Леса России. Растительный и животный мир лесных зон.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Дрозд Татьяна Николаевна

Урок в 4 классе по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesa_rossii.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Дрозд Татьяна Николаевна

Программа: Школа России

Предмет: Окружающий мир

Учебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков

Раздел: Природа России

Место урока в изучаемой теме: 5  урок

Время реализации урока: 40 минут

Год: 2013/2014 уч. г.

Класс: 4 «В»

Тема урока: «Леса России. Растительный и животный мир лесных зон.»

Цель: Создание условий для формирования понятия «лесная зона».

Задачи урока:

     Образовательные:

- Знакомить с особенностями зоны лесов России.

   Развивающие:

- Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность;

- Развивать мышление, воображение, внимание, речь.

  Воспитательные:

- Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, бережного отношения к природе.

Тип урока: Усвоение новых знаний

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- Интерес к изучению предмета;

- Осознание себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы;

- Осознание роли леса для жизни растений и животных.

- Эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

- Первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки;

- Оценка собственной деятельности на уроке;

- Самоопределение.

Предметные УУД:

- Применение знаний о природной зоне России, ее растительном и животном мире в новых ситуациях для решения практических задач;

- Принятие коллективного решения в процессе совместной деятельности;

-  Овладение навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы;

- Наблюдение и фиксация явлений окружающего мира;

- Выделение характерных особенностей природных объектов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Принятие алгоритма выполнения учебной задачи;

- Целеполагание;

- Проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- Регулирование учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы

Познавательные УУД:

- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели,  проблемы;

-Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях животного и растительного мира

 лесной зоны и обсуждение полученных сведений;

- Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

- Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;

-Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

- Проявление интереса к общению и групповой работе;

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

- Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- Управление поведением партнера, коррекция действий партнера.

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Групповая

- Фронтальная

- Индивидуальная

Оборудование:

Для учителя:

- Учебник для четвертого  класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков

- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск с презентацией, карта природных зон

Для учащихся:

- Учебник для четвертого  класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков

- Энциклопедии, справочный материал, рефераты

- Тесты, лист самооценки, клей, карточка с домашним заданием.

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча-ние

Планируемые результаты

1.

Организационный (2 мин)

Цель: Создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку

«1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок окружающего мира!»

- Интересный урок сегодня у нас, к нему готовился каждый из нас. Вам, я думаю, всё по плечу, ведь я Вас четвёртый год уже  учу. И знаю, что каждого ждёт свой успех, а я, как всегда, болею за всех!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Метод:  стимулиро-вание и мотивация учащихся

2.

Постановка учебной задачи (2 мин)

Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог,

планирование работы

Выдвигает проблему

-Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке?

«- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою 
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

( о лесной зоне)

-Что мы можем узнать о ней?

(где расположена, какие растения растут в лесной зоне, какие водятся животные..)

- Вы хотите, чтобы я вам рассказала тему, сами будете изучать, или совместно?

Читает стихотворение ученик

Ставят перед собой учебные задачи

Отвечают на вопрос

Слайды 2-7

Метод постанов-ки учебной задачи: побуждающий от проблем-ной ситуации диалог, подводя-щий к теме диалог.

Карточки:-расположе-ние;- погодные условия;-земная поверх-ность: растения; животные..

Познавательные УУД:

- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели,  проблемы

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

3.

Актуализация знаний (5 мин)

Цель: Создание условий для активизации знаний через беседу

– Ребята, а тема леса для нас совсем новая, или мы что-то знаем уже о лесе? Давайте вспомним. Что такое лес? (Лес – это сообщество из деревьев, кустарников, мхов, лишайников и грибов.)

– На какие две группы вы разделили бы деревья, растущие в лесу? (Хвойные и лиственные.)

– (Показ лесной зоны на карте) Каким цветом она обозначена? (Зелёным.)

– Что можете сказать об этой зоне, глядя на карту?

– Эта природная зона самая большая. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира).

Отвечают на вопросы

Метод: словесный

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

4.

Работа по теме урока (20 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Формулирует задания

1- Для дальнейшего изучения темы , мы как юные ученые разделились на 3 группы: географы, ботаники и зоологи. Вы самостоятельно искали материал и сегодня, обобщив свои знания, сможете поделиться с ребятами с тем, что удалось найти, своими исследованиями.

 - Географы расскажут нам о географическом положении зоны леса, дадут характеристику земной поверхности

- Ботаники- о растительном мире лесной зоны

- Зоологи о животном мире лесной зоны. Не забудьте выбрать выступающего, ваша задача рассказать о том, что узнали так, чтобы ребята вас поняли.

При подготовке можете использовать материал учебника, справочный материал, энциклопедии, словари, картинки растений и животных, гербарии растений и грибов, весь собранный вами дополнительный материал.

- У вас для работы  в группах лежат листы для взаимоконтроля и взаимооценки. Если справились с работой очень хорошо-зеленый кружок напротив этапа приклеить, если хорошо, но с ошибками, недочетами – желтый кружок, плохо поработали –красный кружок.

-Оцените обсуждение в группе, все ли принимали участие, все ли были активны

2.а) Рассказ географов(примерный)

«Зона лесов протянулась широкой полосой от Балтийского моря через всю страну до берегов Тихого океана. Она находится южнее зоны тундры. Значит, получает большее количество тепла. Расположена в основном в умеренном поясе. Ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и тёплое лето Зона лесов большей частью расположена на Восточно–Европейской и Западно–Сибирской равнинах, а также на Средне–Сибирском плоскогорье. лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

Б) Рассказ ботаников(примерный)

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи . Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса  сменяются широколиственными, в которых растут клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

(Дополняю рассказ фильмом)

-Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

- Грибы – особое царство природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Какие грибы вы знаете? О чём должен помнить грибник? (При сборе грибов нельзя повреждать грибницу. Для её восстановления потребуются годы.)

Основное правило при сборе грибов: не собирай грибы, которые не знаешь.

- Какие цветы растут в лесу?

По преданию, ландыш появился из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Ландыш издавна считается целебным растением. Капли ландыша помогают при заболевании сердца. А плоды ландыша ядовиты. Иногда красота может быть опасной. Знаете ли вы, что среди цветов есть и ядовитые?

Волчье лыко – красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд – дафнин. Если он попадает на кожу, вызывает сильное раздражение. Волчья ягода созревает поздней осенью. Если люди пробуют их – получают сильное отравление

Вороний глаз – если увидишь четыре широких листа, а между ними чёрную круглую ягоду – это растение вороний глаз. Ягода эта очень красива, но ядовита.

В) Рассказ зоологов(примерный)

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь.. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

-О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

- Оцените выступление группы.

Работа в группах с различными источниками

Знакомство с листом самооценки

Обсуждение

Оценивают свою деятельность

Выступают представители групп

Просмотр фильма

Оценивают работу группы

Метод:   словесный, проблем-ный, наглядный,практичес-кий

Перед выступлениями физминут-ка

Слайд-8

Метод: наглядной передачи информа-ции

 

Слайды-

9-17

Слайды-

18-21

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Физкультминутка (1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

«Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носочках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.»

Выполняют движения

5.

Первичное закрепление (5 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

- Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Организует выполнение работы

 Блиц – турнир «Я знаю лес»

1. Что на карте природных зон изображено темно-зеленым цветом? (тайга)

2. Назовите дерево: «Высокое,  стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые» (Сосна)

3. Какое дерево сбрасывает иголки?   (лиственница)

 4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

5.Какое дерево является символом России? (Береза)

6. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

-Оцените как вы справились с тестом

- Ребята, как вы думаете, мы все с вами узнали про лес? Больше тайн нет никаких у леса?  Cуществуют ли экологические проблемы в лесной зоне? (вырубка леса, охота, пожары…)

«Не руби берёзы белой,

Не губи глуши лесной.

Не губи и зла не делай,

А особенной весной.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.»

- Об этих проблемах поговорим подробнее на следующем уроке.

Выполняют задание

Вписывают ответ

Оценивают работу группы

Метод:  организа-ция учебно-познава-тельной деятельно-сти

У каждой группы карточка

Слайд-22

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, коррекция действий партнера

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

- Удалось ли нам выполнить то, что наметили?

- Что показалось особенно трудным?

- Посмотрите на свои оценочные листы, выведите среднюю оценку своей работе. Возьмите соответствующий кружок большой и поместите его на доску. Например, если все кружки красные, то красный, если больше желтых-желтый и т.д.

- Смотрим как поработали группы, как вы себя оценили

Отвечают на вопросы

Прикрепляют кружки

Личностные УУД:

Оценка, самооценка 

собственной деятельности на уроке

7.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

Своими знаниями с кем мы можем поделиться? У нас в школе учатся дошколята, давайте для них приготовим книжку о лесах России. Туда можно включить рисунки, интересные сведения о лесе, о растениях, о животных, стихи и т д. Может быть кто-то сделает презентацию, или поделку.

-Поэтому дома у вас будет задание прочитать материал учебника и творческое задание (на кленовых листочках) Спасибо за урок!

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Прием: дифферен-цированное задание (карточки)

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Растительный и животный мир тропических лесов"

В презентации представлены фотографии и краткий информационный материал по теме урока ( программа  " Школа 2100")...

Презентация "Растительный и животный мир России"

Материал для использования на уроках окружающего мира, во  внеклассной работе по окружающему миру....

Конспект урока по теме " Смешанные леса. Растительный и животный мир смешанного леса."

Данный урок разработан к учебнику "Окружающий мир 3 класс"   Н. Я Дмитриевой и А.Н. Казакова. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Эта методическая разработка  по - моему мнен...

Исследовательская работа "Изучение растительного и животного мира в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период"

С помощью данного исследования мы попытались ответить на вопрос: есть ли жизнь в зимнем лесу?...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Методическая разработка игры «Поле чудес» «Лес – наше богатство. Растительный и животный мир Шипова леса.»

В игровой форме идёт разговор о природе, о том,что «Лес – наше богатство», но оно нуждается в нашей помощи, в его сохранении....

технологическая карта урока по окружающему миру. Тема: " Леса России. Растительный мир лесных зон».

Цели:создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения грани...