Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Вода- источник жизни" 2 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

    Кочанова Ирина Юрьевна

    По 

    По

    По Урок окружающего мира

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_voda_-_istochnik_zhizni.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира во 2 классе МОУ-СОШ с. Кистендей

    Учитель – Кочанова Ирина Юрьевна

    Тема: Вода – источник жизни.

    Цели: Познакомить учащихся со свойствами воды, ; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение чистой воды для жизни всего живого на земле, сформировать понятие о круговороте воды в природе, воспитывать бережное отношение к воде.

    Оборудование:

    1.Полоски цветной бумаги.

    2. Глобус

    3. Презентация «Вода – это жизнь»

     4.Лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр;

     5.Толченый мел, кристаллы медного купороса и марганцовки;

    Ход урока.

    I.Орг. момент.

    II. Работа по теме урока.

    - Скажите, без чего трудно представить нашу жизнь?

    Меня пьют,

    Меня льют,

    Всем нужна я,

    Кто я такая? (вода)

    - Это вода. Вода тебе хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная!  Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода? На этот вопрос мы ответим в конце  нашего урока.

    - А сейчас давайте проведём опыты с водой и узнаем, какими свойствами она обладает.

    Опыт 1.Какова форма воды?

    В один стакан нальём воды. В другой стакан  кладём теннисный шарик.

    -Изменилась ли форма шарика ? (Нет)

    -А вода  изменила свою форму ? ( В стакане вода имеет форму стакана, а в ведре – форму ведра)

    -Какой делаем вывод?

    -Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита. (Ключ 1)

    Опыт 2.Что происходит с водой , если её вылить из посуды?

     - Возьмём один стакан пустой, а другой с водой . Вода  течёт из стакана в стакан.

    - В этом случае проявляется ещё одно свойство воды. Какое?

    - Вода течёт (свойство – текучесть) (Ключ 2) Именно это свойство мы используем, когда умываемся, пьём чай.

    Опыт3. Какова прозрачность воды?

    - Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

    - В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она?

    - О каком свойстве воды это говорит?

    Вода прозрачна (Ключ 3)

    Опыт 4. Какого цвета вода?

    - На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим  цвет воды.

    - Приложите и сравните цвет воды  и цвет каждой полоски..

    - Можно ли сказать, что вода синяя? Зелёная? Жёлтая? Красная? Белая?

    - Как видите вода не окрашена ни в один из этих цветов.

    -Каков же цвет воды?

    Вода бесцветна (Ключ 4)

    Опыт 5. Каков вкус и запах воды?

    - Можно ли назвать воду солёной, сладкой, кислой, горькой?

    - Имеет ли вода вкус?      Вода безвкусна (Ключ 5)

    - Когда мама печёт пирог, вы чувствуете аппетитный запах  уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

    - А чем пахнет вода? Понюхайте воду.

    - Вода ничем ни пахнет.

    Она не имеет запаха. (Ключ 6)

    Опыт 6. Вода- растворитель.

    -Насыпьте в один стакан  с водой соли, а в другой столько же мела . Помешайте воду.

    - Что можно заметить? О чём говорит этот опыт?

    (Вода растворила кристаллы соли, а часть мела  осела  на дно.)

    Вода-растворитель (Ключ 7)

    - Подумайте, где в быту ,в жизни , человек использует это свойство воды?

    (Учитель готовит растворы -1 стакан -раствор медного купороса, 2 стакан- раствор марганцовки,

    3 стакан – кофе)

    Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей-1 стакан, для дезинфекции ран -2 стакан, и для употребления в пищу – напиток.

    - Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды – растворять.

    Опыт 7. Фильтрование.

    - А можно ли очистить  мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

    -Для этого мы будем использовать фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки воды.. Наш фильтр сделан из бумаги.

    - Понаблюдайте за водой ,которая вытекает из воронки. Проверьте её на прозрачность.

    Не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

    Вывод

    - Итак, давайте назовём ещё раз свойства воды.

    Вода – это жидкость, которая не имеет своей формы, текуча, бесцветна, не имеет запаха, является растворителем. (Молодцы!)

    III. Физминутка.

    Льётся чистая водица,

    Мы умеем сами мыться.

    Порошок зубной берём,

    Крепко щёткой зубы трём.

    Моем шею, моем уши,

    После вытремся посуше.

    - О каких свойствах воды  вы узнали из физминутки ? (Вода – растворитель, текучесть воды)

    IV Значение воды для живых организмов.

    -.Как вы думаете, много ли воды на земле?

    Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный, голубой.. А всё потому, что этой краски на нём много больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой  краской изображена на глобусе вода – все моря, реки, озёра нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Вода есть и под землёй, например, родники.

    _ Как вы думаете, а есть ли вода в живых организмах?

    Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу.

    _ В каких плодах много сока? Этот сок – вода с растворёнными в ней  различными веществами.

    В теле животных  вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека..  Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Она необходима для удаления вредных веществ.

    - Много ли воды в твоём теле? Мы можем сосчитать: массу тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

    - Дома подсчитайте массу воды в вашем теле.

    -Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть воды он выпивает, а часть содержится в пище.)

    _Как вы думаете, долго ли человек может прожить без воды?

    Без пищи человек может прожить до 50 суток, а без воды только трое суток.

    -   Вода даёт жизнь всему живому! Несколько дней назад  мы начали эксперимент.(Фрагмент «Эксперимент»)

    - Так в чём заключается смысл  выражения «Вода – это жизнь»?(семена во влажной среде проросли)

    Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

    V. Физминутка.

    Рыбки

    VI. Три состояния воды.

    - Отгадай те загадку:

    Я и туча, и туман,

    Я ручей и океан,

    Я летаю и бегу,

    И стеклянной быть могу.

    - Как вы это понимаете?   ( И туман , и лёд, и ручей - это всё вода)

    - Вода в природе существует в трёх состояниях – жидком, твёрдом, газообразном.

    - Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?

    Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?  (Потёрли мокрой тряпкой классную доску, а через несколько минут доска стала сухой.

    - Что произошло с водой? Она испарилась, т.е. превратилась в пар. Водяной пар - это вода в газообразном состоянии.

    - Где в природе встречается вода в газообразном состоянии ? (Туман)

    Вывод:

    Вода в природе существует в трёх состояниях – жидком, твёрдом, газообразном.

    VII. Вода – путешественница.

    - Вода – это удивительное вещество. Переходя из одного состояния в другое, она постоянно путешествует.

    _ Хотите узнать об этом побольше,  тогда послушай те сказку. (видеофильм)

    -Давайте ещё раз проследим путь капелек.

    С поверхности океанов, морей, рек и суши вода под действием лучей солнца испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара. В воздухе водяной пар охлаждается, превращается в мельчайшие капельки воды или льдинки. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега и дождя выпадает на поверхность земли. На суше эта вода пополняет реки, а реки несут её в океан.

    Так на земле происходит постоянный круговорот воды в природе.  (Схема)

    VIII. Бережное отношение к воде.

    Человек, запомни навсегда:

    Символ жизни на земле – вода!

    Экономь её и береги!

    Мы ведь на планете не одни.

    - Почему нужно беречь воду, ведь на планете её так много? (большая часть её солёная)

    Надо охранять  от загрязнений и отравлений водоёмы, экономно расходовать воду и не оставлять открытыми краны.

    В нашем селе мы столкнулись с проблемой нехватки воды. Пересыхают колодцы, обмелели пруды, поэтому мы как никто другой знаем, какое это богатство – вода..

    IX. Итог урока.

    Что нового узнали на уроке?

    Что особенно запомнилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»

                    Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...

    УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

    Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

    Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

    Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

    Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...