Конспект урока окружающего мира "Царица - водица" во 2 классе
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Раздобреева Елена Владимировна

Конспект урока окружающего мира "Царица - водица" во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_tsaritsa_-_voditsa.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:                        Серова Елена Владимировна

Предмет:                   Окружающий мир

Класс:                         2 В

Тема урока:               Царица - водица

Тип урока:                         Урок – решение практических задач.

Цели урока: создать условия для осознания учениками: значимости воды в природе и в жизни человека, необходимости бережного расходования и сохранения чистоты воды на основе поисковой деятельности и собственного жизненного опыта.

Задачи: 

активизация знаний  и наблюдений детей о питьевой воде; показать значение воды для растений, животных,    человека;

 обсудить: мировую проблему нехватки питьевой воды; меры экономного  расходования;                        

 работать над созданием  плаката- памятки о бережном расходовании воды и сохранении   ее  чистоты; систематизация  и обобщение изученного на уроке; развивать наблюдательность и мышление; учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею; воспитание  культуры  диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке, умение четко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на замечания и поощрения; формирование ключевых компетенции: информационной, проблемной и коммуникативной; воспитание бережного отношения к своему здоровью и природе.

Планируемые результаты:

  • Освоение предметных знаний, умений: научатся: определять, где используется вода, как и почему она загрязняется; общие условия необходимые, для жизни растений и животных; необходимость бережного расходования и сохранения чистоты воды; получат возможность научиться:  называть свойства воды; определять роль воды для живой природы; рассказывать о значении воды для всего живого; осуществлять исследовательскую деятельность.
  • УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выявлять возникшую проблемную ситуацию; находить пути выхода из проблемной ситуации; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе.
  • Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения различных видов работ, контролируют результаты своей деятельности, оценивают своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме.

Коммуникативные: осознают, высказывают и обосновывают свою точку зрения, вступают в сотрудничество с одноклассниками, участвуют в совместной деятельности, принимают другое мнение и позицию одноклассников.

Познавательные: работают с разными источниками информации, строят рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Личностные: осознают себя как гражданина своего Отечества; выделяют  нравственный аспект поведения, соотносят поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; формируют навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе; Осознают  личную ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Межпредметные связи: 

        Чтение            Экология

        Математика   ОБЖ

ИЗО

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод, прием «корзина идей», кластер,взаимообучение.

Оборудование:

  • учебник, О.Т . Поглазова «Окружающий мир», 2 класс , Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2012г.
  • глобус.
  • посуда для опытов;
  • проектор, презентация.
  • иллюстрации использования воды.
  • памятки безопасного поведения у водоемов.
  • пример воздействия хлора на ткань
  • корзина (иллюстрация)
  • таблички с названиями свойств воды (прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, текучесть, растворитель, не имеет форму,отражатель,бесцветная)
  • соль
  • сахар
  • вода
  • сок
  • листы формата А3.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивационный момент(1мин.)Цель:Настроить на работу, мотивация на познавательный процесс.

Слайд №1 (Добрый день!)

-Прозвенел звонок веселый, Вы начать урок готовы? (Готовы!)

Будем слушать, рассуждать

 И друг другу…( помогать).

Прием «Ассоциация»

-УРОК. Всего 4 буквы…, с чем у вас ассоциируется данные буквы.  Каким вы хотите видеть урок?

(У- умным, успешный Р- развивающим, радостным О- отличным, особенным К- креативным, красивым)

 -  Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись  еще на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Подбирают необходимые слова

Мотивация к учебной деятельности; положительное отношение к процессу обучения, приобретению знаний и умений(Л)

Вступают в сотрудничество с учителем и классом (К)

II.Целепологание. Актуализация знаний и постановка проблемы. (6мин) Цель:Учить самостоятельно определять тему и цель урока. Создать проблемную ситуацию .Вызвать интерес к учебному материалу.

  1. Чтение стихотворения

-Блистают звёзды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают.

Мне очень жаль людей, которых

На свете ничего не удивляет.

- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе, смене времен года…)

-Молодцы, ребята! Все происходящее в природе имеет значение. Скажите о чем мы говорили на предыдущих уроках окружающего мира? ( о воде, пресной, соленой, о реках, о океанах, о трех состояниях воды, о водоемах-искусственных и естественных, о мировом океане).

Работа с глобусом

-У меня в руках модель нашей планеты. Какого цвета больше на глобусе? (Голубого цвета). Как можно назвать нашу планету? (Голубая планета) Ребята, как вы думаете много на Земле воды? (Да)

Посмотрите на доску. Слайды(2) 

-Люди думая, -что воды много, используют ее по-разному.

-А как бы вы относились к использованию воды?

Как нужно обращаться с водой, если ее много?(гидроэлектростанции, отдых, питье, стирка, бережное отношение,…)

-Я с вами полностью согласна, а в народе даже говорят «Капля воды дороже золота» Слайд(3)

-А почему так говорят?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Молодцы, говорить мы сегодня будем о  Водице-царице.  Слайд ( 4)

-На уроке мы выясним, какое значении воды для всего живого, проведем опыты, выясним, какими свойствами обладает вода, выполним творческую работу, и узнаем как много пресной воды на Земле. А помогут нам ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.

Отвечают,предпологают.

Отвечают, предполагают.

Дети высказывают предположения .

Ответы обучающихся.

Дети определяют тему и цель урока.

Стремление преодолевать возникающие затруднения(Л)

Принимают и сохраняют учебную задачу(Р)

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.(П)

Наблюдают  и сопоставляют, выявляют взаимосвязи и зависимости (П)

Формулируют собственное мнение и учитывают мнение товарища(Л)

Вступают в сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, принимают другое мнение и позицию одноклассников(К)

III.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач (18 мин) Цель:Активизировать знания и наблюдения детей  о питьевой воде; показать значение воды для растений, животных, человека; обсудить мировую проблему нехватки питьевой воды, меры экономного расходования;

  работать над созданием  плаката- памятки о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты.

- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.

Почему же тогда царица – водица?

(На доску вывешивается корзина)

На обсуждение вопроса в группах даю 2 минуты.

-Почему царица – водица?

(Необходима для жизни человека, растений, животных; отдых; добыча рыбы, электричества; мытья, умывания, питья,для передвижения, …)

Делаю записи, фиксирую иллюстрации использования воды.

-Наши суждения необходимо проверить. Прочитаем вывод на стр. 51

Наши суждения верны?(Да)

-Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

Опыт с водой: -Предлагаю вам попробовать воду (1 обучающемуся).(Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная.)

-Что вы можете сказать?

-Как вы считаете, какой воды больше на Земле?(Пресной)

- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной.  Если представить, что вся вода уместится в 3х литровую банку, то пресная займет всего лишь часть стакана (показываю посуду).

  -Ребята, а вы знаете, в каком озере на территории нашей России содержится пятая часть всей пресной воды планеты?(оз. Байкал) Слайд(5)

-Какую воду вы выберете для питья? Если я дам попить из стакана Тане, Маше, Вове … что произойдет? (Воды не хватит) Какая проблема возникнет?

-Запасы пресной воды ограничены, а потребность в ней огромна. Не зря 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.(Дату вывешиваю на доску).

-Давайте посмотрим, на сколько хорошо вы знаете какую воду нужно пить. Составьте пословицу из слов.

Составьте пословицу из слов (Слайд 6).

(Не всякая водица для питья годится.)

-Объясните, как вы понимаете эту пословицу?

-Почему нельзя пить воду из речки?... лужи?...из под крана?

-Ребята поднимите руку у кого вода дома течет из под крана. А теперь поднимите руку те кто когда-нибудь видел легкий пар или пузырьки когда наливал воду из под крана. А кто пил такую воду? -Ребята, вода, которая течет из под крана хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах и на вкус. Вода бывает мутной, содержит много пузырьков. Поэтому если пить не отстоявшуюся воду( из нее не успевает улетучиться хлор), то попадая в организм человека, хлор постепенно наносит ей вред.

(показываю платок, на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.

-Какой вывод вы сделали?(Нельзя пить воду из которой не успел улетучиться хлор)

-Не только жизнь человека связана с водой, но жизнь животных и растений тоже связана с водой. Слайд(7).   (Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой)             -Почему?  (Живут в воде или рядом с водой)

-А вы узнали какое это растение? (Камыш)

Дополнительные сведения ( сообщения детей)

Камыш. Болотное растение - камыш главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные  химические вещества. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.

-А это какая рыба? (Сом)

Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.

-А как зовут эту птичку? (Не знают) Нам расскажет…

Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их.

Какой вывод вы сделали, прослушав сообщения и просмотрев картинки?

Вывод: Вода – дом для многих растений и животных. Воду нужно беречь! Не было бы воды, и не было бы таких красивых животных и растений. Слайд (8)

Работа с иллюстрациями учебника стр.52

-Рассмотрите иллюстрации на стр. 52. Что изображено? Что произошло? Почему?

-В наше время над водой  нависла угроза загрязнения: фабрики, заводы, города, свалки отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной  опасностью миру существ, обитающих в воде, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и  бытовые отходы. Рассмотрите рисунок (Слайд 9) Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров он выбросит за 2 минуты? Один литр таких отходов приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько литров чистой воды приведет в негодность 5 литров отходов?

-Как вы думаете, что может произойти с пресной водой?

-Давайте прочитаем вывод на стр.52

-Что нужно делать, чтобы этого не случилось? (беречь воду, не мусорить, строить очистные сооружения, следить за чистотой)

-Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить на берегу и в воде)

-С каким призывом мы можем обратиться к людям чтобы сохранить воду чистой?(Берегите воду) (слайд 10)

-Предлагаю вам оформить памятку о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты.

Работаем в группах , время на выполнение 5 минут.

Защита проектов(5 мин)

Прием «Корзина идей»

Дети работают в группах

Дети «складывают» в корзину идей  свои знания, делятся своими суждениями.

Читают.

Дети делают выводы:

Для жизни растений нужна вода, для жизни животных нужна вода, для жизни человека нужна вода.

Опыт  

Дети пробуют воду.

Высказывают свои суждения.

.

Высказывают свои суждения.

.

Высказывают свое мнение

Дети слушают сообщения детей. Происходит взаимообучение.

Высказывания детей.

Читают, сопоставляют со своими высказываниями.

Ребята работают в группах определённое время (под звуки моря), затем представляют продукт своей деятельности. После представления плакаты всех групп вывешиваются на доску , представители от групп защищают свои плакаты.

Действуют согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя(Р)

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.(П)

планируют в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, задачами(Р)

Эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении(Л).

Определяют где используется вода, как и почему она загрязняется; общие условия необходимые, для жизни растений и животных(П).

Осуществляют исследовательскую деятельность(П)

Осознают, высказывают и обосновывают свою точку зрения, вступают в сотрудничество с одноклассниками(К)

Осознают себя как гражданина своего Отечества; сознают  личную ответственность за своё здоровье;(Л)

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.(П)

Определяют роль воды для живой природы; рассказывают о значении воды для всего живого(П)

Действуют  согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя(Р)

Испытывают стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении(Л)

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.(П)

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами(Л)

Навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе(Л).

Эмоциональное развитие(Л)

IV.Динамическая пауза. (1мин) Цель:  сменить вид деятельности; закрепить полученные знания.

       Игра «Согласен-не согласен»

Я буду произносить фразу, если вы согласны -хлопаем, если нет-топаем.

1 Нельзя мыть машину на берегу водоема.

2.Для питья годится и пресная и соленая вода.

3.При помощи воды добывают электрический ток.

4. Без воды погибнет все живое.

5.Воду можно пить из под крана.

6.Без воды нет жизни.

Планируют (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, задачами(Р)

V. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков (8мин)

Цель: Решение практических задач; усвоение нового знания при решении практических задач.

Проведём эксперимент (практика)

-Молодцы! Вы сделали правильные выводы, как  нужно использовать  воду.

- Какими же свойствами обладает вода? Чтобы ответить на данный вопрос предлагаю провести исследования-эксперименты.

- Работаем в группах, рассчитайтесь по порядку.

1 ученикПерелейте воду из стакана в блюдце. Какую форму приняла вода? Сделайте вывод.

 Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан?

2 ученик. Возьмите два стакана

- с соком и водой. Что можно сказать о цвете сока? А воды? Сделайте вывод?

 3 ученик Погрузите ложку в стакан с соком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод.

4 ученик  Возьми стакан с водой и стакан сока. Попробуйте воду и сок. Какой вкус у воды? А у сока? Сделайте вывод.

5 ученикОдна группа возьмёт ложку соли, а вторая - ложку сахара. Положите в стакан с водой и перемешайте. Что произошло? Сделайте вывод. Куда они исчезли?

6 ученик Возьмите стакан с водой и стакан сока. Понюхайте воду и сок. Какой запах у воды и у сока? Сделайте вывод.

 

Коллективное заполнение кластера.

- Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня? Давайте проверим, как вы запомнили? 

(Вывешиваю таблички с названиями свойств воды)

-Все ребята молодцы! Эксперименты прошли успешно!

Дети работают в группах

  1. Выполняют задания.
  2. Делают вывод:

Растечётся, вода не держит форму. 

Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается. Вода обладает текучестью.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

сок–…, вода – бесцветная

Когда погружаем ложку в стакан с водой, ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная. 

Вода не имеет вкуса . 

Вода растворила соль и сахар.

Вода-  растворитель.  

При соединении с водой молекулы соли и сахара смешались с молекулами воды.

(растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого).

Вода не имеет запаха. 

Обучающиеся перечисляют свойства воды.

Выявляют  существенные признаки исследуемого объекта, осуществляют поиск и сбор нужной информации для достижения поставленной  цели.(П) Осознают, высказывают и обосновывают свою точку зрения, вступают в сотрудничество с одноклассниками

 (Л).

Называть свойства воды(П)

Готовят рабочее место для выполнения различных видов работ, контролируют результаты своей деятельности(Р).

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.(П)

планируют(в сотрудничестве с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-практическими, экспериментальными задачами(Р)

Наблюдают и сопоставляют, выявляют взаимосвязи и зависимости, отражают полученную при наблюдении информацию в виде схемы.(П)

VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

(3 мин) Цель: повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности; научиться использовать его в системе ранее изученных знаний.

Посмотрим,насколько хорошо вы усвоили тему урока.

1.Практическая работа (Слайд 11)

Вставь пропущенные слова.

Всему живому ___________ вода.

Пресной воды на Земле _______.

Необходимо _____________ расходовать воду.

Краны в доме должны быть ____________ .

Нельзя ________________ водоемы.

(Слова на полях: нужна, мало, экономно, закрыты, загрязнять)

Молодцы, ребята!

Практическая работа Дети вставляют пропущенные слова

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.(П)

Участвуют в совместной деятельности(К)

Формируют навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе(Л)

Принимают и сохраняют учебную задачу(Р)

VII. Рефлексия           ( 5 мин) Установление соответствия целей и результатов.

Формировать умение осуществлять самоанализ,

контроль, самооценку учениками своей учебной деятельности на уроке.

Ребята, о чем мы говорили на уроке? Почему царица-водица? Какие виды работ использовали? Что нам помогло? Теперь вы знаете, как обращаться с водой?

2.Подводя итог нашей работы, как бы вы закончили урок?(Слад 12)

- Я не знал что.….

- Теперь я буду…..

- Теперь я не буду….

- Было трудно…

-Было интересно…

-За работу на уроке я поставлю себе (5,4,3…)потому, что…

Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? Какое у вас настроение?

А чтобы вы помнили, что воду надо беречь я вам дарю памятки с правилами экономного расходования воды и правилами  поведения у водоемов.

Дают развернутые ответы.

Умение сотрудничать(Л)

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.(П)

Оценивают своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме (Р)

Осознают, высказывают и обосновывают свою точку зрения(К)

VIII. Домашнее задание

( 3 мин) Повторить и закрепить новый материал. Развивать творчество, умение работать с дополнительными источниками, формировать коммуникативные умения

Мне очень понравилось как вы работали на уроке! За активную работу на уроке…

Для самых любознательных предлагаю дома ответить на занимательные вопросы: (Слайд 13)

        

  1. Как спастись от жажды в лесу?
  2. Первый в России водопровод.
  3. Как воду очищают?

4.   Что бы случилось, если бы ветер не уносил        облака?

      5.Зачем воду пьют?

          Спасибо за работу на уроке.

Что ж, опять звенит звонок,

Вот и  закончился урок.

Выбирают для себя задание.

Умение аргументированно строить и высказывать предположения(К)

Умение работать с разными источниками информации(П)

Используемые ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"

Урок окружающего мира  с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...