Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместным резким ухудшением качества окружающей природной среды - загрязнением воздуха, рек, морей; захламлением различного рода отходами жизнедеятельности людей; обеднением, а часто и полным исчезновением многих видов животного и растительного мира; деградацией почв, уничтожением лесов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1kl-urok_ekologiya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                       

Урок открытия новых знаний

«Почему мы часто слышим слово - ЭКОЛОГИЯ?»

1 класс

Составитель: Романова Ирина Николаевна,

Учитель начальных классов

 МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №39»

                                                                                                                               

Саранск, 2013г.

Предмет: Окружающий мир.

Тема: Почему мы часто слышим слово  «экология»?

Цель урока: формирование  экологического мышления как составляющей экологической культуры младшего школьника;

Задачи:

образовательные: дать первичные представления об экологии, формировать знания об экологической целостности природы;

 развивающие: развивать умение  анализировать рисунки; умение размышлять, делать выводы, умение работать в группе;

воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.

Аннотация:

Актуальность темы:  современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместным резким ухудшением качества окружающей природной среды - загрязнением воздуха, рек, морей; захламлением различного рода отходами жизнедеятельности людей; обеднением, а часто и полным исчезновением многих видов животного и растительного мира; деградацией почв, уничтожением лесов.

Цель:  привлечь внимание детей к возможности решения  экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды.

Задачи:

  1. Показать значимость решения экологических проблем для планеты Земля.
  2. Развивать у учащихся познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки, развивать умение работать в группе.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Урок по теме:  «Почему мы часто слышим слово «экология»?» проводится при изучении предмета «Окружающий мир», УМК «Перспектива» (А. А. Плешаков)  в 1 классе, в разделе  «Почему и зачем?».

Планируемый результат

Предметные:

  1. Знать правила поведения в природе.
  2. Уметь оценивать поступки людей.
  3. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

  1. Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).
  2. Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других  (Коммуникативные УУД).
  3. Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

   На уроке используются  информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности.

Использованы  методы обучения:

  1. По виду источника информации:

-словесные  (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации)

- практические  (работа с карточками).

  1. По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке применены  формы познавательной деятельности:  индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в   ходе урока сменяли друг друга.

          Каждая страница несет  информацию об экологической опасности, которая обсуждается,  отчего возникает и какие меры безопасности надо соблюдать. Учащимися делаются выводы.

В ходе урока осуществляются  внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой  (жанры:  загадка,  выразительное чтение стихов), с русским языком правильное написание словарных слов; математикой (решение задачи) физкультурой – проведение динамической паузы.  

На уроке  развивается  творческое мышление учащихся. В ходе урока осуществляется эстетическое развитие учащихся – умение наблюдать и любоваться красотой природы; экологическое: воспитание бережного отношения к природе, разумное её использование, познавательное и краеведческое  развитие.

       

Этапы урока

Содержание урока

Время

УУД


  1. Организация класса к уроку.






 Слайд 1








Слайд земной шар космический рисунок

У: - Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь друг другу. Скажите, а чего вы ждёте от сегодняшней встречи.


Д:-


У: - Я надеюсь, что мы сегодня дружно поработаем, откроем новые знания, и нам будет интересно вместе. Пожелайте друг другу удачи. А я желаю вам вместе со смайликом, который будет помогать вам делать открытия, плодотворной работы и спокойного, рабочего настроения. Не волнуйтесь, если что-то у вас не будет получаться. Мы же пришли учиться?!


Д: -


У: Итак, вперед!


У: - Пользуясь слайдом, расскажите, когда проходит наш урок?


Д:- Весной, 15 марта 2013 года.


У:- А чем знаменателен 2013 год, кто знает?


Д:-

2 мин.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация (доброжелательность и эмоционально-нравственная  отзывчивость)

Коммуникативные:

управление коммуникацией

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.


  1. Актуализация знаний.
  2.  

Слайд 2.

(на слайде изображение грустного человека на фоне планеты Земля).



             



Слайд 3













У: - А знаете, ребята, этот год Президентом нашей страны объявлен Годом экологической культуры, Годом охраны природы. Как вы думаете, почему?


Д:-


У:- Это значит, что ни один человек в нашей страны не должен остаться равнодушным к проблемам природы.


У:- Да, много проблем появилось у человека. Грустно!... И наш смайлик загрустил.... Потому, что всё чаще мы слышим такое выражение: «Экологические проблемы». И вам наверняка оно знакомо? Давайте оценим свои знания по этому вопросу с помощью лесенки успеха. Найдите их у себя на парте, положите перед собой. Дети находят лесенку успеха.


У:- Внимание: работаем так:

если вы много знаете об экологических проблемах и можете рассказать об этом другим как настоящие учёные, то наклейте смайлик на верхнюю ступеньку;

если вы знаете совсем мало, то приклейте его на нижнюю;

а если вы сомневаетесь в своих знаниях, то на вторую или на третью ступеньку.


Д:- (Приклеивают смайлики).

У:- Закончили. Покажите мне свои лесенки. Я вижу, что ваших знаний об экологических проблемах недостаточно: почти все вы расположили смайлик на первой ступеньке. Отложите лесенки – мы вернемся к ним в конце урока.


Д:- Дети откладывают лесенки.


У:- Ребята, а какую задачу мы ставит на уроке перед собой?


Д: - Узнать об экологических проблемах, как их решать…


У:- Не только узнать, что это за проблемы, но и ответить на вопрос: Что каждый из нас может сделать для решения экологических проблем?

Задайте этот вопрос каждый себе. (Открывает на доске вопрос. Дети читают вопрос хором).


У:- Прежде чем искать ответ на этот вопрос и быть активными и бодрыми, предлагаю пройти на динамическую паузу. (Включает музыку).


Д:- Проходят ручейками в зону.


Физкультминутка.  «Пчёлки».


У:- Займите свои места, сядьте правильно. Внимание! Итак, ребята, какое же главное выражение сегодня на уроке?


Д:- Экологические проблемы.


У:- Вывешивает на доску опору «Экологические проблемы». Слово «экологические» произошло от слова экология. Вывешивает на доску опору «Экология». Давайте поработаем с этим словом. Как можно выяснить его значение?  


Д:- Спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, самим понаблюдать за словом.


У: - Попробуйте сами объяснить значение этого слова?

(Дети предлагают варианты своих толкований значения слова «экология».)


У: - Проверим наши предположения с помощью мини-словаря. (Указывает на словарики на партах). Откройте. Прочитайте. Закончили (звенит колокольчиком).


У: - Кто теперь может объяснить значение этого слова?  Попробуй, Лена! Вася! Теперь, ребята, хором!


Д:- Читают: Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями. ( Читают самостоятельно, 1- кто-то один, все – хором).


У:- Молодцы.


У:- Трудно? Но вы справились. Это слово к нам пришло из греческого языка. Внимание на слайд: с помощью слайда объясните, что оно означает.


Д: - Дети с помощью слайда говорят: «экос» - что значит дом, и «логос» - наука, учение. Наука о нашем собственном доме, о Земле.


У:-  Да, вы правы: экология это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны жить.


У:- А теперь внимательно послушайте, что говорят о слове «экология» авторы нашего учебника. Включает видеофрагмент. Дети смотря на экран.


У:- Кто услышал, как по-другому называют нашу Землю?


Д:- «Зеленый дом».


У:- (Если не сказали, то он предлагает такую строчку: «Мир вокруг нас – это наш зелёный дом»).


(Держу в руках глобус.)

У:- А сейчас послушайте строки из стихотворения современного поэта Евгения Шкловского, и подумайте, что хотел сказать вам автор.


Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И
шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В
тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И
тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И
шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»


У:- Как вы ответите нам мой вопрос?


Д:- Сберечь материки, рощи, леса, родники.


У:- Автор призывает нас беречь наш зелёный дом. И тогда всё живое на планете: и травинка, каждый цветочек, каждое деревце улыбнётся нам и затанцует вместе с нами! Как эта Ёлочка! Вновь – динамическая пауза.


Физкультминутка «Ёлочка»


У:- Занимаем  свои места. Продолжаем с вами работать. Сели все правильно. А знаете ли вы, что есть такая профессия – ЭКОЛОГ?


Д:- Отвечают.


У:- Чем занимаются экологи? Что делают? За чем они следят?


Д:……


У:- Что ж,  проверим ваше предположение по словарю, он сегодня - наш помощник. (Колокольчик – сигнал об окончании чтения).

Д: -  (Экологи - это люди, которые защищают природу, объясняют всем, как надо жить, чтобы не погубить природу и самих себя.)


У:- Подтвердились ли ваши предположения? (Спрашивает двух-трёх учащихся).


Д:- Отвечают.


У:- Так какая же главная работа эколога?


Д:-  Защищать самим природу и объяснять другим, как беречь природу.


У:- Да! Он, как доктор, лечит природу, если она заболеет.

Сейчас я предлагаю вам поработать настоящими экологами. Вы объединись в группы. Познакомимся с правилами работы в группе. У вас на столах они есть.


Д:- Каждая группа читать с листа по одному правилу.





У:- Группы готовы? Покажите свою готовность. Возьмитесь за руки. Дети показывают готовность.


У:- Вам, как настоящим экологам, предстоит создать настоящий экологический проект. У вас на столах есть технологические карты. На них – план работы вашей группы над проектом. Изучим его. Итак, что сначала надо сделать?


Д:- Читают вслух.

1)…


2)


3)


У:- Поднимите руки, если есть вопросы.


Д:-


У:- Вы работаете, пока звучит музыка. Когда музыка закончится – закончится ваша работа.

(Походит к группам, консультирует).



На доске учитель прикрепляет надпись:

«ВЫСТАВКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»


У:  Музыка стихла. Работу завершили.

Для представления экологических проектов прошу выйти по одному представителю от групп

 к выставке наших экологических проектов.

К доске выходит представитель. Магнитами крепит проект. Зачитывает текст защиты: «Наш проект называется … и т.д.»


Ребята, вам понравился проект? Поаплодируем группе.


Слово предоставляется второй группе. Поаплодируем.



Третьей. Поаплодируем.


У: Поздравляю вас. Проекты получились интересные, содержательные. Вы – настоящие экологи. Вам понравилось работать?


Д:-

 

У:- А задача экологов какая? Вспомните.


Д:- Защищать природу и рассказывать другим, как её беречь.


У:- Молодцы, что запомнили. А как ваши проекты помогут другим людям?


Д:-


У:- Где могут увидеть люди?


Д:- Можно развесить на подъездах, в общественном транспорте…


У:- По окончании урока мы разместим наши проекты в фойе, чтобы привлечь внимание других учащихся к экологическим проблемам. Это и есть ваш личный вклад в дело охраны окружающей среды. Вы согласны?


Д:-


У:- Внимание, какой же вопрос мы поставили в начале урока?


Д: Что я могу сделать для решения экологических проблем?


У: Мы ответили на этот вопрос?


Д:- Да.


У:- Я очень рада за вас. Перед нами стоял ещё один вопрос:  почему мы так часто слышим слово «экология»? Откроем учебники на 75-й странице, по закладке. Прочитаем вывод мудрой черепахи.


Д:- Читают по учебнику.


У:- Каков ваш вклад, как юных экологов. в Год, объявленный Президентом нашей страны Годом охраны окружающей среды?


Д:- Мы создали экологический плакат и можем рассказать об экологических проблемах ученикам нашей школы.


У:- Обратите внимание, наш смайлик улыбается,  он рад, что вместе с нами может помочь природе.


 У: Снова возвращаемся к лесенке успеха. Положите её перед собой. Работаем так: если вы стали больше знать об экологических проблемах и можете рассказать о них другим, поставьте смайлик на верхнюю ступеньку. если кто-то не разобрался в теме сегодняшнего урока, приклейте смайлик рядом с первым, а кто сомневается в том, что всё понял- на 2 или 3 ступень.

Покажите свои лесенки успеха. Кто за урок поднялся выше по лесенке?


Д:…


У.: Я очень рада за вас. Оказывается, что экологические вопросы действительно очень сложные и требуют серьёзных решений. И в наших силах следить за тем, чтобы в нашей школе, на нашей улице, в нашем городе был порядок! Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня!


Наш урок подошёл к концу. Встанем. Поблагодарим друг друга за работу рукопожатием. Спасибо вам  за плодотворную работу, за творческие проекты. Вы все сегодня были активны, внимательны! До свидания.

2мин.

Регулятивные









Познавательные

Общеучебные

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правила и пользоваться инструкциями;

информационные

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема,  таблица)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...