Главные вкладки

    Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Компас"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Цели:

    - изучить понятия «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта»;

    - учить пользоваться компасом.

     

    Задачи:

    - уметь формулировать учебную задачу;

    - отвечать на поставленные вопросы и рассуждать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass.rar14.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ермакова Оксана Владимировна

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснобогатырская средняя общеобразовательная школа»

    УРОК

    ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    (2 класс)

    Тема «Компас».

                                            

    Провела: Ермакова О.В., учитель начальных классов  МОУ «Краснобогатырская СОШ»


    Цели:

    - изучить понятия «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта»;

    - - научить пользоваться компасом.

    Задачи:

    - уметь формулировать учебную задачу;

    - отвечать на поставленные вопросы и рассуждать.

    Оборудование:

    - физическая карта полушарий;

    - карта Тульской области;

    - таблички «север», «юг», «запад», «восток»; «горизонт», «компас»;

    - маршрутные листы;

    - мяч;

    - компасы для каждого ученика

    Тип урока: комплексный

    Используемые технологии: проблемно-диалоговое обучение

    Формы обучения: групповая

    Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний.

    Учитель рассказывает историю

    - Мите очень нравилось отдыхать летом у дедушки в деревне. Они с дедом ходили по грибы, по ягоды, а иногда ходили рыбачить на озеро, которое находилось за лесом. Вот однажды они собрались в лес веников для бани нарубить. Тут Митя заметил, как дед взял с полки какую-то коробочку.

    - Наверное, семена будет собирать, - подумал Митя.

    Пошли они в лес, наломали веников да еще грибов набрали целую корзину. Вернулись домой. Опять дед достал коробочку и положил ее на полку.

    - Дед, зачем ты брал эту коробочку, - спросил Митя. Дедушка улыбнулся и ответил:

    - Это, внучек, не простая коробочка, а волшебная! В трудную минуту может пригодиться. Вдруг человек собьется с дороги, заплутает, тут-то она и выручит.

    - Так ты же ее ни разу не достал, - сказал Митя.

    - Да мне лес дорогу указывает, - улыбнулся дедушка

    Посмотрел Митя на коробочку и подумал, что ничего удивительного и волшебного в ней нет, да и в лесу никаких указателей не было, наверное, дедушка пошутил.

            Вскоре после этого собрались они на рыбалку. Но дедушка неожиданно заболел, и рыбалку пришлось отменить. Митя решил сделать подарок деду: сходить самому на озеро, наловить рыбы и порадовать дедушку.  

    Взял удочку и пошел.

            Идет по знакомой тропинке и вдруг около березы замечает гриб.

    - Вот хорошо, еще и грибов наберу, - обрадовался мальчик. Снял рубашку и стал грибы собирать. Один, второй, третий…вот и полная рубашка собралась, пора домой возвращаться. Оглянулся и замер – кругом лес, а в какую сторону идти и не знает. Заплакал Митя:

    - Что же я не взял ту коробочку? Дедушка говорил, что она волшебная. Вот попросил бы ее, она вмиг меня к дому доставила бы.

            Эта история закончилась благополучно. Неподалеку жил лесник. Он услышал крики мальчика, нашел его и отвел домой. Досталось же Митьке от деда!

            В тот же день попросил Митя дедушку рассказать ему о волшебной коробочке. Дед не только объяснил волшебные средства этого предмета, но и подарил его Мите.

            С тех пор прошло много лет. Митя вырос и стал путешественником. Но куда бы он ни направлялся, всегда в кармане держал верного друга и помощника – волшебную коробочку, подаренную дедом.

    Учитель:

    - Заинтересовала вас эта история?

    -Как вы думаете. Что лежало в этой коробочке?

    (Выслушивает ответы детей)

    Учитель

    - Сейчас я раздам конверты, в которых лежит предмет, о котором шла речь в рассказе.

    (Раздает конверты с компасами)

    Учитель

    - Что это за прибор? Для чего он нужен?

    - Умеете ли вы им пользоваться?

    (Выслушивает ответы детей)

    2. Постановка учебной задачи

    Учитель

    - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

    (Учиться пользоваться компасом)

    1. Поиск решения учебной задачи.

    Учитель

    - Рассмотрите внимательно компас. Что означают буквы?

    - Давайте выясним, для чего эти буквы предназначены.

    А) Определение сторон света.

    Учитель

    - Посмотрите в окно и перечислите все, что вы видите. Как это можно назвать одним словом?

    Подсказка: это слово происходит от греческого и означает «намечать границу», по-гречески оно звучит горидзо».

    (Обучающиеся вместе с учителем выводят понятие «горизонт» - видимое пространство)

    Учитель

    - Теперь встаньте, повернитесь ко мне спиной, налево, направо, ко мне лицом.

    - Сколько раз изменился горизонт? Сколько сторон вы поменяли?

    (Дети делают вывод: горизонт имеет четыре стороны).

    На стенд учитель помещает табличку:

                                                                     ри        зо

                                                                   

                                                                    го

    нт

    Учитель

    - В далекие времена люди дали название каждой стороне.

    Название одной из сторон произошло от siaurys что в переводе с литовского означает «холодный ветер».

    - Какую сторону света мы обозначим севером? В этом нам поможет карта. Как называется самое холодное место на земле? (Северный полюс). 

    - Укажите, где он находится. (Дети показывают на карте).

    Учитель

    - Таким образом, табличку «север» мы должны разместить в верхней части.

    - Назовите антоним к слову «холодный». (Дети вспоминают, что такое антоним и называют слово «теплый»).

    Учитель

    - А где всегда бывает тепло?

    - Если понятия «теплый» и «холодный» являются противоположными по смыслу, то в какой части карты мы должны поместить табличку «юг»?

    - Кстати, слово «юг» произошло от греческого  auge – что значит «блеск», «сияние»).

    - Теперь прочитайте названия полушарий

    (Учащиеся читают: восточное полушарие)

    Учитель:

    - Почему оно так называется, как вы думаете?

    - Теперь прочитайте название другого полушария

    (Дети  читают «западное полушарие» и объясняют, почему оно так называется. Делают предположение, что восток – это сторона, где солнце восходит, а запад – где западет за горизонт.  Учитель прикрепляет таблички «восток», «запад»).

    Учитель

    - Посмотрите на компас. Теперь вы можете сказать, что означают буквы С, Ю, З, В?

    (Дети отвечают).

    4. Физкультминутка.

    - Сделайте шаг на юг, два шага на запад, повернитесь на восток, шаг на север и т.д.

    5. Первичное закрепление.

    Работа проводится по карте Тульской области.

    Учитель:

    - Определяем направления городов Тульской области

    - Представьте себе, что вам нужно из Красного богатыря  попасть в Тулу пешком. Потом из Тулы добраться до Ясногорска, из Ясногорска – в Серебряные пруды, а затем вернуться в Красный богатырь. Возьмите компасы и определите, в какую сторону нам нужно двигаться. Какая деталь нам укажет дорогу? (Стрелка)

    Учитель:

    - Вокруг нас есть магнитное поле. Мы его не видим и не чувствуем. Это поле и поворачивает стрелку. А намагниченные предметы имеют свойство всегда устанавливаться на север.

    Учитель:

    -  Как вы думаете, какое направление всегда будет указывать стрелка? (На букву «С»).

    Учитель:

    - Повернитесь лицом на север, посмотрите на карту, где по отношению к северу находится Тула? (На западе). Значит в Тулу мы пойдем на запад.

    -  А какое направление мы выберем, чтобы попасть из Тулы в Ясногорск? ( Север)

    -  Теперь из Ясногорска пойдем в Серебряные пруды. Какое направдление мы выберем? (Восток)

    (Дети тренируются в определении маршрута)

    - Ну и наконец нам нужно вернуться домой. В каком направлении находится наш дом, если мы сейчас в Серебряных прудах? (Юг)

    Ясногорск                                Серебряные пруды

    Тула                                        Красный богатырь

     

    6. Самостоятельная работа «Определение промежуточных сторон»

    Учитель:

    - Сейчас мы поделимся на группы и определим маршрут по направлениям. Чтобы выполнить эту задачу вам самостоятельно нужно прочитать информацию, помещенную на карточке.

    (Выдает карточки с информацией о промежуточных сторонах света: СЗ, СВ,ЮЗ, ЮВ.  Выдаются направления. Одна группа должна определить, где находится д. Савино, другая – где находится село Гремячее).

    Первомайский

            

                    Красный богатырь

    Савино

                            Беломестное

            

                    Красный богатырь

    Гремячее

    Проверка задания.

    7. Продолжение работы над темой.

    Учитель

             - Вспомним историю, которую я рассказывала в начале урока. Допустим, мальчик знал, как пользоваться компасом. Смог бы он определить, в какую сторону ему нужно возвращаться?

    (Выясняется, что компас бесполезен, если ты не знаешь, в каком направлении ушел от населенного пункта)

                Учитель

    - А теперь решите задачу.

    - Корабль шел на восток. В каком направлении он должен вернуться?

    (Дети определяют, что когда мы идем в одну сторону, то возвращаемся в противоположную)

    8. Итог.

    - Теперь подытожим все, о чем мы говорили на уроке.

    - Что необходимо знать, чтобы уметь пользоваться компасом и чтобы в случае беды он помог нам?

    (Учитель  по пунктам записывает на доске все высказывания обучающихся

    1.Чтобы пользоваться компасом, нужно знать, в какой стороне света находится твой населенный пункт.

    2. Стрелка компаса всегда указывает на север.

    3. Возвращаться нужно в противоположную сторону.

    4. Населенные пункты не всегда находятся строго на севере,на юге, на западе или востоке. Кроме основных сторон света, указанных на компасе, есть и промежуточные).

    9. Домашнее задание.

    - Представьте, что ваш компас вышел из строя. Как в этом случае вы бы могли вернуться домой? Прочитайте об этом в учебнике на стр.74. Это будет темой нашего следующего урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

    Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

    Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

    Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

    Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

    Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

    Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

    Урок помогает владению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль», «право». Урок способств...

    Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

    Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...