План конспект урока окружающий мир 3 класс тема Зоопарк
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Яковлева Мария Никитична

окпужающий мир, по системе Занкова учебник А.Н. Полякова "Окружающий мир" современный урок по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoopark_-_otkrytyy_urok.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

(1 слайд)

Зоопарк сегодня – это ограниченная территория, где содержатся дикие животные, птицы и пресмыкающиеся. Посетители могут наблюдать за ними, а сотрудники зоопарка следить, чтобы животные чувствовали себя, как дома.

- Каким был первый зоопарк?

Около 300 лет назад китайский император собрал коллекцию животных, которую он назвал «парк для любознательных». Император держал животных живыми, чтобы изучать их и узнавать что-нибудь об их повадках.

- Для чего люди приходят в зоопарк?

Взрослые – чтобы снова оказаться в прошедшем, но незабываемом мире своего детства. А для ребят зоопарк – это всегда праздник.

- Каких животных вы встречали в зоопарке? Что наблюдали? (2 слайд)

Вот кивает головой огромный важный слон (Иллюстрация «Слон в зоопарке», «Слон в Африке») 3 (слайд)

- Зачем привезли слона в этот чужой для него мир? Почему поселили в вольер? (Ответы детей)

Ответы на эти и другие вопросы мы попробуем сегодня найти.

- В IX веке были созданы первые общественные зоопарки, где любой житель мог бы увидеть разных животных, населяющих наш планету.

Рассказ о создании Красной книги

     Кто сегодня не знает о существовании Красной книги! Наверное, это самая печальная книга на нашей планете: на ее страницах перечислены редкие виды животных и те, которые находятся на грани исчезновения. Гепарды и ирбисы (снежные барсы), амурские тигры и бухарские олени, очковые медведи – всех, конечно, назвать невозможно.

     В 1949 году при Международном союзе охраны природы во Франции была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600г. по 1800 г. с лица Земли с «помощью» человека исчезло 33 вида животных, с 1800 г. по 1900 – еще 33 вида, а с 1900 г. по 1913 г – 52 вида. Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник-анималист Питер Скотт.

      В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Красную книгу называют «документом совести человека».

      Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых – уязвимые виды; на белых – сведения о редких видах, на серых – сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

- А как вы думаете что находится на черных страницах?

- Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

       1681 году был уничтожен дронт – толстая и неуклюжая птица. В Англии даже есть выражение – «Мертвый как дронт». Его употребляют, когда хотят сказать о чем-то навсегда утерянном.

       В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до той поры, пока на Земле не осталась ни одного голубя.

      Примерно 250 лет назад экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвалди морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и через 27 лет их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

- Расскажите, какие животные занесены в Красную книгу, их место обитания. (Рассказы детей.) (СЛАЙДЫ: птицы, овцебык; видеосюжет «Белый медведь»)

       В настоящее время птицы Якутии представлены 291 видов. На территории Якутии зимуют 48 видов птиц, не менее 200 видов совершают массовые сезонные миграции. В Красной книги внесены 63 вида птиц Якутии, из них; в Красную книгу МСОП – 9 видов, СССР – 20 видов, РСФСР – 23 вида, Российской Федерации – 25 видов и ЯФССР – 50 видов.

Составляя Красную книгу, ученые решили, что те животные, которые уже сегодня находятся вне опасности, останутся на ее страницах. Останутся как напоминание человечеству о том, что истребить природу гораздо проще, чем потом ее восстановить.

     Кроме зверей, в Красную книгу занесены птицы: фламинго, розовый пеликан, султанка, турач: насекомые: жук «усач альпийский», краснотел пахучий, дыбка степная; рыбы: атлантический осетр, севанская форель, аральский лосось; многие растения: прострел луговой, яртышник, пион тонколистый, пион кавахский, тюльпан Шренка…

       - Почему некоторых животных и растений остается очень мало на Земле или они совсем исчезают?

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались, некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.

- Что является залогом сохранения исчезающих видов сегодня и возвращения их природе нашей планеты – завтра? (Сотрудник зоопарка ведут подробные наблюдения за животными каждый день, записывают малейшие изменения в их поведении). (ФотоСлайд «Жители зоопарка «Орто Дойду»»)

- Для чего ведется это работа? (Чтобы животные чувствовали себя «как дома», могли приносить здоровое потомство.)

     Значит, зоопарк не только развлекает, здесь ведется большая научная работа. Работа ученых в зоопарке имеет огромное значение. Когда редкий вид животного достигает в условиях неволи определенной численности, необходимой для возвращения его в места прежнего обитания, этот вид возвращается в родные места.

Путешествие по зоопарку в разные времена года.

- Многие виды животных, живущих в зоопарке, - это жители жарких стран. Вспомните, какой климат в этих странах? Какая растительность? Чем питаются животные на родине? (Ответы детей)

- Что бы вы еще хотели узнать и жизни животных в зоопарке? (Как они приспособились к суровы условиям зимы. Чем кормят животных.)

Итак, отправляемся в путь по зоопарку в разные времена года. Начнем наше путешествие с летнего периода.

Лето. Очень рано, чуть свет просыпаются жители зоопарка. Звонко щебечут волнистые попугайчики, поют скворцы, смешно горланят попугаи. Совсем удивительно звучит утренняя песня редкой южно-азиатской обезьяны – чернолицего гиббона. Гиббон поет высоким нежным голосом, то радостно, то немножко грустно. Как будто славит своей песней жаркое солнце и грустит о далекой родине…

В зоопарке много детенышей. Вот тигренок. Его шерсть так ярка и пушиста, у него такая забавная мордочка с большими зелеными глазами.На площадке вместе живут и играют медвежата, львята, волчата.

Жарко. Животных тянет к воде. Купаются слоны. Принимают души бурые медведи и бизоны, белые медведи и бегемоты. Огромные кондоры часами сидят на своей скале под струей водопада. А малые птахи плещутся в поилках.

Только соболя и куницы – жители таежных лесов – прячутся от солнца в темные, прохладные домики.

Лето – самый благоприятный период в жизни зоопарка. Но все животные чувствуют себя комфортно? Почему? Что необходимо соблюдать посетителям зоопарка? (Правила поведения в зоопарке.) – В конце нашего путешествия вы должны будете предложить правила для посетителей зоопарка.

Осень пришла и в зоопарке. Сорвала с кустов деревьев листья, засыпала дорожки. Идешь, а сухие листья под ногами шепчутся, шуршат.

На птичьих прудах шумно и оживленно. Птицы кричат, собираются кучками, размахивают крыльями. Им хочется лететь на юг, но птиц в зоопарке стараются удержать. Им насыпают много вкусного корма, а от сытной еды улетать не хочется. А там, глядишь и время прошло. И почти все птицы зимуют на прудах зоопарка.

Многим животным осенью хочется спать. Исчезли как-то в зоопарке монгольские сурки. Все, как один ушли под землю.

Крапчатый суслик еще в августе стал готовить себе зимнюю квартиру. Он все углублял свою норку, а конец этого подземного хода расширил. Суслик натаскал в нее пучки сена, свернулся клубочком и заснул.

Еще с осени начинается переселение тропических животных в каменные теплые дома.

- Что особого вы заметили в жизни животных с приходом осени? Многих ли животных мы сможем увидеть? Почему? (Ответы детей)

Зима. Стоят суровые морозы. Зоопарк весь в снегу. Пушистым инеем покрыты ветки деревьев. Колючий ветер гуляет по аллеям парка. Хорошо в такую зиму северным животным – они привыкли к холодам. А вот каково обитателям жарких стран?

Обезьянки все лето беспечно прыгали в больших вольерах на солнышке и отлично себя чувствовали. Зима – опасное время для обезьян. Они легко простужаются, болеют, как люди, гриппом. В зимнем обезьяннике тепло и светло. Здесь горят особые лампы. Всю долгую зиму они заменяют обезьянам солнечный свет.

Олени часами стоят в своих загородках и подставляют ветру бока, будто и не чувствуют лютого холода. У оленей толстый слой жира под кожей, густая шерсть, и они не отдают окружающему воздуху ни капельки своего тепла.

Белого песца после снегопада нелегко отыскать. Снег занесет спящего зверька, и он выйдет из заснеженного гнезда, отряхнет свою шубку, и примется за завтрак.

Даже в самый сильный мороз гуляют в своих летних вольерах тигры. Играет на снегу львенок, зимует в одной клетке с медведем львица. Австралийские страусы эму, яркие индокитайские фазаны и индийские павлины часами роются на морозе в снегу.

Ученые зоологи из года в год терпеливо закаливают неженок, приучают их не бояться морозов. Крепкий морозец и пушистый снежок – не такая уж плохая штука, если к ним привыкнуть!

- Что интересного вы узнали о жизни животных жарких и холодных стран? Что делают ученые зоологи для того, чтобы животные могли выжить в суровые зимы?

Весна. Кап, кап, кап. Днем уже течет с крыш. Под кустами в тени, еще кое-где лежит снег. Звонко разбиваются о землю ледяные сосульки. По утрам морозит. Но для жителей Арктики такая погода похожа на лето в родных краях. Белые медведи и тюлени целыми днями лежат на солнышке. Загорают.

Бурая медведица в первый раз вывела из берлоги трех медвежат. Медвежата удивленно таращат глаза на белый свет. Здесь гораздо веселее, чем в темной берлоге.

Родившейся прошлым летом жирафенок подрос на зиму на целый метр. Недавно его вместе с матерью перевели из тесной зимней квартиры на просторную солнечную площадку. Жирафенок на радостях так резвился, так скакал и танцевал, что все не на шутку перепугались, как бы малыш не ушибся.

Взрослые лоси не выносят неволи. В неволе они ничего не едят. А вот маленьких лосят можно вырастить в зоопарке.

- Как ведут себя животные с приходом весны в зоопарке? Почему?

Итог:

- Почему необходимо охранять те или иные виды животных и растений? Что привело к уменьшению численности некоторых видов животных? (Уничтожение мест обитания; загрязнения воды, почвы, воздуха; неправильная хозяйственная деятельность человека.)

Составления полезных советов для посетителей зоопарка:

  1. Не спешите обойти весь зоопарк сразу. Остановитесь у клетки и наблюдайте. Вы увидите, что такие одинокие на первый взгляд ее обитатели на самом деле совсем разные, каждый со своим характером, повадками и даже внешностью.
  2. Не кормите животных! Конфеты, мороженое, печенья и даже … сосиски – вот далеко не полный перечень «человеческих лакомств», которыми потчуют животных, а им от них – огромный вред! Если бы вы знали, как мучаются потом, после ухода щедрых гостей, обитатели прудов и многочисленных вольеров и сколько усилий затрачивают врачи, чтобы вылечить, привести в норму объевшихся лакомок

Несуществующееся животное

Дата :  13 мая 2011 г.

Цели: сформировать представления о животных разных природных зон; познакомиься с условиями их жизни в разные времена года, с правилами поведения в зоопарке; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к животным.

Оборудование: энциклопедии птиц, животных, насекомых, растений Якутии; Красная книга РС(Я), презентации к уроку, фотоматериал.

        План:

  1.  Вступительная беседа
  2. Рассказ учителя о создании Красной книги
  3. Рассказы детей о животных и птиц занесенных в Красную книгу РС(Я)
  4. Путешествие по зоопарку в разные времена года.
  5. Составления полезных советов для посетителей зоопарка:
  6. Итог

МОУ – Чурапчинская начальная общеобразовательная школа

им. С.А. Новгородова

План-конспект открытого урока

по предмету: окружающий мир

        на тему: «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»

        ПРОВЕЛА:

                                                                                 Учитель: М. Н. Яковлева

Чурапча, 2011.

Лето. Очень рано, чуть свет просыпаются жители зоопарка. Звонко щебечут волнистые попугайчики, поют скворцы, смешно горланят попугаи. Совсем удивительно звучит утренняя песня редкой южно-азиатской обезьяны – чернолицего гиббона. Гиббон поет высоким нежным голосом, то радостно, то немножко грустно. Как будто славит своей песней жаркое солнце и грустит о далекой родине…

В зоопарке много детенышей. Вот тигренок. Его шерсть так ярка и пушиста, у него такая забавная мордочка с большими зелеными глазами.На площадке вместе живут и играют медвежата, львята, волчата.

Жарко. Животных тянет к воде. Купаются слоны. Принимают души бурые медведи и бизоны, белые медведи и бегемоты. Огромные кондоры часами сидят на своей скале под струей водопада. А малые птахи плещутся в поилках.

Только соболя и куницы – жители таежных лесов – прячутся от солнца в темные, прохладные домики.

Осень пришла и в зоопарке. Сорвала с кустов деревьев листья, засыпала дорожки. Идешь, а сухие листья под ногами шепчутся, шуршат.

На птичьих прудах шумно и оживленно. Птицы кричат, собираются кучками, размахивают крыльями. Им хочется лететь на юг, но птиц в зоопарке стараются удержать. Им насыпают много вкусного корма, а от сытной еды улетать не хочется. А там, глядишь и время прошло. И почти все птицы зимуют на прудах зоопарка.

Многим животным осенью хочется спать. Исчезли как-то в зоопарке монгольские сурки. Все, как один ушли под землю.

Крапчатый суслик еще в августе стал готовить себе зимнюю квартиру. Он все углублял свою норку, а конец этого подземного хода расширил. Суслик натаскал в нее пучки сена, свернулся клубочком и заснул.

Еще с осени начинается переселение тропических животных в каменные теплые дома.

Зима. Стоят суровые морозы. Зоопарк весь в снегу. Пушистым инеем покрыты ветки деревьев. Колючий ветер гуляет по аллеям парка. Хорошо в такую зиму северным животным – они привыкли к холодам. А вот каково обитателям жарких стран?

Обезьянки все лето беспечно прыгали в больших вольерах на солнышке и отлично себя чувствовали. Зима – опасное время для обезьян. Они легко простужаются, болеют, как люди, гриппом. В зимнем обезьяннике тепло и светло. Здесь горят особые лампы. Всю долгую зиму они заменяют обезьянам солнечный свет.

Олени часами стоят в своих загородках и подставляют ветру бока, будто и не чувствуют лютого холода. У оленей толстый слой жира под кожей, густая шерсть, и они не отдают окружающему воздуху ни капельки своего тепла.

Белого песца после снегопада нелегко отыскать. Снег занесет спящего зверька, и он выйдет из заснеженного гнезда, отряхнет свою шубку, и примется за завтрак.

Даже в самый сильный мороз гуляют в своих летних вольерах тигры. Играет на снегу львенок, зимует в одной клетке с медведем львица. Австралийские страусы эму, яркие индокитайские фазаны и индийские павлины часами роются на морозе в снегу.

Весна. Кап, кап, кап. Днем уже течет с крыш. Под кустами в тени, еще кое-где лежит снег. Звонко разбиваются о землю ледяные сосульки. По утрам морозит. Но для жителей Арктики такая погода похожа на лето в родных краях. Белые медведи и тюлени целыми днями лежат на солнышке. Загорают.

Бурая медведица в первый раз вывела из берлоги трех медвежат. Медвежата удивленно таращат глаза на белый свет. Здесь гораздо веселее, чем в темной берлоге.

Родившейся прошлым летом жирафенок подрос на зиму на целый метр. Недавно его вместе с матерью перевели из тесной зимней квартиры на просторную солнечную площадку. Жирафенок на радостях так резвился, так скакал и танцевал, что все не на шутку перепугались, как бы малыш не ушибся.

Взрослые лоси не выносят неволи. В неволе они ничего не едят. А вот маленьких лосят можно вырастить в зоопарке.

Лето – самый благоприятный период в жизни зоопарка. Но все животные чувствуют себя комфортно? Почему? Что необходимо соблюдать посетителям зоопарка? (Правила поведения в зоопарке.) – В конце нашего путешествия вы должны будете предложить правила для посетителей зоопарка.

ОСЕНЬ- Что особого вы заметили в жизни животных с приходом осени? Многих ли животных мы сможем увидеть? Почему? (Ответы детей)

Ученые зоологи из года в год терпеливо закаливают неженок, приучают их не бояться морозов. Крепкий морозец и пушистый снежок – не такая уж плохая штука, если к ним привыкнуть!

- Что интересного вы узнали о жизни животных жарких и холодных стран? Что делают ученые зоологи для того, чтобы животные могли выжить в суровые зимы?

Весна- Как ведут себя животные с приходом весны в зоопарке? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"...

План-конспект урока окружающий мир по теме: ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА. 4 класс

Целидеятельностиучителяспособствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации...

План-конспект урока окружающий мир по теме: " МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ" 4 класс

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»...

План-конспект урока окружающий мир по теме: "ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ " 4 класс

Целидеятельностиучителяспособствовать формированию представления о праздниках в России, их различиях и особенностях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации...

Конспект урока технологии,3 класс. Тема: «Зоопарк. Работа с бумагой. Изделие Птицы»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о технологии изготовления птицы из бумаги в технике оригами.Планируемые результатыПредметные: знать условные обозначения техники оригами на практи...