КТП окружающий мир УМК Перспектива 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа и полное КТП с описанием УУД, планируемыми результатами к каждому уроку. Предназначено для учителей, работающих по УМК Перспектива в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okr_mir_3.doc | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г. Каменск –Шахтинский
Ростовская область
Рабочая программа
на 2013-2014 учебный год
Предмет: окружающий мир 3 класс
Учителя: Шнайдер Л.А., Рязанцева Т.В., Дерябкина С.В.
Программа: Перспектива. Окружающий мир. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников А. А. Плешакова; М. Ю. Новицкой. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
Пояснительная записка
Программа «Окружающий мир» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Принципы реализации учебной программы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Место предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.
Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.
На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека:
1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме;
2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов | Резервные часы |
1. | Радость познания | 12 часов | |
2. | Мир как дом | 20 часов | |
3. | Дом как мир | 24 часа | |
4. | В поисках Всемирного наследия | 12 часов |
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Практическая работа | 5 | 5 | 4 | - | 14 |
Проект | 2 | 1 | 3 | - | 6 |
Экскурсия | 1 | 1 | 2 | ||
Проверочная работа | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
Основные требования к уровню подготовки учащихся
1.Умения, связанные с познавательной деятельностью
Разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Выделять существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Завершать (сопровождать) поэлементный эмпирический анализ эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
Формировать умение элементарного эмпирического обобщения на основе умений анализа, выделения главного, сравнения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Заканчивать сравнение элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы вида: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
2. Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
Учащиеся должны знать:
- название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники.
- основные свойства воздуха, воды;
- условия, необходимые для жизни живого существа;
- правила охраны и укрепления здоровья;
- правила дорожного движения;
Учащиеся должны уметь:
- определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
- различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
- применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п урока | Тема урока | Цели | Планируемые достижения учащихся | УУД и результаты УУД | Материально-техническое оснащение | Количество часов | Сроки | |
«Радость познания» ( 12 часов ) | ||||||||
1. | Свет знания. | Дать понятие о любознательности как двигателе процесса познания; объяснить, что научные открытия должны использоваться на благо человека. | Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний; приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью. | Познавательные: осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения Регулятивные: планировать свои действия в течение урока; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради для передачи информации. | Уч.: с. 3-7 РТ: с. 3-5 ЭПУ | 1 | ||
2. | Как изучают окружающий мир. | Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира | Уметь различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира. | Познавательные: характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира; узнавать и называть предметы оборудования; Личностные: проявлять интерес к изучению окружающего мира | УЧ.: с. 8-11, РТ: с. 6-11, ЭПУ Секундомер, Рулетка, микроскоп | 1 | ||
3.
| Как изучают окружающий мир. | Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира | Уметь различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира | Познавательные: Характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты, оборудование и способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструмент; Регулятивные: Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом. | УЧ.: с. 8-11, РТ: с. 6-11, ЭПУ Секундомер, Рулетка, микроскоп | 1 | ||
4. | Книга – источник знаний. | Познакомить с видами справочной литературы, прививать любовь к чтению. | Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название | Познавательные осознавать значение книг в жизни человека; проявлять внимание к способам презентации интересующих детей книг в жанре «научно-популярная литература»;выделять существенную информацию из литературы разных типов. | УЧ.: с. 12-15, РТ: с.12-13, ЭПУ Словари энциклопедии | 1 | ||
5. | Отправимся на экскурсию. | Познакомить с видами музеев, правилами поведения в музее. | Иметь представления об особенностях различных учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представлять собственные впечатления от экскурсии | Познавательные задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами; представлять собственные впечатления от экскурсии, кратко раскрыть её содержание, сопровождая показом своих рисунков, фотографий; Регулятивные:проявлять интерес к целенаправленным экскурсиям для расширения знаний о природе, культуре, выдающихся земляках своего края, в целом — о России и других странах мира | УЧ.: с. 16-19, РТ: с.14-17, ЭПУ | 1 | ||
6. | О чём расскажет план? | Познакомить с понятиями «план местности», «масштаб»; научить детей читать карту. | иметь представление о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане; различать условные обозначения на плане; характеризовать планы; изучать и читать план своего города (села) или района города и ближайшей местности; чертить простейший план и указывать на плане своего населённого пункта путь от дома до школы или другого учреждения (клуба, вокзала, Дома детского творчества, спортивной школы). | Личностные:проявлять интерес к чтению планов и их практическому использованию ;осознавать значение планов в нашей жизни; Познавательные:использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; Коммуникативные:включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов. | УЧ.: с. 20-23, РТ: с.18-21, ЭПУ | 1 | ||
7. | Планета на листе бумаги | Познакомить учащихся с картой мира; дать понятие «материк», «часть света»; научить детей читать карту. | Научить различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы | Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию; Коммуникативные:Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока. | УЧ.: с. 24-27, РТ: с.22-23, ЭПУ Глобус Карта мира | 1 | ||
8. | Страны и народы на политической карте мира | Познакомить учащихся с политической картой мира; научить детей находить страны и столицы на карте. | Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте искать ту или иную страну, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры. | Познавательные Осознавать важность уважительного отношения к культурному многообразию человечества; Коммуникативные:Слушать партнёра по общению и деятельности; Личностные:Проявлять чувство гордости за свою Родину. | УЧ.: с. 28-31, РТ: с.24-25, ЭПУ Политическая карта мира | 1 | ||
9. | Путешествуя, познаём мир. | Познакомить учащихся с правилами туризма; прививать интерес к путешествиям и туризму. | Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты. | Личностные:понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества; Регулятивные:моделировать различные ситуации; контролировать о корректировать своё поведение с учётом установленных правил | УЧ.: с. 32-35, РТ: с.26-27, ЭПУ | 1 | ||
10. | Транспорт. | Познакомить учащихся с классификацией транспорта в зависимости от места движения; повторить правила дорожного движения. | Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных | Коммуникативные:Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения. | УЧ.: с. 36-39, РТ: с.28-31, ЭПУ П. № 14 | 1 | ||
11. | Средства информации и связи. | Познакомить учащихся с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи; учить правильно ими пользоваться. | Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации | Регулятивные:проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. | УЧ.: с. 40-43, РТ: с.32-33, ЭПУ | 1 | ||
12. | Проверочная работа по теме « Радость познания» | Диагностика знаний учащихся по изученному разделу. | Уметь применять полученные знания при работе с текстом | Регулятивные:Применять полученные знания при работе с текстом. | Индивидуальные карточки | 1 | ||
«Мир как дом» (20 часов) | ||||||||
13. | Мир природы в народном творчестве. | Познакомить учащихся с представлениями людей о строении мира. | Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края. | Познавательные Осознавать символическое значение изображений окружающего мира; выполнять задание в соответствии с целью; выполнять учебное действие в соответствии с планом; Коммуникативные:строить понятные для партнёров высказывания. | УЧ.: с. 45-49, РТ: с.34-35, ЭПУ | 1 | ||
14. | Из чего состоит всё. | Закрепить понятие «тела», познакомить учащихся с жидким, твёрдым и газообразном состоянием тел. | Научить различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты | Личностные:Осознавать необходимость бережного отношения к природной среде; Выделять из темы урока известные и неизвестные знания; Познавательные В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Сравнивать объекты по различным признакам. | УЧ.: с. 50-53, РТ: с.36-39, ЭПУ | 1 | ||
15.
| Мир небесных тел | Познакомить учащихся с астрономическими понятиями «солнце», «звезда», «планета». | Научить характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | Познавательные Классифицировать объекты по заданным критериям; Сравнивать объекты по различным признакам; Регулятивные:Проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений; Коммуникативные:Признавать свои ошибки, озвучивать их. | УЧ.: с. 54-57, РТ: с.40-41, ЭПУ П. № 13 | 1 | ||
16. | Невидимое сокровище | Познакомить детей с составом и свойствами воздуха; учить быть наблюдательными, бережливыми. | Научить характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений | Познавательные Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Коммуникативные:Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов. | УЧ.: с. 58-61, РТ: с.42-43, ЭПУ | 1 | ||
17. | Самое главное вещество. | Познакомить учащихся с составом и свойствами воды; учить быть наблюдательными, бережливыми. | Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении для живых организмов и хозяйственной жизни человека, делать доклады | Регулятивные:Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы; Личностные:Формировать личностную ответственность за свои поступки | УЧ.: с. 62-65, РТ: с.44-45, ЭПУ | 1 | ||
18. | Природные стихии в народном творчестве | Познакомить детей со значением стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве. | Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе | Коммуникативные:Понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира; Составлять рассказ на заданную тему; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Регулятивные:Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | УЧ.: с. 66-69, РТ: с.46-47, ЭПУ | 1 | ||
19. | Кладовые Земли | Познакомить учащихся с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые». | Научить различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады | Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Познавательные Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | УЧ.: с. 70-73, РТ: с.48-49, ЭПУ | 1 | ||
20. | Чудо под ногами | Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; развивать исследовательские навыки, мышление, наблюдательность, любознательность. | Научить характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады. | Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы; Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; Познавательные Классифицировать объекты по заданным критериям; Регулятивные:Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | УЧ.: с. 74-77, РТ: с.50-51, ЭПУ | 1 | ||
21. | Мир растений | Ознакомить учащихся с классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений. | Научить различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей | Коммуникативные:Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; Классифицировать объекты по заданным критериям | УЧ.: с. 78-81, РТ: с.52-55, ЭПУ | 1 | ||
22. | Плодородная земля и растения в народном творчестве | Познакомить учащихся с изображением плодородной земли в народном творчестве; воспитывать бережное отношение к народным традициям. | Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях. | Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию; Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Личностные:Осознавать необходимость бережного отношения к природной среде. | УЧ.: с. 82-85, РТ: с.56-57, ЭПУ | 1 | ||
23. | Мир животных | Ознакомить учащихся с классификацией животных и их групповыми признаками; расширять кругозор; учить дружной работе в группе. | Научить различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения. | Коммуникативные:Слушать партнёра по общению и деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; Продуктивно разрешать конфликты с учётом интересов всех его участников; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц. | УЧ.: с.86-89 , РТ: с.58-63, ЭПУ П. № 21 | 1 | ||
24. | Животные в народном творчестве | Познакомить детей с изображением животных в народном творчестве; воспитывать бережное отношение к народным традициям. | Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных в творчестве. | Регулятивные:Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Коммуникативные:Строить монологическое высказывание. | УЧ.: с.90-93 , РТ: с.64-65, ЭПУ | 1 | ||
25. | Невидимые нити в живой природе. | Ознакомить учащихся с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. | Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов. Использовать дополнительную информацию из других источников для приготовления сообщений о таких животных | Познавательные Классифицировать объекты по заданным критериям; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; Осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания; Использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные схемы для решения учебных задач. | УЧ.: с.94-97 , РТ: с.66-67, ЭПУ | 1 | ||
26. | Лес – волшебный дворец. | Познакомить учащихся с экологическими связями природного сообщества «лес»; расширять кругозор; развивать речь, воображение. | Научить характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. | УЧ.: с.98-103 , РТ: с.68-69, ЭПУ | 1 | ||
27. | Луг – царство цветов и насекомых | Познакомить учащихся с экологическими связями природного сообщества «луг»; расширять кругозор; развивать речь, воображение. | Научить характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.104-109 , РТ: с.70-73, ЭПУ | 1 | ||
28. | Водоём – дом из воды | Познакомить учащихся с экологическими связями природного сообщества «водоём»; расширять кругозор; развивать речь, воображение | Научить характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.110-115 , РТ: с.74-77, ЭПУ | 1 | ||
29. | Как сохранить богатства природы | Рассмотреть влияние человека на природу, меры по охране природы; воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. | Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли. | Личностные:Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; Иметь представление об этических нормах через формулирование правил экологической этики; Коммуникативные:В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Формулировать ответы на вопросы; | УЧ.: с.116-119 , РТ: с.78-81, ЭПУ | 1 | ||
30. | Охрана природы в культуре народов России и мира | Рассмотреть образцы творчества народов, показывающие роль природы в их жизни; прививать бережное отношение к природе. | Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира. | Личностные:Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Планировать свои действия в течение урока; Коммуникативные:Строить монологическое высказывание | УЧ.: с.120-123 , РТ: с.82-83, ЭПУ | 1 | ||
31. | Проверочная работа по теме « Мир как дом». | Диагностика знаний учащихся по изученному разделу | Уметь применять полученные знания при работе с текстом. | Регулятивные:Применять полученные знания при работе с текстом | Индивидуальные карточки | 1 | ||
32.
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Мир как дом». | Обобщить знания учащихся по данному разделу. | Уметь анализировать и обобщать знания, полученные при изучении раздела. | Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Познавательные Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Формулировать ответы на вопросы. | 1 | |||
«Дом как мир» (24 часа ) | ||||||||
33. | Родной дом – уголок Отчизны. | Познакомить учащихся с устройством старинного дома; дать понятие о мире как обществе людей, живущих одними заботами; воспитывать любовь к Родине через любовь к своему дому. | Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках. | Личностные:Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; Коммуникативные:Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении; Познавательные Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. | УЧ.: с.3-7 , РТ: с.3-5, ЭПУ | 1 | ||
34. | Свой дом – свой простор. | Познакомить детей с устройством деревянного дома; показать мудрость народа; прививать любовь к Родине. | Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни. | Личностные:Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Познавательные В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы. | УЧ.: с.8-11 , РТ: с.6-7, ЭПУ | 1 | ||
35. | В красном углу сесть – великая честь. | Познакомить детей с устройством деревянного дома; показать мудрость народа; прививать любовь к Родине. | Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье. | Личностные:Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы. | УЧ.: с.12-15 , РТ: с.8-9, ЭПУ | 1 | ||
36. | Побываем в гостях. | Познакомить детей с устройством жилищ разных народов, обычаями гостеприимства. | Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье. | Личностные:Формировать представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.16-21 , РТ: с.10-13, ЭПУ | 1 | ||
37. | На свет появился – с людьми породнился. | Познакомить учащихся с названиями людей по родству; учить заботливому отношению к близким. | Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы; Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. | УЧ.: с.22-27 , РТ: с.14-15, ЭПУ | 1 | ||
38. | Родословное древо. | Познакомить детей со способами составления родословного древа; вызвать интерес к прошлому своей семьи. | Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому | Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Познавательные Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем | УЧ.: с.28-31 , РТ: с.16-17, ЭПУ | 1 | ||
39. | Муж и жена – одна душа. | Познакомить учащихся со свадебными обрядами, ценностью супружества. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.32-35 , РТ: с.18-19, ЭПУ | 1 | ||
40 | Святость отцовства и материнства. | Познакомить детей с народными традициями; показать значимость уважительного отношения к старшим. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям. | Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы. | УЧ.: с.36-39 , РТ: с.20-21, ЭПУ | 1 | ||
41. | Добрые дети – дому венец | Показать детям необходимость ранней подготовки к взрослой жизни, ценности опыта, приобретённого в детстве. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени | Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему; | УЧ.: с.40-43 , РТ: с.22-23, ЭПУ | 1 | ||
42. | Детские игры – школа здоровья | Познакомить учащихся со значением народных игр для укрепления физического здоровья и умения жить с людьми. | Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников | Личностные:формировать представление о лучших семейных традициях здорового образа жизни народов своего края; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | УЧ.: с.44-47 , РТ: с.24-25, ЭПУ | 1 | ||
43. | Проверочная работа по разделу «Дом как мир». | Диагностика знаний учащихся по изученному разделу | Уметь применять полученные знания при работе с текстом | Регулятивные:Применять полученные знания при работе с текстом. | Индивидуальные карточки. | 1 | ||
44. | Строение тела человека. | Ознакомить учащихся со строением тела человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать. | Научить характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады | Личностные:проявлять интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.48-51 , РТ: с.26-29, ЭПУ П. № 7 | 1 | ||
45-46. | Как работает наш организм | Познакомить учащихся с системой органов и их работой. | Научить характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы. | УЧ.: с.52-55 , РТ: с.30-33, ЭПУ П. №2 | 2 | ||
47. | Что такое гигиена. | Познакомить учащихся с правилами гигиены. | Научить характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.56-59 , РТ: с.34-37, ЭПУ П. № 13 | 1 | ||
48. | Путешествие по городу Здоровейску. | Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для соблюдения гигиенических норм; научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении; развивать творческую активность учащихся | Научить выделять компоненты здоровья человека, работать в команде. | Личностные: формировать установку на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края; Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Регулятивные:понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. | Выставка рисунков «Здоровье – главное богатство». | 1 | ||
49. | Органы чувств. | Ознакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств. | Научить характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств. | Личностные:проявлять интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | УЧ.: с.60-63 , РТ: с.38-39, ЭПУ | 1 | ||
50 . | Школа первой помощи. | Познакомить учащихся с простыит приёмами оказания первой помощи. | Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Личностные: формировать установку на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края. | УЧ.: с.64-67 , РТ: с.40-43, ЭПУ П. №№ 5, 24 | 1 | ||
51. | Здоровью цены нет. | Познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни. | Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для само-воспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.68-71 , РТ: с.44-47, ЭПУ П. № 21 | 1 | ||
52. | Дом не велик, а стоять не велит | Познакомить учащихся с традициями народа по ведению хозяйства; прививать уважение к старшим, семье. | Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье | Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. | УЧ.: с.72-75 , РТ: с.48-49, ЭПУ | 1 | ||
53. | Семейный бюджет. | Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление. | Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства | Коммуникативные:Слушать партнёра по общению и деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; Продуктивно разрешать конфликты с учётом интересов всех его участников; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц | УЧ.: с.76-79 , РТ: с.50-53, ЭПУ | 1 | ||
54. | Мудрость старости | Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, принятыми всеми народами; воспитывать уважение к старости. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле. | Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. | УЧ.: с.80-83 , РТ: с.54-55, ЭПУ | 1 | ||
55. | Путешествие к А.С. Пушкину | Познакомить учащихся с понятием «неразрывная часть поколений» на примере рода А.С.Пушкина. | Знать 1-2 стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье | Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.84-87 , РТ: с.56-57, ЭПУ | 1 | ||
56. | Моя семья – моя гордость. | Воспитывать чувства гордости за свою семью, уважения к взрослым. | Научить выбирать главное из истории своей семьи, рассказывать о достижениях своей семьи, гордиться предками. | Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Выставка рисунков « Моя семья». | 1 | ||
«В поисках Всемирного наследия» (12 часов) | ||||||||
57. | Всемирное наследие. | Познакомить учащихся со списком Всемирного наследия, с природным и культурным наследием человечества. | Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.89-93 , РТ: с.58-59, ЭПУ | |||
58. | Московский Кремль. | Познакомить учащихся с достопримечательностями Московского Кремля. | Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Личностные:Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; Коммуникативные:Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении; Познавательные Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. | УЧ.: с.94-99 , РТ: с.60-63, ЭПУ | |||
59. | Озеро Байкал. | Познакомить учащихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал. | Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.100-103 , РТ: с.64-65, ЭПУ | 1 | ||
60. | Путешествие в Египет. | Познакомить детей с достопримечательностями Египта. | Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе | Личностные:проявлять интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.104-107 , РТ: с.66-67, ЭПУ | 1 | ||
61. | Путешествие в Грецию. | Познакомить детей с объектом Всемирного наследия Греция. | Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Коммуникативные:Понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира; Составлять рассказ на заданную тему; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Регулятивные:Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | УЧ.: с.108-111 , РТ: с.68-71, ЭПУ | 1 | ||
62. | Путешествие в Иерусалим. | Познакомить детей с объектом Всемирного наследия Иерусалима. | Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Познавательные Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Коммуникативные:Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов | УЧ.: с.112-115 , РТ: с.72-73, ЭПУ | 1 | ||
63. | Путешествие в Китай. | Познакомить детей с объектом Всемирного наследия Китая. | Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Личностные:понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества; Регулятивные:моделировать различные ситуации; контролировать о корректировать своё поведение с учётом установленных правил | УЧ.: с.116-119 , РТ: с.74-77, ЭПУ | 1 | ||
64. | Всемирные духовные сокровища. | Познакомить учащихся с выдающимися представителями разных эпох, народов, воплотивших в себе лучшие человеческие качества, воспитывать стремление к нравственному самовоспитанию. | Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений. | Личностные:проявлять интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | УЧ.: с.120-123 , РТ: с.78-79, ЭПУ | 1 | ||
65. | Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, их многообразием. | Знать, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведёнными в учебнике, уметь видеть красоту и ценить её. | Познавательные Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Коммуникативные:Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов | РТ: с.80 | 1 | ||
66. | Что мы узнали. Чему научились. | Обобщить знания учащихся по разделу. | Уметь применять знания, полученные на уроках. | Коммуникативные:Понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира; Составлять рассказ на заданную тему; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Регулятивные:Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | 1 | |||
67 | Закрепление изученного. | Обобщить знания учащихся по разделу | Уметь пользоваться полученными знаниями, работать в группе, соотносить своё мнение и мнение товарищей. | Познавательные Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Коммуникативные:Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов | 1 | |||
68. | Итоговая проверочная работа. | Диагностика знаний учащихся по изученным разделам в течение года. | Уметь применять полученные знания при работе с текстом | Регулятивные:Применять полученные знания при работе с текстом. | Индивидуальные карточки | 1 |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы.
Учебники
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 1.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 2.
Методические пособия
- Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс.
- Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК «Перспектива» .
- «Окружающий мир. Технологические карты» для 3 класса – сайт издательства «Просвещение».
Книги для чтения
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.
- Новицкая М.Ю. Родная земля.
- Новицкая М.Ю. Прибаутки, небылицы, считалки, детские игры. Сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов.
Печатные пособия
- Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;
- Географические и исторические настенные карты;
Технические средства обучения
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экспозиционный экран;
Интерактивная доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП по окружающему миру в 1 классе по УМК Перспектива
планирование к учебникам 2011 года согласно ФГОс...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Тема урока:«Раннецветущие растения. Первоцветы» Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива») Класс:2. Тип урока:урок открытия нового знания
.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления....
УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...
Предмет: окружающий мир, УМК «Перспектива» А.А. Плешаков М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» .
Тип урока: урок с использованием проектно – исследовательской деятельности....
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник проверочных работ по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир»»
Проверочные работы для параллели 3-х классов по УМК "Перспектива"...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник дидактических карточек для индивидуального (дифференцированного) опроса по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окру
Дидактические карточки дляя ндивидуального опроса по окружающему миру по УМК "Перспектива" для параллели 3 классов...