Урок по предмету "Окружающий мир" 1 класс "Природа и мы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Семенова Любовь Юрьевна
Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Природа и мы" разработан для 1 класса в соответствии с ФГОС для программы "Школа 2100". В данном конспекте содержится подробная разработка урока, стихотворения, физкультминутки, работа в парах, упражнения на логическое мышление, РКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_priroda_i_my.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82»

г. Архангельска

Урок окружающего мира в 1 В классе.

 Тема урока «Природа и мы».

Учитель начальных классов Семенова Любовь Юрьевна

г. Архангельск 2013 г.

Цели:

Образовательные:

Формировать знания правил поведения в природе.

Формировать умения оценивать поступки людей.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать речь других;  

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- умение работать в парах;

- умение работать в группах.  (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;  

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- работать по предложенному учителем плану;

-  осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД);

-  умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт;

- ориентироваться на развороте учебника;

- представлять информацию в виде схемы;

- развитие умения извлекать информацию из текстов. (Познавательные УУД).

Оборудование:

Для учителя - ноутбук, проектор.

Для детей - шаблоны круглой формы с красной каймой, 12 красных  полосок, рисунки с консервной банкой, ландышем, березкой, с муравейником, птенцом и птичьим гнездом, 6 контуров руки, 6 клеящих карандашей.

Используемая литература:

  1. Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/Под ред. А.А.Вахрушева.-М.:Баласс,2010.-304 с.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2.- 3-е изд., перераб. – Баласс; Школьный дом, 2011. – 96с.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ребята, улыбнитесь друг другу и настройтесь на урок.

Садитесь.

Для того, чтобы нам продуктивно поработать что необходимо для урока?

(Учебник, рабочая тетрадь, карандаши)

2. Мотивация к учебной деятельности.

 Упражнение на логическое мышление

- Ребята, я читаю предложение, а вы выбери одно слово,  закончив начатое мною предложение.

1.По берегам северных морей издавна  жили… . (богатыри, рыцари, поморы);

2.После летнего дождя появляется разноцветная …..  (солнце, радуга, молния);

3.Самая большая река в Архангельске ….. (Онега, Мезень, Северная Двина);

4. В водах реки Северная Двина водится много …. . (акул, рыбы, тритонов);

5.На Севере бродят стада … . ( коров, оленей, верблюдов);

6. Какое сейчас время года   … . (зима, лето, весна )

7. В первый класс вы поступил в  …..  (Новодинске, Архангельске, Северодвинске).

3. Формулировка темы урока.

– Послушайте стихотворение и догадайтесь, какая тема нашего урока.

– Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

 Человек и время года.

 Это всё вокруг… (природа)

Вокруг человечка выкладываются по мере проговаривания стиха нарисованное небо, солнце, трава, речка, горы. (СЛАЙД №1)

Давайте проверим правильность нашего ответа. (СЛАЙД №2)

Ребята, кто догадался какая же тема урока? (ПРИРОДА И МЫ)

Тема открывается на доске.

4. Введение нового термина «ЭКОЛОГИЯ».

Презентация картинок из учебника. (СЛАЙД №3)

Ребята, сравните рисунки. Как относятся к природе на этих двух рисунках люди?

Что доказывает?

В каких бы условиях вы хотели бы жить?

А для того, чтобы были такие благоприятные условия для жизни,  что необходимо делать?

(БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ)

Скажите, пожалуйста, а какая наука дает знания о том, как правильно себя вести по отношению к природе, чтобы не причинить ей вреда? (ЭКОЛОГИЯ).

Откройте учебник на стр. 74 и прочитайте определение экологии в рамочке.

На доске слово ЭКОЛОГИЯ.

Повторим это слово громко 3 раза.

В таких условиях, как на второй картинке очень часто летают бабочки, поэтому проведем физкультминутку «Бабочка».

Физкультминутка (проводит ученик)

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз -  росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела, полетела…

Очень красивые бабочки. Спасибо. Присаживайтесь.

5. Изложение нового материала.

Ребята, ответьте мне на вопрос: знаете ли вы о существовании правил поведения в общественных местах, в школе, в классе?

Расскажите.

Так вот я вам предлагаю проверить знания или для тех, кто не знает получить о правилах поведения с природой.

На стр. 75 найдите вопрос 1.

Прочитайте вопрос №1.

- какое растение зацветает раньше?

Обсудите в парах и ответьте на вопрос. Те, кто справился, поднимите сигнальную карточку.

Работа в парах.

Подснежник зацветает в конце марта – апрель;

Одуванчик зацветает в мае – июне, плодоносит в июне;

Клевер в июне, плодоносит также в июле.

Скажите, почему нельзя срывать одуванчик, для чего он нужен? (для салатов, для варенья).

Для чего служит клевер? (пчелами опыляется и потом они производят мед).

Наш северный мед очень ценится. Для чего мед необходим?

Следующий вопрос хочу начать с загадки.

Прослушайте и ответьте:

Не зверь, не птица,

Нос как спица.

Кто его убьёт,

Тот свою кровь прольёт. (Комар)

Почему не зверь, не птица? (Потому что комар - это насекомое)

А что значит нос, как спица? (тонкий и острый)

А почему кто его убьёт,

Тот свою кровь прольёт. (кровь потечет)

Ответьте на следующий вопрос

- Зачем в лесу комары?

А. ни к чему.

Б. чтобы люди поменьше в лес ходили.

В. В природе ничего нет лишнего.

Правильно под буквой В.

- Кто питается комарами? (птицы и лягушки)

Откройте стр.77. прочитайте вопрос №9.

- какой из этих грибов съедобный?

Какие грибы нарисованы на картинках?

(мухомор, бледная поганка и шампиньон).

Обсудите в парах. Кто справится, поднимите сигнальную карточку.

Работа в парах.

Правильный ответ шампиньон. (СЛАЙД №4)

- Правильно, а, ребята, почему нельзя бесцельно уничтожать мухоморы, нам расскажет Никита.

Сообщение о мухоморе. (СЛАЙД №5)

Спасибо, присаживайся.

Физкультминутка.

А сейчас я вам предлагаю поработать в группах.

Алгоритм работы в группах.

1. Выбрать капитана.

2. Прочитать вопрос.

3. Обсудить и выбрать правильное решение.

4.  Создать запрещающий знак.

Послушайте, над какими вопросами будет работать каждая группа.

1 группа вопрос №4.

2 группа вопрос №2.

3 группа вопрос №3.

4 группа вопрос №5.

5 группа вопрос №8.

6 группа вопрос №7.

Материалы для составления запрещающих знаков в конвертике.

Приступаем  к работе.

Работа в группах.

6. Обсуждение проработанного материала.

Итак, приступим к обсуждению.

Работать будем по алгоритму:

Мы работали над вопросом….

Обсудили и пришли к выводу…..

У нас получился такой запрещающий знак….

- Начинаем с первой группы.

Ученик:        Бом-бом-бом!

                         Начинается погром

                         Выезжаем на природу,

                         Здесь костер и там костер,

                         Банки, склянки, всякий сор.

- Хорошо ли это? (Мы решили, что это очень плохо).

Мы работали над вопросом: куда деть пустую консервную банку в лесу?

Мы обсудили и пришли к выводу, что ее нужно обжечь и закопать.

У нас получился такой знак.

(Знак круглой формы, красная линия по краю, а в середине рука перечеркнутая накрест двумя красными полосками и рисунок с консервной банкой.)

Выставляется знак на доску.

- А почему нельзя оставлять или бросать банки в кусты?

Слушаем вторую группу.

- можно ли рвать эти растения?

Сообщение детей:        О красной книге (Филиппов Влад) (СЛАЙД №6)

                                О белой кувшинке (Понаровкина Мила)

                                О ландыше (Колмакова Лиза)

                                О венерином башмачке (Леонтьев Максим).

Выставляется знак на доску (знак круглой формы с красной каймой, в середине рука перечеркнутая крест - накрест и рядом с нею рисунок ландышей).

Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Отвечает третья группа.

Ученик: у нас был вопрос: где взять дрова для костра? Мы обсудили и решили, что нужно набрать сухого валежника.

Выставляется знак на доску (знак круглой формы с красной каймой, в середине рука перечеркнутая крест - накрест и рядом с нею рисунок березки).

- А почему нельзя ломать ветки молодых деревьев?

Учитель: Не ломайте ветви деревьев и кустарников. Ветви древесных растений выполняют функцию скелет. В ветвях есть сок, который  обеспечивает рост и развитие всего растения. На ветвях располагаются листья, участвующие в питании растения и выделяют кислород, без которого не могут жить животные, в том числе и человек. Следовательно, мы не имеем права бессмысленно обламывать побеги, мешать растению жить! К тому же листья задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви.

Скоро у нас зацветет  и сирень, которые особенно часто страдают из-за своей красоты, помните данное правило и не нарушайте его.

Слушаем четвертую группу.

Ученик: у нас был вопрос №5 «что будет, если разорить муравейник?». (СЛАЙД №7)

Мы обсудили и пришли к выводу, что деревьям и животным станет хуже.

Сообщение о роли муравьев в природе. (Касьянов Андрей).

И у нас получился такой знак (знак круглой формы с красной каймой, в середине рука перечеркнутая крест - накрест и рядом с нею рисунок муравейника).

Выставляется знак на доску.

Работаем над следующим вопросом.

Ученик: у нас был вопрос №8 - что делать, если ты нашел птенца?

Мы обсудили и пришли к выводу, нужно уйти как можно быстрее, чтобы мама позаботилась о нем.

У нашей группы получился такой знак (знак круглой формы с красной каймой, в середине рука перечеркнутая крест - накрест и рядом с нею рисунок птенца).

Выставляется знак на доску.

Итак, завершающий вопрос.

Ученик: у нас был вопрос №7 «что делать, если ты нашел птичье гнездо?». (СЛАЙД №8)

Мы обсудили и пришли к выводу, что нужно уйти как можно быстрее.

И получился у нас такой знак (знак круглой формы с красной каймой, в середине рука перечеркнутая крест - накрест и рядом с нею рисунок птенца) .

Выставляется знак на доску.

 И еще хотим добавить.

(Рассказывает стихотворение Нечаев Дима)

Нор звериных,

 Птичьего гнезда

 Разорять не будем

 Никогда!

 Пусть птенцам

 И маленьким зверятам

 Хорошо живется

 С нами рядом!

Вы молодцы. Очень хорошо потрудились.

Физкультминутка.

1,2,3,4,5 – вышли дети погулять,

 остановились на лугу,

дальше я быстрей бегу,

лютики, ромашки, жёлтенькие кашки,

собирает первый класс,

вот такой букет у нас!

7. Подведение итогов урока.

- Скажите, с каким новым термином мы познакомились?

- Что такое экология?

- Какие существуют правила поведения в природе.

- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.

- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

- Не рвать цветы, не делать букеты цветов.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

- Не шуметь в лесу.

Некоторые ученики из нашего класса по теме урока нарисовали рисунки. Посмотрите, пожалуйста.

8. Самооценка.

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Если вам было все понятно, поднимите зеленую сигнальную карточку.

Пододвиньте маленькие листочки со шкалой. Оцените себя.

Поднимите руки те, кто оценил себя по максимуму.

Поднимите руки те, кто работал хорошо.

Остальные подумайте, что не получалось, почему.

Встаньте. Благодарю вас за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...