Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Н.Н.Носов "Живая шляпа". Домашнее животное-кошка" во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Березуцкая Светлана Викторовна

Интегрированный урок для 2 класса по литературному чтению и изобразительному искусству. Изучение нового материала. Урок с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.14 КБ
Файл презентация к уроку1.69 МБ

Предварительный просмотр:

План- конспект интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства

Тема: «Николай Николаевич Носов «Живая шляпа. Домашнее животное - кошка».

Класс: 2 класс

Цель урока литературное чтение: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»

Цель  урока ИЗО: сформировать представления учащихся об анималистическом жанре, знакомство с творчеством художников – анималистов; познакомить детей с выполнением работ в технике «граттаж».

Задачиурока литературное чтение:

  1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев;
  2. Формировать  навыки  чтения  и работы с текстом.
  3. Развивать мышление, память, воображение, речь
  4.  Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Задачи урока ИЗО:

Обучающие: создать условия для усвоения детьми понятия анималистический жанр; познакомить их с творчеством художников – анималистов; дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности; познакомить учащихся с техникой «Граттаж».

Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, внимания к природе, желания беречь и заботится о ней, её представителях; графические и живописные навыки, мелкой моторики рук, расширяя и обогащая словарный запас детей; укрепление межпредметных связей (чтение, окружающий мир).

Воспитательные: воспитание любви к животным, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим».

 Планируемые результаты:

     Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умениесформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

      Познавательные –работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.

      Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.

       Коммуникативные - умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

      Личностные результаты - умениепроявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Типы уроков: изучение нового материала.

 Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах. Для  учителя – компьютер, мультимедийный проектор, экран, детские книги с рисунками животных. Презентация к уроку. Для учащихся – альбом, книги.

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.  

БСВ: Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

МВВ: Сегодня у нас не простой урок, а интегрированный - литературное чтение и ИЗО. Пусть наш урок принесет всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, аккуратность, смекалка!

2. Проверка домашнего задания.

БСВ: Пересказ Н.Н.Носова «Затейники»

3. Определение темы и задач урока.

БСВ: Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Львовна Барто  «Верёвочка»

Самуил Яковлевич Маршак «Кот и лодыри»

Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»

БСВ: Все ли произведения мы читали на предыдущих уроках?

Дети: Нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

БСВ:  Значит какая тема урока литературного чтения?

Дети:  Тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»        

МВВ: Ребята, скажите, вы любите загадки? Отгадав загадки,  вы узнаете тему урока рисования.

  Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится...

             Угадали? Это – (кот)

Прыгать может высоко,
Пьет из блюдца молоко.
И, разлегшись у окошка,
Жмурит глазки наша…(Кошка)

МВВ: Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?

Сегодня на уроке мы познакомимся с художником – анималистом,  нарисуем кошку, не используя обычные предметы, которые нужны всегда на урок рисования. Вы уже заметили, что на партах у нас нет красок, ни карандашей, ни кисточек, чем, как и  на чем рисовать  мы поговорим позже.

БСВ: Сначала вы познакомитесь с новым произведением и его автором, узнаете много нового, а потом поработаете творчески.

5.Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Стихотворение о Носове на слайде.

БСВ: Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы. Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

5. Словарная работа.

БСВ: В тексте встретятся слова, уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Плюхнулось – тяжело упало

Трястись (от страха) – дрожать, бояться

Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз

Швырять – бросать с силой

Фыркать – с шумом выпускать воздух

6. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем. БСВ и МВВ

7. Повторное восприятие. Речевая разминка  

БСВ: 1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я;

      2. Упражнения для дикции:

         И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

Чтение рассказа детьми.

  8. Анализ содержания.

БСВ: - Кого увидели  мальчики?

- Как звали кота?

- Где сидел Васька?

- Кого увидел Васька на шляпе?

- Что Васька делал в начале рассказа?

- Как звали мальчиков, героев рассказа?

- Что предложил сделать Вадик?

- Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).        

- Каким стало настроение ребят?

ММВ: - Как вы думаете, а котенок, какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

9. Беседа по теме урока.

МВВ:- Значит, не только человек может испытывать страх, тревогу.    Вы теперь знаете, что у каждого животного есть свой характер, и свое настроение? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.

- Как вы думаете, как называются художники, которые рисуют только животных?

-Их называют  анималистами. Слово « анималист» происходит от латинского слова «animal»,что означает «животное». Но рисовать животных не так – то просто.

- Почему? 

- Потому, что животные не умеют позировать.

- Давайте познакомимся с таким художником - анималистом.

  Е. И. Чарушин настолько хорошо изучил животных, что, создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорции.   Герои Е.И. Чарушина - добры, обаятельны.

Проверка домашнего задания.

-Ребята, откройте альбомы и покажите, какими получились ваши герои?   Расскажите, какие они по – характеру? Ребята, оказывается вы уже  стали  художниками – анималистами! Молодцы с домашним заданием все справились на отлично!

- Чтобы  у нас все получилось и дальше, я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Вы наверное устали? И поэтому все встали.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

(Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

(Приседание.)

И сказали три кота: —

Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

МВВ: - Ребята, вы готовы творить красоту?

-Посмотрите, что я вам принесла? (шляпа).

- А почему именно шляпу?

- А как вы думаете, для чего она нам нужна?

- Правильно, мы на ней будем рисовать!

 Практическая часть урока.Знакомство с техникой «Граттаж».

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой, необычной и интересной техникой рисования – это техника  называется «Граттаж».

-Дети, скажите, что любят делать кошки, когда их сильно разозлить? - правильно, царапаться. Вот так иначе, «Цап, царапки» называют технику «Граттаж»- это способ выполнения рисунка, путем процарапывания острым пером, острым предметом, старой ручкой -  бумагу, картон, залитых черной тушью, от франц. скрести, царапать. Вот мы сейчас и будем царапать, вот на таких шляпках, вот такими ручками, которые не пишут.

А для того чтобы продолжить рисовать   мы должны перевести свои рисунки из альбомов  на нашу шляпу. Возьмите шляпы и подложите их под свои работы, соблюдая правильную композицию, т.е. расположите  своих героев прямо в центре шляпы.  Берем ручки, которые пишут и прорисовываем рисунок, еще раз надавливая. Смотрим, чтобы все детали были прорисованы. Затем, верхний рисунок убираем в сторонку, берем ручки, которые я вам раздала. Приступаем к работе, быстро по видимому контуру процарапываем нашего котенка. Это  занятие не сложное, а очень увлекательное и результат, я думаю, порадует не только вас, но и наших гостей.

Педрисунок.______________________________________________

БСВ читаю, когда рисуют : Домашняя кошка — ласковое, милое, грациозное существо. Ее чаще других животных держат в доме. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.

9. Итог урока. Выставка и обсуждение работ.

МВВ: - Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились.

- Вам понравился наш урок?

- Скажите,  а с какой техникой мы познакомились сегодня?

БСВ: - Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась живой?

- А у вас получилась живая шляпа или живой котенок?

10. Рефлексия.

БСВ: «Дерево успеха» 

Выставление оценок за урок, при этом учитывается мнение учащихся

МВВ: Как вы оцените работы друг друга? Молодцы!

11.Домашнее задание

БСВ:Подготовить краткий пересказ по плану на с.59 задание 6.

МВВ: - Понаблюдайте за своими питомцами, какой у них  характер, и нарисуйте их в тетрадях по литературному чтению.

МВВ: Завершить урок мне хотелось словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери из произведения «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Будьте внимательны к братьям нашим меньшим, не причиняйте им зла, искренне любите и они ответят вам тем же

Спасибо всем за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агния Львовна Барто «Верёвочка» Самуил Яковлевич Маршак « Вовка-добрая душа» Николай Николаевич Носов «Живая шляпа »

Слайд 2

Тема урока « Н.Н.Носов «Живая шляпа». « Домашнее животное - кошка»

Слайд 3

Николай Николаевич Носов (1908 — 1976) Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел!

Слайд 4

Словарная работа. Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей). Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

Слайд 5

Словарная работа. Плюхнулось – тяжело упало Трястись (от страха) – дрожать, бояться Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз Швырять – бросать с силой Фыркать – с шумом выпускать воздух

Слайд 6

АНИМАЛИСТ Это художник, рисующий животных. У таких художников звери и птицы главные герои рисунков и картин.

Слайд 7

Чарушин Евгений Иванович

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"

Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительной деятельности «Художник и зрелище».

Предмет «Изобразительное искусство и Литературное чтение»Класс: 4 классЦель: творческий отчет по литературному чтению и изобразительной деятельности, показать сказку-пьесу, используя...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,  интегрированный  урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс

Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотво­рение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

  В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...