Внеклассное мероприятие "КВН по ознакомлению с окружающим миром" для учащихся 4 классов
материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Внеклассное мероприятие способствует развитию креативного мышления, расширению кругозора учащихся, повышению мотивации к изучению предмета ознакомление с окружающим миром (познания мира).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_okr.mirom_._kvn.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по познанию мира для учащихся 4 классов.

                                         Мисщенчук, В. Н.                            

    учитель начальных классов школы-лицея № 16 г. Павлодара

       

Цели: воспитание интереса к предмету познание мира; развитие кругозора,

внимания, логического мышления, умение применять знания в нестандартных ситуациях.                                                           

       Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы продолжаем нашу предметную неделю по познанию мира, и сегодня у нас состоится КВН.              

              На  КВН  мы  с  вами  собрались,

              Чтобы  помериться  не  силой, а  умом.

              Вы  знаний  с  собой  багаж  принесли,

              Чтоб  ими  блеснуть  с  лихвой.

              Ведь  КВН - соревнование, в  остроумии  и  знании.

В  КВНе  принимают  участие  3  команды (сборные). После  недолгого  обсуждения  сообщают  название  и  девиз  команды.

Конкурс №1 « Разминка» Кто  больше  даст  правильных  ответов  за  1 минуту.  ( за  каждый  правильный  ответ  по 1 баллу)

  1. Крупное  рогатое  животное, которого  называют « лесной  великан».(лось)
  2. Мышь, обитающая  в  поле. ( Полевка)
  3. Садовый  кустарник  с  красными  или  черными  ягодами.

 ( смородина)

  1. Ядовитая  змея. (кобра)
  2. Самая  большая  хищная  рыба. ( акула)
  3. Речной  или  сахарный. (песок)
  4. Какой  вред  деревьям  приносит  сбор  сока? (дерево  засыхает)
  5. Чем  стрекочет  кузнечик? (ногой  о  крыло)
  6. Горючая  маслянистая  жидкость. (нефть)
  7. Холмы, которые  в  древности  люди  насыпали  над  могилами. (курганы)
  8. Раздробление  и  размельчение  твердых  горных  пород  наз. (выветриванием)
  9. Глубокие  впадины, образованные  временными  водными  потоками  называются …(оврагами)
  10. Прибор  для  ориентирования  на  местности. (компас)
  11. Дождь, снег, град- это…( осадки)
  12. Облако  на  уровне  земли. (туман)
  13. Прибор  для  определения  скорости  и  направления  ветра. (флюгер)
  14. Маленькая  модель  Земли. (глобус)
  15. Орган  вкуса.( язык)
  16. Какая  птица  выводит  птенцов  зимой? (клест)
  17. Жилище  птицы. (гнездо)
  18. Животное, которое  носит  своего  детеныша  в  сумке. (кенгуру)
  19. Стрекоза- вредное  или  полезное  насекомое? (полезное)
  20. Какие  жуки  носят  название  того  месяца, в  котором  появляются? (майские  и  июньские  хрущи)
  21. Что  случается  с  пчелой  после  того, как  она  ужалит?(погибает)
  22. Орган  обоняния. (нос)
  23. Чем  покрыто  тело  человека? (кожей)
  24. Бурый, черный, каменный …(уголь)
  25. Горы  на  физической  карте  обозначаются…(коричневым  цветом)
  26. Ровное  или  слабовсхолмленное  пространство  земной  поверхности  называется   … (равниной)
  27. Горы  пустой  породы, извлеченной   из  шахт  при  добыче  угля называются … (терриконы)
  28. Основное  свойство  почвы. (плодородие)
  29. Перемещение  воздуха  над  поверхностью  Земли  наз. (ветром)

      33.Минеральные  воды  в  Казахстане  наз. (арасанами)

      34.Чугун  и  сталь –это  сплавы …(железа)

      35.Уголь, нефть, газ –это …(горючие  полезные  ископаемые)

      36.Хищная  большая  полосатая  кошка. (тигр)

      37.Полосатая  африканская  лошадь.( зебра)

      38.Кто  спит  вниз  головой? (летучая  мышь)

      39.Начало  реки  наз. (истоком)

      40.Тело  рыбы  покрыто  …(чешуёй)

      41.Земноводных  называют…(амфибии)

      42.Природные  углубления  на  поверхности  Земли, заполненные  водой, наз.

           (озёра)

      43.Участки  земли  с  достаточным  количеством  влаги, на  которых  растут  

          влаголюбивые травянистые  растения  наз. (лугами)

      44.Какая  птица  подбрасывает  яйца  в  чужие  гнёзда? (кукушка)

      45.Кто  бежит, выставляя  вперёд  задние  ноги? (заяц)

      46.Самое  крупное  млекопитающее  животное. (кит)

      47.В  каких  состояниях  бывает  вода? (жидком, газообразном, твёрдом)

      48.Другое  название  пресмыкающихся …(рептилии)

      49.Тело  птиц  покрыто… (перьями)

      50.Крупный  горный  баран.(архар)

      51.Источник  света  и  тепла. (Солнце)

      52.Очень  большие  водные  пространства  земного  шара  наз. (океанами)

      53.Параллели  и  меридианы  на  поверхности  глобуса  или  карты  образуют  

         … (градусную сетку)

       54.Места  залегания  полезных  ископаемых  наз. (месторождениями).

       55.В  состав  воздуха  входят: азот, кислород  и …(углекислый  газ).

       56.Волокнистая  горная  порода, из  которой  шьют  спецодежду  для   пожар-

            ников. (асбест)

       57.Металл, способный  задерживать  радиоактивные  и  рентгеновские  лучи.  

            (свинец)

       58.Обширные  участки  земной  поверхности, высоко  приподнятые  над  

            прилегающими  равнинами  наз…(горами)

       59.На  физической  карте  равнины  обозначены …(зелёным  цветом)

       60.Казахстан  граничит  с  Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргыс-

            таном, …, … .

            (Россией и Китаем).

       61.Как  называют  толчки  крови? (пульс)

       62.Как  называют  самые  мелкие  кровеносные  сосуды? (капилляры)

       63.Чем  соединяются  кости  рук, ног? (суставами)

       64.Чем  сверху  покрыты  зубы? (эмалью)

       65.Где  расположены  лёгкие? (в  грудной  клетке)

       66.Что  двигает  кости, имеет  способность  сокращаться? (мышцы)

       67.Что  защищает  череп? (головной  мозг)

       68.Что  приводит  в  движение  кровь? (сердце)

       69.Какая  птица  самая  больная  в  мире? (страус)

       70.Когда  ёж  не  колется? (когда  только  родился)

       

       Жюри  подводятся  итоги  первого  конкурса.

Конкурс №2 « Ответить  на  вопрос  по  теме: Поверхность  нашего  края.»

Задание  для  1 команды.

Загадка: Носит  бабка  снежную  шапку.

               Каменные  бока  закутаны  в  облака.( Гора)

Наша  Земля  постоянно  изменяется: возникают  овраги, разрушаются  горы, на  их  месте  образуются  равнины. Учёные  даже  говорят, что  изменение  поверхности  Земли – это  результат  работы  трёх  «великих  мастеров».

Что  это  за  мастера? ( Вода, солнце, ветер)  

  • Посоветуйтесь  в  группе  и  ответьте.  

Задание  для  2  команды.

Загадка: Тает  снег – и я  расту,

              Дождик  льёт – и  я  расту,

              Но  расту  не  в  высоту,

              А  в  глубину  и  в  ширину.

              Полю  хлебному  я  враг

              А  зовут  меня  …(овраг).

- Почему  человек  издавна  боролся  с  оврагами? Почему  можно  утверждать, что  он  сам  создал  эту  «вредную» форму  земной  поверхности?

- Посоветуйтесь  в  группе  и  дайте  ответ  на  этот  вопрос.

(Ответ: 1. Овраги  разрушают  плодородные  почвы, дробят  поля  на  мелкие  участки, затрудняют  работу  на  полях, удлиняют  путь  между  населёнными  пунктами.

2.Вырубка  лесов, распашка  лугов  ведет  к  размыванию  почвы, увеличению  ям, канав. Из  них  образуются  овраги.)

Задание  3 команде.

Загадка: В  жарком  лете  я  стою,

               Шапкой  зиму  достаю. (гора)

Когда  говорят  о  чём-то  прочном, вечном, то  употребляют  такое  выражение:

« Прочный, как  скала, вечный, как  гора».

Почему  это  высказывание  не  совсем  верно?

Подумайте  в  группе  и  ответьте.

(Т.к. под  действием  тепла  и  холода, воды  и  живых  организмов  горы  разрушаются.)

По  этому  поводу  послушайте  стихотворение, и  вопрос  будет  к  зрителям.

                 Солнце  жаркое  печёт,

                  Ветер  больно  Гору  бьёт,

                  И  Вода  старается –

                  Трещин  прибавляется.

                  И  заплакала  Гора:

                  -Ох, стара  я, ох  стара!

                  Пожалел  Лишайник  Гору:

                  Поселился, лезет  в  гору.

                  Трещины  прикрыла  Почва,

                   Зацвели  на  ней  цветочки.

                  Загордилась  тут  Гора: - Вновь  я  стала  молода!

-Благодаря  чему  Гора  почувствовала  себя  молодой?

( Благодаря  процессу  почвообразования.)

Конкурс № 3 – Какая  команда  быстрее  разгадает  кроссворд  по  теме:

« Полезные  ископаемые».

По  горизонтали: 1. Он  очень  прочен  и  упруг,

                                  Строителям  надёжный  друг:

                                  Дома, ступени, постаменты

                                   Красивы  станут  и  заметны.( гранит)

                              5. Его  ты  встретишь  повсюду.

                                  Он  самый  распространенный  металл.

                                  Он  есть  в  организме  человека

                                  И  для  растений  необходим.(железо)

                              6. Покрывают  им  дороги,

                                  Улицы  в  селениях,

                                  А  еще  он  есть  в  цементе

                                  Сам  он  удобрение. ( известняк)

                              8. Если  встретишь  на  дороге,

                                  То  увязнут  сильно  ноги.

                                  А  сделать  миску  или  вазу –

                                  Она  понадобится  сразу. (глина)

                              9. Он  черный, блестящий,

                                  Людям  помощник  настоящий.

                                  Он  несет  в  дома  тепло,

                                  От  него  в  домах  светло.

                                  Помогает  плавить  сталь,

                                  Делать  краски  и  эмаль. (уголь)

По  вертикали:     2. Его  на  земле  больше  всего.

                                  Хорошо  он  знаком  тебе.

                                  Без  него  не  обойдутся

                                  Ни  ракеты, ни  машины,

                                  Ни  станки  и  ни  конфеты. (алюминий)

  1. Он  и  желтый, и  сыпучий,

Во  дворе  насыпан  кучей.

Если  хочешь, можешь  брать

И  играть. (песок)

  1. Росли  на  болоте  растения…

А  теперь  это  топливо  и  удобрение. (торф)

  1. Без  нее  не  побежит

Ни  такси, ни  мотоцикл,

Не  поднимется  даже  ракета.

Отгадайте, что  же  это? (нефть)

                                         

Вопросы  болельщикам.

  1. На  кухне  у  мамы  помощник  отличный,

     Он  синим  цветком  расцветает  от  спички.(природный  газ)

  1. Что  за  странный  камень  это?

     Непонятного  он  цвета…

     Он  из  зерен  состоит,

     Называется  …(гранит).

  1. Она  варилась  долго

     В  доменной  печи,

     Чтобы  потом  нам  сделали

    Ножницы, ключи. (железная  руда)

  1. Всякая  ли  горная  порода  является  полезным  ископаемым? ( Нет. П.и. являются  лишь  те  вещества, которые  с  помощью  современной  техники  могут  быть  использованы  в  народном  хозяйстве.)
  2. Почему  почва, содержащая  много  песка, быстро  высыхает  после  дождя?

          ( Т.к.  песок  хорошо  пропускает  воду)

  1. Почему  песок  хорошо  пропускает  воду, а  глина  плохо?

         ( Вода  быстро  проходит  между  крупными  частичками  песка, т. к. они                                        

          находятся  друг  от  друга  на  большом  расстоянии. Через  промежутки      

         между  маленькими  крупинками  глины  вода  просачивается  очень          

         медленно: у  глины  слабая  водопроницаемость.)

  1. Почему  гранит  оставляет  на  стекле  царапину?

          ( Т.к. гранит  твёрже  стекла.)

  1. Песок – это  горная порода. Цвет  у  него  бывает  разным: чёрным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?( Это  зависит  от  того, из  какой  породы  он  образовался, потому  что  песок –продукт  разрушения  твердых  горных  пород  под  действием  солнца, воды, ветра.)
  2. Почему  нефть  называют  черным  золотом? ( Нефть  является  ценным  сырьем  для  химической  промышленности. Из  нее  получают  топливо, смазочные  масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи. За  ценные  качества, которыми  обладает  нефть, ее  наз. черным  золотом.)
  3. Почему  минеральная  вода  относится  к  полезным  ископаемым? ( Т. к. добывается  из-под  земли.)
  4. Почему  глина  может  иметь  разный  цвет? От  чего  это  зависит? ( От  минералов, входящих  в  ее  состав.)

Конкурс № 4 « Отгадай-ка»

             Загадки:

  1. Через  нос  проходит  в  грудь

И  обратный  держит  путь.

Он  невидимый, и  все  же  

Без  него  мы  жить  не  можем. (воздух)

  1. Зимой  хоть  бела, но  черна,

Весной  зелена, но  черна,

Летом  и  осенью  пестра,

Но  всё  же  черна. ( почва)

  1. Это  свойство  непростое,

     Это  свойство  круговое:

     Сверху  вниз  и  снизу  вверх

     Ждет  дорожка  капель  всех.( Круговорот  воды)

  1. Черная, сыпучая,

В  поле  насыпана  кучами.

Если  хочешь, можешь  брать

И  сажать. ( почва)

  1. Под  стеклом  сижу,

На  север  и  на  юг  гляжу.

Со  мной  пойдешь –

Дорогу  обратно  найдешь.( компас)

  1. Он  и  летом  и  зимой –

Между  небом  и  землей.

Хоть  всю  жизнь  к  нему  иди –

Он  все  будет  впереди. ( горизонт)

  1. На  ноге  стоит  одной,

Крутит – вертит  головой,

Нам  показывает  страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

Конкурс № 5 « Крестики –нолики»- игра.

  • Прочитайте  утверждение. Если  вы  с  ним  согласны, поставьте  под  №  этого  задания  «х», если  не  согласны, то  «0».
  • Я  утверждаю, что…
  1. Реки  и  озера – природные  водоемы.
  2. Прибрежные  растения – это  камыш, рогоз, кувшинка, тростник.
  3. Водные  растения  отличаются  от  растений  на  суше  тем, что  не  имеют  мощных  корней.
  4. Стрекоза  и  жук – плавунец –хищники.
  5. Водомерки  скользят  только  по  поверхности  воды  в  водоеме.
  6. Речной  рак  является  индикатором  загрязнения  воды  в  водоеме.
  7. Если  уничтожить  прибрежные  растения, то  обмелеют  водоемы.
  8. В  заповедниках  разрешается  рубить  деревья, охотиться, рыбачить.
  9. В  Красную  книгу  занесены: лебедь, казарка, пеликан, белая  и  желтая  цапли, аральский  лось, выхухоль.
  10. Водоемы  нуждаются  в  охране.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Ключ»  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

               х   0   х   х   0   х   х    0   х    х

Работа  со  зрителями.

  • Послушайте  внимательно  стихотворение  и  ответьте  на  вопрос.

Магнитную  стрелку  на  север  манила

Какая-то  всем  непонятная  сила.

И  вот  разгорелись  научные  споры:

Что  тянет  ее  в  ледяные  просторы?

Медведи? Тюлени? Коварные  льды?

А  может  сиянье  Полярной  звезды?

А  вдруг  оттого  эта  стрелка  дрожит,

Что  видит, как  в  воду  ныряют  моржи?

Учитель  Попов, улыбаясь, ответил?

     - Ох, любите  вы  фантазировать, дети!

Науке  известно  давно, что  манит

Магнитную  стрелку  обычный  магнит…

Вопрос: О  каком  магните  идет  речь  в  этих  стихах? Почему  магнитная  стрелка  компаса  всегда  показывает  на  север?

( Магнитом  является  магнитное  поле  Земли. Земной  шар –это  огромный  магнит, имеющий  два  ярко  выраженных  магнитных  полюса, которые  и  притягивают  стрелку  компаса.)

Конкурс № 6 « Творческий»

-Придумайте  небольшой  рассказ – описание  какого-либо  объекта, относящегося  к  познанию  мира ( животное, растение, явление  природы и  др.). А  зрители  или  участники  другой  команды  должны  отгадать  о  каком  объекте  идет  речь.

( В  это  время  зрители  могут  выступить со  своим  номером  или  сообщением)

Подведение итогов.

     Награждение команд.

      Ученик читает стихотворение.    

 Мы  мир  познаем, познавая  науку.

           С  познанием  мира, мы  не  знаем  скуки.

     Ведь  мы  познаем: где  север, где  юг,

                                            Моря, океаны  и  реки  текут.

  И  где  в  Казахстане  высокие  горы,

          Равнины, возвышенности  и  терриконы.

      Где  залежи  нефти, гранита, бокситов,

                                       Природного  газа  и  фосфоритов.

                                       Эта  наука  очень  важна,

Так  как  в  жизни  она  нам  нужна.

                                       Продолжим  мы  ее  изучать,

                                       Чтобы  учителя  не  огорчать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"

Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых ...

Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».

Урок : ознакомление с окружающим миром  1 класс .Тема урока  «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель:  Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...

Конспект урока ознакомления с окружающим миром. 4 класс. Тема: Страницы истории 20-х – 30-х годов.

В данном материале представлен примерный конспект урока окружающего мира по учебникам А. Плешакова....

Урок ознакомления с окружающим миром 2 класс «Дикие и домашние животные»

В данном материале собраны интересные факты о домашних и диких животных.Материал можно испльзовать как на уроках окружающего мира,так и на внеклассных мероприятиях....

Урок по ознакомлению с окружающим миром". 2 класс. Тема: "Дикие и домашние животные".

Урок и презентация  по ознакомлению с окружающим миром". 2 класс. Тема: "Дикие и домашние животные"....

урок по предмету "Ознакомление с окружающим миром" 1 класс 1 вид. тема "Деревья. Листья на деревьях"

Технологическая карта урока ознакомление с окружающим миром 1 класс школы глухих.тема урока "Деревья. Листья на деревьях"...