Урок окружающего мира в 1 классе "На грибной полянке" (УМК "Гармония")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Щуренкова Любовь Юрьевна

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "На грибноай полянке" (УМК "Гармония"). Презентацию к уроку можно посмотреть и скачать на сайте proshkolu.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_gribnoi_polyanke.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

(ОБЖ + окружающий мир)

для 1-го класса "НА ГРИБНОЙ ПОЛЯНКЕ (Многообразие грибов)"

Щуренкова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов

Предмет:

Окружающий мир и ОБЖ.

Класс:

1 класс.

Место занятия в структуре образовательного процесса:

Урок по учебному плану, по учебнику О.Т.Поглазовой “Окружающий мир”, 1 часть.

Тема урока по учебно-тематическому плану:

Многообразие грибов

Форма урока:

Интегрированный урок.

Цель:

Обобщить занятия детей о лесе и о взаимосвязях, существующих в лесу.

Сформировать представление об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов.

Сформулировать правила сбора грибов и недопустимости определения вида грибов на вкус.

Формировать знания по оказанию первой медицинской помощи при отравлениях грибами.

Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование:

Магнитофон и пленки с аудиозаписью звуков природы; муляжи грибов; компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход занятия

1. Сообщение темы и целей занятия.

- Тему урока узнаем, разгадав загадку: “Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком”. (Гриб мухомор)

Презентация

Тема урока “На грибной полянке”. СЛАЙД 1

Цели урока:

  • Изучим строение гриба;
  • Найдем различия между съедобными и несъедобными грибами;
  • Сформулируем правила сбора грибов;
  • Изучим правила первой медицинской помощи при отравлении грибами.

- В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос: “Грибы - враги или друзья?”

- Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.

2. Встреча с лесом.

Поможет нам в изучении темы зеленый друг:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Что называют словом лес? (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)

Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)

Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.

(Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).

СЛАЙД 2

Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Лес пускает нас к себе в гости.

Сегодня мы с вами отправимся за грибами. Знаете вы, где растут грибы?      (В лесу)

Стихотворение читает Д.Лаевский (З. Александрова)

  • Разбежались по полянке
  • Мухоморы и поганки,
  • Чтобы сбить тебя с пути
  • И от белых отвести.
  • Там, где солнышко пригрело,
  • Задержаться можно смело,
  • Значит, здесь семья мастят
  • Или рыжики стоят.
  • А под ёлкой, а под ёлкой
  • Кто-то спрятался в иголках,
  • В тёмной шляпке набекрень
  • Боровик укрылся в тень.
  • А весёлые ребята –
  • Тонконогие опята –
  • Притаились возле пня
  • И кричат: «Ищи меня!»
  • Нам и лето, нам и осень
  • Чудеса всегда приносят,
  • Но грибы, что дарит лес, -
  • Это чудо из чудес.

3. Новый материал. Рассказ учителя:  СЛАЙД 3

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.

Весной мы собираем  грибы подснежники – сморчки.  Летом, когда колосится рожь - колосовики.

СЛАЙД 4

А самая грибная пора – осень. Много любителей лесных  прогулок приходит к нам в гости в эту пору и возвращаются домой с полными корзинами.

СЛАЙД 5

Давайте поиграем. Отгадайте загадки, но сразу даю подсказку – речь пойдет о съедобных грибах.

СЛАЙД 6

  • Стоит Лукашка,
  • Белая рубашка,
  • А шляпа надета
  • Шоколадного цвета. (Белый гриб)

СЛАЙД 7

  • Под осиной мужичок,
  • На нём красный колпачок. (Подосиновик)

Осиновик. Этот гриб иногда называют подосиновик, краснюк, красноголовик. Славится своим хорошим вкусом в жареном виде, используется также для супа и сушки. Единственный его недостаток- это то, что пока его очищают, моют и режут, он темнеет. Растет главным образом под осинами и похожих на осиновик опасных грибов нет.

СЛАЙД 8

  • Под берёзой старичок,
  • На нём бурый колпачок,
  • И пиджак с пестринкой,
  • А сапожки с глинкой. (Подберезовик)

Нередко его называют подберезовик, колосовик, обабок. По вкусу березовики мало уступают белым грибам, их также жарят, варят, маринуют, солят, сушат.

СЛАЙД 9

  • Очень дружные сестрички
  • Ходят в рыженьких беретах,
  • Осень в лес приносят летом
  • Золотистые…. (Лисички)    СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

  • Стоит мальчонка,
  • Замаслена шапчонка. (Маслёнок)

СЛАЙД 12

  • Нет грибов дружней как эти,
  • Знают взрослые и дети.
  • На пеньках растут в лесу,
  • Как веснушки на носу. (Опята)

СЛАЙД 13

  • Вдоль лесных дорожек
  • Много белых ножек,
  • В шляпах разноцветных
  • Издали приметных
  • Собирай, не мешкай
  • Это … (Сыроежки)

Есть ещё очень много грибов, просто посмотрите: ЭТО -

СЛАЙД 14 - волнушка

СЛАЙД 15 - свинушка

СЛАЙД 16 - моховик

СЛАЙД 17 – чёрные грузди

СЛАЙД 18 – горькие грузди

СЛАЙД 19 – дождевик, шампиньон, рыжик, масленок.

- Как понимаете народную поговорку: “Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут”?

Теперь загадки о несъедобных грибах.

СЛАЙД 20

  • Всем известен с давних пор,
  • Гриб нарядный – мухомор
  • На высокой ножке,
  • В юбке перелинке
  • А на красной шляпке –
  • Белые снежинки. (Мухомор) СЛАЙД 21

СЛАЙД 22

  • Есть старуха вредная,
  • На ней шляпа бледная,
  • И нога в ботинке,
  • На чулке пестринки.
  • Кто к ней прикоснётся,
  • Тот не проснётся. (Поганка) СЛАЙД 23

Рассказ про поганку А.Абрамов.

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

Рассказ о ложных грибах П.Кузнецова.  СЛАЙД 24  и СЛАЙД 25

Ядовитые грибы - обладают токсичностью, не исчезающей после обработки!  Отравления - иногда заканчиваются смертельным исходом! СЛАЙД 26

4. Строение и значение грибов. СЛАЙД 27 + работа с учебником.

- Наши леса славятся грибами.

- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

- Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.

- Что находится в земле? Грибница.

- Что называют грибницей? (Грибница- это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3-7 дней.)

Рассказ о лекарственных грибах Н.Матвиевская

СЛАЙД 28, СЛАЙД 29, СЛАЙД 30, СЛАЙД 31, СЛАЙД 32

Рассказ о том, как человек заставил работать грибы на себя М.Шкатова.

- Как вы думаете, кто в лесу питается грибами?

- Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами. СЛАЙД 33

Вывод: В природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

5. Физкультминутка.

6. Правила сбора грибов. СЛАЙД 34

- Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы?

Как вы думаете, что может означать этот знак?

(Нельзя срывать грибы, их надо срезать ножом, что бы не повредить грибницу)

(Нельзя пинать грибы ногой, потому что они нужны зверям)

7. Работа с тестом.

СЛАЙД 37                 - Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны.

  1. Ядовитые грибы лесу не нужны.
  2. Ядовитые грибы надо уничтожать.
  3. В лесу нужны все только съедобные грибы.
  4. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

- Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему выбрали 4 высказывание?

СЛАЙД 38                 - Что нужно сделать? Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий ли это белый  гриб или ложный?

  1. Оставить его на месте.
  2. Срезать и взять с собой.
  3. Попытаться определить его на вкус.
  4. Спросить у друзей или родственников.

СЛАЙД 39          - Что нужно сделать? Вы на полянке увидели мухомор. Что вы сделаете?

  1. Пройду мимо.
  2. Собью его палкой или ногой, т.к. он вреден для человека;
  3. Раздвину траву, чтобы его лучше было видно;
  4. Вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.»

Вывод: В природе лишних растений нет!

Узнай гриб по описанию М.Гринявская

8. Итог занятия

- Какая была тема урока?

- Какой вид работы понравился?

- Что узнали нового о грибах?

- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...