План -конспект урока по программе ПНШ "Учимся различать деревья и кустарники зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Скуратова Татьяна Анатольевна

1 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1_klass_okruzhayushchiy_mir.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Учителя начальных классов МОУ «СОШ № 162» Скуратовой Т.А.

Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Первый урок – Учимся различать деревья зимой.

Цели:

  1. Показать учащимся возможность и зимой определить разные виды деревьев по силуэтам, коре и плодам.
  2. Научить определять зимой по коре, силуэтам и плодам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина, сосна, ель.
  3. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изучению предмета.
  4. Воспитывать коммуникативные умения. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: 

  1. По двум веточкам каждого дерева (берёза, дуб, тополь, клён, рябина, сосна, ель);
  2. Плоды: жёлуди, гроздья рябины, крылатки;
  3. Рисунки деревьев зимой;
  4. Рисунки деревьев летом;
  5. Бирки на веточки;
  6. Карточки с заданиями для работы в группах (на каждого ученика);
  7. Карточки (альбомный лист) с изображением деревьев зимой, полоски с написанными на них названиями деревьев;
  8. Энциклопедия для справочного бюро;
  9. Определения: кора, крона, силуэт, плод;
  10. Листок, имитирующий письмо Маше и Мише.

1. Организационный момент:

Учитель:

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.

- Садитесь.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы все сотрудники научного отдела исследовательского института, занимающегося изучением деревьев, произрастающим в Омской области. Я – старший научный сотрудник этого отдела.

К нам в институт пришло письмо с фотографией от наших друзей Маши и Миши. Чтобы каждый из вас мог с ним ознакомиться, мы размножили его в наш справочник.

Откройте его на странице № 44. 

Маша пишет, что во время прогулки по зимнему лесу Миша интересовался: Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого? Эти вопросы вызвали у неё затруднение и Маша просит помочь наш отдел научить их различать разные виды деревьев зимой.

В решении поставленных вопросах нашему отделу помогут сотрудники библиотеки, которые могут предоставить любую информацию, используя словарь русского языка С.И. Ожегова дать любое определение.

           Настя, Вадим, Полина.

Наш гость литературовед – Злата.

А также умная книга – справочник, к которой мы очень часто обращаемся.

- И так, начнём работу.

2. Актуализация:

Учитель – Уважаемые сотрудники, обратите внимание на доску. Что вы на ней видите?

Ученик – Рисунки деревьев.

Учитель – Докажите, что это деревья?

Ученик – Один главный ствол, от которого отходят ветви.

Учитель – На какие две группы можно разделить эти деревья?

Ученик – На хвойные и лиственные.

Учитель – Какие деревья относятся к лиственным?

Ученик – У которых есть листья.

Учитель – Какие деревья относятся к хвойным?

Ученик – Те, у которых листья – хвоинки.

Учитель – Назовите хвойные деревья, которые изображены на рисунках.

Ученик – Ель, сосна.

Учитель – По каким признакам вы это определили?

Учитель – Назовите лиственные деревья, изображенные на рисунках.

Ученик – Берёза, рябина, клён, тополь, дуб.

Учитель – По каким признакам вы это определили?

А теперь закройте глаза. Попробуйте представить напечатанное ваше имя. Постарайтесь прочитать его наоборот справа на лево. Ваши глаза в это время отдохнут.

(в это время снимаю летнее изображение рисунков)

Учитель – Откройте глаза. У кого получилось прочитать своё имя наоборот?

Учитель – Взгляните на доску. Что изменилось?

Ученик – Были деревья с листьями, стали без них – зимой.

Учитель – Какие деревья не изменились?

Ученик – Ель, сосна.

Учитель – Почему?

Учитель – Чем похожи деревья зимой?

Ученик – Нет листьев.

Учитель – Чем отличаются?

Ученик – Кроной, корой, плодами, силуэтом.

 

 Учитель – Обратимся за точным определением к сотрудникам библиотеки.

Ученики – Читают по словарю Ожегова.

3. Этап получения новых знаний:

Учитель – Что же нам поможет определить, какое дерево скрывается под снежной шапкой? Как его узнать?

Ученик – Поможет знание признаков каждого дерева: какая у него крона, кора, плоды, какой силуэт.

Учитель – Где мы можем получить эту информацию?

Ученик – В библиотеке.

Учитель – Обратимся к сотрудникам библиотеки, которые опишут признаки каждого дерева, а вы уважаемые сотрудники по описанию найдите эти деревья в нашем справочнике на фотографии Маши и Миши.

(сотрудники библиотеки зачитывают описание каждого дерева, не употребляя названия, а остальные находят его в учебнике)

Клён. Ствол коричнего-серого цвета с неровной поверхностью. Ветви прямые и крепкие. Имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.

Липа. Ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветки растут зигзагами. Боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

Ель. Мощное прямое дерево. Ствол тёмно-коричневый. Широкие ветви-лапы эластичные и пружинистые. Иголочки-хвоинки короткие, колючие и прикреплены поодиночке. Шишки длинные, ровные, большие.

Сосна. Высокое стройное дерево. Ствол красный, как будто из меди, и блестит на солнце. А в низу, ближе к земле, кора коричневая и очень толстая. Мощные распахнутые ветви. Иголки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, прикреплены к ветке по две хвоинки вместе. Шишки мелкие, с одного конца заостренные.

Рябина. У дерева тонкий ствол. Это небольшое дерево с ажурной кроной. Его нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам-гроздьям красных ягод, которые украшают дерево и зимой.

Дуб. Толстый, мощный ствол, темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами-морщинами. Ветви не прямые, не ровные, их линии изломанные, угловатые, резкие как будто они никогда не тянулись вверх к свету и теплу. Плоды – жёлуди.

Берёза. Стройный ствол и крепкие боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки дерева тонкие, свисающие вниз. Белая крона деревьев имеет черные штрихи. Плод напоминает бабочку (семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам).

Тополь. Ствол гладкий, зелено-серый, серый, светлый. Веточки будто бы направлены ввысь. Крона у дерева становится узкой, похожей на пирамиду. Их так и называют – пирамидальные.

 

Учитель – Что вам помогло правильно узнать эти деревья?

Ученик – Признаки каждого дерева: кора, крона, плоды, силуэт.

Учитель – Поэтический образ дерева делает его более запоминающимся. И в этом нам поможет уважаемый литературовед.

Ученик – Зачитывает строки из стихотворений.

Учитель – Спасибо литературовед.

Работа в группах.

- Итак, мы знаем признаки каждого дерева, познакомились с поэтическим образом деревьев. Теперь нашему отделу предстоит поставить последнюю точку в нашем исследовании.

- Вместе с письмом Маши и Миши прислали бандероль с образцами деревьев, которые они хотели посадить в своем селе и фотографии этих деревьев. Но все дело в том, что бирки с названиями деревьев перепутались, а на фотографиях названия деревьев и вовсе стерлись, да изображение на некоторых придется восстанавливать.

Работу будем осуществлять в группах. Задания и всё необходимое лежит у вас на рабочих столах:

Карточка 1 и 2 группы.

  • Рассмотри ветки деревьев (кору, плоды)
  • Определи, какое это дерево.
  • Правильно прикрепи к ветке бирку с названием этого дерева.

Карточка 3 группы.

  • Рассмотри рисунки.
  • Определи (по силуэту) вид дерева.
  • Приклей к рисунку соответствующее название.

Карточка 4 группы.

  • Рассмотри на рисунке ствол дерева.
  • Определи вид дерева.
  • Дорисуй крону.

- Приступайте к работе. Готовность группы отвечать показываем поднятой рукой.

Ответ группы:

  1. Что необходимо было сделать?
  2. Это клён так как ……. объяснение.
  3. По каким признакам определили вид дерева?

(по кроне и плодам – 1 гр., 2 гр.; по силуэту и кроне – 3 гр.; по стволу, кроне (вид) и дорисовывали крону – 4 гр.).

- Вы согласны с мнением 1 группы?

- Вы согласны с мнением 2 группы?

- Вы согласны с мнением 3 группы?

- Вы согласны с мнением 4 группы?

- Чем понравились ответы?

4. Обобщение. Итог:

Учитель – Образцы деревьев и фотографии мы отправили Маше и Мише бандеролью. А что же мы ответили им в письме?

Ученик – Чтобы различать деревья зимой, надо знать признаки каждого дерева: крона, кора, ствол, силуэт, плоды.

Учитель – Зная эти признаки можно и зимой узнать какое дерево скрывается под снежной шапкой. Слово предоставляется сотрудникам библиотеки.

К сведению Гринпис и гостей нашего института в ходе нашего исследования не пострадало ни одно дерево. Все образцы деревьев были собраны с земли.

Если у вас появилось желание узнать о деревьях больше, рекомендуем обратиться к книгам, которые представлены на нашей выставке.

- Спасибо. Вам понравилось быть сотрудниками научно-исследовательского института? Быть научным сотрудником очень сложно, но работая в группах, помогая друг другу можно найти ответы на самые сложные вопросы.

- Благодарю всех сотрудников за хорошую работу.

плоды

кора

силуэт

крона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"  1 класс....

План-конспект урока по программе "Культура России и родного края" по теме "Народные танцы".

Данный материал содержит план-конспект урока по внеурочной деятельности по программе "Культура России и родного края" по теме: "Народные танцы".  2 классПлан-конспект открытого занятия по: КУЛЬТУ...

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"...

Окружающий мир 1 класс "Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Окружающий мир  1 класс УМК "Перспективная начальная школа" тема урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой"...

Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе "Охрана природы зимой"

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе "Охрана природы зимой"...