Урок окружающего мира в 4 классе по теме "У Черного моря"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Комарова Татьяна Владимировна

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " У Черного моря".

Это ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия учащиеся услышат  и увидят много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме:  «У Чёрного Моря»

(Окружающий мир. 4 класс)

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.

Совершенствовать речь, умение наблюдать.

Воспитывать бережное отношение к природе

Развивать речь, память, мышление

Оборудование:

Карта природных зон; картины «Пустыня. Зона лесов. Черноморское побережье Кавказа», презентация  «Черноморское побережье Кавказа»,  «Пустыня», «Животные Черного моря»;  гербарий, глобус, тест.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока(слайд 1, 2. –презентация:  «У Черного моря»)

      -    Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

 Где много солнца и теплая морская вода,

 Субтропики России раскроют тайны нам,

 Узнаем, что за звери обитают там,

                 Какие растения там растут,

            Почему так природную зону зовут.

В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями.

Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.

  1. Проверка знаний и умений

- В каких природных зонах мы уже побывали? (показ по карте природных зон)

- дать тест одному ученику

- у доски –задание (экологические проблемы пустыни)

- Проститься с пустыней не будем спешить –

  О ней сейчас мы будем говорить.

  Пустынь в России немного у нас

  О географическом положении и климате послушаем рассказ.

- У нас на прошлом уроке ребята брали задание по желанию.

а) - Кто у нас хочет ответить на этот вопрос? ( ответ ученика) –слайд 5, 6, 7, 8, 9 – презентация:  «Пустыни»)

 б) - Как растения приспосабливаются к климатическим условиям пустыни?

.--- кто желает ответить? – слайд 10, 11 –презентация: « Пустыни»)

в) - Какие животные населяют пустыню?  (слайд 12, 13, 14, 15 – презентация:  «Пустыни».)

- Проверка задания на доске – объяснить почему?

       - Выберите таблицу с изображением пустыни. Объясните, почему в  

        пустыне такая пышная растительность. Это оазис. – слайд 24. – презентация:  «Пустыня».    

         Игра «Да –нет»

  1. Пустыня – это место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
  2. У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)
  3. В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (- )
  4. У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо них – зеленые веточки. (+ )
  5. Самое быстрое  животное пустыни – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (- )
  6. Самый чуткий в пустыне клещ – он бежит к человеку за 5 м. ( + )
  7. Самая сонная в пустыне  - обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь 5 лет. ( + )
  8. Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человек. (+ )
  9. В пустыне непривычно и непонятно: озера без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли. ( + )

Физминутка – звучит музыка (Шум моря)

- Мы с вами побывали в пустыне,

нам жарко и сейчас мы побываем на берегу моря.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте, что вы сидите на теплом морском песочке,

Поиграйте с ним.

А сейчас расслабтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Мы слышим шум моря, прибой волны

И шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит:

 «Расслабься, успокойся, отдохни.

 Почувствуй чистый воздух моря,

Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину.

Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите.

Потянитесь, улыбнитесь,

Глаза откройте, проснитесь.

I I . Работа над новым материалом.

Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать,

а зону субтропиков России изучать.

- На каких черноморских курортах вы отдыхали?

- Расскажите о своих впечатлениях.

- Чем вам запомнились природа и климат этой части страны?

- на доске 

«Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона» ( -слайд 3 –  презентация:  « У Черного моря»).

-Что же обозначает слово «субтропики»?

(Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора)

- а что означает приставка «суб-»?

- В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны. Зона субтропиков занимает небольшую территорию на берегу Черного моря. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой  – Черное море. В  расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте  выясним, в чем здесь секрет.

- Как вы думаете, когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером)

- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает.  В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы изучаем? (В умеренном, но ближе к Северному тропику.  Значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи).

- Солнце за лето нагревает море, а оно зимой отдает свое тепло побережью.

Климат (слайд 4) – презентация:  «У Черного моря».

Демонстрируется слайд с фотографиями, иллюстрирующими погоду субтропиков в разные времена года. Информация на слайде: “Климат в субтропиках значительно теплее, чем в других российских регионах. Лето очень долгое и жаркое. Зима короткая и умеренно холодная. Зимой температура держится почти все время выше нуля”.

Учитель: Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья. (Высокие горы ограждают узкую полоску побережья от холодных северных ветров.)

Каким образом Черное море и горы Кавказа влияют на влажность побережья? (С поверхности Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в облака, из которых выпадают обильные дожди.)

Солнце так же высоко стоит над горизонтом в летние дни, что и в пустыне. Но почему в пустыне нет обилия осадков? (испарение во много раз превышает количество выпадение осадков)

Ш. Самостоятельная работа. (Раздать небольшие тексты для подготовки)—5 минут.

Выступления детей.  Растительный мир  (слайд 5) –  презентация:  «У Черного моря».

Демонстрируются слайды с фотографиями субтропических растений, произрастающими на черноморском побережье.

 Учитель:  Почему растительный мир здесь очень разнообразен и богат?  Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.

Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.

Растениеводство в субтропиках- (слайд 6) – презентация:  «У Черного моря».

Демонстрируется слайд с фотографиями субтропических культур Причерноморской зоны: апельсин, мандарин, лимон, инжир, фейхоа, хурма, киви, чайный лист.

Учитель: Как человек использует благоприятные условия для выращивания плодовых растений?

(Ответы детей)

Растениеводство

Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)

 В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только  здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым.

Растениеводство

Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины.

Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.

Животный мир - (слайд 1, 2 – презентация: « Животные Черного моря»))

Демонстрируется слайд с фотографиями животных (заяц-русак, белка, енот, лиса).

Учитель: Почему, отдыхая на Черноморском побережье, мы не можем видеть крупных животных? (потому что, на побережье располагаются

пляжи, санатории, населенные пункты.)

Животный мир

Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году,  чтобы взять под  охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить  численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.

Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.

Демонстрируется слайд с изображениями насекомых (цикада, богомолы, саранча) (слайд 3 – « Животные Черного моря»))

(Ответы детей)

Насекомые.

Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.

А кто - нибудь видел богомола? А знаете ли вы что это хищное насекомое. Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.

Насекомые

Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике.  Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает     опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.

Насекомые.

В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть.

 (слайд 4 – «Животные Черного моря») Фотографии морских птиц (чайки, бакланы)

Птицы

 Домом для многих  птиц стало побережье  Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей.  Птицы побережья питаются, в основном,  рыбой.

 В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.

(Учитель:  Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.

 (Слайд 5, 6, 7, 8 –  «Животные Черного моря»)

Демонстрируется слайд с фотографиями морских обитателей (медузы, дельфины, камбала и др.).

(Ответы детей)

Морские обитатели

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат - хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие,  иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные,  легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.  

Всероссийская здравница (слайд 11 –презентация «У Черного моря»)

Демонстрация слайдов с фотографиями черноморских курортов: пляжи, леса, горы.

Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период.

  1. Как вы думаете почему?

 (для отдыха и лечения)

2.Где можно отдыхать и лечиться?

(на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.)

3. А какие курортные города вы знаете?

 (Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи)

4. Какой вред наносят природе отдыхающие “дикари”?

 (Они обрывают цветы, ломаю деревья, разжигают костры, оставляют надписи на скалах и на стволах деревьев, выбрасывают мусор, уничтожают медуз, ловят крабов)

5. Почему многие люди стремятся попасть на берег Чёрного моря в летний период?

 (прежде всего, возможностью поправить своё здоровье, увидеть дивную природу, памятники прошлого)

6. Для чего нужно беречь и охранять природу Черноморского побережья?

(чтобы сохранить её такой же прекрасной и удивительной, с уникальным растительным и животным миром)

7. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?  

Прочитать по учебнику стр.137 -  в рамке «Внимание!

.(бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор; соблюдать правила поведения на воде, купаться только со взрослыми; не злоупотреблять солнечными лучами, носить головной убор.)

8. Экологические проблемы : Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его .(стр. 137.)

  1. Закрепление изученного материала.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа” (слайд 12-13 –презентация  «У Черного моря»)

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

IV. Итог урока.

 (Слайд 14 -  презентация « У Черного моря») –(включить музыку «Шум моря»).

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

А.С. Пушкин

V. Рефлексия, оценивание учащихся, самооценка

VI. Домашнее задание

Стр. 132 – 140, о редких растениях и животных.

Подготовить сообщение об обитателях Черноморского побережья.

Экологические проблемы Черноморского побережья.

 Сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Из – за небрежного отношения к природе стали редкими: жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный. Они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина. Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.

Обитатели моря.

В море добывают себе пищу разные птицы: чайки. Бакланы.

Удивительны морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.

Морская игла – это маленькая и тоненькая рыбка. Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не бросают сородичей в беде. Они спасали и людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

Урок окружающего мира на тему: РАЗНООБРАЗИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ВОДОЕМОВ. МОРЯ И ОКЕАНЫ.

Урок окружающего мира на тему: РАЗНООБРАЗИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ВОДОЕМОВ. МОРЯ И ОКЕАНЫ. Урок составлен для обучающихся 3 класса по программе Поглазовой....

Урок окружающего мира по теме "Первый шаг из моря на сушу" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Первый щаг из моря на сушу", Материал разработан на основе программы "Школа 2100"...