваете поступок Танюшки?

- Были у вас похожие ситуации?

- Как вы поступаете в таких случаях?

Ответы учащихся.

Какой же мы сделаем вывод?

- Воду нужно беречь, расходовать экономно, разумно.

- А почему?

- Вода – это бесценный природный дар. Вода – это источник жизни.

3. Актуализация знаний.

- Так какова же тема нашего сегодняшнего занятия?

Ответы учащихся.

- Тема занятия: вода. Мы будем говорить о воде, её пользе, значении  для всего живого на Земле, о бережном отношении к воде.

Ученица Черникова  Д.

Кто знает откуда берётся вода?!

Быть может из снега? Быть может из льда?

А может с подземных ключей она бьёт?

И всем она жизнь и цветенье даёт.

И чтоб о воде нам всё при всё разузнать,

Немало учебников надо читать,

А так же различных журналов и книг,

Чтоб все её тайны открылись  вмиг.

4.Представление групп.  Слайд 4.

 Занятию предшествовала большая подготовительная работа.

 Чтобы успешнее решить поставленные задачи, мы разбились на группы и каждая получила своё задание.

- Какие профессии вы освоили за этот период?

Ответы учащихся. Мы были художниками, исследователями, экологами находили и собирали различную информацию, работали как корреспонденты или журналисты- это люди, которые занимаются поиском и обработкой информации.

- Теперь настало время представить свои группы: название, девиз.

«Капельки»,  «Ручеёк»,  «Океан»

1гр «Капельки»

Мы сильны и мы дружны,

Мы как капельки воды!

                   2 гр «Ручеёк»

          Мы ребята любим воду,

          Умываемся всегда.

          Пьём мы воду, чистим зубы.

          Защищаем вшестером

           Наш любимый водоём.

3 гр «Океан»

Мы самый дружный океан.

Вместе мы 4 года.

Расскажем всё о разных водах.

Собранный вами материал предлагаю разместить в устном журнале. Мы перелистаем странички, почитаем, обсудим, поделимся впечатлениями.

Какое название мы дадим  нашему журналу?  Ответы учащихся.

Подберите рифму  водица –спица, водица – птица,  водица – напиться, водица - царица

Открываем наш  журнал «Царица – Водица»  Слайд 5.

1 страница «Информационная»  Слайд 6.

Слово предоставим группе « Океан»

Гущина Н.

Вода является вторым после кислорода веществом, необходимым для существования человека. Это единственное вещество, которое находится одновременно в трёх состояниях: газообразном, жидком и твёрдом.

Слайд 6,

Юдаев Л.

А) 3\4 поверхности Земли занято водой и только 3% воды является питьевой.

Самые чистые запасы пресной воды находятся в Финляндии, это страна озёр.

Мы составляли экологический календарь, и среди прочих дат есть такая

-  22 марта Международный день воды 

Всемирный день воды проводится для того, чтобы стать напоминанием всем жителям Земли об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете и привлечь к этим проблемам общественное внимание. 
В России праздник «Всемирный день воды» отмечается уже 20 лет с 1995 года. Его девиз – «Вода – это жизнь». 

Слайд 7.

Период 2005-2015 гг. был объявлен Международным десятилетием действий «Вода для жизни». Так же интересные даты :

8 июня – Всемирный День Океанов

31 октября  - Международный День Чёрного моря.

Бородина У.

Здоровый человек может выпить около 3 л воды в день (это 48 стаканов).

Гущина Н.

Общее количество воды, выпиваемой человеком на протяжении жизни, составляет 35 тонн.

Бородина У.

В) К сожалению, уже сегодня не хватает воды во многих частях. От нехватки воды страдают 700 млн человек в 43 странах мира.

А к 2025 году с этой проблемой столкнуться 3 млрд человек.

2 страница «Занимательная»  Слайд 8.

Айсберг может таять 10 лет.

Толщина тучи может достигать 16 км. Это расстояние до Протвино.

Ермакова Л.

Существует несколько десятков Музеев воды в России и за рубежом. Музей воды в Москве. Интересным экспонатом является модель водопровода, сооружённого в 15в. Музей воды в Санкт-Петербурге, который располагается в здании водонапорной башни 19в. Есть Музеи воды в Португалии, Испании, в Австрии, в Германии и других странах.

Самый долгий дождь. Он длился 247 дней , это примерно 8 месяцев на одном из Гавайских островов, что в Тихом океане

Праздник воды в Туркмении
В Туркмении праздник воды  ежегодно отмечается первое воскресенье апреля месяца. Буквальный перевод названия этого праздника с туркменского языка – «Капля воды – крупица золота».

Праздник воды в Таиланде
В Таиланде праздник в честь Матери воды приходится на начало ноября – конец октября, (когда заканчивается сезон дождей и вода поднимается из берегов.) Имеет этот праздник и второе название – Лой Кратонг. «Лой» – в переводе с тайского – «плывущий», а «кратонг» - это лодка, сделанная из банановых листьев. Это один из самых красочных праздников Таиланда.
В этот день все реки, озера, моря и даже океан заполняются плывущими кратонгами с зажженными свечами, цветами и палочками благовоний, а также частичкой того, кто отправил кратонг в путешествие. Перед тем как отпустить кораблик в свободное плаванье, зажигается свеча и загадывается желание.

Этот необычный обряд символизирует просьбу о прощении у воды за ее использование, за ее загрязнение. 

Фурсов К.

Самое глубокое и чистое озеро на Земле – Байкал. У этого озера всех больше имён. «Жемчужина Сибири», «Священное море», «Сибирский феномен» - как только не называют его! Богатое озеро – такое имя дали ему якуты. Золотое озеро – говорят алтайцы. Огненное озеро – зовут буряты, а у монголов в ходу наименование – Великое озеро.

  Байкал – глубочайшее озеро мира. 1637 метров – его глубина (это больше 50 десятиэтажных домов, поставленных друг на друга!). В озере самая прозрачная вода. Дно видно до глубины 40-45 метров (это больше, чем 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга!).

В озеро впадает более 300 рек. Вытекает только одна река – Ангара, её ласково называют «дочерью Байкала». На озере очень много островов (22). На берегах озера расположены 3 заповедника – Байкальский, Забайкальский, Баргузинский.

3 страница «Фольклорная»  Слайд 9, 10

Предоставим слово группам «Капельки» и «Ручеёк»

Загадки

Крылова Л. Кириллова П.

А) В жаркий день самой желанной бывает.

Б) Много меня – пропал бы мир,

     Мало меня – пропал бы мир.

В) Не конь, а бежит,

     Не лес, а шумит.          Река.

Г) Бегу я как по лесенке,

    По камушкам звеня,

    Издалека по песенке

    Узнаете меня.            Ручеёк.

 Ребусы  

Блиско С.

Отгадки: водопад, капель, водоворот

Фразеологизмы

Яровой А.

А)Как с гуся вода.

Б) Как в воду глядел.

В) Как рыба в воде

Заклички о воде.

КирилловаП, Быковская А, Сердюк Я.

Туча, туча, Дождь не прячь!

Лейся, дождик, Дам калач!

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки на зелёненьком  лужочке!


Дождик, лей! Дождик, лей!

 На меня и на людей!

На меня по ложке,

На людей по плошке,

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!
Зря в окошко не стучи.

4 страница  «Экономическая»  Слайд 11.

Представьте  себе, что вода исчезла с нашей планеты.

- Как будет выглядеть наша земля?

Ответы учащихся.

Вместе с ней исчезнут реки, озера, моря. Не будет больше идти снег, дождь, исчезнут в небе облака. Без воды погибнут растения, животные и, конечно, люди. Земля превратится в пустыню. Не будет жизни.

Султонова В.

Люди расходуют очень  много воды. С каждым годом им требуется ее все больше. Житель древнего города Рима тратил в сутки всего лишь несколько литров воды. А житель современного города расходует более 350 литров. Очень  много воды требуется заводам, фабрикам, сельскому хозяйству. Например, чтобы сделать сковородку, надо затратить 25 литров воды.

Чтобы вырастить пшеницу, из которой можно будет испечь лишь одну булку, требуется 200 литров воды. 

Ярослав

Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Анализ исследования или наблюдения

- Сколько раз вы пользовались водой в течении выходного дня?

Рассказы учеников о своих наблюдениях(чистка зубов, пользование водой в классе и дома) Аня, Ульяна, Света, Даша, Соня, Кирилл.

- Какие правила хорошего экономного хозяина вы можете назвать, составить?

-  Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

- А главное - не забывайте выключать воду! Немедленно ремонтируйте протекающие краны и сливные бочки.  

- Мойте машины не шлангом, а из ведра. 

- Устанавливайте в квартирах счетчики учета воды.

Соблюдение простых правил - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра.

 

Анализ исследований и наблюдений.

- Сколько раз вы пользовались водой в течении выходного дня?

Ответы рассказы учащихся.

5 страница «Математическая» Слайд 12.

Предлагаю решить  задачи, выполнить несложные математические расчёты.

Задача №1.

Организм человека на 2/3 состоит из воды. Сколько литров воды в организме

А) Школьника (30 кг)           20 л

Б) Взрослого (72 кг)              48 л

В)Борца- Сумоиста (120 кг)             80 л

Используйте формулу :              О : 3х 2

Задача №2.

Во время приема душа за 5 минут расходуется 200 л воды.

Сколько литров воды потребуется семье:

а) из 3 человек;                1200л

б) из 4 человек;                1600л

в) из 5 человек;                2000л

если каждый принимает душ 10 минут.

Как решали?

1 способ:  1)10 : 5 = 2 раза увеличилось время

                  2) 200 х 2 = 400 л потребуется одному человеку

                  3) 400 х 3 = 1200 л – семье из трёх человек

2 способ:   1) 200 : 5 = 40 л за минуту

                   2) 40 х 10 = 400 л за 10 минут

                   3) 400 х 3 = 1200 л

6 страница « Оздоровительная»   Слайд 15, 16, 17

- Знаете ли вы ребята, сколько литров воды нужно пить в сутки ребятам вашего возраста, имея массу до 50 кг -              1,5 л воды

- А какую воду вы пьёте?

Ответы учащихся. (Кипячёную, покупаем в бутылках, родниковую, фильтрованную, минеральную)

А) Исследуем бутылочки с минеральной водой.

-Какую информацию вы нашли на этикетках?

Кальций (Са) обладает противовоспалительным действием, укрепляет кости. 

Подробнее о других минералах, вы можете узнать самостоятельно.

Употребление чистой воды вместо других напитков снижает аппетит и способствует похудению. Целебные свойства минеральной воды  известны с давних времен. Натуральная минеральная вода очищает и оздоравливает, лечит и тонизирует. Природная натуральная вода, не подвергавшаяся искусственной минерализации и без различных добавок, принесет организму огромную пользу.

Б) Польза закаливания.

Закаливание приемлемо для любого человека, им могут заниматься люди всех возрастов независимо от степени физического развития. Оно имеет важные функции: поднимает работоспособность и выносливость организма, заключает в себе культуру волевых усилий, помогающих устоять в серьёзных испытаниях, формируются такие черты характера, как настойчивость, целеустремлённость, воля к достижению поставленной цели. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение.

Нельзя сразу стать «моржом», последовательность закаливая — основной принцип. Нужна предварительная тренировка организма более щадящими процедурами, например, обтиранием, ножными ваннами, а уж затем обливанием и душем, соблюдая при этом, конечно же, принцип постепенности снижения температуры воды. 

Ученик Макаров М.

Давайте же мыться, плескаться, 
Купаться, нырять, кувыркаться 
В ушате, в корыте, в лохани, 
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

7 страница «Историческая»   Слайд 18, 19.

Звучит мелодия Гимн Серпухова

- Знакома ли вам эта торжественная песня?

- Почему у города такое название?

Крылова Л.

Река Серпейка дала название населённому пункту и Река дала своё имя двум городским улицамВерхняя Серпейка и Нижняя Серпейка, расположенным вдоль русла реки. Серпейка – приток Нары.  Длина реки  2 км 200 м. Сейчас Серпейка представляет собой маленький мутный ручеек

- В какую реку впадает Серпейка?

-Правильно, в Нару.

8 страница «Экологическая»  Слайд  20.

Устинкина А.

Нара - одна из крупных рек Московской и Калужской областей РСФСР,

протяжность которой составляет 158 километров и является притоком Оки. Нара означает «луговая река» за последние годы побережье реки и сама река были серьёзно загрязнены.

 Главным источником загрязнения являлись промышленные предприятия, которых в Серпухове было  много, они отправляют водоёмы не утилизированными отходами. Другими источниками загрязнения являются сельскохозяйственная деятельность, многочисленные рекреационные учреждения, неорганизованный отдых населения, а также дачи в пределах водоохранных зон.

Вблизи реки Нара строится  парк, он смотрит на Высоцкий монастырь, реку Нара и собор Николы Белого. Виды просто великолепные, захватывающие дух. Парк вдали от шумных улиц, производств: звенящая тишина, покой, течение реки придают месту особый дух, колорит и величие.

- А какая же у нас в городе ситуация с питьевой водой?

Гущина Н,

Все города России можно условно разделить на 5 групп по степени сложности экологической ситуации с водой: 1- благополучное ( Анапа), 2- удовлетворительное (Сочи, Чехов), 3 – умеренно-напряжённое ,

4 – напряжённое, 5 – критическое. Серпухов относится к 4 категории, ситуация напряжённая.

9 страница «Творческая»

Мы перестали все страницы нашего журнала, подведём итоги.

Предлагаю написать благодарственное письмо Царице-водице, письмо –прощение, письмо –напутствие будущим поколениям.

Предлагаю найти информацию о тех полезных веществах( минералах), которые содержатся в минеральной воде, чем они полезны для организма.

Рефлексия

-С каким настроением вы заканчиваете наше занятие?

- Какая страничка была для вас самая интересная?

- Какие чувства вызвало сегодняшнее занятие?

Продолжить одну из фраз:

Я задумался…

Меня заинтересовало…

Мне понравилось…

Я думаю что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Царица - водица" (окружающий мир, программа "Гармония" 2 класс

Подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности...

Устный журнал "ЗЕМЛЯ ОТЦОВ - МОЯ ЗЕМЛЯ"

Изучение быта, традиций,фольклорных жанров и современного искусства кубанского казачества, пополнение знаний о своей станице....

Внеурочное занятие курса «Земля-наш общий дом» Тема:Проект «Цветочная клумба или как создать цветник?»

Задачи:Образовательные:- формирование у учащихся первичного представления о садовом ландшафте, сортах цветов, способе ухода за ними.- формирование и развитие экологической грамотности.Развивающие:- ра...

Программа курса "Земля наш общий дом" по окружающему миру

Программа «Земля – наш общий дом» предусматривает, что начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культур...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» для 3 класса...

Конспект урока окружающего мира "Царица - водица" во 2 классе

Конспект урока окружающего мира "Царица - водица" во 2 классе...

Внеурочная деятельность 2 класс тема курса: "Занимательная математика".

Внеурочная деятельность 2 класс тема курса: "Занимательная математика"...