Главные вкладки

    Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Н.Н.Носов "Живая шляпа". Домашнее животное-кошка" во 2 классе
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Березуцкая Светлана Викторовна

    Интегрированный урок для 2 класса по литературному чтению и изобразительному искусству. Изучение нового материала. Урок с презентацией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект урока28.14 КБ
    Файл презентация к уроку1.69 МБ

    Предварительный просмотр:

    План- конспект интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства

    Тема: «Николай Николаевич Носов «Живая шляпа. Домашнее животное - кошка».

    Класс: 2 класс

    Цель урока литературное чтение: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»

    Цель  урока ИЗО: сформировать представления учащихся об анималистическом жанре, знакомство с творчеством художников – анималистов; познакомить детей с выполнением работ в технике «граттаж».

    Задачиурока литературное чтение:

    1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев;
    2. Формировать  навыки  чтения  и работы с текстом.
    3. Развивать мышление, память, воображение, речь
    4.  Воспитывать доброе отношение друг к другу.

    Задачи урока ИЗО:

    Обучающие: создать условия для усвоения детьми понятия анималистический жанр; познакомить их с творчеством художников – анималистов; дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности; познакомить учащихся с техникой «Граттаж».

    Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, внимания к природе, желания беречь и заботится о ней, её представителях; графические и живописные навыки, мелкой моторики рук, расширяя и обогащая словарный запас детей; укрепление межпредметных связей (чтение, окружающий мир).

    Воспитательные: воспитание любви к животным, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим».

     Планируемые результаты:

         Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умениесформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

          Познавательные –работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.

          Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.

           Коммуникативные - умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

          Личностные результаты - умениепроявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

    Типы уроков: изучение нового материала.

     Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах. Для  учителя – компьютер, мультимедийный проектор, экран, детские книги с рисунками животных. Презентация к уроку. Для учащихся – альбом, книги.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.  

    БСВ: Мы умные!

    Мы дружные!

    Мы внимательные!

    Мы старательные!

    Мы отлично учимся!

    Всё у нас получится!

    МВВ: Сегодня у нас не простой урок, а интегрированный - литературное чтение и ИЗО. Пусть наш урок принесет всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, аккуратность, смекалка!

    2. Проверка домашнего задания.

    БСВ: Пересказ Н.Н.Носова «Затейники»

    3. Определение темы и задач урока.

    БСВ: Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

    Агния Львовна Барто  «Верёвочка»

    Самуил Яковлевич Маршак «Кот и лодыри»

    Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»

    БСВ: Все ли произведения мы читали на предыдущих уроках?

    Дети: Нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

    БСВ:  Значит какая тема урока литературного чтения?

    Дети:  Тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»        

    МВВ: Ребята, скажите, вы любите загадки? Отгадав загадки,  вы узнаете тему урока рисования.

      Этот зверь живет лишь дома.

    С эти зверем все знакомы.

    У него усы как спицы.

    Он, мурлыча, песнь поет.

    Только мышь его боится...

                 Угадали? Это – (кот)

    Прыгать может высоко,
    Пьет из блюдца молоко.
    И, разлегшись у окошка,
    Жмурит глазки наша…(Кошка)

    МВВ: Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?

    Сегодня на уроке мы познакомимся с художником – анималистом,  нарисуем кошку, не используя обычные предметы, которые нужны всегда на урок рисования. Вы уже заметили, что на партах у нас нет красок, ни карандашей, ни кисточек, чем, как и  на чем рисовать  мы поговорим позже.

    БСВ: Сначала вы познакомитесь с новым произведением и его автором, узнаете много нового, а потом поработаете творчески.

    5.Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

    Стихотворение о Носове на слайде.

    БСВ: Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы. Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

    5. Словарная работа.

    БСВ: В тексте встретятся слова, уточним их значение.

    Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

    Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

    Плюхнулось – тяжело упало

    Трястись (от страха) – дрожать, бояться

    Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз

    Швырять – бросать с силой

    Фыркать – с шумом выпускать воздух

    6. Первичное восприятие текста.

    Чтение текста учителем. БСВ и МВВ

    7. Повторное восприятие. Речевая разминка  

    БСВ: 1. Упражнения для дыхания:

    а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я;

          2. Упражнения для дикции:

             И – Э – А – О – У – Ы

    Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

    Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

    Чтение рассказа детьми.

      8. Анализ содержания.

    БСВ: - Кого увидели  мальчики?

    - Как звали кота?

    - Где сидел Васька?

    - Кого увидел Васька на шляпе?

    - Что Васька делал в начале рассказа?

    - Как звали мальчиков, героев рассказа?

    - Что предложил сделать Вадик?

    - Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).        

    - Каким стало настроение ребят?

    ММВ: - Как вы думаете, а котенок, какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

    9. Беседа по теме урока.

    МВВ:- Значит, не только человек может испытывать страх, тревогу.    Вы теперь знаете, что у каждого животного есть свой характер, и свое настроение? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.

    - Как вы думаете, как называются художники, которые рисуют только животных?

    -Их называют  анималистами. Слово « анималист» происходит от латинского слова «animal»,что означает «животное». Но рисовать животных не так – то просто.

    - Почему? 

    - Потому, что животные не умеют позировать.

    - Давайте познакомимся с таким художником - анималистом.

      Е. И. Чарушин настолько хорошо изучил животных, что, создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорции.   Герои Е.И. Чарушина - добры, обаятельны.

    Проверка домашнего задания.

    -Ребята, откройте альбомы и покажите, какими получились ваши герои?   Расскажите, какие они по – характеру? Ребята, оказывается вы уже  стали  художниками – анималистами! Молодцы с домашним заданием все справились на отлично!

    - Чтобы  у нас все получилось и дальше, я предлагаю вам отдохнуть.

    Физкультминутка

    Вы наверное устали? И поэтому все встали.

    Шли по крыше три кота,

    Три кота Василия.

    (Ходьба.)

    Поднимали три хвоста

    Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

    Сели киски на карниз,

    Посмотрели вверх и вниз.

    (Приседание.)

    И сказали три кота: —

    Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

    МВВ: - Ребята, вы готовы творить красоту?

    -Посмотрите, что я вам принесла? (шляпа).

    - А почему именно шляпу?

    - А как вы думаете, для чего она нам нужна?

    - Правильно, мы на ней будем рисовать!

     Практическая часть урока.Знакомство с техникой «Граттаж».

    - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой, необычной и интересной техникой рисования – это техника  называется «Граттаж».

    -Дети, скажите, что любят делать кошки, когда их сильно разозлить? - правильно, царапаться. Вот так иначе, «Цап, царапки» называют технику «Граттаж»- это способ выполнения рисунка, путем процарапывания острым пером, острым предметом, старой ручкой -  бумагу, картон, залитых черной тушью, от франц. скрести, царапать. Вот мы сейчас и будем царапать, вот на таких шляпках, вот такими ручками, которые не пишут.

    А для того чтобы продолжить рисовать   мы должны перевести свои рисунки из альбомов  на нашу шляпу. Возьмите шляпы и подложите их под свои работы, соблюдая правильную композицию, т.е. расположите  своих героев прямо в центре шляпы.  Берем ручки, которые пишут и прорисовываем рисунок, еще раз надавливая. Смотрим, чтобы все детали были прорисованы. Затем, верхний рисунок убираем в сторонку, берем ручки, которые я вам раздала. Приступаем к работе, быстро по видимому контуру процарапываем нашего котенка. Это  занятие не сложное, а очень увлекательное и результат, я думаю, порадует не только вас, но и наших гостей.

    Педрисунок.______________________________________________

    БСВ читаю, когда рисуют : Домашняя кошка — ласковое, милое, грациозное существо. Ее чаще других животных держат в доме. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.

    9. Итог урока. Выставка и обсуждение работ.

    МВВ: - Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились.

    - Вам понравился наш урок?

    - Скажите,  а с какой техникой мы познакомились сегодня?

    БСВ: - Как называется рассказ, который мы читали?

    - Кто его автор?

    - Почему шляпа оказалась живой?

    - А у вас получилась живая шляпа или живой котенок?

    10. Рефлексия.

    БСВ: «Дерево успеха» 

    Выставление оценок за урок, при этом учитывается мнение учащихся

    МВВ: Как вы оцените работы друг друга? Молодцы!

    11.Домашнее задание

    БСВ:Подготовить краткий пересказ по плану на с.59 задание 6.

    МВВ: - Понаблюдайте за своими питомцами, какой у них  характер, и нарисуйте их в тетрадях по литературному чтению.

    МВВ: Завершить урок мне хотелось словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери из произведения «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

    Будьте внимательны к братьям нашим меньшим, не причиняйте им зла, искренне любите и они ответят вам тем же

    Спасибо всем за урок!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Агния Львовна Барто «Верёвочка» Самуил Яковлевич Маршак « Вовка-добрая душа» Николай Николаевич Носов «Живая шляпа »

    Слайд 2

    Тема урока « Н.Н.Носов «Живая шляпа». « Домашнее животное - кошка»

    Слайд 3

    Николай Николаевич Носов (1908 — 1976) Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел!

    Слайд 4

    Словарная работа. Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей). Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

    Слайд 5

    Словарная работа. Плюхнулось – тяжело упало Трястись (от страха) – дрожать, бояться Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз Швырять – бросать с силой Фыркать – с шумом выпускать воздух

    Слайд 6

    АНИМАЛИСТ Это художник, рисующий животных. У таких художников звери и птицы главные герои рисунков и картин.

    Слайд 7

    Чарушин Евгений Иванович

    Слайд 9

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"

    Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...

    Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительной деятельности «Художник и зрелище».

    Предмет «Изобразительное искусство и Литературное чтение»Класс: 4 классЦель: творческий отчет по литературному чтению и изобразительной деятельности, показать сказку-пьесу, используя...

    Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

    Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

    К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс

    К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,  интегрированный  урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс...

    Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс

    Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотво­рение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...

    Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

      В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...