Методическая разработка урока естествознания "Краски осени".
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

Басович Елена Григорьевна

Методическая разработка урока естествознания для 1 класса по теме "Краски осени", УМК "Гармония". Может быть использован в качестве внеклассного мероприятия, а также при проведении уроков по другим УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_oseni.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок естествознания по теме: «Краски осени».

УМК «Гармония». 1 класс.

План урока.

Цели: 1. Знакомство с разнообразием листьев, идентификация листьев и деревьев,           знакомство с тёплыми красками осени и разными изменениями в листьях хвойных и  лиственных пород деревьев в осенний период.

      2.  Развивать воображение и фантазию, творческие способности.

      3.   Воспитывать эстетические чувства, чувства восхищения красотой природы,

бережное отношение к растениям.

К уроку: 1. Фонохрестоматия. Чайковский П.И. «Времена года. Октябрь».

                2. Листья, семена, сухие плоды и т.п.

1. Сообщение темы урока.

- Какие времена года вы знаете?

- Русский композитор Пётр Ильич Чайковский каждое время года изобразил с помощью музыки. Послушайте пьесу. Какому времени года она посвящена и, что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?

- Почему?

- Сегодня мы поговорим о красоте осенней природы.

2. Игра «Установи порядок».

- А какие осенние месяцы вы знаете?

(На доске названия осенних месяцев не в порядке следования).

- Установи порядок следования осенних месяцев.

- Какой месяц открывает осень? Выпишите цифру, соответствующую названию месяца.

- Какой месяц следующий?

- Назови последний  осенний месяц.

3. Проверка домашнего задания.

- Для каждого осеннего месяца характерны свои изменения в природе. Для какого осеннего месяца характерно явление, о котором говорится в загадке:

«Осины смотрят удивлённо:

 Маляра и краски нет…

 Кто ж окрасил их, зелёных,

 В красный цвет?» (Осень. Сентябрь.)

- В какие цвета окрашивает осень листья деревьев?

- Вспомните, какие деревья и кустарники вокруг школы осень окрасила в свои цвета и «просигнализируйте» мне: берёза, клён, шиповник, тополь, рябина, снежноягодник.

4. Составление ковра из осенних листьев.

- Ни в одном сезоне нет столько тёплых красок в природе, как осенней порой. Каждый листик прекрасен и неповторим. Осень подарила нам ковёр из осенних листьев. Придумаем  ему название. (Листвы прощальная  краса).

- Почему «прощальная»?

- С каких деревьев осень взяла листья для ковра?

- Чем же  красива осень? (Разнообразием окраски листьев).

5. Физ. минутка.

6. Игра «Одень дерево». Ознакомление с видом хвойных деревьев зимой.

- Почему лиственные деревья смогли подарить ёлочке свои красивые листья?

- Какое же явление характерно для осени7 (Изменение окраски листьев).

- А какие деревья осень обходит стороной? Ответ найдите в стихотворении:

«Осень смирилась с хвойной стеной:

 Красить не будет ни сосен, ни ёлок…

 Осень обходит их стороной,

 Осень боится острых иголок!» (В. Мусатов)

- Как  понимаете  слова «обходит стороной»?

- Ребята, а давайте поможем ёлочке принарядиться?

- А что значит «принарядиться»?

- Откроем учебник-тетрадь на с.35. Нам нужно прочитать название сказки и заменить рисунки словами.

- Назовите деревья, которые вы узнали.

- Что такое «кафтан»?  (Старинное мужское платье с длинными полами).

- Прочитайте начало сказки. Как её можно продолжить? Продолжите.

- Какого цвета листья подарила берёза? Осина? Клён?

- А ещё у какого дерева осень окрашивает листья в красный цвет? (Рябина).

- Почему деревья меняют окраску листьев?

- Какие ещё деревья  подарили ёлочке свои нарядные листья? (Дуб, тополь).

- Разукрасить красками осени: 1 гр. – листья клёна; 2 гр. – листья берёзы; 3 гр. – листья дуба и рябины.

- Какими красками нас радует осень?

 -Домашнее задание – дорисовать. Тетрадь закрыть.

7. Физ. минутка.

8. Игра «Одень дерево».

- Какое ещё явление характерно для осени? (Листопад).

- Как понимаете значение этого слова?

- Кому удавалось наблюдать листопад в парке или саду?

- Начался ли в природе листопад?

- А почему  листья с деревьев опадают? (Ответ  ученика:  Почему осенней порой с деревьев опадают листья? Дело в том, что деревья  таким образом защищаются от недостатка влаги. Воду растение  всасывает из почвы с помощью корней, а листья отдают её своей поверхностью. Для того, чтобы зимой сохранить влагу, деревья и сбрасывают листья.)

- Какие же явления характерны для осени?

- Ребята, а как вы  думаете, можно ли продлить очарование осенней листвы?  (Осенний букет, композиция из  засушенных  листьев, панно… Панно – 1.  Гладкая или  с живописными, скульптурными изображениями поверхность на стене, полке, обрамлённая орнаментом. 2. Картина  на  холсте, постоянно  занимающая  какой-нибудь участок стены.)

- Давайте  вернём дереву его красу – осенние листья. (Выдаются папки с силуэтами деревьев).

- Возьмите лист, определите с какого  дерева  он слетел, прикрепите к силуэту дерева подходящий  лист: 1 гр. – силуэт  берёзы; 2 гр. – силуэт дуба; 3 гр. – силуэт рябины. (Работа в группах).

- По каким признакам определили  дерево? (По стволу, плодам).

- У кого лист берёзы (дуба, рябины)? Прикрепите к силуэту дерева.

9. Итог.

- О чём же мы сегодня говорили?

- Сможем ли мы по-прежнему любоваться красотой осенней природы?

- Мы должны с нею попрощаться. Этот урок – наше прощание с красотой осенней природы:

«Люблю, когда горят румянцем

 Тихи, задумчивы леса.

 Звенит, кружась в осеннем танце,

 Листвы листвы прощальная краса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ИЗО для 1 класса "Осенний сказочный лес"

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМес...

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Методическая разработка. Урок по литературному чтению в 3-м классе.М.Ю.Лермонтов"Осень"

Тип урока: усвоение нового материала.Форма урока: урок- исследование.Цели урока:Обучающие:  видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;Развивающие: совершенствовать ре...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Осенняя викторина "Краски осени"

Методическая разработка предназначена для детей 2-3 классов, направлена на обобщение знаний об осени....

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Осень в стихотворениях русских поэтов»

Цели урока:1. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения стихотворного текста.2. Обучать пониманию смысла стихотворного текста, умению определять настроение лирического героя, вид...