Рабочая программа Окружающий мир 2 класс Школа 21 века ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Сизова Мария Сергеевна

Рабочая программа по предмету окружающий мир 2 класс Школа 21 века ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr_miru_2_klass.docx89.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

___________________

 (предмет)

« ___» _________ 20   года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

_____________________

« ___» _________ 20   года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ СОШ _____

______________________

« ___» _________ 20   года

 

 

                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по _______окружающему миру_____________________

(предмет, курс)

класс __________________2 «А»_____________________

учитель ___высшей квалификационной категории

Сизова Мария Сергеевна

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

                             

                                                          2012-2013

                                                        учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  1. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  2. рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  3. с положениями Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ лицея №378  (далее Образовательной программой);
  4. с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010), с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.
  5. Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир».

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

В авторскую программу изменения не внесены.

Состав участников программы

     Исходя из задач конкретного образовательного учреждения – ГБОУ  лицея №378 с учетом его вида – лицея можно выделить следующие приоритеты:

  1. образование в лицее – это образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур, интеллектуальное и нравственное развитие личности.

      Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана с учетом обучающихся во  2 «А» классе в количестве 30 человек  с высокой и средней степенью мотивации к процессу обучения. У учащихся в процессе обучения в 1 классе началось формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Данный курс входит в состав образовательной программы «Начальная школа 21 век»,  следовательно, обучение учащихся, изучивших в 1 классе «Окружающий мир» по программе «Начальная школа 21 века» в объеме 66  часов считается объективно оправданным и целесообразным.  Вследствие того, что «Окружающий мир» — предмет интегрированный, при его изучении учащиеся 2 «А» класса получат возможность:

  1. устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
  2. осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получат начальные навыки экологической культуры;
  3. будут подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознают возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;
  4. подготовятся к изучению базовых предметов в основной школе.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения,  что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
  4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
  5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  1. Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты  такой»
  2. Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
  3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»
  4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».
  5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

 

Количество и характер контрольных мероприятий

            Четверть (полугодие, триместр)

Раздел

Всего часов

Контрольные работы (общее количество часов)

Практическая часть (общее количество часов)

Диктант

Контрольные работы

Контрольный тест

Лабораторные работы

Практические работы

1 четверть

 

 

 

 1

 

 

 

2 четверть

 

 

 

 1

 

 

 

3 четверть

 

 

 

 1

 

 

 

4 четверть

 

 

 

 1

 

 

 

Всего:

 

 

 

 4

 

 

 

Содержание тем изучаемого курса «Окружающий мир»

Перечень и название раздела и тем курса

Необхо-димое коли-чество часов для изучения раздела, темы

Содержание учебной темы

основные изучаемые вопросы

практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении

требования к знаниям и умениям обучающихся

формы и вопросы контроля

возможные виды самостоятельной работы учащихся

  1. Окружающий мир

1

Сравнение понятий «объект природы», «изделие». Сравнение понятий «настоящее», «прошлое» «будущее».

ОЗОЖ

Комбинированный урок

Уметь сравнивать

объекты природы и объекты, созданные человеком.

Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю

Читать и анализировать текст учебника, работать со словами «прошлое», «настоящее», «будущее» (например придумывают предложения)

Текущий,

фронтальный,индивидуальный опрос

Выполнение заданий в РТ

   2.   Кто ты  такой?                                                                                                                            

14

Органы чувств; здоровье; режим дня; физическая культура;

 ОБЖ: здоровье и осторожность;

ОЗОЖ

Комбинированный урок

Называть (приводить примеры):

-правила здорового и безопасного образа жизни;

Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея».

Сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы

Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение

Текущий

Составление словесного портрета.

Выполнение заданий в РТ

ОБЖ: здоровье и осторожность;

Сравнение понятий «здоровье-болезнь». Составление режима дня

Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации» Как подготовить рабочее место», «Правильная поза». Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура?».

Знакомство с различным спортивным инвентарем.

Обсуждение вопросов: зачем человек питается, какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы?

Обсуждение вопросов: как определить:

 Что ты болен? Когда и как нужно проявлять осторожность?

ОЗОЖ

Комбинированный

Интегрированный

Задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна? Учить различать время по часам. Соблюдать режим буднего и рабочего дня.

Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правила чтения, письма, чем заниматься в свободное время.

Знать и выполнять:

  1. Правила безопасного поведения;
  2. Правила сохранения и укрепления здоровья

Обсуждение вопросов «Почему нужно правильно питаться?», «Есть ли у питания режим?»,  «какие продукты полезны, а какие вредны?». «Как вести себя за столом?», «Что значит есть правильно?», «Как себя закаливать?», «Всегда ли солнце, воздух и вода наши лучшие друзья?». Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного

Текущий

Практическая работа

Дидактическая игра

Тематический контроль

Аутотренинг

Составление режима дня

Выполнение заданий в РТ

Придумывание веселой истории

Работа с иллюстрациями в учебнике

Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.

 4.  Кто живёт рядом с тобою

6

Обсуждение вопроса «Что такое семья». Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд?»

Обсуждение вопросов «Как выбрать подарок?», «Как подготовиться к празднику?» Обсуждение понятия «правила поведения».  Обсуждение вопросов «Какие бывают правила?», «Когда появились правила?» Обсуждение вопроса «Как мы должны вести себя в театре».

ОЗОЖ

Комбинированный

Урок-игра

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со

сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей.

 Формировать знания об особенностях семьи как части общества. Права и обязанности, есть ли они у детей?

 Знать основные правила поведения в семье.

Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.

Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Текущий

Практический

Творческая работа (рисунок)

Анкетирование

Работа с иллюстрацией и текстом в учебнике. Рассказы детей: «Как  моя семья проводит свободное время».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Составление рассказов «Какие праздники отмечают в твоей семье».

 Анализ стихотворения С. Маршака «Хороший день».

Составлекние рассказов про мальчика Васятку «Радость»,  «Удивление», «Жалость».  Выполнение заданий в РТ

Разыгрывание сценок «В театре».

Составление памятника «Правила дружбы».

Работа в парах:

Разыгрывание сценок «Узнай по жестам, о чём я говорю»

 5.  Россия –

твоя Родина

13

Беседа на тему «Наша Родина – Россия».

Беседа о Дне России.

Беседа на тему «Славянское поколение». Обсуждение вопросов «Что изучает история?»

«Как Русь начиналась?».

Обсуждение вопросов «Как трудились славяне?», «Что употребляли в пищу?», «Как трудились в городах?».

Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья».

Чтение и обсуждение текста «Мы граждане России». Беседа о правах ребенка.

Экскурсия в краеведческий музей

Беседа о труде..

Работа с пословицами.

Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе. Экскурсия в пекарню

Встреча с родителями учащихся класса. Беседа «Профессии наших родителей»

Экскурсия в кабинет информатики.

Как узнать о прошлом города? Знать, сколько лет родному городу. Исторические места и памятники родного города

Беседа с использованием иллюстраций «Москва – столица России». Выполнение заданий в тетради

Рассказ учителя «Дом на Мойке» (использование иллюстраций)

Урок-путешествие по древним городам России («Золотое кольцо» России). Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста).

ОЗОЖ

Комбинированный

Экскурсия

Осознавать понятия «Родина»;

проявлять любовь к своему Отечеству взрослыми и детьми. Интерес к истории родной стороны, её столицы, региона, своего города.

Познакомиться с общими историческими сведениями из жизни славян.

Формирование знаний «Как Русь начиналась»

Использовать знание для поиска дополнительной информации

Познакомиться с жизнью и бытом жителей Поволжья. Жизнь, быт, труд, ремесло

Сформировать важное обществоведческое понятие «труд основа жизни»

Труд в сельской местности. Сельскохозяйственный труд.

Иметь представление о с/х труде, о важности бережного отношения к хлебу

Наблюдать за работой  пекаря. Мастерство – от чего оно зависит?

Знать, как человек выбирает профессию, когда задуматься о будущей специальности

Знакомство с трудом фермера и экономиста. В чём их особенность, важность. Современная техника требует новых специальностей. Программист

Что можно делать с помощью компьютера. Посетить компьютерный класс

Знать название 2-3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города

Москве было 860 лет (в 2007 г.). Как Москва строилась? Кто основал город? Князь Юрий Долгорукий. В чём его заслуга? Внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской

Знать достопримечательности Северной столицы России (Петропавловская крепость, Зимний дворец)

Город Золотого Кольца России: Москва – Сергиев Посад – Переславль – Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Суздаль - Владимир

Понятие «многонациональный народ России». Каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру

Права и обязанности есть у каждого. Защита прав ребёнка. Запомнить самые важные права: на труд, на образование, на отдых

Текущий

Практическая работа

Самостоятельная работа

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Работа по иллюстрациям учебника: памятники России.

Пословицы о Родине

Работа в рабочей тетради.

Работа по рисунку –схеме в учебнике

Сравнение орудий труда разных времён (по рисункам).

Рассказы учащихся о хлебе и хлеборобах

Воображаемая ситуация «Если бы мы приехали в Москву».

Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Санкт – Петербурга»

Рассказы детей о своей национальности.

6. Мы – жители Земли

9

Обсуждение вопросов: что входит в Солнечную систему, чем Земля отличается от других планет. Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии».

Сравнение понятий «дерево – кустарник – травянистое растение».

Экскурсия в лес (лесопарк)

Обсуждение вопроса «Как человек использует лес?». Беседа о грибах

Беседа о лесных птицах. Рассказы по рисункам: птицы леса

Беседа о кроте. Чтение текста об ужах.

ОЗОЖ

Комбинированный

Экскурсия

Знать : понятие о

Солнечной системой. В чём отличия Земли от других планет. Солнечная система. Десять планет

Солнце – источник света, тепла, энергии. Пословицы и поговорки о солнце

Четыре царства живой природы.

Знать представителей каждого царства. Уточнение об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомство)

Органы чувств животных. Почему у животных некоторые органы чувств отсутствуют, а другие лучше развиты

Пищевые цепи. Для чего нужны животные. Защита от врагов

Растение – живое существо. Сходства и различия с животными. Культурные и дикорастущие растения. Термин «сообщество»

Предназначение листьев. Какие бывают корни, стебли, листья

Лес – многоэтажный дом. Ярусы. Паспорт дерева. Хвойные и лиственные деревья

Роль человека в жизни леса. Когда человек друг, а когда враг. Лес помогает человеку. В чём?

Обитатели леса: кто они? К животным относятся не только звери.

Знать представителей всех ярусов и подземелья

Текущий

Практическая работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Сравнение рисунков: планета без жизни и Земля. Выполнение заданий в тетради

Выполнение рисунков

Рассматривание частей растений, зарисовка

Рассматривание рисунка – коллажа в учебнике.

Рассматривание рисунка – схемы в учебнике.

Слушание голосов птиц (звукозапись).

Воображаемая ситуация «В некотором царстве, в лесном государстве

7.Природные сообщества

23

.Беседа на тему «Какие бывают водоёмы».

Свойства воды выясняются опытным путём.

Рассматривание рисунков, чтение текста в учебнике «Строение рыбы». Беседа «Кто такие земноводные», рассматривание рисунка в учебнике. Обсуждение проблемы: «Почему природе нужны все?».

ОЗОЖ

Экскурсия на луг

Ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи.

Сравнение насекомые с другими животными. Обсуждение проблемы «Почему луг надо беречь»

Беседа с использованием иллюстративного материала «Какие бывают поля». Беседа о культурах поля. Беседа о плодовых деревьях..

Беседа «Как человек помогает природе». Красная книга России.

ОЗОЖ

Комбинированный

Экскурсия

Знать:

Состояние воды

Виды водоёмов. Обитателей водоемов. Назвать по  2-3 представителя. Земноводных и их пользу

Вода – источник жизни на земле. Водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка жёлтая)

Образование болот. Обитатели болот. К чему приводит осушение болот?

Уметь доказать утверждение

Текущий

Практическая работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Рассматривание и обсуждение рисунка – схемы в учебнике

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Рассказы детей по рисункам «Животные болот и прудов»,

Экскурсия

Комбинированный

Знать:

Ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи. Значение луга

Каким животным раздолье на лугу (насекомые или пауки – животные?).

 Луг – украшение Земли

Отличие луга от поля.

Поле – большой огород.

Знать несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур

Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные

Знать, что такое «Красная книга». Растения и животные вашего края, занесенные в Красную книгу

Текущий

Практическая работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Рассматривание и описание животных луга (по рисункам).

Рассматривание рисунка – схемы в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Рассматривание иллюстраций в учебнике.

  1. Природа и человек

2

Представители животного мира, занесенными в Красную книгу.

Рассматривание иллюстраций представителей .

Чтение детских мини-рефератов.

Проверка знаний учащихся по разделу «Мы - жители Земли» Выполнение заданий в рабочей тетради

ОЗОЖ

Поиск ответа на вопрос «Как животные стали друзьями человека?»

Поиск ответов на вопросы «Что можно сделать из черствого хлеба; ненужных газет; консервных банок?

Наблюдение за порядком в «зеленом доме»,  за взаимоотношением человека и природы.

Оказание посильной помощи «зеленому другу».

ОЗОЖ

Итоговый

Проверка ЗУН

Знать  представителей Красной книги.

Уметь работать самостоятельно

Текущий

Контрольная работа

Проверка знаний учащихся по разделу «Мы - жители Земли» Выполнение заданий в рабочей тетради

Комбинированный

Урок - творчества

Урок - трудовой  десант

Уметь самостоятельно работать  с дополнительной литературой,

находить необходимую информацию.

Знать и выполнять правила поведения на природе.

Уметь бережно относиться ко всему живому.

Текущий

Рассматривание рисунка-схемы в учебнике.

Слушание мини – докладов уч-ся.

Работа с текстом учебника.

Оказание посильной помощи «зеленому другу».

                Всего

    68

  1.   Календарно-тематическое планирование 

№п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные 

вопросы

Наглядные пособия, оборудование

Программное обеспечение

Интернет-ресурсы

Домашнее задание

Введение

1.

Что окружает человека

 ИН

Работа с учебником. Учебный диалог: «Что такое  окружающий мир». «Чтение» схемы. Логические задачи на сравнение, анализ, классификацию информации. Мини-дискуссия: по какому общему признаку объединены объекты.

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

  1.   Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

 

 

Кто ты такой. 

2.

Я, ты, он, она…Все мы люди.

 Ин

Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Индивидуальное задание: рассказ-описание (словесный портрет по предложенному плану). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: сравнение двух портретов. Игра «Кто быстрее».

 

 

 

 

3.

 

Наши помощники органы чувств.

 ИН

Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материалы, температуру». Учебный диалог: «Как человек определяет свойства окружающих предметов».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

 

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

 

4.

Наши помощники органы чувств.

З

Чтение и обсуждение текстов. Учебный диалог: «Обладают ли животные обонянием и вкусом?».

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

5.

Поговорим о здоровье

ИН

Учебный диалог: «Что такое здоровье?». Работа с иллюстративным материалом: рассказы-рассуждения «Чтобы меньше болеть», «Если в доме больной»

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

6.

Поговорим о здоровье

З

Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел».

7.

Режим дня

ИН

Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Учебный диалог: «Правила организации жизни школьника дома»,

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

8.

Режим дня.

З

Чтение и обсуждение стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», учебный диалог, обсуждение проблемы «Что можно делать одновременно», рассказ учителя о часах и времени. Упражнение на определение времени по часам.

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

9.

Физическая культура.

ИН

Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием иллюстративного материала учебника (ч.1, с.38 - 40) Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Смешинки»

10.

Физическая культура.

З

Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа «Как стать крепким, сильным и выносливым». Игровая минутка: упражнения на внимание и сообразительность. Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.

11.

Почему нужно правильно питаться.

ИН

Работа с информацией, представленной в виде схемы. Чтение и обсуждение текста «Из чего состоит наша пища?».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

12.

Почему нужно правильно питаться.

З

Работа с иллюстрациями, представление полученной информации в таблице.

13.

Почему нужно правильно питаться.

З

Работа в парах: «Полезен ли сахар». Дидактическая игра: «Умеешь ли ты есть?»

14.

Почему нужно быть осторожным

ИН

Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

15.

Почему нужно быть осторожным. Проверь себя «Кто ты такой. Твое здоровье». Тест.

К

Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Дидактическая игра «Соотнеси дорожный знак с его значением» Учебный диалог:  «Можно ли изменить себя?»  Обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?» Игра «Минутка почемучек»

Кто живёт рядом с тобой?

16.

Что такое семья.

ИН

Работа с учебником. Чтение и обсуждение информации, представленной на схеме. Рассказ-описание по рисунку: «Семья Саши Соловьёва». Учебный диалог: «Семья – коллектив близких людей».. Беседа: «Кто занимается домашним хозяйством» (на основе текста).

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

17.

Что такое семья.

З

Оценка жизненной ситуации «Помощник». Обсуждение проблемной ситуации «Женский и мужской труд в семье». Работа в парах: объяснение смысла пословиц о семье. Рассказ от первого лица по воображаемой ситуации «Жили на чердаке старые вещи…».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

18.

Что такое семья.

З

Беседа: «Чем семья занимается в свободное время?» (с использование иллюстраций). Работа с рубриками: «Что происходило на нашей земле давным-давно» и «Картинная галерея» (картина Б. Кустодиева «Ярмарка»). Рассказы детей: «Семейные праздники». Учебный диалог: «Как выбрать подарок». Дифференцированные задания: чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Хороший день». Рассказ-описание: «Мой воскресный день».

19.

О правилах поведения.

ИН

Обсуждение проблемной ситуации на основе выбора: «Зачем придумали правила поведения». Работа со схемой: «Какие бывают правила». Сочинение: «Радость», «Удивление», «Жалость» (по выбору).  Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».

20.

О правилах поведения.

З

Чтение и обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «У Вари был чиж». Учебный диалог: Обсуждение разных жизненных историй. Беседа  «Правила

дружбы»

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

21.

О правилах поведения.

З

Обсуждение текста учебника.

Ролевая игра: «Какие мимика и жесты могут обидеть». Учебный диалог «Правила поведения в театре» (на основе иллюстративного материала). Ролевая игра: сценки в театре. Работа в группах: оценка поведения детей.

Россия – твоя Родина.

22.

Родина – что это значит.

Ин

Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля». Чтение стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко»: сравнение эмоционального состояния, вызываемого произведениями живописи и литературы.

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

23.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

ИН

Учебный диалог: «Различие понятий «история», «случай»». Упражнение на определение исторического времени. Беседа: «Как можно узнать об истории города» (на основе иллюстраций и текстов)

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

24.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

З

Обсуждение текста «Как можно узнать о прошлом города?». Чтение и обсуждение текста «Как Русь начиналась».

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

25.

Москва – столица России

ИН

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукций картин А. Васнецова «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Ролевая игра: «Путешествие по Москве».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

26.

Москва – столица России

З

Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по Москве (с использованием иллюстраций). Выставка фотографий «Москва – столица России»

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

27.

Города России.

ИН

Ролевая игра: «Путешествие по городам России». Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по городу (с использованием иллюстраций). Рассматривание иллюстраций (фото) городов России, составление рассказа-описания «Города Золотого кольца России».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

28.

Родной край - частица Родины.

ИН

Экскурсия по родному городу: знакомство с достопримечательностями. Индивидуальное задание: рассказ-описание «Мой город». Работа с иллюстрациями и текстами.

29.

Как трудятся россияне.

ИН

Решение проблемы (выбор альтернативы): зачем человек трудится. Работа со схемой «Зачем человек трудится». Игровая минутка: «чтение» рисунков (какие пословицы «спрятаны» в рисунках). Учебный диалог: обсуждение проблемы «Хлеб в жизни человека». Дидактическая игра: «Хлебные изделия».

30.

Как трудятся россияне.

З

Рассказ учителя: «Труд славян в сельской местности». Чтение и обсуждение текста «Русская трапеза». Составление описания по картине А. Пластова «Жатва» с опорой на план. 1. Когда происходит действие картины (в какое историческое время)? 2. Какие детали картины говорят об этом? 3. Кто герои этой картины? 4. Какой момент трудового дня изобразил художник? 5. О каких качествах детей можно рассказать, анализируя сюжет картины?

31.

Все профессии важны.

ИН

Чтение и обсуждение текстов «О труде фермера», «Чем занимается экономист». Упражнения: первые шаги в работе с компьютером. Чтение и обсуждение текста «Как трудились в городах». Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа «Чем занимались славянские женщины» (с опорой на рисунки учебника). Дифференцированное задание: работа с рубрикой «что происходило на нашей Земле давным-давно». Индивидуальное задание: «Расскажи о профессии» (с опорой на рисунки).

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

32.

Мы – граждане России. Проверь себя

 «Россия — твоя Родина». Тест.

К

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о государственном устройстве России. Рассматривание государственных символов России герба и флага. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассматривание репродукции картины Н. Богданова-Бельского «Устный счёт»

33.

Мы – граждане России.

Ин

 Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

34.

Россия – многонациональная страна.

ИН

Встреча с родителями. Рассказы родителей и детей: «Мой народ. Моя национальность». Выставка: «Культура разных народов».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

22.

Родина – что это значит.

ИН

Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля». Чтение стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко»: сравнение эмоционального состояния, вызываемого произведениями живописи и литературы.

23.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

ИН

Учебный диалог: «Различие понятий «история», «случай»». Упражнение на определение исторического времени. Беседа: «Как можно узнать об истории города» (на основе иллюстраций и текстов)

24.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

З

Обсуждение текста «Как можно узнать о прошлом города?». Чтение и обсуждение текста «Как Русь начиналась».

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

25.

Москва – столица России

ИН

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукций картин А. Васнецова «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Ролевая игра: «Путешествие по Москве».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

26.

Москва – столица России

З

Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по Москве (с использованием иллюстраций). Выставка фотографий «Москва – столица России»

27.

Города России.

ИН

Ролевая игра: «Путешествие по городам России». Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по городу (с использованием иллюстраций). Рассматривание иллюстраций (фото) городов России, составление рассказа-описания «Города Золотого кольца России».

28.

Родной край - частица Родины.

ИН

Экскурсия по родному городу: знакомство с достопримечательностями. Индивидуальное задание: рассказ-описание «Мой город». Работа с иллюстрациями и текстами.

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

29.

Как трудятся россияне.

ИН

Решение проблемы (выбор альтернативы): зачем человек трудится. Работа со схемой «Зачем человек трудится». Игровая минутка: «чтение» рисунков (какие пословицы «спрятаны» в рисунках). Учебный диалог: обсуждение проблемы «Хлеб в жизни человека». Дидактическая игра: «Хлебные изделия».

30.

Как трудятся россияне.

З

Рассказ учителя: «Труд славян в сельской местности». Чтение и обсуждение текста «Русская трапеза». Составление описания по картине А. Пластова «Жатва» с опорой на план. 1. Когда происходит действие картины (в какое историческое время)? 2. Какие детали картины говорят об этом? 3. Кто герои этой картины? 4. Какой момент трудового дня изобразил художник? 5. О каких качествах детей можно рассказать, анализируя сюжет картины?

31.

Все профессии важны.

ИН

Чтение и обсуждение текстов «О труде фермера», «Чем занимается экономист». Упражнения: первые шаги в работе с компьютером. Чтение и обсуждение текста «Как трудились в городах». Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа «Чем занимались славянские женщины» (с опорой на рисунки учебника). Дифференцированное задание: работа с рубрикой «что происходило на нашей Земле давным-давно». Индивидуальное задание: «Расскажи о профессии» (с опорой на рисунки).

32.

Мы – граждане России. Проверь себя

 «Россия — твоя Родина». Тест.

К

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о государственном устройстве России. Рассматривание государственных символов России герба и флага. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассматривание репродукции картины Н. Богданова-Бельского «Устный счёт»

33.

Мы – граждане России.

З

 Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

34.

Россия – многонациональная страна.

Ин

Встреча с родителями. Рассказы родителей и детей: «Мой народ. Моя национальность». Выставка: «Культура разных народов».

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

Мы жители Земли.

35.

Твоё первое знакомство со звёздами.

Проверочная работа (рубежный контроль).

К

Учебный диалог: «Почему

люди смотрят на звезды?»

Работа с текстом «Солнечная «семья»» и схемами

учебника. Воображаемая ситуация: «Что расскажут о Солнце люди разных профессий?»

36.

Твоё первое знакомство со звёздами

ИН

Рассказ учителя: как представляли Солнечную систему наши предки? Сравнение схем, изображающих Землю в представлениях предков и современных учёных. Работа с рубрикой «Что происходило на Земле давным давно».

37.

Чем Земля отличается от других планет?

ИН

Чтение и обсуждение текста «Чем Земля отличается от других планет?». Подготовка и обсуждение выводов: «Солнце – ближайшая к Земле звезда. Без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна».

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

38.

Чем Земля отличается от других планет?

Проверь себя

«Мы – жители земли». Тест.

К

Работа в группах: проведение опыта – изменение положения Луны при вращении Земли. Рассматривание фотографий: полнолуние, молодой месяц, выпуклая Луна. Упражнения на ориентирование по глобусу.

39.

В некотором царстве…

ИН

Заполнение схемы «Царства живой природы». Дидактическая игра: «Кто больше». Рассказ-описание: «О чём нам могли бы рассказать звери и птицы». Чтение и обсуждение текста «Бактерии». Рассматривание бактерий (с использованием микроскопа, слайдов, компьютерных иллюстраций).

40.

Грибы.

ИН

Дидактическая игра: «Кто

больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника «Гриб – какой он?». Подготовка вывода: грибы – царство природы, грибы отличаются по внешнему виду, строению и пользе для человека. Рассказ-описание «Какой он, Гриб?»

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

41.

Какие животные живут на Земле.

ИН

Экскурсия в музей. Вопросы для обсуждения: 1. Какие животные объединяются в группы (классы); 2. Чем они похожи на других представителей этой группы и чем отличаются; 3. Какой главный (существенный) признак животных данного класса (данной группы)?

42.

Разнообразие растений.

ИН

Воображаемая экскурсия в биологический музей. Дети выступают в роли экскурсоводов, рассказывают о том, какие бывают растения (с опорой на иллюстрации). Дидактическая игра: «Кто больше назовёт растений».

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

43.

Разнообразие растений.

З

Работа с гербарием (натуральными объектами): составление описаний (паспортов) растений. Учебный диалог: «Какие бывают цветки и плоды».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

Природные сообщества.

44.

Среда обитания.

ИН

Беседа: «Каждое живое существо привыкает к определённому месту обитания (природной среде)». Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника.

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

45.

Лес и его обитатели.

ИН

Заочная экскурсия в лес. Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея» и текстами учебника «Лес – многоэтажный дом».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

46.

Деревья леса.

ИН

Работа в группах: рассказ-описание «Деревья леса». Учебный диалог: «Что делает человек из древесины» (работа со схемой учебника). Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея»: рассматривание и описание картины И. Шишкина «Корабельная роща».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

47.

Кустарники леса.

ИН

Экскурсия в парк. Обсуждение вопросов: какие кустарники растут в парке? Как они выглядят? Есть ли среди них лекарственные? Узнавание кустарника по листьям, плодам, строению ветвей. Наблюдение: рассматривание под микроскопом листовых и цветочных почек. Работа с текстами и иллюстрациями учебника.

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

48.

Травянистые растения леса.

ИН

Дидактическая игра: «Узнай по описанию» (ученик, не называя растения, описывает его; дети должны назвать растение). Чтение и обсуждение текстов «Вороний глаз», «Ландыши».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

49.

Травянистые растения леса.

З

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста

учебника В. Рождественского о подорожнике.

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

50.

Животные леса.

ИН

Дидактическая игра «Кто

больше?» (классификация по принадлежности к классу). Инсценировка: «Диалог животных: расскажи, кто ты такой». Задание: сравнение белки и бурундука (на основе иллюстрации и текста).

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

51.

Животные леса.

З

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описательный рассказ по заданному началу. Учебный диалог: обсуждение проблемной задачи: «Почему кроты являются зверями?».

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

52.

Животные леса.

З

Чтение и обсуждение текста «Птицы – лесные жители». Дидактические игры: «Кто больше?», «Угадай птицу по описанию». Решение проблемной ситуации: «Почему птицы осенью улетают?» Просмотр видеофильма: «Внешний вид и особенности поведения птицы», «Птичьи  голоса».

53.

Животные леса.

З

Анализ текста, поиск информации на тему «Признаки пресмыкающихся». Рассказ учителя: «Неожиданная встреча. Как уберечь себя от змеи?»

54.

Животные леса.

З

Чтение и обсуждение текста «Насекомые леса». Учебный диалог? «Почему жуки так называются?». Коллективный вывод: «Какую пользу приносят муравьи?».

55.

Что мы знаем о воде.

ИН

Рассказ-рассуждение (на основе схемы): «Что такое вода?» Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки»...

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

56.

Что мы знаем о воде.

З

Составление схемы «Круговорот воды в природе». Опыты: определение свойств воды и её состояний

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

57.

Водоёмы и их обитатели.

ИН

Учебный диалог: «Какие бывают водоёмы, какие животные могут жить в разных водоёмах?» (на основе рисунка-схемы).

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

58.

Водоёмы и их обитатели.

Ин

Наблюдения: внешний вид, передвижение, питание рыб (в аквариуме). Обсуждение текста «Чем рыба отличается от других животных?». Коллективный вывод: «Рыбы – живые существа».

59.

Водоёмы и их обитатели.

З

Классификация морских животных по признаку «рыбы – млекопитающие». Дифференцированное задание: работа с рубрикой «Этот удивительный мир»; составление описательного рассказа по картине И. Айвазовского «Корабль у моря».

60.

Водоёмы и их обитатели.

З

Индивидуальное задание: рассматривание рисунков животных – обитателей болот, составление рассказа-описания. Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Кто такие земноводные?», «Природе нужны все». Обсуждение пищевой цепи, подбор аргументов её обоснованию.

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

61.

Водоёмы и их обитатели.

З

Рассказ учителя: «Почему у водоплавающих такие лапы и клювы?» Индивидуальные задания: рассказ-описание «Растения болот». Чтение учителя: «Поход на дальнюю речку». Учебный диалог «Растения рек» (с использованием иллюстративного материала и текстов учебника). Рассказ учителя: «Когда цветут кувшинки. Растения, которые находятся под защитой». Обобщающая беседа: «Вспомним всё, что мы знаем о водоёмах и реках».

62.

Луг и его обитатели.

ИН

Заочная экскурсия на луг. Обсуждение вопроса: «Какие травянистые растения растут на лугу». Чтение и обсуждение текста «Растения луга» (с использованием иллюстративного материала). Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Коллективный вывод: «Травянистые растения луга. Составление описательного рассказа по картине А. Пластова «Сенокос».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

63.

Луг и его обитатели.

З

Дидактическая игра «Кто больше?». Работа с таблицей: классификация по принадлежности «насекомые,птицы, звери». Логическая задача: докажи, почему паук не относится к насекомым. Пересказ текста «Зачем пчёлы танцуют». Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Почему луг нужно беречь?».

64.

Поле и его обитатели.

ИН

Работа с гербарием: зерновые культуры. Работа со схемой: обобщение информации по теме «Полевые культуры».

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

65.

Поле и его обитатели.

З

Описательный рассказ по картине Г. Мясоедова «Косцы». Учебный диалог: «Животные поля», решение проблемных вопросов: «Узнай по описанию», обсуждение проблемы: «Зависит ли питание животных луга от их места обитания».

66.

Сад и его обитатели.

Проверь себя

«Природные сообщества»Тест.

К

Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Плодовые культуры»: описание, сравнение внешнего вида, особенности произрастания. Дидактическая игра: «Угадай на вкус».

Рассказ – рассуждение «Размножение растений черенками». чтение стихотворения Н. Красильникова «Удод», поиск в тексте ответа на вопрос «Можно ли сказать, что удод - птица южная?». Устное мини-сочинение «Яблонька».

Природа и человек

67.

Человек – часть природы.

Комплексная итоговая работа.

К

Решение и обсуждение логической задачи: «Почему человек должен беречь природу, как самого себя» (на основе выбора альтернативы). Чтение стихотворения Б. Заходера «Про всё на свете» и обсуждение вывода «Есть ли на свете вредные существа?»

 Проектор, интерактивная доска, модифицированная презентация

68.

Человек – часть природы.

З

Просмотр и обсуждение видеофильма «Красная книга России». Обсуждение жизненных ситуаций (учебник).

                               Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  1. составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  2. называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
  3. оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  4. различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
  5. характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других поанет;
  6. называть царства природы;
  7. описывать признаки животного и растения как живого существа;
  8. моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  9. различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  10. устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  11. сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

К концу 2 класса учащиеся могут научиться:

  1. «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  2. воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
  3. ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  4. проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  5. приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

Критерии и нормы оценки знаний

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  1. Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
  2. Индивидуальный опрос.

     Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

     Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее.  Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

  1. Письменная проверка знаний.  Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

    тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

    индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;                                                                                                                

     графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

  1. Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  1. неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  2. нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  3. неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  4. ошибки в сравнении объектов,  их классификации на группы по существенным признакам;
  5. незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  6. отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,  приводящие к неправильному результату;
  7. неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  1. преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  2. неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  3. отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  4. неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  5. неточности при нахождении объекта на карте.

  1. Перечень учебно-методического обеспечения  

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

 2 «А»

  1.  Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  1.  Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2010 г.
  2. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – Вентана – Граф, 2012г.

 Модифицированные презентации, авторские карточки с заданиями

 Тестовые задания в рабочих тетрадях

 http://viki.rdf.ru/cat/nature/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/23500/?interface=pupil&class=43&subject=25

Список литературы

1.Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2010 г.

2.Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – Вентана – Граф, 2012г.

Список учебных пособий

1.Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа для 1 класса Школа России" ФГОС

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся, Содержит все нормативные документы, Раб...

Рабочие программы для 1 класса "Школа 2100" ФГОС

Рабочие программы составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями Примерной основной образ...

Рабочие программы для 1 класса "Школа 2100" ФГОС

Рабочие программы составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями Примерной основной образ...

Рабочие программы для 1 класса "Школа России" ФГОС

Рабочие программы по математике, русскому языку (письмо), литературному чтению (обучение грамоте), технологии, окружающему миру, ИЗО, музыке. Каждая программа содержит сведения о контрольных работах, ...

Рабочая программа по математике1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...