Интегрированный урок окружающего мира , чтения и изобразительного искусства
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Васильева Оксана Николаевна

Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

 Цель урока:   

Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира , чтения и изобразительного искусства

Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

 Цель урока:    

Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Знакомство  учащихся с цветами и бабочками луга; посредством  мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

2.Развивающие:

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости,  аккуратности, любознательности.

Информационная карта урока

Тип урока:       изучение нового материала

Форма урока: урок – виртуальная экспедиция

Интегрированный: окружающий мир, внеклассное чтение, изобразительное искусство

Продолжительность урока: 45 минут

Программа:  Школа России

Учебник:А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс, рабочая тетрадь

Материально-техническое оснащение:

Для учащихся:

  • компьютеры, презентация
  • учебник, рабочая тетрадь, карандаш
  • белый лист, краски, кисти, тряпочка, ножницы.

Для учителя:

  • компьютер;
  • презентация к уроку;
  • панно (поляна без цветов и бабочек)
  • схемы знаков, которые можно установить в природе;
  • аудио-магнитофон;
  • аудиокассеты с записью музыкальных композиций;
  • набор шаблонов к уроку (бабочки)
  • атлас-определитель бабочек
  • книги, энциклопедии о животных

1.     Орг.моментСлайд 1

 Есть волшебные слова,

 Скажешь, сразу тишина.

Повнимательней, дружок,

Начинается урок

2. Календарная минутка        

(Учащиеся описывают погоду сегодняшнего дня; делятся впечатлениями и наблюдениями.)

3. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала

- Ребята, какое сейчас время года?(весна)

- А хотели бы вы, чтобы сейчас было лето?

- Прекрасно! Сегодня на уроке мы мысленно перенесёмся в лето. Вы готовы?

Предлагаю  отправиться в путешествие. Согласны?

Но путешествие будет непростым, мы отправляемся в экспедицию. Знаете что это такое?

Слайд 2

ЭКСПЕДИЦИЯ – это путешествие с какой–нибудь  целью, со специальным заданием.         

Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы.

Цель экспедиции вы узнаете, когда прибудете на место.

4. Актуализация знаний.

Ребята, отгадайте загадку:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то

Но пройти в них не легко,

Те ворота высоко.

Посмотрелся мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три-

Целых семь, ты посмотри

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

                                              ( Радуга )

- Может кто-то вспомнил, какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги ?

( « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

- Проговаривая эту фразу, что мы составили?

Мы составили предложение.

- Что мы знаем про предложение ?

Предложение состоит из слов, обозначает законченную мысль

- А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Я буду называть три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.

- Оранжевый, коричневый, желтый;

- Зеленый, голубой, белый;

- Фиолетовый, малиновый, желтый;

- Красный, черный, синий;

- Кто сможет назвать цвета радуги по порядку ?( Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый )

Слайд 3( на радуге появляется улыбка)                

- Ребята посмотрите, какая у нас получилась веселая радуга!

-Как вы думаете, почему она радуется?

( Потому что мы запомнили все ее цвета)

- А кто может назвать мастеров, которые строят радугу?Слайд 4(Солнышко с улыбкой и дождик)

- Давайте сделаем вывод сами « Откуда появляются все эти краски?»

(Все эти краски создает сама природа.)

-Кто сможет своими словами рассказать, как получается радуга?

( Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики)

Ребята, Муравьишка рад, что вы вспомнили, как образуется радуга и всем говорит «Спасибо»Слайд 5

5.Постановка проблемного вопроса путешествия

- Пришло время узнать цель нашей экспедиции.Слайд 6

Учащиеся читают:

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?

- Итак, в конце путешествия вы должны ответить на этот вопрос.

- Ребята, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают нас на прогулку. А вот куда, отгадайте:

Зелёное, зелёное

Сегодня всё вокруг.

Зелёными травинками

Шумит зелёный …(луг)Слайд 7( Муравьишка и  Черепахана лугу)

- Что же такое луг?

- Луг – большая территория с травянистой растительностью.

- А что мы можем увидеть на лугу?( цветы, траву, насекомых)

- А какиезвуки мы бы услышали? (жужжание насекомых, пение птиц)

- А каких насекомых?( стрекоз, шмелей, пчёл, кузнечиков, комаров)

- Поднимите руки, кто из вас был на лугу. Где располагаются луга? (Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю леса и высоко в горах.)

 Знакомство с лугом.

— Ребята, закройте глаза. Послушайте и представьте себе картину (включается запись голосов птиц, шелест травы, жужжание насекомых).Аудиозапись

- Что вы услышали?

- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.

-шмель

-кузнечик

-божья коровка

-пчела

Чем питаются насекомые, расскажет академик ___________.   Насекомые пьют  нектар — это сладковатая жидкость, выделяемая цветами. Есть насекомые, питающиеся листьями, — это растительноядные. Среди  насекомых есть хищники, поедающие растительноядных (стрекоза— ест комаров и мошек), есть всеядные (муравьи) они поедают других насекомых, любят сок и нектар.

Кто же питается насекомыми, расскажет академик ________.   Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов.

Чья это песня? (грам. запись, иллюстрация)

Расскажет научный консультант ___________.  Луговой чекан - скромно окрашенная птичка небольшого размера, меньше воробья. Гнездо устраивает на земле в углублении, окружённом густой траве. Питаются жуками, гусеницами, пауками, червями.

-Кто еще скрывается в траве, расскажет академик__________ .Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

Диск по окр. миру        

Послушайте стихотворение « Что растет?»

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ- как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковые шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики  - вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

                                      ( Г.Лагздынь)

-  Какие  же цветы растут на лугу?(Одуванчик, подорожник, василёк)

- А сегодня на уроке мы познакомимся с другими цветами.

Давай пройдёмся медленно по лугу

И скажем «здравствуй» каждому цветку…

- Ребята, к нам на урок пришли луговые цветы. Познакомимся с ними и запомним их названия.

К доске выходят ученики в шапочках цветов и читают стихи.

Колокольчик.Слайд 8

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Легкий-легкий, тонкий- тонкий!

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

- Колокольчик. Почему он так называется?

- Скажите, какие цвета использовал художник?( Синий)

- Какие оттенки есть у этого цвета?

( темно-синий, светло-синий, голубой)

- Растёт на лугу цветок, голубой как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нём собирается роса. Капля за каплей, капля за каплей – полный цветок. М тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.

- Кап – кап, динь – динь, - звенят капельки, ударяясь о траву.

Птицы слышат это и начинают щебетать:

- Утро, утро наступило!

А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Да он и похож на него. И радуют глаз эти небесно – голубые изящные колокольчики.

Клевер.Слайд 9

Здесь, у рощицы березовой,

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки белой, кашки розовой,

Кашки алой не сочтешь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветет

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.

-Рассказывая об этом цветке, какие цвета использует Мастер цвета? (белый, розовый, алый)

- Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки сразу, с налёту, тяжёлому шмелю. Сядет шмель и тщательно обследует всю головку, опуская хоботок по очереди в каждый цветок и доставая нектар. Так он опыляет цветки, перенося пыльцу с одной головки на другую. Сладкий нектар находится в цветках клевера. За этот сладкий нектар и прозвали клевер кашкой.

Ромашка.Слайд 10

Знакомые с детства, родные ромашки

Мы видим на каждом лугу.

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

-Сколько цветов будем использовать   раскрашивая ромашку? Как получить оранжевый цвет?

Лютик.Слайд 11

Звать его нам нечего,

Он и так придет,

Расцветет доверчиво

Прямо у ворот –

Солнцем налитой

Лютик золотой.

- Лютик – лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название «лютик» происходит от слова «лютый» - жестокий, злой.Это связано с тем, что лютик- растение ядовитое.

-Перед вами, на столе, лежат картинки цветов. Определите, какие из них растут на лугу, и прикрепите на панно.

-Давайте проверим ваши знания и  познакомимся и с другими цветами, которые растут на лугу. Слайд 12

- А сейчас прочитайте названия цветов на стр.41 и подчеркните названия тех цветов, которые вы видели в природе.

Физкультминутка:

 Мы по лугу прогулялись

 И немножко отдохнем.

 Встанем, глубоко вздохнем.

 Руки в стороны, вперед,

 Чудеса у нас на свете:

 Стали карликами дети

 А потом все дружно встали,

 Великанами мы стали.

 Дружно хлопаем,

 Ногами топаем!

 Хорошо мы погуляли

 И нисколько не устали!

-По-моему чего-то не хватает не хватает на панно?

- Но есть на поляне такие животные, которые не издают никаких звуков, а                            

привлекают наше внимание больше других.

Загадка:

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Это бабочка )

        Слайд 12

- Что вы  знаете о бабочке?

Бабочка – это насекомое.

- Назовите  отличительные признаки  насекомых ( На голове расположены глаза, усики и хоботок, тело состоит из трех частей: головы, груди, брюшка, шесть ног, на груди находятся крылья и ноги)

        

РАССКАЗ О БАБОЧКАХ

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.    

Красота бабочки в лёгкости и крыльях.

- Почему бабочку сравнивают с цветком?( она такая же красивая, яркая, разноцветная, нежная)

- Правильно, но я бы ещё могла добавить, что бабочки изящные, утончённые, стремительные, лучезарные, невесомые. Этому подтверждает замечательное стихотворение А. Фета «Бабочка».Давайте прочитаем его вместе со мной.

Слайд 13

Ты прав. Одним воздушным очертаньем (учитель)

Я так мила. (дети)

Весь бархат мой с его живым миганьем- (учитель)

Лишь два крыла. (дети)

Не спрашивай: откуда появилась (учитель)

Куда спешу? (дети)

Здесь на цветок я лёгкий опустилась (учитель)

И вот – дышу. (дети)

Надолго ли без цели, без усилья, (учитель)

Дышать хочу! (дети)

Вот – вот сейчас, сверкнув, раскрою крылья (учитель)

И улечу. (дети)

За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька. Бабочек на земном шаре очень много.

- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны                 неслучайно:  

        1.лимонница                                             Слайд 14

         2. павлиний глаз        

3.пестрянка

         4.голубянка

         5. крапивница

- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать бабочку, существуют специальные атласы-определители бабочек.

- Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. Слайд 15

- А есть такие бабочки, которые занесены в Красную книгу. Кто знает, что это за  книга?Слайд 16

- Откроем тетради на печатной основе, стр. 40-41. Посмотрите, какие чудесные бабочки прилетели на страницы ваших тетрадей.

- На каком цветке сидит бабочка Лимонница?( на ромашке)

- А как вы догадались, что это бабочка Лимонница? (жёлтая как лимон)

- А где Голубянка? (сидит на клевере)

- Как вы догадались? (голубого цвета)

- А где сидит Пестрянка? ( на колокольчике)

- Почему её так назвали?( пёстрая)

- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.

- Как вы думаете, почему исчезают бабочки?

- Что же делать. Как сохранить красоту, не убивая бабочку?

ФИЗМИНУТКА      

Утром бабочка проснулась,

                                     Потянулась, улыбнулась.

                                     Раз – росой она умылась,

        Два – изящно покружилась,

        Три – нагнулась и присела,

        На четыре  - полетела.

 Проверка знаний.

- Откройте учебник на стр. 100. Рассмотрите верхний рисунок. Каким изображён луг?

- А теперь посмотрите на два следующих рисунка. Что случилось? (пришли дети)

- Задание по группам:

1гр. Описывает рисунок слева со слов«Но вот на луг пришли дети…»

2гр. Описывает рисунок справа со слов «Но вот на луг пришли дети…»

1гр. -Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под газированной воды, одноразовые стаканчики.

2гр. – Но вот на луг пришли дети. Алёша фотографировал бабочек, стрекоз. Остальные дети делали зарисовки.

- Подумаем и словесно нарисуем, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.

1рис.(слева) Примята трава, сломаны цветы, лежит везде мусор, бабочки уже не летают.

2рис. Луг прежний.

-На какой луг вам будет приятно приходить?

-Ребята, но вот на луг, где побывали нерадивые дети, пришли Муравьишка и Черепаха. Что они увидели?(у бабочки сломано крыло, у цветочка – стебелёк)

- Что они сделали?

- Ребята, посмотрите на стр. 101.Что принесли домой дети с 1- го рисунка?( букет цветов, бабочку)

- Что стало с цветами?( они повяли)

- Что произошло с бабочкой?( мальчик нёс её в руке, и у неё сломались крылышки)

- Ребята, даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Её крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Взяв бабочку в руки, мы повреждаем эти чешуйки, они остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

- Правильно ли поступили дети? (нет)

- А что принесли домой дети со 2 – го рисунка? (фотографии и рисунки)

- Стало ли что – то с цветами, бабочками? (нет)

- В природе нужно соблюдать правила. Сейчас мы посмотрим , какие можно было поставить запрещающие знаки на лугу, как на автомобильной дороге.Знаки

- Мудрая Черепаха предлагает подобрать к этим знакам подходящие названия.

Слайд 17

- Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Например, почему цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Кто из вас, ребята, знает?

- Послушайте стихотворение Н. Грибачёва и ответьте: кто кому оказывает большую услугу?

Ученик.

Цветок всю ночь готовит «мёд»,

И бабочку сластёну в гости ждёт.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…

И бабочка несёт её, и вот –

Цветок увял, и зреет плод.

- Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?(нет)

- Прочитаем ещё раз объяснение Мудрой Черепахи.

- Почему бабочки не могут жить без цветов? (они питаются их нектаром)

- Почему цветы не могут жить без бабочек? ( бабочки опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян)

- Кто же догадался, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?Слайд 18 (Они не могут жить друг без друга)

- Значит, если мы рвём цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга.

- А как вы думаете, только ли на лугу и только ли летом не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

- Что дают луга животным и человеку?

Насекомым луг даёт — пищу, укрытия.

Птицам луг даёт — пищу, укрытия.

Домашним животным луг даёт — разнообразную пищу.

Человеку луг даёт — молоко и молокопродукты мясо, шерсть, кожу, лекарство. Продукты ягоды, щавель, мед, сено для животных, силос, сенаж, места отличного отдыха у рек и озер, букеты цветов.

Обобщение:Слайд 19(Луга — стол и дом для насекомых, птиц, грызунов)

Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

Мультфильм «На лугу пасутся ко…»

  - Давайте представим, что мы художники и сами нарисуем   бабочку

- Сложнее всего в рисовании бабочки изобразить одинаково правые и левые крылья.

- Что происходит, когда бабочка складывает крылья?

(Оба крыла точно совпадают)

- Это называется СИММЕТРИЯ.                                    Слайд20

- Используя закон симметрии, попробуем быстро изобразить бабочку. (Для этого необходимо сложить лист пополам и т. д.)                  

- Цвет крыльев бабочки может быть разнообразным.Учащиеся  вырезают, раскрашивают и прикрепляют нарисованных бабочек на панно.

Звучит песня «Не рвите цветы»

- Наш урок подходит к концу. На какой  вопрос  мы искали ответ во время урока?

-Смогли ли мы ответить на этот вопрос?

- Значит, достигли ли мы цели урока?

— В природе ничто  не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в природе.

 — Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу.Не будем рвать цветы и ловить бабочек, будем наблюдать, рисовать, фотографировать.

- Ребята, мы прощаемся с лугом, с его жителями. Надеюсь, что наша прогулка была увлекательна и интересна для вас. Давайте улыбнёмся на прощание всем обитателям луга, улыбнёмся друг другу и порадуемся нашей чудесной природе.

- Спасибо за урок, за активную работу!

Творческое  задание (можно дома)

Если вы хотите, чтобы в ваших тетрадях луг стал таким же красивым, какой вы видели сегодня, можете раскрасить его.

Дополнительные материалы к уроку:

Презентация к уроку: https://docs.google.com/file/d/0B9BalNaVyxCSSFZIOHI4VHppNjQ/edit?usp=sharing

Мультфильм к презентации: https://docs.google.com/file/d/0B9BalNaVyxCSLXozT1haZ0NaNHc/edit?usp=sharing

        

Использованная литература:

1.Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса

2.П.В.Третьяков, А.И.Холина. Рабочая тетрадь для учителя к учебнику Плешакова А.А.

3. Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А.

http://murasheva-katja.narod.ru/pic/mos10.JPG

hhttp://www.bearcub.ru/images/img_g/xoz.gif

ttp://www.reitingi.lv/thumbnail.php?file=Veseligapartika.jpg&size=article_medium

http://papa-vlad.narod.ru/Detskie_prezentatsii/Biologija.Eda/Ovoschi_1.files/slide0019_image040.png

http://probio.io/ru/reference/Herbs_a/media/pictures/reference/1765.gif

http://las.pp.net.ua/_fr/0/19626487.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства. Как жили древние славяне. Рисование избы.

Конспект открытого урока с мультимедийной презентацией . Урок проводился в 4 классе....

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"

Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства и музыки "Снег глазами учёных, художников, композиторов"

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и сопоставления видения одного и того же предмета с позиций разных учебных предметов средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий....

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс

Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотво­рение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Н.Н.Носов "Живая шляпа". Домашнее животное-кошка" во 2 классе

Интегрированный урок для 2 класса по литературному чтению и изобразительному искусству. Изучение нового материала. Урок с презентацией...