интегрированный урок по предметам (чтение, окружающий мир) 1 класс "В гости к лесным жителям"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

интегрированный урок в 1 классе  "В гости к лесным жителям" (чтение, окружающий мир) . К сожалению многие файлы из презентации  пришлось удалить, так как не позволяет объём информации. Их можно восстановить по конспекту, очень легко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель:  Л.А. Грачёва



Открытый  урок  обучения  грамоте,


письма  и ознакомления  с  окружающим


в   1  классе


Тема:  «В гости  к  лесным  жителям»  (урок повторения  и  обобщения  знаний)

Тип урока: интегрированный урок (обучения грамоте и окружающий мир) урок обобщения знаний

Форма  урока:   урок-путешествие

Цели урока: 

  1. Познавательные: создавать условия для продолжения   формирования звуко-слогового  анализа, правильного, сознательного,  выразительного,  слогового, беглого  чтения,  способствовать  расширению  и  уточнению  представлений  детей  об  окружающем  нас  мире, обогащению  словарного  запаса  детей,  способствовать  развитию  литературно-грамотной  речи.  
  2. Формировать  исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
  3. Развивающие: содействовать развитию  фонематического  слуха, памяти, внимания, логического  мышления.
  4. Воспитательные: способствовать воспитанию  интереса  к  чтению,  любови  к  родному  краю, к  животным  живущим  в  родном  краю.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;  

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- информационно - коммуникативная технология.

 Ожидаемые результаты:

- дети должны научиться читать слова, слоги и предложения с изученными буквами.

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- улучшение результатов обучения;

- развитие творчества у учащихся.

Структура урока.

1.Психологический настрой учащихся. Организационный  момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

I  этап  Организационный  момент (слайд №1)

Цель: Собрать  внимание  детей, настроить  на  работу.

Художественное  слово.

«Долгожданный дан звонок!

Начинается урок!

Всё    на  месте!

Всё   в  порядке!

Ручка,  книжка  и  тетрадки.

На меня  все  посмотрели  

И  с  улыбкой  тихо  сели.

Мы  хороший  дружный  класс,

 все  получится  у  нас»

«Я  очень  хочу,  чтобы  урок  получился  интересным,  познавательным,  чтобы  мы  вместе  узнали  много  нового  и  интересного, а  также  повторили,  то  чему  научились.

II этап Сообщение цели урока.  Дети сами читают тему урока, и догадываются куда они сегодня пойдут  в гости, кто их ждёт.

III  этап   Воспитательный  момент,  реализация  РК, расширение  кругозора  детей, словарная  работа.

Цель:  прививать  интерес  к  произведениям   уральских  поэтов, вопитывать  любовь  к  родному  краю.

-    Сегодня  у  нас  необычный  урок,  мы   отправляемся  на  прогулку  в  зимний  лес,  в  гости  к  лесным  жителям.   Прежде  чем  отправиться  в  лес,  мы  должны  повторить  правила  поведения  в  лесу.  Но для начала ответьте  ответьте  мне  на  3  вопроса:

    -   Как  называется  поселок  в  котором  мы  живем?

    -  А  в  каком  районе  кто  знает?

    - А  какая  область?

      Рядом  с  нашим  Увельским  районом  расположен  город  Троицк.  Это  самый  теплый  город  на  Южном  Урале.  В  этом  городе  живет замечательный  уральский  поэт  Басыр  Рафиков.   Он  пишет стихи  для взрослых  и  детей.  Я  хочу  прочитать  вам  его  стихотворение,  которое  называется  «В  лесу»

-  Послушайте  его  пожалуйста, внимательно.

И  ответьте  на вопрос:  как  автор  назвал   главного  героя  и  почему он  его  так  назвал?

    БАСЫР  РАФИКОВ   «В лесу»

              «Если  в  лес  пришел  балбес,  

                Беды  начинаются.

                Вспыхнет пламя  до  небес,

                Птицы  разлетаются.

                От  деревьев  пни  да  сучья,

                На  пути  валяются.

                Шепчут  ели,  стонет  лес.

                Пусть  не  ходит  в  лес  балбес»

-    Ребята,  как  вы  понимаете   значение  слова  «балбес»?

(бестолковый,  грубый  человек). Если мы не знаем, что обозначает это слово, то куда мы должны с вами заглянуть? (В СЛОВАРИК)

-  Почему  героя  стихотворения  автор  назвал  «балбесом»?

-  Как  он  вел  себя  в  лесу?

- Объясните,  как  надо  вести  себя  в  лесу?

(не  шуметь,  не  кричать,  веток  не  ломать  у  деревьев  и  кустарников, а  просто  тихо  идти  и  любоваться  красотой  зимнего  леса  и  радоваться  встрече  с  лесными  жителями)

               

IV этап  Встречи с лесными  жителями.

              Встреча   первая.

Цель: повторить  знания  учащихся  о  звуках  и  буквах,  умение  выбирать  главное ,  умение  внимательно  слушать  вопрос  и  давать  на  него  правильный  ответ,  умение  работать  с  тестами.

-  Отправляемся  в  путь.  Посмотрите  на  зимний  лес.

«Замело в  лесу  пригорки,

И  овражки  замело.

Ни  души  нет  тропинке.

Тихо. Холодно.Бело.»

-Это  только  так  кажется  ребята.  

-   Скажите,  а  кто  живет  в  лесу,  каких  лесных  жителей  вы  знаете?

(птицы,  звери).  

- Давайте  посмотрим,  кто  это  нас  встречает?

-  Совушка-сова.  Мудрая  голова.  Этот  вид  сов  в  природе  называют  полярными. Совушка  приготовила  вам  вопросы  и  задания.  Давайте  правильно  выполним  все  задания  и  пойдем  дальше, на  встречу  с  другими  жителями.

1 .  На  какие  два  вида  делятся  звуки и буквы?

 2.  Чем  отличается  гласный  звук  от  согласного?

ГЛАСНЫЕ

-  Назовите  все  гласные,  живущие  в  верхнем  ряду,  для  чего  они  служат?

-  Назовите  все  гласные,  живущие  в  нижнем  ряду,  для  чего  они  служат?

-  Какие  гласные  буквы  мы  называем  хитрыми  и  почему?

      СОГЛАСНЫЕ

Тесты

Выберите  правильный  ответ:

-  Как  называются  согласные,  живущие  в  верхнем  ряду  ленты  букв?

а)  глухие

б)  звонкие

         -  Выберите  парные  согласные

а)  д,с

б)  г,к

в)  м,н

-  Назовите  согласные  звуки,  которые  всегда  мягкие

а)  ч, й

б)  р, х

в)  ж,ш

- найди лишнюю букву

- найди лишний слог

                 Молодцы!   С  заданием  вы  справились.  

Ребята,  в  течение  всей  нашей  прогулки,  нас  будет  сопровождать  рубрика  под  названием «Спорим,  что  вы  не  знали...»

Как  вы  понимаете  значение  слова  «Рубрика»?  Это  небольшое  информационное  сообщение  о  каких –либо  интересных  фактах.  Обычно  такие  рубрики  бывают  в  газетах  и  журналах.

«Спорим,  что  вы  не  знали...»

  1. Сову  в  народе  называют  «Пернатая  кошка»  Как  вы  думаете ,  почему?
  2.  В природе  существуют  не  только  полярные  совы,  а  еще  и  ушастые  совы.

-Скажем  до  свидания  нашей  совушке  и  пойдем  дальше.

                                                          Физминутка

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

                                      Мы сидели, мы  сидели

                                    Наши  спинки  занемели.

                                    Постоим  немножко,

                                    поглядим  в  окошко.

- А  теперь  ребятки  давайте  встанем  и  вспомним, вы утром шли в школу, видели на небе звёздочки? Если видели, то значит небо ясное, нет снеговых тучек, а если не видели, значит небо затянуло снеговыми тучками.

Встреча   вторая.

Цель: продолжить учить детей отгадывать загадки, печатать слова с изученными буквами и чертить схемы, создать ситуацию успеха для слабочитающих детей.

А у нас с вами в лесу посмотрите, следы чьи-то появились? Вы знаете чьи это следы? И я не знаю! Но мы узнаем, если правильно отгадаем загадку. Присаживайтесь. Слушайте внимательно!

 «Не  барашек  и  не  кот,

Носит  шубу  круглый  год.

Шуба  серая  для  лета,

Для  зимы  другого  цвета»

-Кто  это?

-  Как  ещё    называют  зайца? (зайчик, зайчонок,  зайчишка,  зайка,  заинька,зайчиха)

-  А  вас  дома  кого-нибудь  так  ласково  называют?

Зайчик  тоже  приготовил  вам  задания.

1задание.

Диана пойдет  к  доске  и  на  доске  напечатает  слово  ЗАЙКА

-А  вы  работаете  в  тетрадках.

- Откройте  тетрадки  по  печатанию,  напечатайте  слово  зайка  

- Сколько  в  слове  зайка  слогов?

- Какой  ударный?

- А  теперь  нарисуйте  схему    слова  зайка  у  себя  на  партах.

-Проверьте  на  доске,  правильно  вы  сделали  или  нет?

- Поднимите  руки  у  кого  правильно?

2 задание.  Появились снеговые тучки у нас, давайте прочитаем, что написано на снежинках, которые пролетают и прячут зайчика следы.

 «Спорим,  что  вы  не  знали...»

Ребята,  как  вы  думаете,  у зайчика  есть   враги?

Кого  боится  заяц?

                Спорим,  что  вы  не  знали,  что  самый  страшный  зверь  для  зайца  - это  рысь.  Того  и  гляди,  рысь  с  вершины,  как  с  неба,  прыгнет  на  землю.              

ФИЗМИНУТКА

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

                                           Зайка  серенький  сидит

И  ушами    шевелит.

Зайке  холодно  сидеть

Надо  лапочки  погреть.

Зайке  холодно  стоять,

Надо  зайке  поскакать.

                                         Раз,два,три,четыре,пять,

Начал  заинька  скакать.

Прыгать  заинька  горазд
Он  подпрыгнул  10  раз.

Встреча   третья.

Цель: продолжить работу над тренировкой речевого аппарата учащихся, учить анализу и систематизации знаний, проверить домашнее задание, продолжать работу над выразительным чтением.

Говорим  зайке  «До  свидания»  

- Ребята,  а  чья  это  песенка  слышится  в  лесу?   Правильно,  это  поет  белочка.

Белочка  также  приготовила  вам  задания.

Она  хочет  послушать, как  вы  дома  читали.  Как  справились  с  домашним  заданием.

- А  для  начала  давайте  проведем  речевую  разминку.

1 задание  Чистоговорки        

Са-Са-Са –  в   лесу   бегает лиса

Су-Су-Су -   холодно  в  лесу

(прочитаем ясно, медленно, чётко, громко, тихо)

2 задание «Прочитай, назови одним словом»

сорока    ёжик    

дятел      лиса      

ворона    волк      

синица    лось

воробей  медведь    

-  назови  одним  словом?

3 задание

Белочка  хочет  послушать,  как  вы  приготовили  домашнее  задание.  Конкурс  стихов. Кто  лучше  прочитает?

- Юля  нам  читает  стихотворение  «Несчастная  кошка!»

- Как  можно  было  по  другому  назвать  это  стихотворние?

Настя читает  стихотворение  «Первый  снег»

-  Найдите  слова  с  восклицательным  знаком.  Как  их  надо  читать?

-Саша  прочитает  стихотворение  «Гастроном»

-А  я  вам  предлагаю  такое   же  задание  выполнить,  как  у  Саши  было в  стихотворении?

«Найди  слово»  уточки

- Вы  так  хорошо  подготовили  домашнее  задание,  что  я  очень  за  вас рада.  

«Спорим,  что  вы  не  знали...»

У каждой  белочки  есть  домики  и  не  по  одному.  Один  домик  для  сна,  один  для  выращивания  потомства,  один  для  зимовки.  Но,  оказывается  белочки  народ  очень  дружный,  в  сильные  морозы  в  одном  гнезде  спят  несколько  белок,  согревая  друг  друга. И  заткнув  вход  мхом.

 Ребята,  говорим  белочке  «До  свидания»  

                              ФИЗМИНУТКА

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

 (музыкальная)

Встреча   четвертая.

Цель: отрабатывать умение работать над текстом, выполняя разные упражнения, показать межпредметную связь, учить пересказывать текст, развивать творческие способности.

А  сейчас  я  предлагаю   вам  отгадать математический ребус .  Отгадаете    ребус  и  узнаете, кто  еще  нас  ждет  в  лесу.

Знаки помните? ХОМЯК-МЯК+РЁК=ХОРЁК

    Я  вам  хотела  рассказать  немножко  об  этом  животном.

В природе  существует  два  вида  хорьков.  Хорек  чёрный, лесной.  И  хорек  белый  степной.

Послушайте,  пожалуйста,  рассказ  о  хорьке  и  расскажите  мне,  что  вы  интересного  узнаете  для  себя  об  этом  животном?

                         Лесной  хорёк.

Хорёк  живет  в  лесу.  Он  сам  роет  себе  нору.  В  норе у  хорька  всегда  большой  запас  мышей,  птиц  и  лягушек.

          У  хорька очень красивый мех  и  пушистый  хвост.

        Хорёк  очень  ловкий, хитрый, храбрый  зверёк. Ему  не  страшен  даже  укус  змеи.

       Вопросы:

- Что  интересного  для  себя  вы  узнали  о хорьке?

 - Ребята,  вам  встретились  непонятные  слова  или  все  слова  понятны?

Работа  над  текстом:

1.Ответы  на  вопросы

- Где  он  живёт?

- Кто  роет  ему  нору?

- Какой  запас  у  него  в  норке?

- Какой  мех  у  хорька?

- А как  выглядит  хвостик?

Но  прежде,  чем  начать  читать,  давайте  выполним  подготовительное  упражнение, проведем  

  • словарную  работу
  • упражнении «пишем-читаем»

   Прочитай  слова   по  цепочке

живёт               красивый                 хитрый

роет                   мех                           храбрый

большой          пушистый                не страшен

запас                ловкий                      укус

-  Чтение  текста  Вова Михайлов   громко,  вслух.

     4.  Пересказ  текста (по  желанию  учащихся)(Владик)

5. Работа со скороговоркой

    А  теперь  отдохнем  и  разучим  с  вами  скороговорку  про  хорька.  Давайте  прочитаем.

Зарядка  для  язычка.

«Хомяку  сказал  хорёк,

Хвост  твой  узок,  мой  широк»

-  повторяем  несколько  раз ( с  убыстрением)

«Спорим,  что  вы  не  знали...»

Хорек  очень  опасный  зверек.  Бывали случаи, когда  он  нападал не только  на  взрослых,  но  и  на  маленьких детей.

Молодых  хорьков  легко  можно  сделать  ручными, но  все-таки с  этими  хищниками  надо  быть очень  аккуратными,  буйный  нрав  никогда  не  покинет  хорька.

          Итак, ребята.  Наша  прогулка   подошла  к  концу.  Возвращаемся в класс.

    Наш  урок  я бы  хотела  закончить  словами  Е.И.  Чарушина,  который  много  написал  книг  и  рассказов  о  животных

«Посмотрел  картинки?  Прочел  книжку?  Узнал  как  звери  и  птицы  живут?  Ты  должен  все  знать!  Ведь  ты  человек,  хозяин  всей  природы.  Растения  и  животные  -  это  наша  родная  природа.  Их  надо  оберегать  и  любить!»

-  Как  надо  относится  к  животным  и природе  как  вы  думаете?

Выставка  книг. (Слайд и другие авторы)

  РЕЛАКСАЦИЮ (оценить работу учащихся)

 ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ….

-Что  нового  интересного узнали  на  уроке и  запомнили?

Что  можете  рассказать  папе,  маме?

 -Чему  мы  учились  сегодня?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ!

ДАВАЙТЕ ОЦЕНИМ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ.

  За  работу  на  уроке  я  вас  могу  только  похвалить!  Молодцы!

           «Вот  опять  звенит  звонок.  

            И  закончился  урок.

            Мы  хороший  дружный  класс.

            Получилось  все  у  нас»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"

Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” –  третий  урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...

Конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир" и "Информатика" по теме: "В гости к осени". 2-й класс ________________________________________

Конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир" и "Информатика" по теме: "В гости к осени". 2-й класс...

Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе

Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...

Интегрированный урок по предметам « окружающий мир», « русский язык»

обобщить знания учащихся о зимних явлениях природы; повторить написание парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова, однокоренные слова; эстетическое воспитание учащихся средства...

интегрированный урок по предметам Окружающий мир, Математика

ПНШ Практические задачи. Много ли на Земле льда?тип урока: интегрированный урок по предметам Окружающий мир, Математика...

Конспект занятия по окружающему миру "В гости к лесным обитателям" для старшей группы

Данный материал можно использовать на занятии в старшей группе. Он поможет закрепить знания дошкольников о местах обитания зверей....

Интегрированный урок "Наступление весны" (чтение, окружающий мир, искусство)

На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями А.Плещеева о весне, знакомятся с изменениями в природе весной и  с произведениями великих художников о весне....