Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира «Посмотри вокруг.» 2 класс
    план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

    Беляева Светлана Николаевна

    Подготовила: Беляева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№2 г. Усмани Липецкой области.

    Цель: познакомить с новым разделом «Путешествия»

    Задачи:         

                          образовательные: проверить и оценить знания по разделу «Общение» ;изучить понятия  «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с ориентироваться по местным признакам;

                            воспитательные:    формировать навыки ориентирования в пространстве,  стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях;

                           развивающие: развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной и малознакомой ситуации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект24.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира

    «Посмотри вокруг.»

    2 класс

    Подготовила: Беляева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№2 г. Усмани Липецкой области.

    Цель:        познакомить с новым разделом «Путешествия»

    Задачи:        

                          образовательные:         проверить и оценить знания по разделу «Общение» ;изучить понятия  «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с ориентироваться по местным признакам;

            воспитательные:        формировать навыки ориентирования в пространстве,  стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях;

            развивающие: развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной и малознакомой ситуации.

    Оборудование:        для учителя:        учебник, «Рабочая тетрадь», ноутбук, экран,

                            мультимедийный проектор, доска, мел;

                            для учеников: учебник, карточки: Тест по разделу « Общение»,

                                       «Рабочая тетрадь», цветные карандаши.

    Ход урока:

    1. Актуализация учебных знаний

    - Ребята, как называется раздел, который мы начинаем изучать.

    - Как вы думаете, что нового нас ждёт в материалах этого раздела?

    Слово учителя: Изучив этот раздел мы узнаем как выглядит Земля; научимся определять стороны горизонта с помощью компаса; познакомимся с водоёмами нашего края; отправимся в гости к весне; совершим путешествие по родной стране, познакомимся с природой России; узнаем что такое карта и как её читать; побываем на Красной площади в Москве; отправимся в город на Неве – Санкт-Петербург; осуществим плавание по Оке; обойдём вокруг света; познакомимся с новыми странами; Совершим путешествие в космос.      (Слайды 5-17)

    Но сначала проверим как вы изучили раздел « Общение». Заполните тест.

    2. Проверка домашнего задания.

    Тест по разделу «Общение»

    1. Вспомни «волшебные» слова.

    а) Напиши, какие ты знаешь слова приветствия:

    _________________________________________________________

    б) Напиши слова благодарности:

    _________________________________________________________

    в) Какие ты знаешь слова извинения? Напиши:

    _________________________________________________________

    2. Верные ли следующие утверждения? Исправь ошибки:

    а)  Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;

    б) Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не мешать ей;

    в) Если девочка несет тяжелую сумку - не мешай, не отвлекай ее.

    3. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила:

    а) Не клади ________ на стол;

    б) Не ______________ с полным ртом;

    в) За едой не _______________;

    г) Не вытирай губы ____________, пользуйся __________

    (Слова-помощники: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай.) (Слайд 18)

    3. Работа по теме урока

     «Посмотри вокруг» - беседа о Земле. Что такое горизонт?

    - Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы о ней знаете.

    - А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?

    Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна.

    - Как вы думаете, правы были древние мудрецы?  (Слайд 19)

    - Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Как выглядит Земля?» (учебник, стр. 72-73).

    -Так какой же формы Земля? (Слайд 20)

    В этом люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль.

            Прошло  много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар.(Слайд 21)

            Почти пятьсот лет назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение нескольких лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.

    ( Слайд 22)

    Что такое горизонт? Стороны горизонта

    Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, стали называть «горизонтом».

    Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. (Слайд 23)

    -Назовите предметы видимые на горизонте? (Слайд 24)

    - Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с землей или водной поверхностью, называют «линией горизонта».(Слайд 25)

    - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

    -Это сделать невозможно, потому что при движении она будет удаляться, т.е. линия воображаемая.( Слайд 26)

    4. Физкультминутка (Слайд 27)

    Все чаще жители древних стран, надолго уплывая от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (Ответы детей.)

    Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

    Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».

    То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом.. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером.  На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это объединили в схему

    Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. (Слайд 28)

    - Стороны света определяют с помощью прибора компас. О нем подробно мы узнаем на следующем уроке.

    5.Практическая работа

    Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия.  (Работа в тетрадях)

    За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки О, мы пошли на север. Во второй день  - на запад. В третий  - на запад. В третий на север. В четвертый, пятый и шестой шли на восток. В седьмой – на юг. В восьмой день – на запад. В девятый – на юг. В десятый  - снова на запад.

    - Куда мы вернулись?  (Вернулись обратно. Проверка по схеме на доске.)

    6.Физкультминутка

     (Называть стороны горизонта, а дети поворачиваются. Север впереди)

    1. Как ориентироваться по местным признакам?

    - Представьте, что мы с вами пошли в лес. Ходили по лесу, собирали грибы и сбились с дорожки. У нас нет компаса. Что делать, как быть?  Нам известно только, что дом расположен с северной стороны леса.

    - Оказывается, в такой ситуации надо просто быть наблюдательным и внимательным. Сама природа очень часто дает нам подсказки, а мы их не видим. ( Слайд 29)

    1. Кора на отдельно стоящих в лесу деревьях грубее с северной стороны. (Слайд 30)

    2. На стволах хвойных деревьев веток больше с южной стороны. (Слайд 31)

    3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. (Слайд 32)

    4. Муравейники располагаются с южной стороны от стволов деревьев. (Слайд 33) 

    5. У берёзы кора с южной стороны белее и чище ,чем с северной. (Слайд 34) 

    6. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. (Слайд 35)

    - Чтобы не ошибиться, лучше проверить несколько примет.

    -Как еще можно ориентироваться, если нет компаса? (По Солнцу, звездам)

    1. Закрепление изученного

    - А теперь нужно вспомнить, о чем мы сегодня говорили на уроке.

    - Отгадайте загадку:

    Ни начала, ни конца,
    Ни затылка, ни лица.
    Знают все, и млад и стар,
    Что она – большущий шар. (Земля)
     (Слайд 36)

    - По каким доказательствам мы можем говорить о шарообразности земли? (Слайд 37)

    - Отгадайте загадку:

    Он и летом и зимой-
    Между небом и землёй.
    Хоть всю жизнь к нему иди-
    Он всё будет впереди. (Горизонт)
     (Слайд 38)

    - Что такое горизонт? (Слайд 39)

    - Что такое линия горизонта? (Слайд 40)

    - Отгадайте загадку:

    Там где солнце утром всходит,
    На ночь где оно заходит,
    Там где ветры злые дуют,
    И медведи где зимуют,
    Каждый школьник должен знать,
    Что б в лесу не заплутать.  (Стороны горизонта)
     (Слайд 41)

    - Можно ли добраться до линии горизонта?

    - Назовите стороны горизонта. (Слайд 42)

    - Как определить стороны горизонта по местным признакам? (Слайд 43)

    1. Домашнее задание: учебник с. 70-75 читать, учить определения;

    (Слайд44)

    - Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился?

    - Было ли вам интересно?

    - О чем бы вы еще хотели узнать?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

    Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

    Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

    Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

    Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26

    Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Посмотри вокруг" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

    Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг»Цели урока: учить находить и моделировать стороны горизонта и ознакомить с названиями основных и промежуточных сторон горизонта.Планируе...

    Конспект урока на тему: «Посмотри вокруг» 2 класс

    Конспект урока на тему: «Посмотри вокруг» 2 класс...

    Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

    Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...