Урок окружающего мира в 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Воронина Светлана Анатольевна

Усвоить, что звери — это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_1.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 «А» классе.

Классный руководитель: Воронина Светлана Анатольевна.

Тема: КТО ТАКИЕ ЗВЕРИ?

Цель: познакомить детей со зверями, учить определять принадлежность животного к своей группе.

Задачи урока: учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звери — это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

Оборудование. У учителя — цветные изображения медведя, лося, белки, зайца. У учащихся — на подносах пучки шерсти для практической работы, лупы; цветные фишки; лист с копией рисунка из учебника для раскрашивания при работе по варианту Б; пластилин для выполнения задания в рабочей тетради.

Ход урока

1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

2.Повторение изученного.

В начале урока выполняются задания в тетради «Проверим себя» (с. 12, по вариантам).

       -Рассмотрим рисунок на с. 26 учебника (вверху) и определить, какое из изображенных животных — зверь. Это позволит создать проблемную ситуацию, для разрешения которой детям потребуется выявить основной признак зверей — наличие шерсти. Сначала дети устанавливают, какие из этих животных точно не звери (орел — птица; жук — насекомое); их изображения можно накрыть фишками. Затем учащиеся называют оставшихся животных (крокодил, мышь). Какое же из них — зверь?

      Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери. А для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главный признак. Проводится работа с учебником: под руководством учителя дети знакомятся с частями тела жирафа, затем в парах находят те же части тела у коровы и кошки. Учитель просит вспомнить: «Чем покрыто тело рыб, птиц? А чем покрыто тело зверей? (Шерстью.)»

      Далее можно перейти к знакомству с многообразием зверей. Вначале целесообразно обратиться к личному опыту учащихся. Учитель: «Каких зверей вы знаете? Каких видели своими глазами? Кто из них живет рядом с человеком? Кто из них живет в лесу?» Затем дети работают с учебником (с. 27) — узнают зверей по контуру, раскрашивают.

      Эта работа может строиться следующим образом.      

 Учитель: «Узнал Муравьишка, кто такие звери, и побежал в лес с ними знакомиться. А звери решили сыграть в прятки. Здесь спрятались четыре разных зверя. Найдите их и накройте фишками. Кто спрятался в нижнем левом углу рисунка? (Медведь.) Это зверь? (Учитель вывешивает на доске цветное изображение медведя.) Найдите самое крупное из спрятавшихся животных. Кто это? (Лось.) Это зверь? (На доске вывешивается цветное изображение лося.)»

      О белке учитель может загадать загадку:

Зверька узнаешь ты легко
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом.

      Учитель спрашивает: «Какое время года на рисунке? (Лето.) (На доске вывешивается изображение белки в рыжей шубке.) Какой зверь остался? (Заяц.) В какой шубке он бывает летом? (Вывешивается изображение зайца в серой шубке.)» После этого дети раскрашивают зверей в учебнике. При работе по варианту Б учитель может заранее скопировать и размножить картинку, чтобы раздать ее детям на отдельных листах.

3.Новая тема:

  1. Вступительная беседа:

  • Ребята, от Муравьишки Вопросика пришло письмо.

Учитель достает из конверта письмо и читает:

  • Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог встретить в этом зеленом доме? (Птиц, зверей.)
  • Догадайтесь, какая тема сегодняшнего урока. (Птицы и звери.)
  • Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
  • Муравьишка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летаг значит, она птица. Прав ли Муравьишка? (Нет.)
  • Почему? (Бабочка — насекомое.)
  • По какому признаку мы птиц отнесем в отдельную групп (Тело птиц покрыто перьями.)
  1. Работа по учебнику (с. 24)
  • Найдите рисунок вверху на левой странице. Каких животны вы узнали? (Летучая мышь, ночная бабочка, курица, белка.)
  • Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
  • Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных — птица? (Курица — птица, у нее есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных животных перьев нет.)

Учитель обобщает ответы детей.

Курица летает плохо, но ученые относят ее к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы - перья. Умение летать не является главным признаком группы. Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха?

Дети обращают внимание на Мудрую Черепаху (с. 24 - внизу) и иглица Мудрой Черепахи читают вывод.

Далее ученики знакомятся со строением птицы (с. 24).

  • Рассмотрите рисунок ниже. Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)
  • Рассмотрите тело птицы. Первый вариант назовет все части тела птицы второму варианту.

Дети работают в парах, называя друг другу части тела птицы.

  • Каких птиц еще вы видите на рисунке? (Мы видим гусей.)

Учитель называет части тела птицы, а дети показывают части

Тела у гусей.

  • Какой части тела не видно? (Не видно ног.)
  • Как вы думаете, почему? (Гуси прижимают лапки к телу, когда летят.)
  • Гуси, голуби - это птицы? (Да.)
  • Почему? Докажите ответ. (Тело голубя и гуся покрыто перьями, значит, они птицы.)

Физкультминутка.  Русская народная игра «Заинька, выходи!»:

  • Заинька, выходи,
    Серенький, выходи!
    Вот так, этак выходи!
    Вот так, этак выходи!
          (Дети выходят из-за парт.)
  • Заинька, повернись,
    Серенький, повернись!
          (Повороты на месте.)
    Вот так, этак повернись!
    Вот так, этак повернись!
  • Заинька, топни ножкой
          (далее выполняются движения по тексту),
  • Серенький, топни ножкой
    Вот так, этак топни ножкой!
    Вот так, этак топни ножкой!
  • Заинька, руки в боки,
    Серенький, руки в боки!
    Вот так, этак руки в боки!
    Вот так, этак руки в боки!
  • Заинька, поскачи,
    серенький, поскачи!
    Вот так, этак поскачи!
    Вот так, этак поскачи!

3. Практическая работа

На столах у детей лежат перья птиц - разные по размеру, форме и цвету.

  • Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
  • Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
  • А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как прикрепляются бородки.
  • Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)
  • Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
  • Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли, намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.
  • Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать.)
  • Для чего же нужны маленькие перышки? (Для тепла.)

  • Почему в учебнике перо нарисовано рядом с чернильницей? (Ответы детей.) Много лет назад не было ручек и люди писали гусиными перьями.

  •  Затем проводится работа с нижним рисунком на с. 27. Этот этап урока может быть представлен как «Страничка для любознательных». Рассматривая крота, летучую мышь, кита, дети выявляют необычные особенности в строении их тела (например, ноги-лопаты — у крота, крылья — у летучей мыши, плавники — у кита). Важно, чтобы дети постарались объяснить эти особенности, связав их с образом жизни животных. Можно также обратить внимание детей на то, что у кита нет шерсти: у него гладкая кожа, которая помогает ему легко скользить в воде. Учитель может рассказать: «В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски (как усы у кота), с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается».

4.Заключительная часть. Работа в рабочей тетради с.12

Задание № 2 при недостатке времени может быть выполнено в группе продленного дня.

 5. Подведение итогов урока.

 Учитель от имени Муравья Вопросика спрашивает:

«Кто такие звери?»  Приведити примеры зверей.

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...