Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Андреева Юлия Николаевна

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir-1.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________Андреева Ю.Н.


Протокол № ______ от

«_____»___________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________  Горох Н.Г.


«_____»____________2013г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ села Ключи

_________   Н.В.Богданова

Приказ № _______ от

«_____»___________2013г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Андреевой Юлии Николаевны

Вторая  категория

Окружающий мир

1  класс

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа села Ключи»

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Окружающий  мир».

Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.  Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования. / Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века» - М.: Вентана-Граф, 2008./

Цель учебного курса:  формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.

 Задачи курса:

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

      При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Объем программы:

 На  изучение  данного  предмета  в  1  классе  отводится  66  ч. ( 33 учебные  недели  по  2  часа  в  неделю)

Учебно-тематический план.

Тема раздела

Кол-во часов

В том числе

Комбин

Экскурсия

Пр/раб

Контроль

1

Ты - первоклассник

4

3

1

2

Твои друзья взрослые и дети.

6

5

1

3

Твоё здоровье

7

7

4

Мы и вещи

4

5

Родная природа

25

17

8

6

Родная страна

20

18

2

Итого

66

54

10

2

Содержание курса.


Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1. Ты- первоклассник

  Школьник,  ученик,  правило,  опасная  и  безопасная  дорога,  дорожный  знак,  

4

-принятие и освоение социальной роли обучающегося,

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;


-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  школьник,  ученик,  правило,  опасная  и  безопасная  дорога,  дорожный  знак,  

-выполнять правила поведения;

-применять правила дорожного движения;

2.Твои друзья-взрослые и дети

    Правила общения,   дружеские  отношения

6






Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:    правило,   дружеские  отношения.

-использовать в процессе общения основные правила этикета;

-строить диалог со взрослыми и сверстниками;

2. Твоё  здоровьё  

Здоровье, органы чувств,  время,  час,  день  недели,  гигиена, способы закаливания,  гимнастика.

7

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  здоровье,  время,  час,  день  недели,  гигиена,  гимнастика.

-выполнять режим дня;

-соблюдать правила гигиены;

3.Мы  и  вещи

Мир профессий, предметы труда, уважение  к  труду,  экономное  отношение

4

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  труд,  уважение  к  труду,  экономное  отношение,  одежда,  обувь,  мебель,  безопасность.

-выполнять несложные трудовые действия  в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда

4.Родная  природа

Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.),  способы охраны природы, Красная книга


25

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  природа  (живая,  неживая ),  время  года,  сезон,  растение  (открытого  грунта,  комнатное),  животное  (домашнее,  дикое),  теплица,  заповедник,  Красная  книга.

-различать живую и неживую природу;

-различать сезонные изменения в природе;

-ухаживать за комнатными растениями;

-различать виды животных

5. Родная  страна

Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество

20

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  семья,  родители,  город,  село,  страна,  памятное  место,  транспорт,  фольклор,  народное  творчество,  профессия.

- рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;

- знать название своего города, страны, столицы;

- знать символику страны;

- знать полное имя, домашний адрес;

Требования к уровню подготовки учащихся.

              К концу обучения в первом классе учащиеся должны:

 называть:

• свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

• основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

• основные правила здорового образа жизни;

• основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);

• основные условия благополучной жизни растений и животных;

• профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5—6 профессий);

• улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

• основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать (сопоставлять):

• знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

• основные нравственно-этические понятия (сочувствие — равнодушие; трудолюбие - леность; послушание — непослушание);

• различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.);

• времена года;

• животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);

• произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

• выполнять режим своего дня;

• определять время по часам с точностью до часа;

• подготавливать свое учебное место к работе;

• оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

• выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

• ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

• выполнять трудовые поручения по уголку природы:

поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

• составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Дата проведения

План

Факт

1

Урок-игра. Давай познакомимся.

ОЗОЖ. Такой разный мир людей.

1

   Понимать, что такое окружающий мир.

Понимать, что такое живая и неживая природа

 

4,09

2

Явления природы.

1

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  природа  (живая,  неживая),  время  года,  сезон,

6,09

3

Экскурсия. Мы – школьники.

ОЗОЖ. Что такое воспитание себя.

1

 Побывать в библиотеке; в классах дополнительного образования.

11,09

4

Правила поведения в школе.

ОЗОЖ. Я и мои поступки.

1

 Знать расположение помещений в школе; выполнять правила поведения в школе; ориентироваться в расположении помещений; уважать труд работников школы; оказывать посильную помощь взрослым.

13,09

5

Экскурсия в парк. Сентябрь – первый месяц осени.

1

Выставка поделок из засушенных листьев «Природа и фантазия».

18,09

6

Что нам осень подарила. Живая и неживая природа.

ОЗОЖ. Занятие по развитию мышления.

1

Дидактическая игра: «Собираем «овощи-фрукты»; предметные картинки.

20,09

7

Грибная пора. Экскурсия.

1

Знать съедобные и несъедобные грибы, соблюдать правила сбора грибов

25,09

8

Семья. ОЗОЖ. Папа, мама, я - дружная семья.

1

Рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»; выполнять самооценку работы.

27,09

9

Урок-праздник. О маме. ОЗОЖ. Особенности ролевых взаимоотношений в семье.

1

Познание мира, уважение к матери

2,10

10

Любимые занятия. ОЗОЖ. Особенности ролевых взаимоотношений в семье.

1

Учебно-информационные:

- уметь вежлива и корректно возразить: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…».

4,10

11

Урок-театрализация. Воскресный день. ОЗОЖ. Особенности ролевых взаимоотношений в семье.

1

Выполнять правила ролевой игры; работать со схемами;

рассказывать о своей профессии

9,10

12

Как из зерна получилась булка.

ОЗОЖ. Особенности ролевых взаимоотношений в семье.

1

  Выполнять правила ролевой игры; работать со схемами;

рассказывать о своей профессии

11,10

13

Урок-театрализация Человек  и домашние животные.

ОЗОЖ. Что такое насилие.

1

Рассказывать о домашних животных; знать правила общения с животными

  • 16,10

14

Октябрь уж наступил. Экскурсия в парк.

1

Собрать природный материал; наблюдать за живой и не живой природой

18,10

15

Урок – игра. Поиграем: « Лесные новости».

ОЗОЖ. Я и мои поступки.

1

Речевая разминка: «Разговор белки и ежа, медведя и дятла, лисы и зайца»; атрибуты к ролевой игре лесное собрание: «Кто как готовится к зиме».

23,10

16

Где ты живёшь? Правила поведения на дорогах. ОЗОЖ. Анализ опасных ситуаций.

1

Учебно-информационные: -правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»

25,10

17

Урок творчества. Ты и вещи.

ОЗОЖ. Занятие по развитию воображения.

1

Иллюстрации народных промыслов России; лепка игрушек

30,10

18

Кто работает ночью. ОЗОЖ. Ответственность в семье.

1

Составлять описательный рассказ

1,11

19

Что такое здоровье

1

Речевая разминка: погода в ноябре; дидактическая игра – классификация: домашние и дикие животные

13,11

20

Твои помощники- органы чувств.

 ОЗОЖ. Добро и зло в жизни людей.

1

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха. Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

15,11

21

Правила гигиены.

 ОЗОЖ. Добро и зло в жизни людей.

1

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом

20,11

22

О режиме дня. ОЗОЖ. Что такое жестокость.

1

  Выполнять режим дня; составлять свой режим дня.

22,11

23

О времени и о часах.

ОЗОЖ. Внутренняя кухня человека.

1

  Знать и соблюдать правила гигиены;

понимать значение гигиены для здоровья человека

27,11

24

Урок в спортивном зале.

ОЗОЖ. Как мы дышим.

1

  Выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора;

  знать органы чувств, как их охранять.

 

29,11

25

Ноябрь – зиме родной брат. ОЗОЖ. Как мы дышим.

1

  Называть основные изменения в природе в ноябре;

рассказывать как дикие животные готовятся к зиме

4,12

26

Дикие животные. ОЗОЖ. Расти здоровым (брейн-ринг для детей)

1

  Иметь представление о диких животных;

знать отличительные признаки диких от домашних животных

6,12

27

Звери- млекопитающие.

ОЗОЖ. Что такое воспитание себя.

1

Иметь представление о млекопитающих животных;

знать отличительные признаки млекопитающих от других животных

11,12

28

Что мы знаем о птицах

1

Различать и классифицировать животных

решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»

13,12

29

Родной край Экскурсия в парк.

1

Дидактический материал: «Птицы»;

рисунки кормушек;

материал для логической задачи

18,12

30

Дом, в котором ты живёшь 

1

  знать различные объекты села и города.

различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью

20,12

31

Зачем люди трудятся.

1

Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. рассказывать о профессии не называя её.

25,12

32

В декабре, декабре – все деревья в серебре!

1

Определять и называть свойства воды, льда, снега

27,12

33

Какая бывает вода?     ОЗОЖ. Я и мои поступки.

1

работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»

умение работать коллективно

10,01

34

О дружбе!

ОЗОЖ. Занятие по развитию внимания.

1

Различать основные нравственно-этические понятия.

15,01

35

Идём в гости  Экскурсия в парк.

1

   знать и придерживаться правил этикета;

   умение строить диалог

различать основные нравственно-эстетические понятия.

17,01

36

С новым годом!  ОЗОЖ. Занятие по развитию воображения.

1

Знакомство с новогодними  традициями

22,01

37

Январь  - году начало, зиме – середине. Экскурсия в парк. ОЗОЖ. Занятие по развитию памяти.

1

сравнивать лиственные и хвойные деревья.

24,01

38

Хвойные деревья. ОЗОЖ. Жить для себя и жить для других.

1

Красота родной природы. Природа и творчество человека. Природа и фантазия. Сезонные изменения в природе. Растения пришкольного участка. Растения сада и огорода. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы. Домашние и дикие животные.

29,01

39

Жизнь птиц.  ОЗОЖ. Ответственность в семье.

1

31,01

40

Наша страна – Россия. ОЗОЖ. Такой разный мир людей.

1

Семья. Члены семьи. Труд и отдых в семье.

Название города, улицы, памятные места. Труд людей родного города, профессии, машины. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: сказки, игрушки, песни.

5,02

41

Богата природа России. ОЗОЖ. Жить для себя и жить для других.

1

Труд людей родного города, профессии, машины. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

7,02

42

Мы – россияне.

1

   составлять описательный рассказ по картине;

знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки

19,02

43

Народная сказка.

1

Народное творчество: сказки, игрушки, песни.

   называть народные промыслы;

  узнавать предметы декоративного искусства разных народов России;

  пересказывать сказку;

выразительно читать фольклорные произведения  

21,02

44

Февраль – месяц метелей и вьюг. ОЗОЖ. Занятие по развитию воображения.

1

   приметы февраля

зимующие птицы

26,02

45

Звери- млекопитающие.

1

иметь представление о способах передвижения и питания  млекопитающих животных;

 

28,02

46

Наш уголок природы.

ОЗОЖ. Насильственное и ненасильственное решение проблем.

1

    различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения);

 

5,03

47

Мы – граждане России.

ОЗОЖ. Насильственное и ненасильственное решение проблем.

1

составлять описательный рассказ по картине;

знать основные права и обязанности

7,03

48

О правилах поведения.

ОЗОЖ. Я и мои поступки.

1

различать основные нравственно-этические понятия.

12,03

49

8 Марта- праздник всех женщин!

ОЗОЖ. Папа, мама, я- дружная семья.

1

иметь представление об одном из государственных праздников

14,03

50

Март- капельник. Экскурсия в парк.

1

    называть приметы весны

изменения в природе

19,03

51

Здоровая пища. ОЗОЖ. Пищеварительная и выделительная системы.

1

   знать основные правила здорового образа жизни;

  понимать какие продукты приносят пользу;

    решать логические задачи;

читать-драматизировать потешку.

21,03

52

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1

    знать правила закаливания

     уметь правильно закаливать организм

2,04

53

Какое бывает настроение.

1

Чувства людей, настроение

4,04

54

Апрель-водолей. Экскурсия на водоём.

ОЗОЖ. Анализ опасных ситуаций.

1

   знать смысл понятия «животное – живое существо»;

заполнять схемы.

9,04

55

Поиграем: сочинялки.

1

уметь описывать предмет;

выполнять творческие задания.

11,04

56

Весенние работы. Экскурсия в парк.

1

    составлять описательный рассказ по иллюстрации;

     иметь представление об основных видах весенних работ;

 

16,04

57

Кто работает на транспорте.

1

    Знать основные виды транспортных средств;

иметь представления о мире профессий

18,04

58

Поиграем: «Мы- космонавты».

1

составлять описательный рассказ об иллюстрации.

23,04

59

День космонавтики.

ОЗОЖ. Что такое воспитание себя.

1

составлять описательный рассказ об иллюстрации.

25,04

60

Май весну завершает, лето начинает.

Экскурсия в лес.

1

   различать времена года;

    приметы весны;

    приметы лета;

летние месяцы

30,04

61

Жизнь земноводных весной.

1

   знать, кто такие земноводные;

иметь представление о фазах развития земноводного

2,05

62

Животное- живое существо.

ОЗОЖ. Что такое жестокость.

1

    различать животных;

знать признаки живых существ

7,05

63

Скоро лето. ОЗОЖ. Расти здоровым(брейн-ринг для детей)

1

Основные признаки лета

14,05

64

Ты- пешеход. ОЗОЖ. Что такое воспитание себя.

1

знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».

16,05

65

Что я знаю о человеке, природе и обществе. Урок-экзамен.

1

     иметь представление о роли природы в жизни человека

      иметь представление о редких животных;

знать, что такое «Красная книга

21,05

66

Урок - экзамен

1

23,05

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Учебник:

Н.Ф.  Виноградова   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  Вентана – Граф,  2011.

  1.  Рабочие  тетради:

Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».- М.: Вентана-Граф, 2011 г.

- Н.В. Виноградова. Окружающий мир 1-4 классы. Методика обучения.-  М.: Вентана-Граф, 2011 г.

- Н.Ф. Виноградова. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы. Окружающий мир в произведениях живописи. - М.: Вентана-Граф, 2011 г.

- Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2009 г.    

- Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа».

-  Беседы  с  учителем:  Методика  обучения:  1 класс. / Под  ред. Л.Е. Журовой.- М.: Вентана-Граф,2011. -384с.

- Проверочные  тестовые  работы. Окружающий мир: 1  класс / Журова  Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова  Е.Э. – М.:  Вентана - Граф,  2011. -64л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....

Рабочая программа для начальной школы "Школа России"

Рабочая программа для учителей начальной школы по программе "Школа России"....

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа подготовительного к школе курса «Школа первоклассника»

Рабочая программа подготовительного  к школе курса «Школа первоклассника»...

Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального  общего...